Экспорт авианосцев
Ситуация
В последнее время в военной технике существует такое понятие как «доступность». Стоимость какого-нибудь фрегатика достигла 600 млн. долларов это для многих - перебор. Учитывая необходимый наряд сил для защиты страны от нападения с моря, современный военный флот доступен очень немногим.
В настоящее время ни у кого не возникает сомнений, что боевая устойчивость надводных кораблей и подводных лодок в открытом море в основном зависит от прикрытия с воздуха.
Также, мало кто в настоящее время сомневается, что самым эффективным боевым кораблем, но и самым дорогим надо признать, является авианосец. Это подтверждается и желанием многих государств иметь в составе своих ВМС такие эффективные боевые системы. Попытка обеспечить эффективное прикрытие корабельных группировок авиацией берегового базирования, не выдерживает конкуренцию с авианосцем по стоимости, а эффективно наносить удары по берегу способны наносить только эти корабли. В связи с признанием роли авианосцев, ряд развивающихся стран прилагают усилия по разработке, приобретению, модернизации, увеличению их количества. Не маловажными являются и соображения престижа.
Главным фактором, сдерживающим распространение авианосцев, является их стоимость.
Именно поэтому наиболее доступным продуктом на рынке являются авианосцы малого, до 20-30 тыс. тонн, водоизмещения. Такие авианосцы, как правило, имеют ограниченные возможности в виду малочисленности авиагруппы. Авиагруппа таких авианосцев состоит из 6-12 самолетов «Харриер», что не достаточно для нанесения мощного группового удара. К тому же эксплуатация СВВП более сложная и дорогая, по сравнению с самолетами обычной схемы.
Двухкомпонентный состав авиапарка.
Многие страны с ограниченными финансовыми ресурсами создают однокомпонентные ВВС (один основной тип истребителя). Многие, конечно, вообще набирают солянку что, безусловно, увеличивает стоимость эксплуатации (Малайзия, например: F-18, МиГ-29, Су-30МКМ, зачем?). В тоже время, возрастание стоимости авиатехники приводит к тому, что количество закупаемых самолетов следующего поколения снижается до неприемлемых, по тактическим соображениям, величин. А составить многочисленный двухкомпонентный парк истребителей типа: тяжелые (Су-27…37, F-15, F-18) и средние (МиГ-29, F-16, Мираж-2000) вообще мало кому сейчас под силу. Это вынуждает страны покупатели искать, а страны производители разрабатывать легкие боевые самолеты, отвечающие современным требованиям в первую очередь по уровню БРЭО. Существуют разработки, как с нуля (МАКО), так и на базе УБС. Это позволяет резко снизить эксплуатационные расходы и содержать приемлемое количество самолетов. В нашей стране наиболее вероятно создание легкого боевого самолета (ЛБС) на базе УБС Як-130, т.е. Як-131 (Як-135?). Скорее всего, судя по российскому опыту, не составит большого труда заранее проектировать его с учетом базирования на корабле (складное крыло, гак и т.п.). Наличие ЛБС на борту авианосца позволит поднять количественный состав авиагруппы, а это является одним из основных боевых параметров авианосца.
Использование ЛБС для базирования на авианосце и как одной составляющей двухкомпонентного авиапарка позволит: сократить расходы на содержание авиапарка в целом (единая матчасть, обучение летчиков и техников), оперативно пополнять состав авиагруппы в случае потерь. А так как ЛБС создан на базе УБС Як-130, то и с обучением и с подготовкой летчиков нет проблем.
В настоящее время без самолетов ДРЛО не обойдется ни одна сторона, которая собирается выиграть противоборство с противником. Для авианосца в России так и не создано самолета, но есть вертолет Ка-31, так что придется обходиться этим.
Судостроение.
В России Невским ПКБ накоплен достаточно большой опыт по проектированию авианосцев. Безусловно, полная реализация требований военных к авианосцу (бронирование, конструктивная противоторпедная защита, защита от ПКР, развитая ПВО и ПРО, большой запас топлива и боезапаса для авиагруппы и т.п.) невозможна в рамках серьезных ограничений по водоизмещению присущих малым авианосцам.
Во главу угла должна быть поставлен вопрос упрощения конструкции за счет использования гражданских разработок, автоматизации управления, снижения численности экипажа, создание максимальных удобств для базирования авиагруппы, без лишних довесок типа ПКР, сотен ЗУР, сверхмощного РТВ.
Так как в России так и не создана катапульта, то взлет придется обеспечивать трамплинный, тут как раз у нас большой опыт. Я думаю, что такой корабль, пусть и упрощенный, но специализированный, мы сможем спроектировать и создать в сжатые сроки.
Сводим все воедино.
Такой вот авианосец получается.
Водоизмещение: до 25000 тонн
Состав авиагруппы (пример): 36 ЛБС, 8 Ка-31 (исходя из круглосуточно наблюдения), 2 Ка-27ПС (спасатели).
ПРО: Типа «Кортик» - 4шт.
ПТЗ: «Пакет –НКЭ», пассивные средства
РЭБ: активные и ПУ пассивных
Деньги.
Теперь о деньгах. Ведь это все из-за них и предлагается затеять.
Всего 1 млрд. долларов и у Вас есть настоящий авианосец!!!
Сумма распределяется таким образом:
36 ЛБС по 12 млн. = 432 млн.
10 вертолетов за 100 млн.
Сам корабль, 3 боекомплекта на самолет (разработать типовой боекомплект по действию по берегу и против кораблей, в первую очередь ВТО – тут широкое поле для маневра), обучение, техподдержка: итого за 468млн.
И не цента сверху!!!
Понятно, что кого-то не устроит что-либо, но это вопрос переговоров.
Так давайте же зарабатывать деньги!
Ваше мнение, это может быть привлекательным?