К-19

Теги:флот
 
UA Navigator #18.11.2002 16:21
+
-
edit
 

Navigator

новичок
Здравствуйте!
Я вот что хочу спросить.
Вчера посмотрел фильм К-19, что вышел на экраны в этом году.
Впечатление от фильма сильное. Но некоторые вещи вызывают сомнение. Может кто знает,где можно прочитать,что на самом деле произошло на лодке?
В какой-то газете читал статью,посвященную выходу фильма,что (например) конфликта между командиром и старпомом небыло. :rolleyes:
Ну и т.д.,да и америкосы снимали,вот причина интереса.
Кстати съёмки проводили на какой-то нашей лодке. Спецы может знают, интересно. :confused:
 
+
+1
-
edit
 

Kestrel

опытный

Атомная подводная лодка К-19 проекта 658 за свою высокую аварийность получила от моряков зловещее прозвище "Хиросима". Первая авария на лодке произошла 4 июля 1961 года, когда К-19, участвовавшая в крупномасштабных учениях "Полярный круг" под командованием капитана 1-го ранга Н. Затеева, следовала в Северную Атлантику для производства учебных стрельб. В 04 час 15 мин сработала аварийная защита реактора левого борта. Причиной аварии послужило резкое падение давления воды и уровня объема в компенсаторах первого контура системы охлаждения реактора. Как выяснилось споследствии, течь на неотключаемом участке возникла через трубку одного из датчиков давления. В результате падения уровня воды заклинило оба насоса, обеспечивающие циркуляцию теплоносителя, температура в активной зоне повысилалась до величины, опасной разрушением тепловыделяющих элементов. Командиром лодки было принято решение смонтировать нештатную систему охлаждения реактора, что было выполнено в течении двух часов. В ходе ликвидации аварии личный состав неоднократно в течении длительного времени находился в зоне воздействия радиации, 42 члена экипажа получили большие дозы облучения, в результате распространения активных газов и аэрозолей осложнилась радиационная обстановка в обитаемых отсеках лодки. Через четыре с половиной часа после возникновения аварии у облучившихся моряков начали появляться признаки лучевой болезни - у 15 человек тяжелой, 11 - средней и 16 - легкой степени. Ситуация осложнилась тем, что оказалась поврежденной антенна главного передатчика и Затеев не мог сообщиить об аварии в базу. С помощью аварийного передатчика удалось связаться с двумя средними дизельными ПЛ, командиры которых на свой страх и риск сразу же вышли в район аварии. С подходом ПЛ С-159 капитана 3-го ранга Л. Вассера удалось связаться со штабом флота, после чего к К-19 на спасательных судах и эсминцах вышли 4 медицинские группы усиления.Руководство лечебно-эвакуационными мероприятиями осуществлял начальник медицинской службы ВМФ генерал-майор Е. Иванов.К концу суток 4 июля на подошедшую ПЛ С-270 капитана 3-го ранга Ж. Свербилова были эвакуированы 65 моряков, а концу вторых суток аварии Затеев принял решение оставить лодку, поскольку дальнейшее нахождение на ней экипажа становилось крайне опасным. Механизмы К-19 были приведены в нерабочее состояние, на случай попыток высадки на борт лодки иностранных военных С-159 приготовилась уничтожить ее торпедами. Однако к концу четвертых суток подошедшие эсминцы приняли на борт экипаж, а саму К-19 взяли на буксир и отвели в базу. Через 87 часов после аварии весь экипаж К-19 был госпитализирован, а получившие максимальные (от 5000 до 6000 бэр) дозы облучения моряки умерли в течении недели. Правительственной комиссией действия экипажа по ликвидации аварии были признаны правильными, экипаж награжден ценными подарками, многие (в том числе посмертно) получили ордена и медали.Такова была цена первой в истории советского подводного флота атомной аварии.

На этом злоключения К-19 не прекратились. 15 ноября 1969 года находившаяся на учебном полигоне в Белом море, отрабатывала учебные задачи. В 07 час 13 мин при совершении маневра по глубине К-19 столкнулась с американской АПЛ "Гэтоу". К-19 аварийно всплыла, американская же лодка получила пробоину в прочном корпусе и легла на грунт, где экипаж начал вести отчаянную борьбу за живучесть. Впоследствии стало известно, что минный офицер "Гэтоу", решив, что лодка подверглась атаке "красных", приготовил к пуску противолодочную торпеду "Саброк", нобыл вовремя остановлен командиром "Гэтоу" Л. Букхардом. Впоследствии Букхард получил приказ внести изменения в бортовые журналы, согласно которым "Гэтоу" покинула район аварии за трое суток до состоявшегося инцидента.

[ слишком длинный топик - автонарезка ]
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  
+
+1
-
edit
 

Kestrel

опытный

Следующее испытание судьба уготовила для моряков К-19 24 февраля 1972 года.После окончания боевого патрулирования лодка под командованием капитана 1-го ранга В. Кулибабы возвращалась в базу из Северной Атлантики. За полчаса по подъема на лодке сыграли "Боевую тревогу", по громкой связи объявили: "Пожар в 9-м отсеке".Возгорание произошло в результате попадания на разогретую поверхность фильтра масла из утратившего герметичность трубопровода высокого давления управления гидравликой. Возникший факел пережег проходившие рядом силовые кабели и трубопровод воздуха высокого давления, что привело к стремительному возникновению объемного пожара. Из прожженого трубопровода в горящий отсек поступал воздух из кормовых баллонов ВВД, в результате создалось избыточное давление, приведшее к распространению загазованности в 8-й отсек. Личный состав, не занятый в борьбе за живучесть был эвакуирован. В 10-м отсеке остались отрезанными 12 человек, в течении последующих 23 суток дышавшие остатками запасов сжатого воздуха.В результате самоотверженных действий личного сотава подводная лодка сохранила ход и вышла на поверхность, в загазованных 7 и 8-м отсеках погибли несколько моряков, похороненных в море в точке с координатами 59 29'0" N 28 54'3" W.После всплытие лодки на поверхность пострадавших из 5, 6 и 7-го отсеков выносили в центральный, а затем поднимали на мостик, где им оказывалась медицинская помощь. Через двое суток с момента аварии к К-19 подошли т/х "Ангарлес" и БПК "Вице-адмирал Дрозд", на который вертолетом в условиях сильного шторма были эвакуированы 40 человек. Оставшаяся часть экипажа была выведена на буксир СБ-38 "мокрым способом", на К-19 осталась лишь аварийная партия из 18 человек. После подхода спасательного судна "Алтай" К-19 была взята на буксир, аварийная партия заменена сменным экипажем и в сопровождении кораблей охранения аварийная лодка была отбуксирована в базу. Вот имена погибших моряков :
Подводники, погибшие на ПЛ "K-19" 4 июня 1961 г.

Кашенков Е. старшина 2-й ст.
Корчилов Б. лейтенант

Ордочкин Ю. старшина 1-й ст.

Пеньков С. матрос
Повстьев Ю. капитан -лейтенант

Рыжиков Б. гл. старшина

Савкин Н. матрос

Харитонов В. матрос

Подводники, погибшие на ПЛ "K-19" 24 февраля 1972 г.

Алексеев А. П. старшина 1-й ст.

Бабич А. Н. матрос
Борисов Ф. К. мичман

Васильев А. П. гл. старшина
Волошин Х. А. ст. матрос

Галкин Н. И. старшина 2-й ст.
Глушаков П. И. старшина 2-й ст.
Гринько В. В. матрос
Губарев В. Ф. ст. матрос

Ефимов Н. А. матрос

Захаров А. Н. матрос

Кильдюшкин В. А. ст. матрос
Кондратенков М. И. матрос

Марач К. П. старшина 2-й статьи
Мисько И. П. матрос
Мосолов В. Е. старшина 1-й ст.
Муслимов Р. Ю. ст. матрос

Николаенко В. Г. мичман
Новичков А. И. мичман

Расюк В. В. ст. матрос

Сербин И. А. ст. матрос
Сидоров Л. Н. ст. матрос
Ситников С. А. матрос

Хрычиков В. В. лейтенант
Худяков Б. Е. матрос

Цыганков Л. Г. капитан 3-го ранга

Шевчик М. В. матрос

Ярчук С. Г. старший лейтенант
http://submarine.id.ru/memory/K19.htm
К вопросу про конфликт - минёр, бегающий с волыной по лодке и замполит, поднимающий бунт никаких ассоциаций не вызвали ?

Кстати съёмки проводили на какой-то нашей лодке. Спецы может знают, интересно.

Б-77 пр.651, "раскладушка" - дизельная лодка с ПКР П-6 ( 4 штуки). Америкосы увеличили на 27 метров длину ЛК и изменили форму ограждения рубки. По обводам на пр.658 ( по которому построена К-19) не похожа.



[ 19-11-2002: Message edited by: Kestrel ]
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  
+
-
edit
 

Accept

втянувшийся

Молодец, Kestrel, хорошо написано, по существу. С удовольствием почитал не очень мне интересный форум. Все бы так постили, без всякой ботвы. А давай-ка я тебе оценку поставлю...
 
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

Accept>Молодец, Kestrel, хорошо написано, по существу. С удовольствием почитал не очень мне интересный форум. Все бы так постили, без всякой ботвы. А давай-ка я тебе оценку поставлю...

А это не я. Источник указан.

"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

Туда же:

[q]

«Хиросима Голливуда»

В обстановке традиционной рекламной шумихи и помпезных презентаций проходит внедрение на российский кинорынок очередного голливудского триллера — «К-19».Оставляющая вдов». Именно триллера, призванного леденить душу, а не героической драмы, как этого заслуживает сама история, касающаяся трагической судьбы первого советского подводного атомного ракетоносца «К-19», известного у флотского люда не иначе как «Хиросима». Этому способствовала целая вереница несчастий, преследовавших корабль значительную часть его активной службы в Военно-морском флоте СССР. Причем начались они задолго до того, как на церемонии спуска на воду неразбившаяся с первого раза бутылка шампанского предопределила невеселую участь подлодки. Во время постройки, еще на стапеле, несколько девушек-маляров задохнулись в цистернах. Пожалуй, такого числа напастей не было на счету ни у одного корабля ВМФ. Здесь и столкновение в подводном положении с американской подлодкой «Гэтоу» в ноябре 1969 года, и объемный пожар в феврале 1972 года, унесший жизнь 28 человек. Но зловещее прозвище «Хиросима», которое американцы опустили по вполне понятным причинам, она получила гораздо раньше, после своего первого боевого похода летом 1961-го. Тогда на переходе в район боевого патрулирования в Норвежском море разразилась первая, но, увы, не последняя ядерная авария на нашем флоте. Произошел разрыв первого контура одного из реакторов, что, по мнению, бытовавшему тогда, неминуемо привело бы к ядерной катастрофе. А это грозило не только гибелью подводной лодки, но и третьей мировой. Героическими усилиями экипажа была изготовлена буквально из подручных материалов система искусственного охлаждения реактора, ставшая впоследствии штатной. Стихия атома была укрощена, но какой ценой? Восемь человек, участвующих в работах в аварийном реакторном отсеке, умерли практически сразу, а двадцать два моряка — спустя некоторое время. Ни о каких коллизиях в отношениях офицеров на борту подлодки, а тем более у командования корабля не было и речи. Не говоря уже о глупейшей части так называемого сценария, о «бунте на корабле», о котором не могло быть и речи. Подводники исполнили свой долг до конца и без малейшего принуждения. Слава богу, многие из них живы и по сей день, так что фраза из интервью Харриссона Форда, сыгравшего роль главного героя — командира лодки Алексея Вострикова, мол, «все равно никто не знает, как протекали события», не имеет под собой ни малейшего основания. И, несмотря на очевидный талант большинства актеров, блестящие технические возможности, вполне доступные при более чем 100-миллионном бюджете фильма, очередной «киношедевр» «фабрики грез» остается чистой воды спекуляцией на «горячей» тематике российского подводного флота. Да и создан он практически по следам гибели «Курска». Так что с мотивацией создателей никаких загадок не остается. Могу судить об этом еще и потому, что почти пять месяцев провел на съемочной площадке в качестве консультанта и прекрасно представляю как сущность происходящего, так и подноготную всех участников проекта. Разумеется, все они профессионалы высокого полета и, возможно, даже прекрасные люди, но во всем, что не касается чужой истории. В бережном отношении к этой самой истории их нельзя даже заподозрить. Фильм, торжественно провозглашенный прорывом в закоснелом изображении русских периода «холодной войны», остается набором клише, составленных Голливудом именно в этот период. Это и традиционный конфликт между командиром и старшим помощником, перерастающий в открытую конфронтацию, без которого практически не обходится ни одна американская картина (Hellcats of the Navy, Crimson Tide, Hunt for the «Red October», «Danger Beneath the Sea» и пр., до бесконечности.) Это и нарочитая «роль партии», когда замполит, он же — представитель госбезопасности (очевидно, для экономии средств), заявляет, что уполномочен снимать или оставлять командира на его посту. Подводники советскго периода прекрасно знают, что авторитет командира на лодке был, как правило, неоспорим. Поэтому замполит и примкнувший к его «заговору» минер с пистолетами у носа командира превращают драму в настоящий фарс, который до этого лишь угадывается. Вообще, насколько я могу судить, в голове у режиссера Кэтрин Бигелоу, слывущей специалистом по фильмам активного действия, был изрядный сумбур от стремления привнести в свое детище все лучшее из киномаринистики - от «Мятежа на «Баунти» до нашумевшей в свое время «Das Boot».

[ слишком длинный топик - автонарезка ]
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

Все началось со сценария, первоначальную версию которого впервые довелось прочитать уже в Канаде, где снимался фильм. Стало просто не по себе, и первое, что я представил, - оскорбленные чувства ветеранов - участников трагедии. Благо и они не сидели на месте. Их открытое письмо, судя по разговорам, возымело определенное воздействие на продюсеров. Примерно через месяц каждодневной борьбы последние согласились заменить настоящие имена участников событий. Боюсь, что главным аргументом для них стали не слова о неэтичности использования имен, в том числе павших героев, а перспектива возможных судебных разбирательств.

Однако главное требование изменить наименование подлодки на любое другое осталось невыполненным под предлогом крупных затрат на предварительную рекламу. Еженедельные вручения режиссеру дюжины листов с критикой очередной версии сценария (а переписывался он тринадцать раз!) не приводили к принципиальным изменениям, а порой и ухудшали ситуацию, приводя к обратному эффекту.
- Капитан, чем вы тут занимаетесь?- как-то спросил меня главный продюсер Эд Фелдман.
- Борюсь за историческую правду, как ее понимаю, с такими, как вы - был ответ.
- Похвально, особенно если учесть, что вы тут один. Но я не для того вложил в этот проект столько денег, - заявил он, похлопав себя по карману, - чтобы ловить ваши советы на лету.
- Ну и отправьте меня домой, я давно об этом прошу, особенно если вам не нужны мои советы.
- Нужны, но только для точки отсчета...


Лишний раз пришлось убедиться, что декларации, брошенные на встречах с экипажем «К-19» в Москве и Петербурге, всего лишь слова. Ни от каких канонов времен противостояния сверхдержав никто и не собирался отходить. Экранный «русский», особенно эксплуатирующий смертельное оружие, должен выглядеть недалеким, если не сказать туповатым, и агрессивным, а значит - по-прежнему опасным. В голове американского обывателя ничего не должно меняться. И с какой это стати нужно воспевать русский героизм? Истинным героем может быть только американец типа Харриссона Форда, сокрушающий агентов российских спецслужб в обличье президента в боевике «Самолет президента» и прочих образчиках голливудской продукции, охотно демонстрируемых нашим телевидением. Порой возникает вопрос: а стали бы американцы безропотно «глотать» фильмы, где их соотечественник стал синонимом агрессивного недоумка, которого постоянно кто-то побеждает? Думаю, нет. В отличие от современной России слово «патриот» не носит там иронического подтекста. Патриота воспитывают смолоду. В любви к своей земле, истории, флагу и гимну. Средства, направляемые на это американцами, многократно превышают былые затраты пропагандистской машины КПСС. Думаю, что американцам не приходится об этом жалеть.

Так что слюнявое умиление по поводу того, что нас стали показывать не такими дураками, как прежде, говорит лишь о том, что тот, кто этим восхищается, совершенно наивен либо «мотивирован» противной стороной.
Расхождение взглядов на происходящее возникало на съемочной площадке «К-19» изначально и постоянно.
Как-то раз попросили изобразить учение по борьбе с пожаром в ракетном отсеке. Объяснив суть и распределив обязанности, буквально через час тренировок добиваюсь вполне сносных результатов. Каждый «моряк» на своем месте и делает то, что подсказано логикой происходящего. Правильные доклады, слаженные действия. Представляю готовый «продукт» режиссеру. Та неожиданно приходит в ярость.
- Мне не нужны слаженность организованность. Мне нужны неуверенные действия и путаница. Переделать!

- Помилуйте, - пытаюсь воззвать к рассудку, - уж если далеких от флота людей натренировали за час до такой степени, вы, что же, считаете, что настоящие русские матросы этого сделать не в состоянии?
- Мне нужен беспорядок, ясно? Чтобы люди мешали друг другу, путались в шлангах, сталкивались лбами... Ваше командование спешило. Доклады Хрущеву, показуха и вообще.. вы ничего не понимаете в драматическом искусстве. Что-то, конечно, утрированно.
- Но не до абсурда же!
Тем временем абсурд торжествовал. Явно под впечатлением «Das Boot» в береговую копию лодки напихали массу открытых ящиков с овощами, коробок, мешков. На камбузе, как на голландских натюрмортах, были развешаны гроздья колбас, повсюду стояли ящики с вином и даже с водкой, которую, слава богу, вскоре убрали. Русские матросы регулярно демонстрируют, что им не чужды и общечеловеческие ценности. В свободное от вахт и учений время они, как и положено, пляшут вприсядку и поют «Калинку». А в жилом 9-м отсеке образовался форменный зверинец. Матрос Женя холит и лелеет собственную крысу, которая, по сценарию, своевременно гибнет в страшных судорогах от лучевой болезни, предрекая окружающим невеселое будущее. А добрейший кок Андрюша пригрел чайку, подобранную им на льдине после лихого всплытия на Северном полюсе. Зрелище это было, прямо скажем, не для слабонервных. Командир, получив доклад о наличии льда, не стал искать полыньи, а презрев здравый смысл, не иначе как назло старпому (Лиэм Нисон), с которым весь фильм выясняет отношения, увеличивает ход до полного. Понимая, что добром это не кончится, отважный командир подает ранее неслыханную команду: «Приготовиться к удару!», игнорируя разумное предложение СПК задержаться на безопасной глубине. Режиссеру нужна динамика, и она ее добивается. Командир выглядит полным идиотом. Это впечатление усиливается, когда после удара о лед командир резким «Подождет!» отметает резонное предложение того же старпома осмотреться в отсеках. Напомню, что в подводной лодке проекта 658 все три шахты с баллистическими ракетами располагались в ограждении рубки, и подобный удар поставил бы жирную точку не только на боевом походе...
В ходе съемок чайка, оказавшись по воле сценариста на борту лодки, чуть было не вызвала неразрешимую проблему. Выяснилось, что птица эта практически неприручаема. Режиссер уточнила обстановку и вместо строптивой чайки в один прекрасный день появился ...сокол. Выразив удивление, я узнал, что на полярных льдах частенько отдыхают залетные соколы особого подвида...
- И терпеливо ждут всплытия подлодок, чтобы немного погреть кости, - предположил я.
- А вот язвить не надо, коль не сильны в орнитологии, - прозвучало в ответ...
Постепенно о соколе забыли. Сцена-то была крошечной. И далеко не весь «экипаж» наблюдал его парение в отсеках. Но спустя месяц вдруг вспомнили. Ведь зритель задаст вопрос: куда, мол, делся белокрылый?
Я с ходу выдвинул предложение: авария идет полным ходом, облучение. Американцы предлагают помощь. Экипаж волнуется. Мышь уже подохла, а в укромном месте обнаруживают труп сокола, а рядом записку: «Я умер свободной птицей. God bless America!»... В тот день меня уже больше ни о чем не спрашивали...
Обратите внимание, что большую часть фильма за командиром неотступно следует минер Демичев (Стив Николсон), причем с пистолетом на боку, что категорически запрещено, особенно в ракетном отсеке. Но этого требуют законы жанра - необходимо убедить зрителя в том, что он «влиятельная фигура» и может находиться там, где ему заблагорассудится. Впоследствии, участвуя в пресловутом мятеже, Демичев не раз по-ковбойски выхватит свою «пушку». Его беспризорные подчиненные тем временем носятся по отсекам, оказывая «широкомасштабную» помощь соседям. Ну там пожар потушить, пробоину заделать... Лишь изредка эти славные ребята возвращаются в свой родной 10-й, чтобы, поражая зрителя сноровкой, изувечить друг друга торпедами. Кургузые торпеды, пропорциями смахивающие на поросят, приятно зеленеют (пока их не трогают) на фоне чудовищного размера морковки, неаккуратно распиханной по ящикам...
Апофеоз бреда. В реакторном отсеке, где вахта обычно не несется, с задумчивым видом слоняются 5 человек, почти все спецтрюмные. Режиссер объяснила это плановыми работами. Видимо, фибрами чувствуя приближающуюся аварию, они хотят держать руку на пульсе. И вот уже матрос Анатолий бодро, а главное, не задумываясь, рапортует об утечке в первом контуре. Только через 1,5 часа этот диагноз поставят дипломированные инженеры. А командир Востриков (Форд), уже убедивший зрителя в своей жуткой принципиальности, грозно вопрошает старпома: «Кто ответствен за утечку?» (Прямо Мехлис какой-то.)
Так и хочется выпалить: «В первую очередь - ты сам как командир!»
В один из дней появляется замок с цепью, им закрыта реакторная выгородка. Похоже, чтобы дать место подвигу - сначала в поисках ключа, а затем в перекусывании цепи. Авария в разгаре, а к стармеху, то есть инженер-механику ракетоносца, обращается матрос: «Интересно, у кого ключ?»
А стармех - одно из главных действующих лиц, отвечает, хлопая себя по карманам: «Надо же, где-то был...»

[ слишком длинный топик - автонарезка ]
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

Историческая сцена в кают-компании офицеров. Обсуждаются предложения, как соединить цистерну пресной воды с реактором для его принудительного охлаждения:
Старпом: «В глубь реактора можно попасть через воздухопровод. Но чем качать и где взять трубы?»
Стармех: «Вытащим из торпед. Отличные трубки!»
Полянский - командир дивизиона движения (бодрым голосом): «Да, а варить максимум полчаса...»
Почему-то предложения исходят от механиков, которые могут только смутно догадываться о том, что находится в торпедах. Тем временем минер, чьи торпеды вот-вот начнут курочить, предлагает просто-напросто затопить лодку, а самим спастись на плотах!...
Дискуссия о трубках продолжается. Как будто из духа противоречия Харриссон Форд настаивает, чтобы трубки для охлаждения реактора извлекли из торпед, а не из арматуры торпедных аппаратов, как это было в реальности. Более того, режиссер хочет, чтобы их тянули не из выгородки реактора, а аж из кормы отсека. Опять требования пресловутого драматизма? Сколько же торпед вам придется разобрать, господа хорошие? Одному Богу известно, хотя Х.Ф., конечно, виднее. Похоже, что он так вжился в роль, что действительно возомнил себя экспертом подводного дела. Да и кто сказал, что торпеды так просто раскурочить. Haверное, что-то скрыто и за этим. Так и есть. Недотепы, разбирая торпеды, сливают керосин в трюм, забывая в суете будней его убирать. Тем легче будет организовать пожар, уже спланированный именно в 10-м.

Вскоре привезли ту самую спецторпеду, нашинкованную трубами разного диаметра на любой вкус. Теперь этого добра хоть отбавляй. Вот что значит идея «великого» Х.Ф. Персональный заказ.
Несколько умелых манипуляций, и боевое зарядное отделение валяется на палубе. Осталось отпилить наугад случайную трубку. Дело спорится, ведь этим делом занимается механик, а не минер, который продолжает шататься по отсекам со «шпалером», лелея коварные мысли о мятеже.
К удивлению механика, вдруг откуда-то брызжет гидравлика, уверенно заполняя трюм. Пожар в 10-м - одна из ключевых сцен фильма, которую, невзирая ни на какие усилия, пока не удается сделать хотя бы логичной. Увы. Пожар от возгорания пластин регенерации отвергнут, ввиду потенциальной невозможности объяснить это американскому зрителю.
Чаще всего от режиссера приходилось слышать: «Мы не делаем документальное кино. Наш фильм адресован главным образом «тупой подростковой аудитории», приносящей, тем не менее, 80% кассового сбора».
Ну и поместите перед титрами: «ТУПОМУ АМЕРИКАНСКОМУ ЗРИТЕЛЮ ПОСВЯЩАЕТСЯ».

В заключение - репетиция и съемки в 10-м. Сижу слева от Кэтрин Бигелоу, улавливая ее косые взгляды. Наконец звучит вопрос:
- Ну ведь, правда, здорово?
- Отнюдь, полное безумие. В глазах режиссера ужас:
- Почему?
- Да потому, что напоминает толпу туземцев, нашедших торпеду в полосе прибоя. Обступили плотными рядами и размышляют, по какой части дубасить томагавками. А зачем, кстати, стармех подогревает автогеном торпедный аппарат? Уж не взрыв ли пытается организовать?

Вечером состоялся телефонный разговор с Джимом Пэттоном, в прошлом - командир лодки и консультант «Охоты за «Красным Октябрем».
- Я тоже был, по большей части, неудовлетворен работой и фильмом в целом, - сказал он. - Но свою главную задачу выполнил. US Navy был представлен в хорошем свете.
Еще бы, ведь фильм-то не в Буркина Фасо снимался!
- К сожалению, Джим, этим похвастаться не могу, - печально заключил я. Разница определялась и тем, что за его спиной ощущалась поддержка американских ВМС, в то время как командованию нашего флота все происходящее было, в лучшем случае, безразлично. Слава богу, что главком под напором требований ветеранов, запретил съемку на объектах ВМФ, и московские эпизоды снимали в Академии бронетанковых войск.
- Вы, что же, не знаете, что ваше командование одобрло как идею фильма, так и форму его воплощения? У меня есть подписи ответственных лиц. Хотите покажу? - как-то раз заявил исполнительный продюсер Брент О'Коннор.
- Хочу - но так и не дождался. Это подтвердилось позже. Да и некоторые ветераны сломались, поставив свои подписи под соглашением об экранизации. Слава богу, не все!
Стоит ли копья ломать, спросил я себя в очередной раз и традиционно ответил: «Стоит».
К моменту торжественного спуска на воду, работа стала почти круглосуточной. Огромный док на военной верфи Галифакса обходился в копеечку. Орден «Отечественной войны» на носу лодки и безумное количество кумача в драпировке вызвали недоумение. Карл Джулиуссон - шеф-дизайнер, ответил, что его консультировал крупный специалист - русская переводчица, чей муж служил в Красной Армии целых ...2 года.
Часть кумача удалось убрать. Статистки, изображающие русских женщин в обличье «беженок», перепоясанные платками и медными котелками, в районе, заключенном «между спиной и обратной стороной колена», начинают раздражать. Мэрит Аллен (главный костюмер) на вопрос, кто навеял такой образ русской женщины, ответила, что видела такие типы в журнале «National Geographic» (один из спонсоров фильма).
Вряд ли будет способствовать упрочению прекрасного образа русской женщины и дурища в нелепом наряде, которой поручили изображать комсомолку, неловко бьющую бутылку шампанского о форштевень «К-19».
А киношные «политиканы» выглядели настолько глупо, что их, грубо говоря, поперли со съемочной площадки, сочтя несуразными, даже создатели фильма, которых, уж точно, не заподозришь в стремлении соблюсти историческую правду.
- По-моему вы ненавидите этот фильм? - спросила меня как-то режиссер.
- Да нет, терпения пока хватает. А иногда даже удается получать удовольствие... от процесса, - ответил я, ничуть не слукавив.

[ слишком длинный топик - автонарезка ]
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

В штурманской рубке разложены пестрые карты с обозначенными «ракетно-ядерными» ударами по территории США.
- Натовская база «Ян-Майен» в непосредственной близости, командир!
- Ребята, не смешите. Там две избушки, РЛС, три козы и десять норвежских солдат.
- Не будьте формалистом, капитан. Мы, как и прежде, не делаем документальный фильм.
- При чем тут документальный или художественный? Умело расставленные акценты превратят в полный бред все что угодно.
Трагикомическая ситуация произошла все в той же штурманской рубке. Роль навигатора досталась голливудовскому актеру Дмитрию Праченко, который был хорош ровно до того момента, как ему понадобилось провести условную линию, соединяющую район огневой позиции «К-19» с Вашингтоном. Его лицо покрывалось испариной, а руки начинали дрожать.
- Возьми себя в руки, Дмитрий, ты же актер, - пытался успокоить его я, показывая что от него требуется.
- Всего лишь одно изящное штурманское движение. Тебя даже гражданства за это не лишат. Мы же стреляем понарошку. Потренируйся дома, завтра съемка.
Наутро на вопрос, где «штурман», прозвучал суровый ответ:
- В сумасшедшем доме, и, похоже, не без вашей помощи. Ночью увезли.
Канадский актер, заменивший бедного Дмитрия, обладал железными нервами, но совершенно негнущимися пальцами. Изящества не получалось. Мне было предложено изобразить движение самому. При условии, что будут видны только руки.
До этого, несмотря на посулы, я уже отверг предложения сыграть даже эпизодическую роль.
- Значит, говорите по Вашингтону? - довольно глумливо спросил я. - С огромным удовольствием.
Эпизод из фильма не вырезали.
Что мне откровенно понравилось, так это так называемый «Офицерский клуб», изображавший Дом офицеров в Полярном. Наверное, многое можно было отдать, чтобы в нашей северной офицерской юности фигурировали такие клубы. Уютное помещение, отделанное красным деревом и изящными драпировками. В центре - удобный во всех отношениях бар. Одно показалось немного странным. Стены украшали литографии японских мастеров, изображавших сюжеты времен Русско-японской войны: нападение на Порт-Артур - потопление «Петропавловска» и, наконец, - Цусима! А на соседней стене в обрамлении скрещенных абордажных сабель висела огромная гравюра с подписью: «Объединенная англо- франко-турецкая эскадра готовится к штурму Севастополя!». Я не смог сдержать эмоций и громко выругался.
- Нравится, капитан? - вдруг раздалось из темного угла за камином, где восседал создатель всего этого великолепия - главный дизайнер Калли Джулиуссон.
- Еще бы! Особенно если учесть, что я русский, да к тому же уроженец Севастополя. Неужели стены офицерских клубов в Гонолулу украшают японские картинки, изображающие атаку Пирл-Харбора?
- Да ладно тебе. В кино все равно никто ничего не разберет.
Был несказанно удивлен, узнав, что в так называемом офицерском клубе не будет женщин.
- В наших дофах их было никак не меньше мужчин, - горячо отстаивая свое мнение, напирал я.
- А что они там делали, - имитируя искреннее удивление, спросила Кэтрин Бигелоу.
- То же самое, что и мужчины. Знакомились. Наслаждались общением.
- В Полярном?
- А что? Полярное - столица подводников, - не унимался я. Необходимо минимум десять девушек, причем симпатичных и одетых не как беженки. И так исказили образ русской женщины до безобразия.
- И где мы их возьмем, и во что оденем? - зло отреагировала костюмер Мэрит Аллен.
- Пусть актеры приведут своих девушек. Это будет натуральнее, чем какой-то тарабарский закрытый клуб, где офицеры играют в карты, шахматы и ведут свтские беседы. Прямо Антарктида какая-то!
Внезапно в дискуссию, проходившую вокруг стола, где должен был верховодить старпом, вмешался игравший его Лиэм Нисон.
- Не буду я играть в этой сцене, если там не будет женщин, причем симпатичных, - совершенно серьезно заявил ирландец и добавил: - И абсолютно согласен с капитаном

[ слишком длинный топик - автонарезка ]
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

Это была маленькая, но победа. Продюсеры выделили кругленькую сумму на наряды, а Мэрит смерила меня уничтожающим взглядом, чему я только порадовался.
Репетиция в т.н. «офицерском клубе». Гости - первый класс! Текущие замечания:
- На стол поставить закуску. Русские без закуски не пьют. Лишние бутылки убрать. Литровые бутылки в первую очередь. Таких в то время не было. - Старку подкрасить чаем. Сомневаюсь, что тост за коммунистов практиковали с такой серьезностью, без тени иронии. Хотя бы: «За нас, героев!», - бодро начинаю я.
- Сергей, а вы помните точно, как одевались официантки в 1961-м? - спрашивает Брент.
- Как сейчас, - отвечаю я, не моргнув глазом, и на ум пришло воспоминание о посещении севастопольского ресторана с отцом в далеком 1957 году. Мне - шестилетнему пацану, конечно же без злого умысла, удалось вогнать в краску собственного батюшку, тогда блестящего капитана 3-го ранга и флагманского штурмана дивизии крейсеров. Пока отец напряженно разглядывал меню, я узнал не только имя симпатичной официантки, но и где она живет. Как сейчас помню, на 2-й ГРЭС. Разумеется, та была уверена, что делаю я это по указке краснеющего неподалеку офицера. Свой нагоняй я после обеда получи
Это помню, но не так отчетливо, как все предыдущее. Вспомнил я и вчерашний раздраженный взгляд Мэрит Аллен. Когда, получив деньги на экипировку официанток, она прошипела, проходя мимо :
- Ну вот, теперь у нас и девушки завелись.,.
- И это было прекрасно!

Откровенно анекдотичной стала сцена прощального вечера в квартире командира. Его жену играла бывшая соотечественница и актриса Ленинградского ТЮЗа Светлана Ефремовa. Под речитатив мужа-командира, уходящего завтра в боевой поход, она исполняла «Лунную сонату» Бетховена. Режиссеру понадобилось растянуть сцену, и она попросила Светлану сыграть что-нибудь еще.
- Легко, - заявила та и принялась играть таривердиевское «Не думай о секундах свысока...». Легко понять, почему, увидев задумчивую физиономию Харриссона Форда, склонившуюся под эти звуки над концертным роялем, я не смог не расхохотаться.
- Что случилось, - взволнованно спросила режиссер, видимо, решив, что я окончательно :вихнулся.
- Уж больно на Штирлица похож, - ответил я и вкратце объяснил возможный ряд ассоциаций у русского зрителя.
Пирс в воображаемом Полярном. Съемки эпизода гибели доктора Гаврила (единственное имя, к которому я не имею никакого отношения). Напомню, что доктор погиб под колесами грузовика, выбежав из лодки с нелепым криком: «Вы привезли медикаменты для тропиков, а мы идем на Север!»
Вопрос режиссера: «А с трупа доктора могут снять ботинки?»
Слегка опешив, с максимально серьезной миной предлагаю следующее развитие событий:

- На шум подходит командир. Вокруг трупа Гаврила, лежащего в соляной луже (за неимением снега высыпали шесть машин соли), толпится личный состав, побросавший все ради зрелища. Даже торпеду, которая одиноко болтается на ветру. Боезапас грузят одновременно с морковкой! Докладывают: «Побежал за одним грузовиком, другой наехал». Динамика.
Харрисон задумчиво оглядывает экипаж, ведь он командир заботливый, и говорит:
- Петров, забери ботинки, доктору они уже не понадобятся...
- Шутите?
- Ничуть.
- А бумажник могут забрать?..
Картину полного бардака довершил жуткий вопль инженера Полянского, до этого выглядевшего вполне нормальным: «По местам!»
По замыслу режиссера это обозначало плавное возвращение к исполнению долга.
Все силы по-прежнему устремлены на создание образа туповатого руского. После разделки торпед они по приказанию командира экипажа принялись стаскивать одеяла и матрасы на переборку шестого отсека для защиты от радиации. Оброненная мною как бы невзначай фраза о том, что гамма-радиация может быть снижена вполовину, только если одеяло будет из свинца толщиной 2,5 сантиметра или бетона сантиметров в 30, вызвала очередной упрек в формализме. Вот такой «железный занавес» в понимании получился.
После очередной перебранки, вышел из-под бетонных сводов студии, и полегчало. Солнце, пахнет свежескошенной травой и луговыми цветами. На полянке - семейство сусликов, расположившись на кочке невдалеке от своей норки, не теряя бдительности, наслаждается прекрасным днем. Вся мерзость, накопившаяся в результате так называемой работы, мгновенно улетучилась. Надолго ли?

[ слишком длинный топик - автонарезка ]
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

В ракетном отсеке огромная банка йода, мешок аспирина и баночка из-под монпасье с надписью «ГЕМОРРОИДАЛЬНЫЕ СВЕЧИ». Вставить бы их сценаристу! А заодно и за фразу преемника бедного Гаврила - доктора Саврана, кричащего в лицо командиру: «Не знаю я ничего про радиацию, нас не учили. А на борту лишь аспирин и йод».
Позднее, когда личный состав начал обгорать и страдать от ожогов, наконец-то позволили расширить номенклатуру медикаментов. На этом я, собственно, настаивал с самого начала, с Калгари, где наблюдал за постройкой макета подлодки. До штатных 1500 наименований, конечно, еще далеко, но знак хороший. Звонок в Питер старому приятелю и флагманскому врачу Мише Горяинову окончательно подкрепил меня.

Так появились фурациллин и линимент синтомицина.
- Вместо линимента, - входя в роль практикующего врача, начал я, - можете смело использовать майонез, - представив, как ряд набивших оскомину физиономий покрывают густым слоем соуса.
- А фурациллин еще проще. Пойдет вот этот лимонад. Шеф отдела реквизита Дерек Блэк - нахальный юноша, смерил меня подозрительным взглядом, почуяв подвох. Несколько раз Дерек просил меня что-то сделать или нарисовать, а потом с видом факира извлекал подлинную вещь, которую якобы добыли его «агенты» в далекой Московии. Судя по его рассказам, он пользовался там бешеным успехом. Впрочем, глядя на него и зная наши нравы, я мог представить это только при условии крупных капиталовложений со стороны Дерека.
А вообще-то на его складе была масса занятных вещей: самовары, «ундервуды», репродукции, портфели и прочие вещицы, вызывавшие ассоциации с далекой Родиной, возвращая в навсегда ушедшее прошлое.
Зал судебных заседаний, где должно разбираться дело командира «К-19». Моя критика эпизода не воспринята, и командира будут не заслушивать на коллегии или военном совете, а попросту судить. Первое, что бросилось в глаза, - дурацкая клетка.
- У нас это появилось только с началом движения по «демократическому» пути, а в 60-е и даже при царе никаких клеток в суде не было и в помине. Явно американское влияние, - поспешил заявить я.
- Нам это необходимо для того, чтобы зрителю было понятней.
- По-моему, Харриссон в нее не полезет.
Так и получилось. Форд предпочел сесть перед клеткой, но это случилось только назавтра. А сегодня я предложил украсить зал соответствующими плакатами. Зная о моей склонности к пародии, руководство отнеслось к предложению настороженно. Но потом согласилось, почуяв в этом своеобразный колорит. Мне был выделен португалец-маляр с художественными наклонностями, и вскоре на стенах запестрели сочные произведения на русском языке:
«Советский суд - самый гуманный в мире».
« Чти уголовный кодекс».
«Советский суд зорко стоит на страже завоеваний социализма!», и, наконец, «На свободу - с чистой совестью».
Последний повесили в клетке. Проходивший мимо Равиль Ильянов, игравший «мятежного» замполита Суслова, подошел ко мне и довольно агрессивно произнес:
- Сергей, я вынужден рассказать, что ты превращаешь все в посмешище.
- Валяй, я этого не скрываю.
- Сними тот, что в клетке, и черт с тобой.
- Я лично ничего снимать не буду.
- Ну, как знаешь.
Тем временем, на съемочной площадке появляется продюсер Фелдман с петлей на шее.
- Это еще что?
- Протест против казни Суслова.
Выяснилось, что хитросплетение сюжета заставляет замполта повеситься. Учитывая редкостную мерзостность персонажа, я сказал, что не против.
Тем временем съемка перешла в море, на борт бывшей видяевской подводной лодки проекта 651 - «Б-77», дважды перепроданной и отбуксированной сначала из Финляндии во Флориду, а затем и в канадский Галифакс. Здесь ей приварили 27 метров корпуса и нахлобучили огромную рубку из пластика, приблизив таким образом к внешнему виду «Хиросимы». Новоявленная «К-19» отличалась широкой палубой, присущей утюгообразным лодкам с крылатыми ракетами, но для удобства и безопасности съемки это было находкой.
По сценарию, а отнюдь не в реальной истории, возле аварийной ПЛ своевременно появляется американский эсминец «Декатур», благородно предлагающий помощь. Разумеется, «недалекие» русские с негодованием от нее отказались. Но часть неустойчивых юношеских сердец все же дрогнула. То матрос Женя пытается сбежать через аварийный люк 10-го отсека, где бушует им же инициированный пожар. То кок Андрюша в странной шапке из меха пожелтевшего белька, которая по замыслу сценариста должна была подчеркнуть яркую индивидуальность, сигает за борт и плывет «навстречу свободе» в студеных волнах Норвежского моря. Его же уста изрекают главные символы «демократии» - бейсбол, Мэрилин Монро, «жувачка». Строевики наверняка скажут, глядя на экран: «Видите, нарушал, подлец, форму одежды, поэтому и к врагу дернул».
Подтверждался и голливудский стереотип о том, что все русские подсознательно стремятся сбежать в Америку.
Первый бросок в студеную воду, осуществленный отважным каскадером, оказался неудачным, и после короткого обогрева бедолаге пришлось повторить маневр. Знаменитых бельковых шапок было всего две. Таким образом, права на вторую ошибку не было. Ему повезло. Не в силах созерцать эту муть, я удалился на мостик, где воздал должное строителям, сотворившим массу приятных закутков. Там было тепло и сухо, и главное - неограниченный доступ свежего морского воздуха. Этот, увы, молчаливый протест стал последним. Недолгая пауза была прервана вызовом на консультацию.

[ слишком длинный топик - автонарезка ]
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

- Как обращаться со спасательными плотами, на которых «мятежники» во главе с замом собирались отплыть к «Декатуру». Надуть и держать на палубе или за бортом?
Предложил обыграть мятущегося Андрюпгу, снедаемого противоречиями; он то плывет к американцам, то за плотами. А для музыкального фона использовать популярную песню Джо Кокера «You can leave your hat on» (Можешь остаться в шляпе). Мэрит в последний раз фыркнула. Ведь шапка была ее любимым детищем, а заодно и непреодолимым испытанием в наших отношениях.
Совершенно дико воспринимается сцена с демонстрацией задниц. Каково? Сорок продрогших облученных матросов жмутся друг к другу на верхней палубе. Внезапно раздается гул вертолетного мотора. В рядах - воодушевление. Наверное, наши! Это в центре Атлантики, когда в СССР не было ни авианосцев, ни даже бортовых вертолетов. Допустим, что они темны, как и подобает русскому матросу в понимании американцев. Но когда, вдруг распознав опознавательные знаки вероятного противника, все, как по команде, начинают демонстрировать голый зад, это говорит лишь об окончательной утрате создателями фильма чувства меры, без которого в искусстве, как известно, рассчитывать не на что.
Постоянные стычки с руководством надломили некогда могучее здоровье, и у меня поднялась температура.
Из опасения, что я заражу драгоценных актеров, меня отправили лечиться. Назавтра, едва оправившись от болезни, я появился «на работе», приковыляв поутру на пирс. Там меня поджидал очередной удар. Специалист широкого профиля, канадский мичман «Бастер» Браун в мое отсутствие заявил, что по команде «Покинуть корабль!» надлежит спустить флаг и разбегаться на все четыре стороны. Да и вообще флаг на мостике ни к чему.Пришлось принимать экстренные меры, особенно когда услышал:
- Нам сказали, что на лодках далеко не всегда поднимали флаг после всплытия.
- Возможно, но, когда рядом находится иностранный военный корабль, тем паче - вероятного противника, национальную принадлежность принято обозначать, причем именно флагом, - попытался достучаться я до здравого смысла, - а если корабль оставляют, то флаг навсегда уходит под воду с кораблем или же его торжественно спускают. Корабль не тонет, его будут буксировать, значит, флаг должен остаться на мостике, а не пренебрежительно сдергиваться, тем паче на виду американцев. Это что, сдача? «Корабли ВМФ СССР ни при каких обстоятельствах не спускают своего флага перед противником, предпочитая гибель сдаче врагам Советского Союза», - не унимался я, цитируя Корабельный устав ВМФ СССР, того самого флота, в котором я прослужил больше 30 лет!

- Ладно, ладно, разберемся.
Я понимал, что от меня в очередной раз пытаются отмахнуться. Гнев и сознание бессилия буквально затуманили сознание.
- Ну уж это не тот случай, чтобы отступаться, - подумал я и поймал себя на мысли об уместности публичного харакири, о чем тут же и оповестил ассистента режиссера. Та нервно заспешила к шефу.
«Матросы» совершенно оголтелого вида тем временем ломились с кормы на нос, обтекая нестройными рядами рубку. Шла сцена эвакуации на борт дизельной лодки «С-270», которую изображала канадская лодка «Онондага» (английская ПЛ типа «Оберон») с высоченной рубкой.
Явно рассчитывая на мою реакцию, Кэтрин громко и с видимым удовольствием произнесла:
- Настоящие беженцы!
- Ну так что же будет с флагом?
- Теперь будет водружен навсегда.
- И на том спасибо!

Съемка на понтоне с установленной на нем рубкой. Последний съемочный день суперзвезд Форда и Нисона. Сомнительную сцену, где «механический» комдив Полянский следит в перископ за вылетом ракеты из шахты, перенесли. Решено снимать эпизод всплытия во льдах. Харриссон висит на перископе. Кэтрин спрашивает:
- Как наблюдают за льдом под водой в перископ?
- Никак.Перископ, как и прочие выдвижные, опущен, чтобы не повредить. Тем более что все равно ничего, кроме бликов, не увидишь, да и то при подходе к поверхности воды! Какая глубина?
- 30 метров.
- Тем более.
- Странно, а вот другие ребята мне рассказывали...
- Выбирайте сами, кому верить, - чувствуя лед в голосе режиссера, заключаю я. А Кэтрин гордо удаляется.
- Могли бы и поддакнуть, капитан - замечает ассистент.
- В чем? - искренне удивившись, поинтересовался я.
Через час мы попрощались с Харриссоном. Из сердечных объятий следовало понимать, что зла за мои придирки он не держит. А ведь совсем недавно в центральном посту он по-русски в сердцах треснул шапкой о палубу и произнес в ответ на очередное замечание: «Да я что, с тобой...мать-перемать, 10 лет на одной лодке служил?» После чего раздался взрыв хохота, и обстановка враз разрядилась.
Упрямство, переходящее в тупость, зашкаливает. Это бросалось в глаза даже местным ребятам - канадским статистам «экстраз», которые частенько весьма трогательно поддерживали меня под руку в минуты наибольших
всплесков идиотизма. Удивившись подобным проявлениям, слышу в ответ:
- Эти тупые янки и нас порой достают. Считают нас отморозками из своего северного штата.

[ слишком длинный топик - автонарезка ]
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

- Ну я все, - сказал Лиэм Нисон, последний раз спустившись с мостика. Мы обнялись и даже дважды расцеловались.
- У русских положено трижды, - заметил я, и мы со смехом доцеловались.
- Спасибо, Сергей, за все. Ты классный мужик. Извини, что приходилось расстраивать. А за женщин - особое спасибо. По-моему, это лучшая сцена фильма.
Вечером я обнаружил в номере подарок от Лиэма: черную панаму с зеленым ирландским трилистником и красным серпо-молотом и трогательную записку с типично ирландским благословением-пожеланием: «Пусть ветер всегда дует в спину, а на дурилок поменьше обращай внимание. Они вечно путаются под ногами...»

Наконец-то дождался и я своего часа.
- Эх, капитан, были бы вы поуживчивей, всю жизнь бы проработали рука об руку, покоряя Голливуд! - заключила Кэтрин. Мне ничего не оставалось, как развести руками, как бы говоря: «Чем богаты!», и после коротких рукопожатий окружающих прыгнуть на борт «Зодиака». Проходя мимо борта «К-19», доставившей столько горестных минут, я все же почувствовал тоскливое ощущение чего-то безвозвратно уходящего.
В офисе компании встретил старика Фелдмана, приставшего намедни с требованием подписать какие-то бумаги, в том числе о неразглашении тайн кинопроизводства:
- Ну так как с нашей бумагой, капитан?
- Никогда не подписываю бумаг непонятного для меня содержания. И запрещаю ставить мое имя в титры.
- Хорошо. Ну а то, что вы тут снимали? ,
- Обещаю ничего не публиковать и не показывать до выхода фильма в России.

Как видите, свое слово я сдержал, чего не скажешь о компании ««К-19» продакшн». Ну да Бог им судья...
Большинство кинодеятелей производят свою продукцию, следуя знаменитому «Я так вижу», рациональным технологическим принципам и сложившимся штампам. Желательно с минимальными затратами. Но уж если средства позволяют, можно и размахнуться. И даже привлечь на свою сторону вчерашних противников. Так и вчерашние противники «К-19» сегодня дружно поют ему осанну, вызывая легкое недоумение и вопрос: а что же, собственно, изменилось, кроме пары-тройки эпизодов, к исчезновению которых они не имеют никакого отношения?
Чтобы сделать приличный фильм, надо знать материал. А что знает автор и режиссер? Им трудно порой даже адекватно представить внутренний мир своих героев. Какие мысли и чувства питали их поступки? Ответы ищут не только в своей душе, но и в общении с очевидцами, экспертами, да и просто добросовестными людьми, имеющими к данной теме непосредственное отношение. Военные или технические консультанты как раз и происходят из их числа. Их принято приглашать, но совсем необязательно прислушиваются к их советам. Что остается им в подобном случае?

Как минимум, хлопнуть дверью и отмежеваться от произведения с духом которого они не согласны, сняв свою фамилию с титров.
Теперь об исторической достоверности в кино. Не правда ли, смешное понятие сродни объективной журналистике и коллективной совести. Вещи, в которые уже мало кто верит по-настоящему, но многие этим занимаются и даже к чему-то стремятся. Проблема эта обсуждается довольно часто и на страницах печати самой могущественной кинодержавы - США. Речь даже заходит о содании комиссии достоверности. Под обстрел критики попадают практически все блокбастеры на военные темы. Не избежали его и прошлогодние «Пирл Харбор» и «Враг у ворот». Наступила очередь «К-19».

[ слишком длинный топик - автонарезка ]
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

Кино находится в сфере бизнеса, занимающегося продажей мифов, а не истории. И не только потому, что мифы проскакивают с попкорном лучше, чем правда. Мифотворцы объясняют свое занятие необходимостью очищать сырую историю от шелухи и всего лишнего, что мешает ее усвоению на массовом рынке развлечений. Но нацелен продукт лишь на тех, кто платит, а это массовый зритель с нивелированными и заведомо известными интересами, и власть, которая заказывает акценты. Миф прост, а история сложна и поэтому хуже продается. Утверждение создателей «К-19» о том, что фильм художественный, а не документальный является типичной уловкой, состоящей в том, что коли мы не делаем документальное кино, так и не отвечаем за историческую правду. Мало кто искренне верит в то, что и документальное кино абсолютно правдиво, хотя и считается менее обработанным, чем игровое. Его правда представляет собой некую сумму отобранных событий, скомпонованных для создания связного повествования и эмоционального воздействия с вполне определенными целями. Создатели же игрового кино, не стесненные фактами и ограниченным набором кадров, заявляют, что их правда не документальная, а «эмоциональная». Это кажется конвергенцией мифологии и документалистики в стремлении казаться правдой через мощь эффектного повествования.
К несчастью, именно такие «качественные» поделки, как «К-19», стали нормой и на российском кинорынке, подменяя дефицит собственных исторических фильмов. Всплеск возмущения от попытки прикоснуться недобросовестными, а главное - чужими руками к нашей истории, а затем спад и апатия, продиктованные неспособностью отечественного кинематографа что-либо этому противопоставить. Однако еще хуже, что общественное мнение начинает воспринимать подобные шедевры как комплимент. Ведь именно эта мысль интенсивно навязывается обывателю, затушевывая явно коммерческую сущность произведения. Пройдет время, и, оседлав очередную горячую тему, Голливуд перейдет к следующему акту исторической атаки, и весь процесс начнется снова с главной, если не единственной, целью - наполнить карманы мифотворцев.
Но главный вопрос не в том, могут ли фильмы, составленные из сценарных или отобранных эпизодов, быть названы правдой, которой они определенно не являются. А в том, смогут ли они приблизить нас к пониманию того, как выделять правду, существующую в идеале. И честны ли они в своих устремлениях?
Правда всегда вдалеке, но именно там ей и надлежит быть: подальше от грязных лап коммерции и за пределами дальности торпедного залпа занудных дискуссий. А отечественным деятелям от кинематографии пожелаем поменьше культивировать у обывателя непреходящую горечь за державу, загнанную «недалекими предками» на обочину цивилизации, и чаще акцентировать внимание на славных страницах российской истории, питая тот самый оптимизм, который всегда был характерной чертой русского и советского человека.

Сергей АПРЕЛЕВ,
капитан 1-го ранга.
Санкт- Петербург.
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  
Kestrel> Понимаю что не в тему, но хотел бы узнать Ваше мнение о
статье. НЕНОРМАЛЬНЫЙ ТОРПЕДНЫЙ ВЫСТРЕЛ
 
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

Kestrel>> Понимаю что не в тему, но хотел бы узнать Ваше мнение о
Dm>статье. НЕНОРМАЛЬНЫЙ ТОРПЕДНЫЙ ВЫСТРЕЛ

Тесленко в своём амплуа...
Тяжко бредит

[ 25-11-2002: Message edited by: Kestrel ]
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  

yuu2

опытный

Kestrel>>> Понимаю что не в тему, но хотел бы узнать Ваше мнение о
Dm>>статье. НЕНОРМАЛЬНЫЙ ТОРПЕДНЫЙ ВЫСТРЕЛ

Или эту, или её прежнюю редакцию уже раз на Базе разбирали.

Kestrel>Тесленко в своём амплуа...

Ну что поделать - таков стиль его изложения - увлёкшись, может дойти до фраз типа "вот какие они все дураки". С другой стороны - у человека просто времени нет на шлифовку стиля.

Kestrel>Тяжко бредит

Стиль - это не повод отрицать некоторые вещи:
п.1. - возможность взрыва водорода
п.2. - уязвимость АБ на данном проекте
п.3. - дурь с оценкой мощности взрывов
п.4. - НЕдетонацию бОльшей части боекомплекта торпед, а возможно - и полное отсутствие взрыва БЧ торпед.

[ 25-11-2002: Message edited by: yuu2 ]
 
Yuu2 > Я тоже считаю, что в его версии много здравого, жаль,
что все аргументы свелись к < Тесленко в своём амплуа... Тяжко бредит > .
Что такого из ряда вон выходящего он написал, я почему и спросил о статье.
Вообще есть ли версия которая бы более менее устраивала бы всех ,
 

yuu2

опытный

Dm>Вообще есть ли версия которая бы более менее устраивала бы всех ,

Есть такая версия - МАРСИЯНЕ. Все прочие версии делают кого-то виноватым, или по крайней мере - ответственным.

А так - виноватых нет, нестыковку фактов спишем на ненаши технологии. А откровенную ложь дыгал - на зомбирование ими же - марсиянами.
 
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

yuu2>Ну что поделать - таков стиль его изложения - увлёкшись, может дойти до фраз типа "вот какие они все дураки". С другой стороны - у человека просто времени нет на шлифовку стиля.

Может стоит тогда всё-таки шлифовать стиль-то ?

yuu2>п.1. - возможность взрыва водорода

Такая возможность существует на всех ПЛ.

yuu2>п.2. - уязвимость АБ на данном проекте

Вот только из мухи слона делать не надо, ладно ?

yuu2>п.3. - дурь с оценкой мощности взрывов

По NORSAR-овским сейсмограммам как раз около 100 кг выходит

yuu2>п.4. - НЕдетонацию бОльшей части боекомплекта торпед, а возможно - и полное отсутствие взрыва БЧ торпед.

Это отрицать будет только очень недалёкий человек. Однако всё остальное - на уровне журанлистского бреда.

[ 25-11-2002: Message edited by: Kestrel ]
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

Dm>Yuu2 > Я тоже считаю, что в его версии много здравого, жаль,
Dm>что все аргументы свелись к < Тесленко в своём амплуа...

Ну почему же ? Личность достаточно одиозная... Да и достаточно ознакомиться с с остальными его "творениями".

Dm>Что такого из ряда вон выходящего он написал, я почему и спросил о статье.


Слишком долго анализировать, но я попробую. Только некоторые факты.

Однако - по какой-то причине: вместо нормального выстрела,
один из членов экипажа "Курска" совершил ошибку: нажал кнопку
стрельбы ПРИ ЗАКРЫТОЙ передней крышке торпедного аппарата. Как
они умудрились это сделать - это отдельная история, требующая
самого пристального расследования. Я полагаю, что видимо была
техническая неисправность в цепи стрельбы, и автоматика не
показала торпедисту, что носовая крышка ТА продолжает оставаться
закрытой.
 


Автор совершенно не знаком с предметом.

Поэтому, хотя передняя крышка ТА была герметично закрыта, но
торпеда дернулась вперед - в сторону сжимаемого воздуха, и набра-
ла некоторую инерцию хода - ведь вес 533 мм торпеды - 1800 кг!
 


Официально рассматривалась нештатная ситуация с 650 мм 65-76А.

Сейчас у всех конечно полностью отшибло
всю память, но ведь в первый день - когда по телевидению объявили
о данных норвежских сейсмологов - они сообщили, что сила первого
взрыва была невероятно маленькой - всего 1-2 кг тротилового
эквивалента! Я тогда смеялся по поводу взрыва торпеды весом 1-2
кг. Именно такая сила взрыва указана в моей первой статье "ВЕРСИЯ
ГИБЕЛИ АПЛ "КУРСК".
 


Достаточно посмотреть на NORSAR-овские диаграммы - они доступны. Ни о каких 1-2 кг речи идти не может. 1-2 кг возникли как обычно, по журналистскому "всезнайству" - 11 сентября прошлого года, они например переводили "Flight 11" ( "Рейс-11") как "11 самолётов".

Если на дизельных подводных лодках вес
АБ был порядка 10% от водоизмещения, то на "Курске" я предпола-
гаю, что вес носовой АБ порядка 200 тонн (но точная цифра мне ко-
нечно неизвестна - я взял это число просто наугад.
 


Незнание предмета.


Ведь первый отсек разделен палубами и
каютными выгородками на несколько небольших по объему помещений.
 


Какие каюты в первом отсеке ? :eek:

И т.д. и т.п. И как всегда все врут, все козлы, все уроды, а он на коне и в белой шляпе.

Dm>Вообще есть ли версия которая бы более менее устраивала бы всех

Насчёт устраивала бы всех... В общем скажем так - скорее всего произошла нештатная ситуация с торпедой ( как и по оф. версии). А вот почему она произошла, это не узнаем ния , ни вы ни скорее всего наши с вами дети.

[ 26-11-2002: Message edited by: Kestrel ]
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  
+
-
edit
 

TeMHuK

втянувшийся
Интересная статья. Только вот что бы было, если бы автор не ограничивался стаканом воды, "Кроной" и повароенной солью,
а взял бы ведерко морской и автомобильный аккумулятор?
Я думаю что сразу бы узнал, что помимо Cl- анионами морской воды являются SO4-,Br-, и HCO3.
Более того, ему бы было не до этого. Поскольку бахнуло бы так, что мало бы не показалось.
При КЗ на мощной батарее она взрывается поскольку R->к плюс бесконечности.
И это еще не все, достаточно было ему взять например литиевую таблетку от компьютера и закоротить контакты (без очков не проделывать) то тоже удевился бы немало результату.
Ну и на последок о батареях: бедные дизелюхи ползают уже больше века, тонут и не знают, что им положено взрываться водородно при попадании воды на батареи, а они бедняги всего-то пережигают предохранители. Хотя наверное аккумуляторы АПЛ делаются из "металла пропитанного водородом"(с)чей перл думаю Kestrel и многие други с легкостью вспомнят ;).
И посему оные девайсы живут по кардинально другим физическим законам.

yuu2
По поводу п4: могу сразу сказать, если бы в носовом отсеке сдетонировала БЧ хоть одной торпеды - отпиливать было бы нечего.
Речь в заключении была о взрыве ДВИГАТЕЛЯ практической торпеды.
и вообще мне очень нравится его фраза суть которой: мощность взрыва всего-то 2,5-5 противотанковых гранат (они по 400г)

Итог, поскольку бредом являются основные постулаты,то и разумных выводов ждать не стоит.
Идет по улице женщина с ребенком.Навстречу мужчина в летной форме...
-Мама,это летчик?
-Летчик,летчик...
-А почему он трезвый?
-Не знаю.Или комиссию проходит,или от триппера лечится...
 

yuu2

опытный

Kestrel>Может стоит тогда всё-таки шлифовать стиль-то ?

Не ко мне вопрос.

Dm>>Что такого из ряда вон выходящего он написал, я почему и спросил о статье.
Kestrel>Слишком долго анализировать, но я попробую.

Сразу скажу: сценарий развития событий по Тесленко мне тоже не ндравится, но это не значит, что те элементы, на которые он обратил внимание не имеют никакой значимости.

yuu2>>п.1. - возможность взрыва водорода
Kestrel>Такая возможность существует на всех ПЛ.

Не спорю. Только мне видится, что в качестве инициирующего события были не пожар торпеды в ТА (офиц.версия) и не попытка пуска вопреки тупым, но надёжным механическим блокировкам (версия Тесленко), а собстенно водород. Или были потырены платиновые дожигатели, или был нарушен регламент вентиляции АБ, или и то, и другое.

yuu2>>п.2. - уязвимость АБ на данном проекте
Kestrel>Вот только из мухи слона делать не надо, ладно ?

Спасского выгораживать не надо, ладно? Проектные требования к АПЛ предусматривают вполне определённый энергозапас батарей. Для "Курска" при отсечении батарей первого отсека он не соблюдается. А уж при одновременном срабатывании предохранителей (КЗ в батарее первого отсека) и АЗ реактора про живучесть энергосистем лодок можно петь только скорбные песни. В таких случаях спасают РДП/дизель с пневмопуском. Вот только всплыть "Курск" не смог. Моё понимание причины невсплытия - Document Title

yuu2>>п.3. - дурь с оценкой мощности взрывов
Kestrel>По NORSAR-овским сейсмограммам как раз около 100 кг выходит

Если помните, это оценки корректировались минимум трижды. В итоге - различие в оценках на 2 порядка. Какая из них правильная?

yuu2>>п.4. - НЕдетонацию бОльшей части боекомплекта торпед, а возможно - и полное отсутствие взрыва БЧ торпед.
Kestrel>Это отрицать будет только очень недалёкий человек.

К прокурорам, к прокурорам. А также к тем НТВ-шникам, что со слов прокурора говорили об "уничтоженной взрывом переборке", но показывали целую переборку и пр.
 
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

yuu2>Не спорю. Только мне видится, что в качестве инициирующего события были не пожар торпеды в ТА (офиц.версия) и не попытка пуска вопреки тупым, но надёжным механическим блокировкам (версия Тесленко), а собстенно водород. Или были потырены платиновые дожигатели, или был нарушен регламент вентиляции АБ, или и то, и другое.

Интересно, почему тогда всё сразу не свалили на экипаж ? Ай какой удобный повод...

yuu2>Спасского выгораживать не надо, ладно? Проектные требования к АПЛ предусматривают вполне определённый энергозапас батарей.

Да его никто и не выгораживает. Но и откровенно наехзжать не стоит.

yuu2> А уж при одновременном срабатывании предохранителей (КЗ в батарее первого отсека) и АЗ реактора про живучесть энергосистем лодок можно петь только скорбные песни.

Есть АБ во втором отсеке.

yuu2> В таких случаях спасают РДП/дизель с пневмопуском. Вот только всплыть "Курск" не смог.

А смог всплыть или не смог это достоверно ни вам ни мне не известно.

yuu2> Моё понимание причины невсплытия -http://yuu2.narod.ru/gangut.html

От комментариев ввздержусь ...

yuu2>Если помните, это оценки корректировались минимум трижды. В итоге - различие в оценках на 2 порядка. Какая из них правильная?

А вы "не читайте газет" (с). Сходите на NORSAR, да почитатйте.

yuu2>К прокурорам, к прокурорам. А также к тем НТВ-шникам, что со слов прокурора говорили об "уничтоженной взрывом переборке", но показывали целую переборку и пр.

Неужели не понятно, что официальное прокурорское заключение (его выводы) - это полная чухня ?

[ 26-11-2002: Message edited by: Kestrel ]
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

yuu2

опытный

Kestrel>Интересно, почему тогда всё сразу не свалили на экипаж? Ай какой удобный повод...

Ну понятно "мёртвые сраму не имут" - поэтому роль экипажа в событиях на "Курске" обсуждать не будем?

yuu2>> Вот только всплыть "Курск" не смог.
Kestrel>А смог всплыть или не смог это достоверно ни вам ни мне не известно.

Факт: не всплыл. Трактовка: либо никто из экипажа даже не пытался (см. начало данного поста), либо НЕ СМОГ из-за сверхпроектной аварии с затоплением отсеков.

yuu2>>Если помните, это оценки корректировались минимум трижды. В итоге - различие в оценках на 2 порядка. Какая из них правильная?
Kestrel>А вы "не читайте газет" (с). Сходите на NORSAR, да почитатйте.

"Почитайте" - это и есть последняя коррекция оценки мощности взрыва; а "вспомните" - это о том, что даже норвеги пару раз подгоняли свои результаты под определённое понимание развития ситуации.

Kestrel>Неужели не понятно, что официальное прокурорское заключение (его выводы) - это полная чухня ?

Не вопрос.

[ 26-11-2002: Message edited by: yuu2 ]
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru