Экономически эффективная деятельность в космосе
Крупные космические проекты должны решать насущные земные проблемы. В условиях начинающейся необратимой деградации земной биосферы одной из таких проблем является захоронение и/или переработка радиоактивных материалов, получаемых в ядерных реакторах. В настоящее время эти материалы получаются в основном в реакторах ядерных электростанций.
Предлагается с помощью аэрокосмической транспортной системы выводить эти материалы на низкую околоземную орбиту, а затем, с помощью многоразовых челночных орбитальных буксиров с твердофазными ядерными двигателями доставлять их в одну из треугольных точек либрации системы Земля-Луна. В данном тексте не рассматриваются ни философские, ни чисто технические вопросы, связанные с этим предприятием. Производятся только некоторые оценки его экономической эффективности.
Годовое производство электроэнергии в мире – примерно 1.2*107 ГВт-час, на 438 АЭС мощностью 350 ГВт – около 2*106 ГВт-час. Производство электроэнергии 104 энергетическими реакторами США – порядка 5*105 ГВт-час, то есть их производство составляет около 0.25 от мирового на АЭС. В США в год получается 2 000 тонн отработанных топливных сборок в год, накоплено за все предыдущие годы около 45 000 тонн. Значит, во всем мире в год производится порядка 8 000 тонн, а всего было накоплено порядка 180 000 тонн сборок ТВЭЛов атомных электростанций. Часть из них была переработана. Производился также оружейный плутоний. В итоге, по одним данным, в хранилищах осталось 200 000 тонн не переработанных ядерных материалов. По другим данным, в 1997 году в хранилищах при АЭС находилось около 90 000 тонн. Таким образом, сейчас не переработанных радиоактивных материалов в локальных и региональных хранилищах находится от 100 000 до 200 000 тонн. Годовое поступление – порядка 8 000 тонн. Через 10 лет в хранилищах будет не менее 120 000 тонн сборок ТВЭЛов.
По скандально известному контракту Минатома, обеспеченному законом, принятым Госдумой, за утилизацию 20 000 тонн не переработанных радиоактивных материалов должно быть заплачено 20 миллиардов долларов, по 1 000 долларов за килограмм.
Следовательно, даже при нынешних условиях для того, чтобы за 20 лет (срок эксплуатации первого поколения транспортной системы из многоразовых носителей) складировать в точке либрации все не переработанные ядерные материалы (в том числе и те, которые будут вновь произведены за это время) потребуется организовать грузопоток от 6 000 до 18 000 тонн сборок ТВЭЛов в год. По предварительным оценкам, уровня нижней его границы вполне достаточно для рентабельности такой транспортной системы. При этом материалы, складированные в космосе, при необходимости в дальнейшем могут перерабатываться на месте на специальном заводе для использования в первую очередь в реакторах перспективных межорбитальных буксиров и межпланетных кораблей.
К вопросу о безопасности существования хранилища: случайный метеорит в худшем случае вырвет или разрушит (и то вряд ли) один-два контейнера. Вероятность попадания контейнера или обломка ТВЭЛа в земную атмосферу с учетом того, что он должен для этого приобрести при ударе скорость не менее 800 м/с при попадании точно в лоб, а сама Земля занимает меньше 10–4 угловой площади на окружающем точку либрации небосводе, чрезвычайно мала. От пересечения с траекторией какого-нибудь крупного объекта, что вообще м-то совершенно невероятно, хранилище можно увести немного в сторону. На мой взгляд, в итоге получится, что это многократно безопаснее, чем при попадании крупного метеорита в хранилище радиоактивных материалов на Земле. Все остальные опасности для такого хранилища, существующие на Земле, отсутствуют в точке либрации. Более серьезна опасность аварии носителя при выведении на орбиту, но и ее можно и должно минимизировать до приемлемого уровня.
Таким образом, показано, что существует возможность создания экономически эффективной многоразовой транспортной системы, обеспечивающей решение одной из насущных проблем современного человечества, и являющейся основой для последующей широкой его экспансии в космос, если подобная цель будет выбрана.