VK>Мне приходилось участвовать не в одном эскизном проекте подобного рода, поэтому я представляю, что там должно быть.
Я, к сожалению, представляю себе это лишь сугубо интуитивно.
Мысль такая: при действительно значительном "грузопассажиропотоке" (скажем, n "Энергий" в год), и при этом при необходимых затратах на сооружение эффективной рем.базы (однократных затратах, заметте!), опять-таки, наобум Лазаря, n/2 "Энергий", оценки могут быть и иными. Стоимостная сторона, я думаю, это не есть экономическая оценка в полном объеме. Если что-то можно сделать только задорого (операцию на сердце, например) и никак иначе? - наверное, это все же будет делаться...
Если мы НАЦЕЛИВАЕМСЯ на космическую деятельность определенной (значительной) интенсивности, реальная экономическая оценка большого спутника становится очень нетривиальной (интересно, а если так назвать: LDOP - Long Duration Orbital Platform, как вам мой английский?)
(Заметте - я ведь не говорю, однозначно положительной. Труднооцениваемой. И тогда ДРУГИЕ факторы могут решать)
ПостороннийВ>Экономический фактор - лишь один из числа многих, определяющих выбор стратегии.VK>Да ну? Демагогия чистой воды. Какой стратегии? Выбор кем? Ну, и так далее. Интересно, что, кроме экономики, может влиять? Политика? Которая надстройка над экономикой? Наука? Которая на службе у политики? Можт быть, пресса? Общественное мнение? Черт, фантазии не хватает, ей-бо.
Интересно, какой же был исходный экономический расчет на космос?
Кроме военного - что-то я не в курсе. Тем более, на уровне конкретно-цифровой оценки... так, некое смутное представление: вроде и неплохо иметь... и может быть получится сделать то-то и то-то (например, експерименты на предмет возможности связи через спутник. Конечно, это дико дорого и в сто раз менее надежно, чем трансатлантический кабель, но, может быть, в отдаленном будущем...).
Центры стратегического планирования (какой-нибудь Госдеп в США) пока еще существуют. Кто-то же готовит космический бюджет на утверждение конгресса. Если у нас их нет или они нефункциональны (или вместо них наличествует какое-то "местоимение", процесс, скажем, сугубо лично заинтересованного лоббирования...) - значит - "...и продолжается полет..."... ну чтож, у всякого колодца где-то дно есть, "все еще впереди...".
VK>Вы, как я заметил, полемист опытный
Весьма польщен... боюсь, что по-жизни - реже. Чем и хорош Интернет - можно и душу отвести и за личность не опасаться...
VK>Вы - юрист?
Ну-у-у... нет. Пока не скажу. (...пожалуй, немец. - М.Булгаков, известное произведение)
VK>Вы посторонний, и не варились в кухне решения технических вопросов
Кабы знал - не спрашивал бы.
VK>Вам трудно признать, что Ваша блестящая (как Вам казалось) идея не принята людьми, не посторонними, а причастными к реальной космонавтике.
Здесь Вы меня недооцениваете. Не столь уж мы наивны.
(Старый, в частности, wrote> А эта идея - орбитальной инфраструктуры для обслуживания космической техники - существует столько же, сколько и космонавтика (если не больше).
- подозревали-с. Вопрос все же такой: что же с этой идеей случилось? Тихо умерла? Так вроде никто не хоронил?)
Если подумать, то за всем этим, возможно, в глубинах моего собственного подсознания таилась мысль: вот была идея (освоения космоса). И все мы (многие, я думаю) были в энтузиазмах. И вот ее развитие: (этапы, так сказать, большого пути):
1944 - массовое производство и использование большой (в смысле - "серьезной" ракеты). (До - считаем, предыстория и т.п.)
1945 - попытка в железе реализовать двухступенчатую межконтинентальную ракету
1955-6 гг (после некоторого перерыва по известным причинам) - межконтинентальные ракеты
1957 - спутник (маус, в смысле)
1959 - запуск железяки к Луне
1961 - человек
1969 - человек на Луне
197-ые - орбитальные станции (Салют - Скайлэб...)
1982 (вроде?) - шаттл
...- ?
... - ?
А ведь были планы, фантазии... (Артур Кларк (& Стэнли Кубрик, Одиссеи 2001, 2010) - и мн. др.)
Оно конечно, мы, постороннее население, может чего и не понимаем (технических сложностей каких), но замечая такие вещи, как то, что от первого спутника до полета на Луну прошло 12 лет, а от полета на Луну до нас - аж все 30 с гаком, поневоле задаешься вопросом - а не кризис ли это, и если да (уж наверное?), то в чем же он состоит.
Главное при этом, как известно ©, отделить причины "объективные" от "субъективных". Т.е., (для примеру), если Спутник невозможен по каким-то "природным" обстоятельствам (сильная радиация на всех подходящих орбитах), то это одно, если же все упирается в финансирование, то это, вполне возможно, что-то другое (если речь, конечно, не идет о минимально необходимых затратах в размере пары-тройки годовых бюджетов США за одно "изделие").
При этом, если говорить о кризисе в космонавтике, то он, очевидно, охватывает не одну Россию (тогда все казалось бы более понятным. (Выглядело бы, то есть. Но вряд ли фактически было бы...)).
Если этому кризису попытаться придумать какую-то метку или признак, то в качестве такового может, мне кажется, выступать отсутствие ясной очередной ("большой") задачи или цели. (Если я чего не понимаю, то скажите мне, что может выступать в этой роли? Экспедиция на Марс? Атомный двигатель? База на Луне? Большой Спутник - ну тут вы меня..., можно сказать, всем коллективом...). А если еще вспомнить, сколько раз откладывалось и перекраивалось то, что худо-бедно изображает из себя ведущий космический проект сегодня (МКС я имею в виду).
[ слишком длинный топик - автонарезка ]