А ведь действительно -кто сказал, что ЗРК для противовоздушной обороны мотострелковых и танковых частей и подразделений на марше и во всех видах боя должен ездить по земле, а не ЛЕТАТЬ?
Предлагаю статью
Грозная тень АРКАИМа :
Грозная тень АРКАИМа – ракета средней дальности шестого поколения Р-90
Андрей Шитяков
Ракета средней дальности Р-90 (РВВ-ВК) (натовское обозначение AA-17 ARCAIM) (впрочем, название древнего города тут не при чем - это аббревиатура, которая буквально расшифровывается как “активно радарная корректируемая воздушного перехвата ракета”) - была создана в 1998 году специально для вооружения перспективного винтокрылого перехватчика Ми-24.10 “Синий дракон” и предназначена для борьбы с самолётами противника на дальности до 55км, летящими со скоростью до М=3 .
Собственно, необходимость в вертолёте-перехватчике оформилась как идея по итогам операции “Буря в пустыне”, где самыми эффективными противотанковыми средствами являлись штурмовики А-10 и вертолёты AH-64А “Апач”. Обладая такими весьма совершенными зенитными системами, как “Шилка”, “Стрела-10М” и даже “Оса”, иракцы не смогли прикрыть от атак с воздуха колонны своей бронетехники. “Оса” оказалась уязвимой для новейших противорадарных ракет, и ей, практически, приходилось защищать себя, сбивая (пусть и весьма успешно) ракеты НАRМ и АLАRМ. К тому же, её радарная система не позволяла поражать цели, летящие на высоте менее 35м, а после потери двух первых А-10, американские штурмовики стали летать на 30 метровой высоте. “Стрела-10М” могла поражать цели и на 15-ти метровой высоте, но “Апачи” могли лететь ещё ниже, благодаря совершенному БРЭО (система следования рельефу позволяла этому вертолету опускаться в иракской пустыне до 5-7 метров при скорости в 250км/ч). Грозные “Шилки”, на счету которых десятки израильских самолётов, поражались “Хеллфайрами” с дистанции вне досягаемости этой артсистемы . В результате иракские танки оставались один на один с “Воздушными убийцами”.
Помимо этого, американцы разработали и реализовали схему F/А-16. На базе лёгкого перехватчика был создан весьма эффективный ударный самолёт, не потерявший широких возможностей воздушного боя (правда, двумя Махами на высоте пришлось пожертвовать, обеспечив бесфорсажный сверхзвук на сверхмалых высотах), несущий (обязательно) по паре РВВ АIМ-9М и АIМ-120 , но, главным его оружием стали РВЗ AGM-65С “Мейверик” и ПТУР AGM-114H “Хеллфайр”. Даже столь совершенная система, как “Тунгуска М2” не смогла бы, по расчётам военных, прикрыть колонну бронетехники на марше от атаки маловысотных (тем более – сверхзвуковых) целей.
Полноценное прикрытие можно было обеспечить только с воздуха. Истребители, естественно, для этого не годились, ибо автобронеколонны движутся со скоростью 50-80км/ч, что втрое меньше их посадочной скорости! Оставался один вариант – вертолёт. Тем более, что всю серию Ми-24ВП (точнее, оставшиеся у России после развала СССР 176 машин) оснастили системами подвески уже созданных тогда Р-60КМ (заводское обозначение Р-62В) – модификации Р-60М , оснащённой приёмником командной линии “Штурм-Атака”, и блоком согласования данных ТГСН и вертолётного компьютера.
Р-60КМ была создана для обороны вертолёта от истребителей, эффективная дальность ее применения на встречных курсах достигала 17-18км, с вероятностью поражения цели до 90%. Выяснилось, что не только по точности, но и по дальности Р-60КМ превосходит полностью автономную Р-73, за счёт прецизионного командного вывода ракеты на дистанцию захвата (с дальнейшим исправлением ошибок и отсеиванием активных и пассивных помех по командам с вертолёта). Малоразмерный истребитель на скорости М=1.1 – 1.5 пеленгуется по инфрасигнатуре биспектральной ГСН Р-73 с 14-15км.
То, что высокая дальность корректируемой ракеты Р-60КМ была реализуема только на встречных курсах, в отличие от Р-73, способной атаковать цель на скорости М=1,5 из задней полусферы с 16-17км, было вполне оправдано, ибо ракета создавалась как оборонительная. Не последнюю роль сыграла масса – 47 против 108кг.
Было проработано три варианта размещения ракеты – первый (по заказу Индии) между внешним пилоном и законцовкой – на дополнительной точке подвески, второй – надкрыльевой, по типу размещения АIМ-9М на “Суперкобрах” (Он сразу же не устроил военных по причине усложнения аварийного сброса оружия и вероятности попадания в диск винта, однако, из-за коротких крыльев Ми-28, на которые тоже предполагалось ставить Р-60КМ две машины были оборудованы надкрыльевыми АПУ). Третий вариант стал самым удачным и окончательным – размещение рельсовой направляющей перпендикулярно законцовке.
Ми-24ВП был выбран в качестве прототипа для будущего перехватчика по нескольким причинам.
• Во-первых, интегрированное бронирование Ми-24ВП, производство которого было начато в 1989 году (прекращено в 1992 году) не уступало бронированию Ми-28 и Ка-50.
• Во-вторых, Ми-24 был и остается самым быстрым серийным боевым вертолётом в мире, а винтокрылому перехватчику необходимо выдвинуться навстречу атакующим самолётам противника на максимальной скорости. Маневренности придавалось меньшее значение, хотя Ми-24ВП уже был оборудован и специальным автоматом перекоса НВ, поднимающим отступающую лопасть, что позволяло вертолёту выполнять даже петлю Нестерова – первоначально эта схема была создана для пилотажной группы “Беркуты”, выполняющей комплекс фигур высшего пилотажа на Ми-24П.
• Третьим фактором стало обширное внутреннее пространство – грузовая кабина Ми-24ВП, необходимая для размещения крупноразмерного электронного блока радара “Копьё”, созданного на основе радара МиГ-29 “Жук”. Надвтулочные радары вертолётов “Апач” и Ми-28Н, например, имеют очень ограниченную дальность, ибо электронный блок дальнего радара достаточно громоздок и не позволяет разместить его, как маломощный (на 8-12км) электронный блок радара Ми-28Н - за зеркалом. А будущий винтокрылый перехватчик предполагалось вооружить и ракетами средней дальности Р-77(РВВ-АЕ) .
Так родился проект “Дракон”! Своё слово сказали и представители ВМФ – крейсера и вертолётоносцы нуждаются в защите от воздушного противника, несмотря на мощные комплексы ПВО и способность с дальних дистанций поражать авианесущие крейсера. В Средиземном, Баренцевом, Беринговом морях, Персидском заливе многоцелевые истребители могут атаковать российские корабли с суши, с использованием ПКР большой дальности, вне досягаемости даже комплексов “Штиль”.
Недостатком существующего оборонительного комплекса Ми-24ВП было то, что ракету Р-60КМ наводил оператор, а также – то, что обнаружение цели велось пассивно-активным комплексом – вначале СПО пеленговала направление на атакующий самолёт, пилот доворачивал машину по малоточному (±20° ) пеленгу, затем, оператор искал в этом секторе цель с помощью системы “Тор” с увеличением 8х . Обнаружив, переходил на 16ти кратный режим, захватывал и открывал огонь. Время реакции равнялось 8-12 секундам, что было достаточно для самообороны (радиолокатор F-15 может обнаружить вертолёт на фоне земли с 23-25км, но произвести захват и пуск АIМ-120 – не более чем с с 11-13км). Таким образом, по пассивному пеленгу и с существующим временем реакции Ми-24ВП был способен атаковать истребитель с дистанции 15-16км, несмотря на более длительное подлётное время Р-60КМ, по сравнению с Р-73 – 12 и 8 секунд, соответственно. По расчётам, истребитель противника,если и успевает произвести пуск АIМ-120, то будет сбит до того, как его ракета самостоятельно захватит цель.
Но оборона и перехват – две разные задачи. Для проекта “Дракон” нужен был превентивный захват и отдельная радиолиния пилота, для пуска ракет "воздух-воздух". Так был создан “промежуточный” Ми-24ВПМ, оснащённый ЭОС от Су-27 с широким сектором обнаружения и дальностью до 30км. Но в это время, военным стало ясно, что Р-77 не годится для проекта “Дракон” по причине несовместимости и невозможности перестройки и унификации линии коррекции, о “прецезионности” не было и речи – Р-77 наводится на сектор в пределах ±1° , когда Р-62В – точно на цель. Старт Р-77 грозил помпажем, а катапультная схема в условиях маловысотного полёта была вовсе неприменима.
Тем временем “обкатывали” Ми-24ВПМ. После нескольких успешных пусков с 12-18км по до- и сверхзвуковым мишеням, в частности – с системами РЭБ и термоловушками (в этом качестве использовались списанные беспилотные разведчики), было решено устроить настоящую эмуляцию воздушного боя, для чего была подготовлена мишень стоимостью в 760 тысяч долларов. Собственно, это был “бесплатный” списанный МиГ-21, дороговизна которого была обусловлена высокоподвижной панорамной телекамерой, установленной в кабине и специально переоборудованым панорамным тренажёром МиГа-29 с восемью телепроекторами – мишенью дистанционно управлял с земли опытнейший лётчик-истребитель. Помимо этого, радар старого “мигаря” был заменён на “копьё” по той же схеме, как модернизируются МиГ-21-93, он нёс учебно-практическую Р-77, две “бесплатных” Р-13М2 (по характеристикам близкие к АIМ-9М) и контейнер РЭБ “Сорбция”. Ми-24 первым заметил мишень и подготовил ракеты к стрельбе, после чего и МиГ, эмулирующий F-16 засёк его своим радаром. Пуск ракеты с Ми-24 был произведён с 18км, через четыре секунды практическая Р-77 перешла в режим сопровождения, лётчик применил ЛТЦ (“Сорбция” работала перманентно), совершил при этом головокружительный противоракетный маневр, снова нацелил Р-77, но захватить вертолёт не успел – 760 000 долларов размазались по небу в 12км от Ми-24ВПМ.
К этому времени был готов и прототип “Синего дракона”, его хвостовая балка была сильно отогнута вниз, что доводило маневренность, практически до уровня Ми-28, в грузовой кабине были размещены системы локатора с круговым обзором на дальность 55км, а его зеркало – над втулкой НВ.
Помимо этого, в десантной кабине разместили два баллона с жидким азотом, для впрыска его в ЭВУ, после которого для тепловых ракет вертолёт становился “невидимым”. Была сохранена и даже усовершенствованна ЭОС для борьбы с малозаметными целями. К этому времени Р-62В были заменены на Р-64В – новую “шестидесятку”, биспектральную, со спрайтовым захватом и разрешением сенсора на арсениде индия 480х480.
Была готова и ракета средней дальности, получившая обозначение Р-90. Создатели использовали двухступенчатую схему, в качестве первой ступени которой был выбран двигатель ракеты Р-77(РВВ-АЕ), с рельсовым пуском и стартовым двигателем, сообщающим ракете скорость в 100м/с и исключающим как помпаж, так и падение на землю. Данная схема обеспечила новой ракете уникальные массогабаритные (112кг) и разгонные характеристики и максимальную скорость до М=5.3. Ракета имеет аэродинамические и газодинамические рули.
Вначале первая ступень разгоняет систему до скорости в М=4, после она сбрасывается и срабатывает стартовый двигатель второй 110мм ступени, разгоняющий ракету, стартовая масса которой всего 36кг (для сравнения – ГСН Р-77 весит 16кг, а БЧ - 15), до скорости в М=5.3.
Трёхрежимный маршевый двигатель ракеты работает циклически. Когда скорость ракеты падает до М=4.5, двигатель разгоняет вторую ступень до расчётной скорости – и так трижды. После этого срабатывает поддерживающий двигатель торцевого горения, работающий ещё 4 секунды.
Таким образом, активный участок полёта ракеты составляет 26км – 16 секунд. Система наведения активно-радарная, с радиокомандной, прецезионной, как и на Р-60КМ (Р-64В сохранила армейское обозначение предшественницы) коррекцией, вертолёт также подсвечивает цель радиолокатором “Копье”, что даёт Р-90 расчетную вероятность попадания при условии применения противником пассивных и активных помех и интенсивном маневрировании на траектории до 0,95.
Однако, предельная дальность пуска в 55км в переднюю полусферу противника практически не может быть реализована, ибо электронно-оптическая система (ЭОС) её реальных носителей 19 Ми-24ВП, доведённых до стандарта Ми-24ВПМ имеет дальность обнаружения в 35км, а высокоманевренный с радаром “Копьё” Ми-24.10 существует пока в трёх экземплярах. Радар Ми-28Н, имеющий дальность до 12км и радар “Арбалет”, которым вооружены Ка-52 соответственно, ещё больше ограничивают эффективность применения системы и решение о комплектации этим оружием вышеуказанных машин не было принято, ввиду явной нецелесообразности. Таким образом, единственным носителем Р-90 в настоящий момент являются вертолёты Ми-24ВПМ. Тем не менее, ракета имеет великолепные маневренные характеристики и, единственная в мире, может перехватывать на предельной дальности объекты, летящие со скоростью М=3 и маневрирующие с перегрузкой до 15 единиц!
Ракеты размещаются на укороченных законцовках крыла вертолёта на АПУ, сбоку которого предусматривается крепление ПУ-621 для ракеты Р-60КМ. В комплектации с высокоэффективной пушкой, ПТУР и НАР модернизированные и новейшие экспериментальные вертолеты могут эффективно выполнять функции эскорта и огневой, а так же противовоздушной поддержки наземных войск, что не сказывается отрицательным образом на выполнение машинами противотанковых операций. По мнению аналитиков Р-90 превосходит по сумме характеристик Р-77 примерно в 1,5 раза, при “игрушечной” для ракет средней дальности массе БЧ – 2,7кг. Высокая точность и мощный кинетический поражающий фактор, а также новейшая схема БЧ радиального взрыва полностью компенсируют легкость БЧ. Осуществлены учебные пуски по трансзвуковым мишеням с расстояния в 45км (один с земли, другой с вертолёта) и, несмотря на интенсивное противодействие РЭБ обе ракеты поразили цель. Стоит отметить, что до этого было произведено ещё четыре пуска (три с воздуха), правда в этих случаях, мишени не маневрировали и не ставили помехи – все цели были поражены.
Возможна комплектация этими ракетами ударных самолётов Су-24, Су-34, Су-39, МиГ-27, при условии дооборудования БРЭО соответствующими системами. В таком случае оборонительные возможности фронтовых истребителей и штурмовиков значительно повысятся, по сравнению с комплектацией их ракетами Р-77, ибо, дальность новейшей ракеты не уступает Р-77, а скорость и точность оставляют РВВ-АЕ далеко позади. Не последнюю роль играет и масса ракеты – всего 112кг (для сравнения Р-73 промежуточной дальности весит 108кг).
ТТХ новой ракеты значительно превышают ТТХ аналогичных российских и, тем более, американских высокоманевренных ракет средней дальности, но радиокомандный компонент в цикле наведения не дает вооружать данной системой истребители (исключение составляет только МиГ-31, дорабатываемый под новое оружие. Причём, на встречных курсах перехватчик может применять ракету на дальности до 80км, только на этой дальности уже невозможно “наведение с борта на точку”, ракета просто доводится до захвата и информируется о применение противником РЭБ и уголковых отражателей, однако всё равно, её точность на 5% превышает Р-77).
Начало серийного выпуска запланировано на конец 2002 года. Поставки на экспорт ракеты Р-90 пока не планируется, и вся её электронная “начинка”, позволяющая автономно захватывать цель класса F-15 с дистанции 12км является тайной за семью печатями.
Источники:
Вестник вооружений"(проспект Рособоронэкспорта) N3. 2001.
USAP ("United States Air Power") "Mi-24.10 "Hunter" - fighters killer"
Ник