В связи с недавней задержкой посадки Шаттла ("Эндевор"?) на 5 что ли суток по метеоусловиям места посадки в прессе проскочило, что, мол, топлива на борту было лишь на 5 попыток посадки... Что вызвало веселый стеб на нек. форумах. Но для меня тема осталась нек. загадкой. М.б. речь шла о топливе для маневровых движков малой тяги (или как там они правильно называются)?? Ведь совершает же папелац какие-то телодвижения при подготовке к торможению и сходу с орбиты... Я за неимением знаний во аж какую теорию развел:
Но я знаю, что у шаттла имеются маневровые двигатели, имхо они хорошо видны на фотках в носовой части папелаца, предназначенные именно для маневров возле МКС или работ со спутниками, каких-то небольших коррекций на орбите... Кроме того, у шаттла имеется тормозной двигатель. Тут неясно, он одноразовый или же может сработать еще раз в случае каких-то заморочек. Но движок этот непременно имеется (он и на Союзах с этими, как их...во, Прогрессами имеется). Иначе папелац просто не съедет с орбиты.
Дык вот мне сдается по безграмотности, что перед началом торможения и дальнейшим сходом с орбиты аппарат должен занять определенное положение, типа, курс, тангаж, задницей вперед, не знаю как... Для чего он и юзает маневровые движки. Они хоть и малой тяги, но тонну-другую топлива небось сожрут при маневрах. Точные цифры в сети имеются, я где-то видел.
Кроме того, на каждом витке, а то даже и не на каждом, а к примеру, на каждом десятом витке имеется лишь небольшое "окно", когда шаттл должен с точностью до секунды (а то и до десятой доли секунды) врубить основной тормозной двигатель. Дабы попасть туда, куда ему надо. Иначе улетит нах куда-нть в Африку. Дык вот я просто по недоумию своему представляю ситуацию:
Шаттл отстыковался от МКС, отошел на сколько-то там километров. Сжег, к примеру, 300 кг керосина для этого (там м.б. не керосин топливо, но покамест неважно). Летит сам по себе по орбите, ждет команду на выполнение посадочного маневра. На земле натурально, как в любом аэропорту, в сплошной непогоде вдруг нарезается окошко с нормальной погодой, шаттлу дают команду готовиться. Вот он и начинает на орбите ворочаться, разворачиваться, там, жопой к земле, выверять курсы, крены, тангажи,
ы знает что еще... И для всех этих подготовительных ворочаний подрабатывает движками малой тяги, еще жжет килограммчиков 500 соляры. Все строго по РЛЭ. Имхо этот процесс подготовки занимает не 10 минут, а пару-тройку часов. А м.б. и поболее. И тут, пока все готовились, еродром бац, опять закрылся.... Летим, ждем след. окна.... Опять окно, опять запускаем малую тягу... А керосинчику-то уже того, маловато осталось,...
Вот, имхо это и могло (!) иметься в виду, когда писали, что топлива есть, типа, на 5 попыток....
На 5 попыток маневров на орбите, по подготовке к включению основного тормозного двигла. Потому как после того, как сработает тормоз и шаттл слетит с орбиты вниз, там уж нах... почти по баллистической траектории. Аки тот кирпич с крыши на голову
С планером "Бланик" производства ЧССР по летным качествам шаттл имхо несколько проигрывает.
ЗЫ: Тапками и табуретками швыряться можно и нужно, а еще неплохо м.б. ссылочку, куда можно пойти и поучить матчасть