Самый быстрый scramjet
http://www.rol.ru/pictures/misc/spacenews/scramjet.jpg [not image]В Австралии идет подготовка к испытанию самого быстрого scramjet-двигателя. В случае успеха, он будет так же самым дешевым прототипом, имеющим в 150 раз меньшую стоимость, чем аналог из программы НАСА Hyper-X.
Появление очередного scramjet-двигателя - результат проекта HyShot, стоимостью 1.25 млн. долларов, возглавляемого Университетом Квинсленда. Запуск ракет Terrier-Orion, оборудованных новыми двигателями, намечен на 25 октября из Вумера, что на 500 км южнее Аделаиды.
Второй запуск ожидается 30 октября. В этом случае испытываться будет британская scramjet-технология компании QinetiQ, некогда входившей в Оборонное агентство научных исследований.
Обе scramjet-технологии рассчитаны на скорость в 7,6 Маха (2,3 километра в секунду). Что позволит когда-нибудь людям добираться от Лондона до Сиднея всего за два часа. Прямоточные воздушно-реактивные двигатели сверхзвукового горения (scramjet), как и привычные двигатели используют для сжигания топлива атмосферный кислород. В тоже время, у них нет движущихся частей. Scramjet перемещаются на сверхзвуковых скоростях, которые буквально загоняют воздух в двигатель, сжимая его без помощи вращающихся лопастей. Когда сжатый воздух перемешивается с топливом и загорается, его температура и давление повышаются до значительно больших величин.
По словам Рассела Бойса (Russell Boyce) из австралийской военной академии, температура воздуха до попадания в двигатель составляет около -50°C, после сгорания - 1700°C. Аналогично давление возрастает в 1000 раз по сравнению с начальными 0,03 атмосферами.
Предполагается, что в ходе испытаний HyShot достигнет высоты в 300 км, прежде чем возвратиться в атмосферу Земли. На расстоянии 35 км от поверхности начнется пятисекундная передача данных по радиолинии. Собирающий данные бортовой компьютер, будет выброшен на парашюте перед столкновением аппарата с землей. Однако, даже если его не удастся спасти, в руках ученых уже будут данные, собранные в течение 10-минутного полета.
Константин Зайцев
(по материалам NewScientist.com)