Здравствуйте, после болезни попробую освоиться с дискуссией.
avmich>Хотелось бы, конечно, послушать. Но в общих чертах вроде Губанов писал. Однако - есть "но" - можно говорить об инженерах, которые смогли его сделать. И можно говорить о членах Политбюро, которые захотели его сделать таким.
Собственно, можно и перестать рассуждать о «кухарке управляющей государством». Просто считайте для простоты членов Политбюро инженерами, многие «инженеры» образованы не лучше (сюрприз?). «К пуговицам претензий нет» потому — думаю, — что мало кто знает подробности конкретных инженерных решений и способен их сопоставлять.
В.М.>Для меня - нет.. Мне не интересен "ряд характеристик", мне интересно выполняет ли он свю функию целиком или нет. Это то же самое как гордится тем самым аэродинамическим качеством планера Ту-144 при все его экономической неэффективности. Или как гордится Як-38, во -взлетает вертикально, но только как боевой самолет - бесполезен.avmich>Ах вот оно что. Нет, я с Вами не соглашусь в плане критерия "лучшести". Очень важным, мне кажется, для такой оценки является способ применения уже созданной техники. То, что экономика страны не была приспособлена использовать максимально эффективно технически совершенные решения, созданные в этой же стране, нисколько не умаляет достоинств собственно этих решений.
Таки умаляет, Вы пытаетесь «вывести за скобки» суть инженерного творчества — создание полезных вещей. Если МиГ-21 и Ан-2 полезны, то и слава им, а главное, есть повод для анализа успеха. Обычно неудачи не столь полезны для плодотворного синтеза.
Если же начать копать неудачи:
Ту-91, Ла-250, М-50, Ту-144, Е-155, Т-4, Як-141;
«Буря», «Буран», Н-1, «Энергия»,
то окажется что у них множество похожих черт.
Но ведь удачи тоже обладают общими чертами (из неоспариваемых тут):
МиГ-15/17, Ил-28, Ту-16, МиГ-21, Су-15, Ту-22М, Су-25, МиГ-31, Су-27.
Ракеты-носители, пассажирские, общего назначения и транспортные я пока опущу, но ещё вертолёты:
Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ка-26, Ми-26, Ка-27/29/30/32.
Забавно да? Я понимаю, что многие достойные создания я не упомянул, самое важное в этом, бестолковом на первый взгляд, обсуждении понять вот эту малую разницу между двумя списками.
avmich>То есть, может, в Союзе и надо было бы делать косы с более удобной ручкой, да конопатить кузова грузовиков, чтобы хлеба меньше терять, и это было бы более экономически оправданно. Ан нет - туда же - в космос полезли, да так, что весь мир догнать теперь пыжится. Да, второе может быть менее эффективным с точки зрения "выполнения функций", но при этом - если мы говорим именно об уровне инженерных достижений - более "интересным" для того, чтобы им гордиться.
То есть проблема Ваша лишь в языке. Кто ж Вам на «экономическую эффективность», да ещё и в СССР указывал? Вещь должна соответствовать назначению, даже не требованиям, так как требования исполнители (конструкторы, технологи, управленцы...) создавали себе часто самостоятельно. Происходило так именно потому, что принимавшие решение надеялись на удачу в главном — соответствии созданного задаче, ценностям даже. Но бывает и ещё сложнее: никто верно не угадывает назначение...
avmich>В этом плане - нет, мне неважно, летает Ту-144 или нет. Важно, как он может летать.
В частности, Ту-144 может летать плохо, не мог летать для дела.
avmich>То же самое с Бураном. Понимаете, грубо говоря, вопрос применения - это уже к инженерам от политики. А инженеры пока что мало этой самой политикой занимаются.
Во всю, просто, переходя на этот более высокий уровень, они становятся политиками.
avmich>Заметим в скобках, то что лучший Буран пылится, а - ещё более слабый - Шаттл летает - это ещё один камень в огород теперь уже их политиков (а не инженеров: инженеры давно всё поняли).
Отчего ж лучший? А если он хуже и лишь «ряд показателей» лучше?
avmich>Однако денег хватает, чтобы эту ошибку просто принимать на грудь. Шаттл летает. Это совсем не значит, что он лучше Бурана - это означает более сильную экономику. С политикой.
Соответствие, адекватность экономики политики и инженерии друг другу. К этому и надо стремиться. Очевидно же, что все три стихии лишь стороны одного явления. Если разработчик понять не умеет, ему придётся угадывать.
avmich>Владимир, "нам песня строить и жить помогает" - не пустые слова. Не буду напоминать, на какаие чудеса идеология была способна в СССР - посмотрите на сегодняшнюю Америку. Она весьма идеологизирована.avmich>Одних лозунгов, конечно, не хватит.
А Вы сами сумеете «посмотреть»? Я имею ввиду, что надо ведь видеть. У меня вот не очень-то получается видеть отсюда Америку, потому я лучше у себя посмотрю. Тогда, кстати, и песни иные. Чтоб Вы меня верно поняли добавлю: песни те лучше весьма, а взгляд внимательнее и доброжелательней, да на людей и их жизнь, а не «железо».
avmich>Ага. Вот, совсем недавно, кстати - http://www.spaceref.com/news/viewsr.html?pid=9355 - "we launched the Mariner 1 and 2 missions to Venus. These were the first missions to escape Earth's gravity and explore another planet in our Solar System." Просто "улететь из сферы притяжения Земли" или просто "исследовать другое небесное тело" написать не получается - оба были впервые достигнуты в СССР. Такой вот пример изобретения категории... Это говорится перед сенатом...
Отличный повод наш «сенат» сравнить и перестать мучить себя недоразумениями.
avmich>Хорошо бы, конечно, игнорировать такие вот вещи, и самим быть белыми и пушистыми. Однако не зря в шутку говорят, что единственная вещь, которую американцы изобрели сами - это маркетинг. "О своей скромности нужно кричать на всех перекрёстках", "за скромность не платят" - это их формулы. Обратите внимание на результаты...
Marketing они, разумеется, отнюдь не сами изобрели, как и бахвальство. То, что у нас всего-то пол века обходились без культивирования этих знаний не даёт нам никаких моральных прав.
avmich>Двойственные выводы. Так что давайте пока от них воздержимся.avmich>Я, конечно, утрирую.
А я нет.
avmich>Имелось в виду, конечно, что у SR-71 никогда не было на борту оружия. Также не считаются, видимо, "боевыми" и, например, самолёты AWACS.
Не совсем так. Начиная с того, что SR-71 — развитие истребителя A-12, вооружённого вариантом СУО AWG-9 и ракетами В-В Phoenix большой дальности. Самый вооружённый истребитель когда-то.
Да и сам SR нёс Dron, а вот Dron мог бы нести уже что угодно. Так что SR не имел оружия лишь потому, что ему-то незачем, нет ему противника. Вот если б «Бурю» довели, то может и понадобился бы в таком качестве, на рубеж перехвата спешить...
Без всяких натяжек SR-71 — боевой самолёт, выполнявший боевые задания, нёсший вооружение (разведывательное, так что ж?), по ним применялось боевое оружие самых сильных противников США, они учувствовали в нескольких войнах. Что ещё надо?
В.М.>А давайте сравним именно перехватчики, но не по скорости а как перхватчики, например по числу успешных перехватов или сбитых нарушителй. Угадайте кто у МиГа выииграет?avmich>Неужели "сушка" круче?
А то! Су-15 — главный самолёт ПВО. Когда надо в нужном, самом важном месте.
В.М.>Просто квасной патритизм не люблюavmich>Я тоже. Однако, когда готовишь команду по регби, или даже футболу, не стоит слишком концентрироваться на сильных сторонах соперников. Оптимизм нужен. И тогда, когда поводов не очень много, тоже.
Вы болельщик? Вообразите, что иначе посмотреть можно. Есть некий общий процесс, явление, назовём его прогрессом, европейским прогрессом, потом шире — мировым. Оптимизм в том, чтобы быть внутри этого процесса, способствовать ему, желательно лично и с друзьями, пытаться его совершенствовать, например критикой, но не отрицать или демонстрировать скепсис.
В.М.>Если же нужно таолько "самое большое" - это к Фрейду.avmich>Не всегда. В ракетах, скажем, общая тенденция - чем больше ракета, тем дешевле килограмм на орбите. Есть смысл.
Примитивное суждение. Люди связывают всю свою жизнь с правильностью принятия решения об оптимальной размерности системы, а тут Вы вдруг заявляете, что всё замечательно просто: «чем больше...». По Вашей ракете можно до Луны на велосипеде ехать.
В.М.>А это называется снобизм. Самолеты нужны всякие и хоршими или плохими они бывают...avmich>Это называется "русский мужик никогда не бывает доволен". Всё-то ему не так...
Зачем мужику такой ярлык? Русский мужик разный, есть весьма непростые натуры, а есть...
В.М.>И в этом топике мы обсуждаем именно отечественные достижения а не сравнительные хар-ки самолетов. Так понятно о чем я?avmich>Нет, непонятно. Всё в мире относительно, и для оценки отечественной - например - техники приходится привлекать зарубежную, в качестве "системы координат". Или "точки отсчёта". Один из способов определить, какие достижения являются трудными.
Есть затёртая формула: «на уровне мировых достижений», что-то в ней есть. Ясно, что достижение должно быть уместным. То, что формула как бы не предполагает превосходство над этим уровнем, не должно огорчать: уровень-то мировой, а мы его часть лишь.
В.М.>А вы поинтересуйтесь какие они, эти "некоторые" недостатки.avmich>Интересуемся. Это, правда, уже за рамками темы, наверное. И вообще, видимо, тема изначально из Политфорума.
Точнее, сплошная лирика, но мне видно, что многие никак не преодолеют эти вот азы. Опыт футбольного фаната, предполагаю, вовсе не может способствовать преодолению, эти люди больны и хотят быть такими.
>По задачам. Не предназначен В-1В для стратегических ударов крылатыми ракетами. Ну не предназначен и все тут.avmich>Как Вы думаете, почему? И что было бы, если бы был предназначен?
А зачем современный самолёт оснащать старым оружием, которое уже давно пристроено на давно и хорошо летающий образец? Для повышения потенциала первого удара? Но ведь тогда придётся ещё B-52 резать — договор.
А в ситуации, когда потребуется устойчивость к ПВО у B-1B больше шансов, чем у B-52, а у B-2 (его тоже ракетами обделили!) ещё больше. А ведь иногда ПВО надо прорывать, для дела надо.
avmich>И почему нет того, у Штатов, который был бы предназначен?
От чего же? Есть такой — B-52G, были, правда, планы оборудовать B-747.
avmich>Хотя Украине вон деньги на распил вроде дали...
Потому что сама Украина не может утилизировать, именно потому и иных причин нет. Интереснее вопрос: почему СССР во всей силе своей стремился выработать и подписал соответствующие соглашения?
avmich>Деление очевидное, т.к. "сухопутные" самолеты имеют явный гандикап.
Это какой?
Очевидный, а особенно после повсеместного распространения бетонных полос длиннее 2 км. В этих условиях у гидроавиации лишь специфические проблемы и не каких преимуществ для достижения рекордных ЛТХ.
1. Далёкая от оптимальной для полёта компоновка.
2. Полхообтекаемые мореходные обводы погруженной части.
3. Специфические, коррозионно-стойкие материалы.
4. Большие местные нагрузки на обширных частях внешней обшивке при взлёте и плавании.
5. БОльшие требования к взлётной тяговооружённости, чем для самолётов стартующих с бетона.
6. Но при всём том, необходимость шасси для бетонки и возможности с неё летать.
Могу продолжить.
В.М.>Как и любая фиксация экспериментальных данных. И это нормально и правильно. Потому как без этого- спекуляций не оберешься.avmich>Однако бюрократия - плохой защитник от спекуляций. Недавняя практика...
FAI этим занимается всю свою историю, это не бюрократия, а профессионалы. Но я согласен с Вами в том, что спорт (то есть все рекорды FAI и суть её деятельности) — это не слишком-то непосредственный показатель достижений.
Дмитрий Журко