[image]

Расскажите про Шаттл

Теги:космос
 
+
-
edit
 
В связи с недавней задержкой посадки Шаттла ("Эндевор"?) на 5 что ли суток по метеоусловиям места посадки в прессе проскочило, что, мол, топлива на борту было лишь на 5 попыток посадки... Что вызвало веселый стеб на нек. форумах. Но для меня тема осталась нек. загадкой. М.б. речь шла о топливе для маневровых движков малой тяги (или как там они правильно называются)?? Ведь совершает же папелац какие-то телодвижения при подготовке к торможению и сходу с орбиты... Я за неимением знаний во аж какую теорию развел:

Но я знаю, что у шаттла имеются маневровые двигатели, имхо они хорошо видны на фотках в носовой части папелаца, предназначенные именно для маневров возле МКС или работ со спутниками, каких-то небольших коррекций на орбите... Кроме того, у шаттла имеется тормозной двигатель. Тут неясно, он одноразовый или же может сработать еще раз в случае каких-то заморочек. Но движок этот непременно имеется (он и на Союзах с этими, как их...во, Прогрессами имеется). Иначе папелац просто не съедет с орбиты.

Дык вот мне сдается по безграмотности, что перед началом торможения и дальнейшим сходом с орбиты аппарат должен занять определенное положение, типа, курс, тангаж, задницей вперед, не знаю как... Для чего он и юзает маневровые движки. Они хоть и малой тяги, но тонну-другую топлива небось сожрут при маневрах. Точные цифры в сети имеются, я где-то видел.

Кроме того, на каждом витке, а то даже и не на каждом, а к примеру, на каждом десятом витке имеется лишь небольшое "окно", когда шаттл должен с точностью до секунды (а то и до десятой доли секунды) врубить основной тормозной двигатель. Дабы попасть туда, куда ему надо. Иначе улетит нах куда-нть в Африку. Дык вот я просто по недоумию своему представляю ситуацию:

Шаттл отстыковался от МКС, отошел на сколько-то там километров. Сжег, к примеру, 300 кг керосина для этого (там м.б. не керосин топливо, но покамест неважно). Летит сам по себе по орбите, ждет команду на выполнение посадочного маневра. На земле натурально, как в любом аэропорту, в сплошной непогоде вдруг нарезается окошко с нормальной погодой, шаттлу дают команду готовиться. Вот он и начинает на орбите ворочаться, разворачиваться, там, жопой к земле, выверять курсы, крены, тангажи, ы знает что еще... И для всех этих подготовительных ворочаний подрабатывает движками малой тяги, еще жжет килограммчиков 500 соляры. Все строго по РЛЭ. Имхо этот процесс подготовки занимает не 10 минут, а пару-тройку часов. А м.б. и поболее. И тут, пока все готовились, еродром бац, опять закрылся.... Летим, ждем след. окна.... Опять окно, опять запускаем малую тягу... А керосинчику-то уже того, маловато осталось,...

Вот, имхо это и могло (!) иметься в виду, когда писали, что топлива есть, типа, на 5 попыток....

На 5 попыток маневров на орбите, по подготовке к включению основного тормозного двигла. Потому как после того, как сработает тормоз и шаттл слетит с орбиты вниз, там уж нах... почти по баллистической траектории. Аки тот кирпич с крыши на голову :) С планером "Бланик" производства ЧССР по летным качествам шаттл имхо несколько проигрывает.


ЗЫ: Тапками и табуретками швыряться можно и нужно, а еще неплохо м.б. ссылочку, куда можно пойти и поучить матчасть
 
RU Старый #20.12.2002 16:03
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
☠☠☠☠
Ну раз просите, бить не будем...
Скорее всего в процессе состыкованного со станцией полёта топливо двигателей Шаттла не расходуется, и таким образом не может служить лимитирующим фактором. Если полёт автономный, то топливо конечно расходуется.
Скорее всего речь шла о запасе рабочего тела для топливных элементов Шаттла, которые вырабатывают электроэнергию. Тут ничего не поделаешь, энергосистема Шаттла не объединяется с МКС, и нужно постоянно расходовать рабочее тело для электропитания. Его запас является основным фактором, лимитирующим продолжительность полёта Шаттла. Раньше в "доМКСовскую" эру для длительных полётов в грузовом отсеке Шаттла ставили дополнительный блок EDO с дополнительным запасом рабочего тела.
   
RU CaRRibeaN #20.12.2002 16:41
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

Да, я пока читал постинг А_Валери придумал примерно тот же ответ, что и Старый, так что с ним согласен.

Насчет маневров, при посадке все серьезное маневрирование делаеться один раз (после чего шатлл входит в атмосферу и дальше утюгом), а вот построение разных конфигураций (именно тангаж, крен, рысканье) - часто, но они не являються лимитирующеми факторами, поскольку развороты жрут совсем немного топлива.

Так что имелись в виду конечно кислород и водород для ТЭ.

[ 20-12-2002: Message edited by: CaRRibeaN ]
   

Alek

опытный
В состыкованом с МКС виде топливо шаттла как раз расходуется на подъем орбиты!

При подготовке к посадке у шатла закрывают створки грузового люка, на которых расположена основная система терморегуляции. Попросту радиаторы. В этот момент шаттл использует дополнительную систему, основаную на испарении рабочего тела (воды) в окружающие космическое пространство. Вот запасов этой воды и есть ограниченое количество. Только на несколько подготовок к посадке. То есть несколько часов или десятков часов полета с закрытым "бомболюком" :)
   
UA SERGEI Khitrovo #21.12.2002 11:34
+
-
edit
 

SERGEI Khitrovo

втянувшийся

У шаттла три двигательные системы SSME - основные три жрд, 2 OME - Orbital Manuevering Enngine (или OMS, System, точно не помню) - для работы по корекции орбиты, и в том числе для тормозного импульса (также для управления кораблем при аварийном спуске в случае нештатной ситуации) и 44 маленьких RCS - Reaction Correction System - для "точной настройки". Лимитрующим фактором, когда речь идет о тормозных импульсах, может быть только запас топлива для OME. Что касается топливных элементов APU то как известно шаттл так и не научили летать положенных ему 29 дней.
   
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru