НВО. «От Барса - к радару пятого поколения"

Теги:авиация
 
+
-
edit
 

Toronaga

втянувшийся

ОТ "БАРСА" - К РАДАРУ ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЯ
Деньги от экспорта надо вкладывать в разработки для российских ВВС, считает директор НИИ приборостроения имени В.В. Тихомирова Юрий Белый
Игорь Коротченко

Из досье "НВО"
Юрий Иванович Белый родился в 1951 г. Закончил Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана. С 1974 по 1987 г. работал военпредом и руководителем группы военного представительства при НИИ приборостроения. В 1987-1998 гг. - начальник военного представительства ВВС, заместитель начальника отдела заказывающего управления ВВС. С марта 1998 г. - директор НИИП. Имеет правительственные награды за безупречную службу в Вооруженных силах СССР и России. Член научно-технического совета Национальной ассоциации авиаприборостроения (НААП). Воинское звание - полковник.









Из первых рук

- Юрий Иванович, после подписания указа президента о создании Концерна ПВО эта структура стала владельцем контрольного пакета акций НИИ приборостроения имени Тихомирова. Почему принято именно такое решение? Ведь существовал, насколько известно, и альтернативный вариант - ваше вхождение 51% акций в корпорацию "Аэрокосмическое оборудование". Как в нынешней ситуации будет складываться судьба тех разработок, которые ведет НИИП в области авиации?

- Мы всегда занимались как тематикой ПВО, так и авиационной тематикой. Логика же принятия данного решения была следующей. Зенитные ракетные комплексы мы как генеральный конструктор делаем в законченном виде. То есть это изделия, которые полностью готовы к поставке. А авиационные системы - это второй уровень разукрупнения в составе самолета. Поэтому, когда принималось решение, куда передать контрольный пакет акций НИИПа, пришли к мнению, что логичнее будет отдать его Концерну ПВО "Алмаз"-"Антей".

Мы уже встречались с руководством администрации президента РФ и с руководством Концерна ПВО. Там все прекрасно понимают нашу ситуацию, поскольку три четверти объема наших работ - это авиационная тематика. И никаких препятствий ставиться нам в этой области не будет. Авиационная тематика остается. Так же как и остается наша кооперация в этой области, остаются все связи. Руководство Концерна ПВО крайне заинтересовано, чтобы все не только сохранялось, как и прежде, но и развивалось.

А в части, касающейся зенитно-ракетной тематики, - здесь мы также сохраняем свои позиции. Все, чем занимался НИИП, по-прежнему остается за нами. В будущем, когда потребуется решить задачу по разработке перспективной унифицированной системы ПВО, это станет возможным благодаря сложению технического и промышленного потенциалов предприятий, входящих в Концерн ПВО.

- Сейчас ряд разработчиков БРЭО заявляют свои позиции в связи с тем, что после определения АВПК "Сухой" в качестве головного исполнителя работ по истребителю пятого поколения начинаются тендеры на разработку различных систем нового самолета. Какова позиция НИИПа по данной проблеме и с какой концепцией вы будете выходить на конкурсную комиссию ВВС РФ?

- Здесь существуют две крайние точки зрения. Одна - что все системы истребителя пятого поколения должны быть датчиками: локатор, оптика, телевидение, прицельно-навигационный комплекс. Система таких датчиков будет объединяться на высшем иерархическом уровне мощной вычислительной системы, которая будет перерабатывать всю информацию и выдавать летчику, осуществляя диалог "человек-машина". Вторая - что какой-то один разработчик должен делать все БРЭО и передавать его генеральному конструктору как единый, законченный продукт.

Мы предлагаем компромиссный промежуточный вариант: на истребителе пятого поколения должны быть укрупненные системы, которые имеют свою вычислительную среду. А в вычислительную машину высшего уровня выдается уже обработанная информация. На это понадобится меньше вычислительных ресурсов, меньше времени будет теряться на всякие пересылки данных.

Например, есть радиоэлектронный комплекс, объединяющий радиолокаторы различных диапазонов, средства радиотехнической разведки, РЭБ, опознавание. То есть информационная система, которая работает примерно в одном информационном поле, на одних и тех же принципах, и было бы логично собрать все ее средства в одну связку. Дальше, оптико-электронные, телевизионные и другие аналогичные системы - это вторая связка. Третья - навигационные, связные, спутниковые системы. Каждая из них обрабатывает свой участок информации, а машина верхнего уровня распределяет задачи, объединяет данные от каждой подсистемы, осуществляет комплексную обработку и выдает летчику уже готовые решения. Опять же, эта БЦВМ должна решать тактические задачи, скажем, что в данный момент поручить делать каждой из подсистем. Например, радиолокационная система должна в таком-то диапазоне обнаружить цель, опознать ее, подготовить к пуску соответствующие ракеты и выдать готовность к стрельбе.

Если же самолет идет в режиме радиомолчания, БЦВМ дает команду оптико-электронной инфракрасной системе готовить оружие с тепловыми головками, и опять же выдать информацию о готовности к пуску. Либо осуществлять какой-то комбинированный режим. То есть в зависимости от тактической ситуации эта вычислительная машина должна управлять работой радиоэлектронного комплекса, раздавать задачи. Вот так нам видится подход к данной проблеме.

- По поводу радара нового истребителя идет полемика, каким он должен быть: на базе АФАР или же как альтернатива - некий упрощенный промежуточный вариант, а радар с АФАР ставить уже позже - на модернизированные машины. Что вы думаете по этому поводу?

- Раньше мы выступали за определенную этапность данной разработки. И предлагали на первом этапе делать радар с ФАР. На сегодня реально достижимо и есть готовность разработчика и производителей сделать эту работу в короткие сроки. Но, с другой стороны, имеется определенная логика в том, что если мы начнем делать промежуточный этап, то разработка может затянуться и выйти за установленные сроки. Это приведет к распылению сил и средств. В итоге мы решили, что нужно делать сразу конечный вариант - радар с АФАР. Тем более что мы уже сегодня имеем локаторы с ФАР. Например, современный радар "Барс" для истребителя Су-30МКИ. Там есть перспективы наращивания его дальности и прочих функциональных характеристик.

Мы включились в этот конкурс и будем предлагать ВВС наше решение по локатору с АФАР. Тем более, как я уже раньше говорил, мы выиграли конкурс в Министерстве обороны РФ на проведение комплексной НИР по созданию технологии АФАР межвидового назначения. Это очень хорошо вписывается в нашу перспективу, в нашу сегодняшнюю работу. Есть понимание сути проблемы, есть кооперация, уже проведено обсуждение частных ТЗ на различные сегменты АФАР. В общем, мы считаем, что НИИП готов решить эту задачу.

- А каково сейчас состояние работ по радару "Барс"? Недавно прошло сообщение, что завершена поставка в Индию первой партии Су-30МКИ.

- По контракту заложено три этапа версии поставок БРЛС. Конечный этап - так называемый Мк3 - это окончательно согласованное ТЗ и использование в качестве управляющих радаром машин БЦВМ индийского производства. Мы сейчас прошли первый этап - на наших вычислительных машинах с ограниченным объемом задач. Получили в апреле положительное заключение, и вот с июня уже пошли поставки. И когда некоторые говорят: "Барс" может выполнять лишь ограниченный объем задач - это весьма некорректное утверждение. Ничего подобного! Это мы в рамках контракта подтвердили данный объем задач. На самом деле у нас не только версия "Барс" Мк2 готова к испытаниям, но и версия Мк3. В тех работах, которые были проведены по проверке версии Мк1, получены результаты по подтверждению дальнейших версий. Просто мы данный факт особо не афишируем.

- Если сравнить "Барс" с зарубежными аналогами, как он выглядит на фоне западных БРЛС?

- А сравнивать особо и не с чем. Аналогов за рубежом пока что нет. Единственное, с чем можно его сравнить - с радаром "Рафаля". Это единственный истребитель с аналогичным локатором, который сегодня летает. Там тоже установлена антенна с электронным сканированием луча. Однако информации по "Рафалю" очень мало. Если брать чисто качественные показатели, то французы реализовали все ключевые режимы "воздух-воздух" - это многоцелевое сопровождение, многоцелевой обстрел, а также работу по поверхности. Но, например, по многоцелевому обстрелу у нас информации по "Рафалю" нет вообще. Как же сравнивать?

Ну а все остальные существующие сегодня авиационные радары - со щелевыми антенными решетками (ЩАР). А ЩАР имеют ограничения: потенциал при прочих равных условиях меньше, есть ограничения и по обстрелу - там только в очень узкой зоне можно атаковать цели. По сравнению с ними метод электронного сканирования имеет много преимуществ. Кстати, это нашло подтверждение в том, что мы пошли по линии ФАР. Если проанализировать материалы, которые появляются по европейским и американским АФАР, то все сводится к сравнению характеристик радаров со ЩАР и электронным сканированием. Информация о том, что именно активные элементы осуществляют электронное сканирование, практически не звучит. И мы тоже всегда говорили, что дело не в способе формирования диаграммы направленности антенны, а в самом электронном сканировании, которое дает существенные тактические преимущества.

- Как вы могли бы охарактеризовать научную школу НИИПа?

- У нас сложилась уникальная научная школа благодаря тому, что мы одновременно ведем две тематики. С одной стороны, решается задача поражения воздушных целей со всеми их средствами, в том числе - радиолокационными. С другой стороны - задача уничтожения зенитных ракетных комплексов воздушными средствами. Поэтому у нас есть полное понимание и тех и других задач, способов защиты, методов подавления. В НИИПе накоплен уникальный опыт по задачам электронного сканирования и разработки радаров с ФАР, мы занимаемся этим уже более 30 лет. Первый радар с ФАР не только в СССР, но и в мире был сделан в нашем институте - это РЛС "Заслон" для МиГ-31. На тот момент других радаров с электронным сканированием на борту самолета не было в принципе.

Те антенны с ФАР, которые стояли на стратегическом бомбардировщике В-1, имели одномерное сканирование. Этот вариант мы тоже прорабатывали и в последующем отказались от него. Когда мы посмотрели по сравнимым характеристикам, то на тот момент американцы отставали от нас как минимум в два раза.

В направлении электронного сканирования мы прошли большой путь - до "Барса" и "Осы". Если взять последние технические решения, которые реализованы в антенне "Осы", то это в два с половиной раза меньше энергопотребление, в два с лишним раза меньше удельная масса и так далее. Причем при улучшенных характеристиках. Подобных радаров сегодня тоже нет, даже в мире не с чем сравнивать. Нами накоплен уникальный опыт в области решения комплексных задач и комплексирования. Например, СУВ "Заслон" МиГ-31 объединял локатор, опознавание, теплопеленгатор, систему обработки информации, систему индикации летчика и штурмана. То есть это большая часть борта. Там впервые стояла мощная цифровая вычислительная система, вся информация от всех средств борта, от наземных станций поступала на обработку в нашу СУВ, и мы выдавали ее на индикатор штурмана, который командовал тактической обстановкой. Потом на базе этого мы сделали СУВ для Су-27М, практически закончили испытания. То, что они остановились, не наша вина. Эти же наработки легли в основу "Барса".

Мы имеем большой опыт комплексирования зенитных ракетных комплексов. Например, дивизион "Буков" насчитывает порядка 10-12 средств - это командные пункты, пусковые установки, локаторы, целое большое хозяйство. Провели комплексирование "Буков" с "Торами" с другими средствами высшего уровня. В области комплексирования больших командных систем у нас тоже есть опыт, он сохраняется и развивается.

- НИИП получает какие-то роялти от экспортных поставок?

- Да. И не только от "Буков", но и от всех авиационных СУВ, которые поставляются на Су-30МКИ и Су-30МКК. Это на основании соглашения с серийными заводами, которые осознали простую истину: если они не будут вкладывать деньги в науку, то завтра им нечего будет производить и нечем торговать.

- Ваш ближайший партнер - это государственный Рязанский приборный завод?

- У нас сейчас складывается уникальная ситуация. Есть головной разработчик по авиационным системам, есть ГРПЗ - базовый серийный завод. С ним у нас очень тесные технологические и человеческие связи. А по зенитно-ракетной тематике - с Ульяновским механическим заводом. Сейчас ожидается подписание указа по корпорации "Аэрокосмическое оборудование", куда мы войдем 49% акций. Если он состоится, то получится, что НИИП будет базироваться на двух крупных интегрированных структурах.

- Как НИИП будет позиционироваться в составе корпорации "Аэрокосмическое оборудование" и какой объем заказов вы намерены взять на себя?

- По объему пока что точно сказать трудно. Наш участок работы - это разработка линии радаров и СУВ на их основе. И дальше - серийный завод. Мы уже сегодня по факту работаем в такой структуре. То есть, например, для того чтобы предложить АВПК "Сухой" какую-то разработку, корпорация вкладывает деньги, заказывает нам ОКР. Мы выполняем ОКР, передаем на серийный завод, который производит продукцию и проводит ее через головную структуру корпорации. Изделия продаются, корпорация опять вкладывает в нас деньги - и далее вновь по такому же замкнутому циклу.

- Поменялись ли подходы к проблеме модернизации самолетов строя ВВС РФ после прихода нового руководства? И какова судьба прежней программы модернизации, предлагавшейся на базе Су-30КН?

- Сейчас подписано решение, которое утверждено заместителем министра обороны Алексеем Московским, о том, что модернизацию самолетов строя нужно делать на базе тех наработок, которые провел НИИП по Су-30МКК. 2 сентября прошло совещание по состоянию дел в указанной сфере. Новый главком ВВС Владимир Михайлов и начальник вооружения ВВС Дмитрий Морозов уделяют большое внимание этим работам, форсируют их. Хотя с финансированием еще не очень понятно, тем не менее мы из контрактных денег уже вкладываем средства в тот задел, который пойдет для российских ВВС.

- В чем принципиальные отличие варианта модернизации на базе Су-30МКК от варианта на основе Су-30КН?

- Режим "воздух-поверхность" мы реализовали на иных алгоритмах и других вычислительных средствах, хотя в такой же конфигурации. Режим реального луча у нас сейчас признан лучшим. Кроме того, для самолетов строя ВВС закладывается повышение дальности обнаружения в полтора раза, введение распознавания типов целей, разрешение целей в группе - то есть те моменты, которые дают тактическое преимущество. Плюс решение задач помехозащищенности, ставившихся нам раньше. Этим в Су-30КН никто не занимался. Там фактически делали в каком-то виде режим "воздух-поверхность" - и все. А у нас еще с давних времен есть перечень номер два, который мы обязаны реализовать. Сейчас пришло его время.

- Как вы видите будущее НИИПа? Как будут выстраиваться ваши отношения с другими разработчиками БРЭО и радаров?

- Во-первых, место каждого покажет конкурс по БРЭО истребителя пятого поколения. А во-вторых, мы всегда декларировали и предпринимали конкретные шаги к сотрудничеству и совместным работам. К примеру, с холдинговой компанией "Ленинец" мы всегда работаем вместе, у нас есть генеральное соглашение о сотрудничестве. Самый последний пример - вместе с "Ленинцем" нам задана модернизация РЛС "Заслон" для МиГ-31. По соглашению мы работаем в том числе по проблеме пятого поколения - по АФАР и по миллиметровому диапазону. Словом, нашли возможности сотрудничества. А вот с корпорацией "Фазотрон-НИИР" почему-то так не получается. Хотя в рамках НИР, которые мы ведем по АФАР, они прописаны соучастниками, мы им выдали частное ТЗ. Позиция НИИПа остается неизменной: мы готовы брать все лучшее, что есть у наших конкурентов. Например, по передатчикам, по приемным устройствам, по источникам питания. Мы готовы делать совместные программы. А если станем толкаться локтями на внешнем рынке - пользы от этого не будет никому.
 

muxel

Энтузиаст реактивного движения

WildPig>1. В каких частотных диапазонах работают "Заслон", "Оса" и "Барс"? Насколько широкая полоса у каждого ?

Х-диапазон, ~3 см. Про полосу секрет очевидно :) Я думаю процентов 10-15%...

WildPig> Верно ли, что в метровом диапазоне Stealth прекрасно видно и возможна ли работа ФАР в метровом диапазоне ?

Да, в метровом диапазоне дальность обнаружения гораздо выше, но авиационную БРЛС с ФАР сделать очень сложно, ибо нужны соответствующий размеры антенн. Взгляните на наземную РЛС «Небо-СВУ» с активной твердотельной фазированной антенной решеткой.
 
+
-
edit
 

WildPig

втянувшийся

Вопрос полного дилетанта (просьба не пинать ногами, просто очень интересно):
1. В каких частотных диапазонах работают "Заслон", "Оса" и "Барс"? Насколько широкая полоса у каждого ?
2. Как дела с обнаружением Stealth ? На каких расстояниях ? Верно ли, что в метровом диапазоне Stealth прекрасно видно и возможна ли работа ФАР в метровом диапазоне ?
 
muxel>Х-диапазон, ~3 см. Про полосу секрет очевидно :) Я думаю процентов 10-15%...

Может и поменьше, вот на Н11-01М дано 6%
http://www.airshow.ru/expo/111/prod_3_r.htm

На максе фазоторон давал на пфар 10 на афар 15, но имхо он (при всех его достоинствах) несколько склонен, скажем так, к оптимизму.
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU Сын советского программиста #13.10.2002 17:25
+
-
edit
 
ab, говорите смелее: к превеуличению :)
Сын советского программиста  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru