Энтузиаст реактивного движения
★
"ВИТЯЗЬ-2000" – РУССКИЙ ОТВЕТ ПРОГРАММЕ JSF?
Перевооружение авиации на технику нового поколения в любой стране всегда было сопряжено с огромными финансовыми затратами. Из-за резкого удорожания авиатехники, этот фактор приобрел в последнее время решающее значение, вынудил и заказчиков и разработчиков решать не только технические проблемы, но и искать новые подходы к организации и финансированию самого процесса разработки, производства, закупки и эксплуатации авиатехники. Это касается даже такой богатой страны, как США. Именно целевой направленностью на решение в первую очередь экономических проблем отличается программа JSF.
Заказчики и разработчики авиационной техники в развитых в авиационном отношении странах ориентировались преимущественно на потребности вооруженных сил своих стран. При этом предполагалось, что высокие тактико-технические требования к этой технике автоматически учитывают пожелания зарубежных заказчиков. Раньше, когда рынок авиатехники был весьма обширен, а техника сравнительно недорогой, такое отношение к импортерам было терпимым. Сегодня ситуация кардинально изменилась: за последние 10 лет мировой рынок авиатехники сократился почти втрое и тенденция к его дальнейшему сокращению сохранится в ближайшие 10-15 лет. Поэтому боевой самолет тактической авиации должен в большей степени учитывать потребности и реальные экономические возможности различных стран мира, то есть машина в значительной мере должна быть ориентирована на экспорт. Те же причины лежат в основе повышенного интереса потенциальных покупателей к боевым самолетам многоцелевого применения.
Анализ мирового парка тактических самолетов показывает, что около 20 тысяч из них имеют взлетную массу 10...20 т. Наиболее массовые из них - МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29, А-4, F-16, Мираж III, Мираж F.1, Мираж 2000, J35 "Дракен", J37 "Вигген", J39 "Грипен", J-6, J-7. По ресурсу и сроку службы к 2005 году потребуют замены примерно 7400 машин этого класса, то есть более 35% существующего их парка. В коммерческом плане это означает, что наибольшим спросом на рынке могут пользоваться новые самолеты именно такой весовой категории.
Таким образом, новый тактический боевой самолет должен иметь более высокие летные характеристики, чем тактические истребители 4-го поколения, иметь многофункциональную многорежимную БРЛС, обеспечивающую многоканальное сопровождение и обстрел воздушных и наземных целей, обеспечивать применение высокоточных средств поражения по наземным (надводным) объектам. Отличительными особенностями нового самолета должны быть простота, массовость и доступность освоения. Для успешного продвижения на рынок он должен быть конкурентоспособен прежде всего по критерию "эффективность-стоимость" с существующими самолетами типа F-16, "Рафаль", Мираж-2000, EF2000, а также с перспективным самолетом, создаваемым по программе JSF.
В отечественной авиационной промышленности создание новых боевых самолетов всегда связывалось не только с наличием потребности, но и с научно-технической возможностью разработки более совершенных образцов техники. По мнению ведущих авторитетов отечественной промышленности, "истребитель пятого поколения и все необходимое для него: новые материалы и технологии, электронику и оружие - способны сегодня производить только Россия и США". В США эта возможность продемонстрирована созданием самолета F-22. В России подтверждением этой возможности является успешное завершение ряда программ, обеспечивающих научно-техническую основу создания боевого самолета пятого поколения. Прежде всего, это выразилось в поиске качественно новых для российского авиапрома аэродинамических компоновок - самолета 1.44 разработки РСК "МиГ", имеющего схему "утка", и самолета Су-47 (С-37) "Беркут" ОКБ Сухого, аэродинамическая схема которого ("триплан" с крылом обратной стреловидности) является необычной и для мировой практики. Оба самолета считаются демонстраторами технологий истребителя следующего поколения, и при их разработке конструкторы стремились обеспечить своим детищам и отработать на них такие характерные для самолетов 5-го поколения черты, как малую радиолокационную заметность, возможность сверхзвукового крейсерского полета на бесфорсажном режиме работы двигателей, сверхманевренность в широком диапазоне скоростей.
В 1994-2000 гг. ОКБ "Мухамедов" провело собственные исследования по формированию облика самолета пятого поколения и выработки концептуальных требований к нему. В результате появился проект многофункционального боевого самолета "Витязь-2000", способного найти применение и в отечественных вооруженных силах, и в вооруженных силах потенциальных партнеров и инвесторов проекта в странах ближнего и дальнего зарубежья. В противовес американской программе JSF, "Витязь" рассчитан на поставки в страны СНГ, Центральной Азии, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.
"Витязь-2000" отличается принципиально новой аэродинамической компоновкой "интеграл", позволяющей совершать устойчивый управляемый полет на сверхбольших углах атаки. Президент ОКБ, кандидат технических наук Фатидин Мухамедов, отметил, что фирма занимается исследованием аэродинамической схемы "интеграл" с 1985 г. Многочисленные продувки разнообразных моделей в аэродинамических трубах показали перспективность применения схемы "интеграл" на самолетах различных классов. Одной из первых проработок был самолет сверхбольшой вместимости "Евразия-700", модель которого демонстрировалась на авиасалоне в Ле Бурже в 1993 г. В 1994 г. на аэродинамическую компоновку "интеграл" был получен первый патент. А еще через год ТОО "Евразия" (сегодня ОКБ "Мухамедов") на авиавыставке в Дубае представила проработку перспективного боевого самолета, использующего схему "интеграл".
Наиболее важной особенностью аэродинамической компоновки самолета является комплексное решение проблемы высоких аэродинамических характеристик, как на умеренных, так и на больших углах атаки. Это достигается оптимальной формой самолета в плане, тщательно подобранным взаимным расположением и соотношением параметров несущей системы: консолей крыла, центропланной части в виде диска, наплывов и обслуживаемой ими части фюзеляжа. Вихревые системы наплывов и диска обеспечивают плавное, без резких изменений протекание зависимостей коэффициентов подъемной силы и продольного момента по углу атаки, компенсируя возникновение срыва потока с консолей. С ростом углов атаки возрастает вклад центроплана, что совместно с поворотными носками позволяет увеличить критический угол атаки и иметь плавный характер уменьшения коэффициента подъемной силы вплоть до угла атаки 50-60 градусов.
Аэродинамическая компоновка "Витязя" отличается от упомянутых схем применением мощного органа непосредственного управления подъемной силой (НУПС) - поворотных консолей крыла. Поворот консолей дает возможность разделить траекторное и угловое движения самолета, то есть без изменения подъемной силы выполнить поворот всего самолета по тангажу, что придает машине ряд новых боевых качеств. Попытки реализовать такую идею предпринимались и в США в середине 70-х годов в рамках программы AFTI.
Президент ОКБ "Мухамедов" считает, что "для обоснованного и правильного выбора технических компромиссов из всего комплекса свойств самолета необходимо выделить ключевые качества, ради которых самолет и создается, необходимые качества, которые требуются самолету, но не в ущерб ключевым, и дополнительные качества, которые оправданы только для повышения уровня ключевых параметров".
К ключевым качествам в проекте "Витязь-2000" можно отнести возможность выполнения интенсивных маневров с сохранением уровня энергии на сверхзвуковой скорости полета, высокий уровень маневренности на скоростях, характерных для скоротечного ближнего маневренного боя, сверхманевренность, включающую в себя управляемый полет с углами атаки около 60 градусов и маневры с углами атаки более 90 градусов, а также обеспечение взлетно-посадочных характеристик, позволяющих самолету базироваться вблизи зон боевых действий.
К необходимым качествам можно отнести малую заметность самолета в тепловом и радиолокационном диапазонах, высокую боевую живучесть и выживаемость самолета.
Это сообщение редактировалось 08.05.2003 в 16:36