[image]

ДЛЯ ТЕХ, КТО ВПЕРВЫЕ НА ФОРУМЕ - Правила, FAQ, полезные ссылки, советы начинающим.

 
+
+1
-
edit
 

Serge77

модератор

ПРАВИЛА
Ракетомодельного форума Авиабазы:

1. На форуме действуют Правила Авиабазы:http://forums.airbase.ru/guidelines/2. На форуме обсуждаются все темы, связанные с ракетомоделизмом и любительским ракетостроением. Основным признаком, отличающим модели ракет от пиротехнических или других ракет, является наличие системы спасения, обеспечивающей безопасное приземление.

Наиболее популярные темы сгруппированы в разделе "Выделено" :

Твёрдые ракетные топлива
Твёрдые ракетные топлива карамельного типа
РДТТ конструкции технологии материалы
Стенд и оборудование для испытаний и измерений
Конструкция ракет
Бортовое радиоэлектронное оборудование ракет
Конструкция воспламенителя, стартовый стол
Вспомогательное оборудование и материалы
Запуски ракет и испытания

Также обсуждаются многие другие темы, например жидкостные и гибридные ракетные двигатели, теоретические вопросы ракетного движения и т.д.


3. На форуме НЕ ОБСУЖДАЮТСЯ:
- ракеты, не имеющие системы спасения;
- химия и пиротехника, если они не связаны с темой форума.
Отдельное предупреждение: категорически запрещены всякие разговоры о взрывчатых веществах, в том числе о их использовании в ракетных топливах. К ракетомоделизму это не имеет никакого отношения. Недопустимы никакие намёки на то, что кто-то изготавливает, использует, или собирается использовать ВВ в любых целях, в том числе и как компоненты ракетного топлива.

4. На форуме НЕ ОБСУЖДАЮТСЯ И НЕ УПОМИНАЮТСЯ: никакие вопросы, касающиеся политики, религии и межнациональных отношений.

5. На форуме допускается "лёгкий офф-топик" в виде непродолжительного трёпа "за жисть". Степень лёгкости определяет модератор.

6. Нормой общения на форуме является уважительное отношение к собеседнику. Не допускаются мат, прямые оскорбления и "лёгкое хамство" вроде "вам, тугодумам, не понять" или "получите урок грамотности".

7. Перед тем, как задавать вопросы на форуме, необходимо изучить:

технику безопасности

Злостные нарушения Техники Безопасности, Топик для покаяния. Дабы другие не наступали на те же грабли

материалы Ракетной мастерской (наш сайт)

книги для ракетомоделистов - обязательны для прочтения, особенно разделы о том, как сделать полёт ракеты стабильным

архивы форума, там есть ответы практически на все ваши вопросы.

Необходимо скачать архив форума и распаковать его на своем ПК. Перед тем, как задать вопрос на форуме ОБЯЗАТЕЛЬНО поищите поиском, встроеным в Windows, в папке, в которой распакован архив, ключевые слова (второе окно-строка поиска) из вашего вопроса. Откройте найденые документы и найдите ключевые слова уже в них, прочитайте.

Очень удобно и эффективно пользоваться для поиска в архиве "Яндекс деск-топом". Описание и загрузка здесь:
http://desktop.yandex.ru/help/index.xml
Скорее всего вы найдете в архиве то, что вас интересует. Если даже ваш вопрос не разъяснится, то вы сможете более грамотно задать вопрос.

Очень многие вопросы уже многократно обсуждались, поэтому не ждите, что специально для вас все будут ещё раз повторять свои результаты! Читайте архив и не говорите, что он слишком большой.

Политика форума в этом вопросе такова: если человек действительно интересуется ракетами, то для него прочитать весь архив будет не каторгой, а удовольствием. А если ракеты - это увлечение на пару дней, то лучше этим совсем не заниматься, целее будешь. Потому что если не хватает терпения и выдержки на чтение, то их тем более не хватит на безопасные приёмы работы с топливами, двигателями и ракетами. А нетерпеливый ракетчик представляет угрозу и для себя самого, и для окружающих.

8. Не нужно создавать новые темы для мелких вопросов. Задавайте вопросы в существующих. Не бойтесь, что ваш вопрос не заметят: любая тема с новым сообщением автоматически становится первой.
   
Это сообщение редактировалось 18.01.2009 в 22:40
27.02.2009 12:59, Capt(N): +1: за труд FAQ
27.06.2013 09:39, RocketX: +1: За труд.
+
-
edit
 
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Краткий FAQ (часто задаваемые вопросы).

1. Как сделать ракету?
На этот вопрос нет краткого ответа. Более того, если вопрос стоит именно так, то это значит, что делать ракету ещё слишком рано, сначала нужно много читать и многому учиться.

2. С чего начать?
Послушайте опытного ракетомоделиста:
"Лучше всего начинать овладевать каким-то ремеслом, добросовестно копируя известные, хорошо себя зарекомендовавшие системы. В ракетостроении это: повторить (построить) хорошо себя показавший во многих повторениях мотор; бортовую электронику; парашютную систему спасения с простой и надёжной пиротехникой; планер ракеты из доступных материалов и калибра, соответствующего мотору и всем остальным бортовым системам... Такой здоровый консерватизм позволит быстро пройти "курс молодого бойца" и в недалёком будущем попытаться изменить что-то в лучшую сторону на каком-то из девайсов. Да и домашняя лаборатория за это время оснастится необходимым оборудованием и инструментами. Если начать с попытки изготовления чего-то выходящего за рамки возможностей, чтобы "прокукарекать", то закончится быстрым угасанием интереса и потерей времени." (a_centaurus)

3. Какое топливо лучше для начинающего?
Лучше всего начать с сорбитовой карамели. По сравнению с известным всем дымным (чёрным) порохом это топливо почти вдвое мощнее (т.е. имеет вдвое больший удельный импульс), гораздо проще и безопаснее в изготовлении и использовании.

Изготовление топлива описано здесь:

Serge77 - Моя ракетная мастерская - Ракетное топливо KNO3-СОРБИТ (сорбитовая карамель)

< РАКЕТНОЕ ТОПЛИВО KNO3-СОРБИТ (СОРБИТОВАЯ КАРАМЕЛЬ)   Наиболее полную информацию об этом топливе можно прочитать на сайте Ричарда Накки. Дискуссия о карамельных топливах на Ракетомодельном форуме: Твёрдые ракетные топлива карамельного типа . Для изготовления топлива необходимы: 1. KNO3, нитрат калия. Его необходимо высушить до содержания влаги не больше 0.5%, для этого достаточно прогреть его в тонком слое на противне в духовке при 100-150С в течение 2-3 часов. Содержание влаги можно определить так: точную навеску сушат до тех пор, пока её вес не перестанет уменьшаться, по потере веса вычисляют процент влажности. //  Дальше — www.serge77-rocketry.net
 

4. Как спроектировать и изготовить ракетный двигатель?

Практика проектирования ракетомодельных двигателей для начинающих

404 Not Found

The requested URL /srm/69-metero6 was not found on this server. Additionally, a 404 Not Found error was encountered while trying to use an ErrorDocument to handle the request. //  rocketworkshop.net
 

Программа Ричарда Накки для проектирования РДТТ, перевод на русский язык:

Ракетная мастерская / Конструкции

Ракетная мастерская //  airbase.ru
 

Эта же программа, переведённая в исполняемый файл, с полезными добавлениями:

rocket.h16.ru

Connection timed out after 15000 milliseconds // rocket.h16.ru
 

Версию 2.21 можно скачать по ссылке в конце сообщения.

Простые ракетные двигатели на сорбитовой карамели описаны здесь:

Serge77 - Моя ракетная мастерская - Бессопловый двигатель

< Serge77 - Моя ракетная мастерская > БЕССОПЛОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ немного теории и мои результаты English version of the page   Бессопловые двигатели используются в промышленности и хорошо описаны в литературе. Глава "Бессопловые двигатели" из книги "Ракетные двигатели на химическом топливе", И.Тимнат, 1990г. Цитата из этой главы: "Несколько более низкая эксплуатационная эффективность бессоплового двигателя во многих случаях может быть компенсирована заполнением объёма, ранее занятого сопловым блоком, дополнительным количеством топлива. //  Дальше — www.serge77-rocketry.net
 

Serge77 - Моя ракетная мастерская - Карамельные модельные ракетные двигатели

< Карамельные модельные ракетные двигатели Цель проекта: разработать модельные ракетные двигатели, достаточно простые в изготовлении и надёжные в работе, чтобы их можно было изготавливать в ракетомодельных кружках и использовать вместо стандартных заводских МРД. При постановке такой задачи прежде всего нужно решить вопрос - какое топливо использовать? Десятилетиями самодельные МРД изготавливались в кружках на дымном порохе методом прессования. Процесс этот трудоёмкий и довольно опасный. На сегодняшний день существует прекрасная альтернатива дымному пороху - это сорбитовая карамель. //  Дальше — www.serge77-rocketry.net
 

Serge77 - Моя ракетная мастерская - Карамельные модельные ракетные двигатели - часть 2

< Карамельные модельные ракетные двигатели - часть 2 Новые тесты и первые лётные испытания. Топливные шашки и трассеры-замедлители: Готовые двигатели. Использованы новые гильзы без пропитки. ТД-18, ТД-19 - одинаковые, один испытан на весах, второй в ракете (см. ниже). Шашка с бронировкой, трассер, сопло 4 мм. ТД-20 - аналог ТД-18, но со встроенным воспламенителем. Сразу после заливки трассера сверху на поверхность топлива насыпан слой состава KNO3-C 80-20 в гранулах размером 1-2 мм. После затвердевания топлива на поверхность гранул установлен нихром 0.1 мм, его концы проходят между трассером и гильзой, снаружи двигателя к нихрому подсоединялись медные проводники. //  Дальше — www.serge77-rocketry.net
 

Serge77 - Моя ракетная мастерская - Карамельные модельные ракетные двигатели - часть 3

< Карамельные модельные ракетные двигатели - часть 3 Огневые стендовые испытания. Топливные шашки, двигатели и трассеры-замедлители: Три гильзы с топливом в левой части - двигатели ТД 43-45 с каналом разной формы. Правее них - три шашки в бронировке и три без, для двигателей ТД 29-31 и ТД 32-34 соответственно. Ещё правее - шашки без бронировки с длиной, увеличивающейся от 30 до 50 мм, для испытания максимальной загрузки топлива, которую сможет выдержать гильзовый двигатель (ТД 35-42). Справа внизу - две длинные бумажные трубки - это бессопловые двигатели, ждут испытаний. //  Дальше — www.serge77-rocketry.net
 

Serge77 - Моя ракетная мастерская - Двигатель КД1

< Двигатель КД1 Translate in English with Babel Fish   Разработка и испытания этого двигателя описаны ранее: 1, 2, 3. Здесь дана подробная инструкция по изготовлению и использованию. Двигатель состоит из трёх основных частей: гильзы, топливной шашки и трассера-замедлителя.   Гильза. Не все клеи и лаки хорошо прилипают к гильзе. Например, клей ПВА даёт плёнку, которая довольно легко отделяется от гильзы, а значит вклеенный замедлитель будет плохо держаться. В этом случае нужно обрабатывать клеем не всю гильзу, а только ту часть, которая будет находиться в непосредственном контакте с пламенем. //  Дальше — www.serge77-rocketry.net
 



5. Что такое Kn ?
Это отношение площади горящей поверхности топлива к площади (не диаметру!) критического сечения сопла. Kn – важнейший параметр при проектировании ракетного двигателя на твёрдом топливе, он определяет давление в двигателе, а через него – скорость горения и тягу двигателя.

6. Что такое бронировка и теплоизоляция?
Бронировка - это покрытие, которое наносится на часть поверхности шашки твёрдого топлива для предотвращения горения этой поверхности. Может наноситься на готовую шашку или может получаться при заливке топлива в трубку, к которой топливо прилипнет при затвердевании.
Теплоизоляция в ракетном двигателе используется для защиты его корпуса от раскалённых продуктов сгорания топлива. Может наноситься на корпус в виде лака или другого покрытия, прочно скреплённого со стенкой, а может вставляться в виде трубки между корпусом и топливным зарядом.

7. Что такое "стандартная шашка"?
Стандартной, или наиболее широко используемой в любительском ракетостроении формой топливной шашки является вкладная цилиндрическая шашка с центральным каналом, забронированная по наружной поверхности и горящая с торцов и по каналу, причём пропорции размеров шашки таковы, что профиль горения получается близкий к нейтральному. По-английски называется BATES grain (BAllistic TESt grain, шашка для баллистических испытаний, её используют для испытаний топлив в тестовых двигателях). Диаметр канала обычно делают равным одной трети от наружного диаметра топливного цилиндра, а длина вычисляется по формуле:
длина = 1.5*Д_шашки + 0.5*Д_канала
Если длина шашки меньше, то профиль горения получается регрессивный, а если больше - прогрессивный.
Двигатель со стандартными шашками можно увидеть здесь:

Serge77 - Моя ракетная мастерская - Двигатель SFM2. Огневое стендовое испытание

< Serge77 - Моя ракетная мастерская > ДВИГАТЕЛЬ SFM2 ОГНЕВОЕ СТЕНДОВОЕ ИСПЫТАНИЕ   Конструкция двигателя, его топливный заряд и расчётные данные описывались ранее. Вид перед сборкой: На переднем плане - чёрные шайбы и жгут - это элементы системы воспламенения. Они изготовлены из бинта, пропитанного составом KNO3-уголь-сахар-Fe2O3 75-15-5-5. Окись железа добавлена для того, чтобы продукты сгорания состава содержали катализатор, ускоряющий воспламенения топлива. Сахар добавлен в качестве связки, увеличивающей прочность состава. //  Дальше — www.serge77-rocketry.net
 
Прикреплённые файлы:
 
   
Это сообщение редактировалось 08.11.2017 в 14:40
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Часто используемые аббревиатуры:

АС аммиачная селитра, нитрат аммония NH4NO3
ГРД гибридный ракетный двигатель
ЖРД жидкостный ракетный двигатель
МРД модельный ракетный двигатель
КС камера сгорания
НА нитрат аммония NH4NO3
НК нитрат калия KNO3
КРД комбинированный ракетный двигатель
ПАД пороховой аккумулятор давления
ПВРД прямоточный воздушно-реактивный двигатель
ПН полезная нагрузка
ПХА перхлорат аммония NH4ClO4
РДТТ ракетный двигатель твёрдого топлива
СРТ смесевое ракетное топливо
СУ система управления
СУВТ система управлением вектором тяги
ТНА турбонасосный агрегат
ТРТ твёрдое ракетное топливо
УВТ управление вектором тяги
УИ удельный импульс
ЦД центр давления (англ. "CP")
ЦТ центр тяжести (англ. "CG")
   
Это сообщение редактировалось 13.03.2005 в 20:02
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Технические вопросы.

1.
Видео рекомендуется выкладывать в следующем формате:
- видеокодек Windows Media Video 9
- разрешение и частота кадров: если у вас PAL камера, то рекомендуем 360*288*25к/сек, если NTSC - то 320*240*30к/сек
- аудиокодек - любой распространенный, например MP3, WMA и т.п., главное, чтобы звук был сжат.
В ссылке на файл необходимо указать его размер и использованный видео и аудиокодек.
Видео не рекомендуется сжимать архиваторами типа zip, rar.
При кодировании видео своих запусков и испытаний рекомендуется пользоваться инструкцией:

Работа с VirtualDub описана здесь:

VirtualDub - первые шаги

Описание работы в VirtualDub. Оцените огромные возможности этой небольшой программки, сделав первый шаг, вы уже не сможете отказаться от ее использования. // www.pctuner.ru
 

Вопросы, связанные с видео, можно обсудить здесь:
Съемка полетов видеокамерой

2.
Работа с файлами в формате DjVu

На форуме и в библиотеке Ракетной мастерской часто встречаются файлы в формате DjVu. Этот формат обеспечивает высокую степень сжатия при приемлемом качестве отсканированных технических книг.

Для просмотра таких файлов рекомендуется установить DjVuBrouserPlugin (для для браузеров, работающих под MS Windows, Mac OS X, Unix). Текущая версия - 6.0. Скачать можно с сайта компании Home | LizardTechLizardTech | Geospatial image compression, manipulation, storage, and distribution for GIS workflows
Более удобная программа:

Download WinDjView from SourceForge.net

WinDjView is a fast, compact and powerful DjVu viewer // prdownloads.sourceforge.net
 

Некоторые другие программы просмотра также поддерживают этот формат, но качество при этом может отличаться (обычно - в худшую сторону).

Если у Вас есть интересная книга, статья или другая информация и у Вас есть желание поделиться ею с другими участниками форума, формат DjVu дает такую возможность. Для этого необходимо скачать последнюю некоммерческую версию DjVuSolo 3.1 (например, отсюда http://www.djvu-inf.narod.ru/DjVuSolo3.1-noncom.exe) и установить ее.
Отсканировать Ваши материалы с разрешением 300dpi и сохранить в формате TIFF.
Запустить DjVuSolo, открыть первый отсканированный файл, после появления окна с файлом щелкнуть по нему правой кнопкой мыши и выбрать пункт "Insert Page(s) after" и вставить последовательно все остальные файлы.
Затем выполнить пункт меню "File/Encode As DjVu" где надо задать имя файла, затем выбрать "Bundled" - многостраничный файл, и затем задать разрешение 300dpi (точнее, такое же, какое было при сканировании) и режим "Clean".

Более подробные рекомендации по работе с DjVuSolo 3.1 можно найти здесь:
http://chemister.da.ru/Other/Text/convert.htm

Некоторые рекомендации по работе с DjVu Solo 3.1, а также сканирование, обработка изображений и печать файлов djvu.

\главная\р.л. конструкции\схемы и мануалы\... Некоторые рекомендации по работе с DjVu Solo 3.1, а также сканирование, обработка изображений и печать файлов djvu. Особых затруднений при работе с Solo обычно не возникает, но есть некоторые моменты, о которых следует помнить, тем более, что было несколько писем с просьбами рассказать о работе с этой программой. В DjVu Solo меню "File" пункт "QuickLoad" отключает появление интерфейса TWAIN, но, к сожалению, установить и запомнить необходимые параметры обычно нельзя, так как большинство TWAIN по дефолту запускается в цвете и с низким dpi. // Дальше — www.cqham.ru
 

WinDjView » Главная страница

WinDjView — это быстрая и удобная программа для просмотра файлов формата DjVu под Windows с вкладками для документов, непрерывной прокруткой страниц и расширенными возможности печати. Она основана на свободно распространяемой библиотеке DjVuLibre. Формат DjVu позволяет сохранять документы и картинки с высоким качеством в файлы малого размера. MacDjView — это простая программа для просмотра файлов DjVu под Mac OS X, также с непрерывной прокруткой страниц. Автор: Андрей Жежерун Программы WinDjView и MacDjView являются свободным программным обеспечением. // Дальше — windjview.sourceforge.net
 
   
Это сообщение редактировалось 20.11.2009 в 14:15
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Иногда форумы Авиабазы не работают по техническим причинам. В этих случаях ищите информацию на нашем запасном форуме



или на сайте Балансера



или на болгарском ракетомодельном форуме



Eкспериментален ракетомоделизъм - Индекс


Eкспериментален ракетомоделизъм - Индекс

// www.korio.org
 


Сохраните эти адреса в надёжном месте!
   
Это сообщение редактировалось 06.09.2009 в 19:25
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Краткий словарь английских терминов.

bulkhead - верхняя крышка, заглушка двигателя
core - канал (в топливной шашке)
fin - стабилизатор
grain - шашка (топливная шашка)
g-switch - инерционный ключ, частный пример - ртутный переключатель
nosecone - головной обтекатель, головная часть
nozzle - сопло
nozzle throat - критическое сечение сопла
propellant - ракетное топливо
pyrovalve - пироклапан (обычно в ГРД)
preheater, preheater grain - пусковая шашка (обычно в ГРД). Примеры pyrovalve и preheater можно увидеть здесь:
http://www.aerotech-rocketry.com/.../j260hw_efx_rk_in_11-95.pdf
Aerocon Systems RATTWorks Tutorial
   
Это сообщение редактировалось 28.05.2009 в 18:33
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Правила оформления результатов стендовых испытаний.

1. на графике должны быть показаны экспериментальные точки
2. точки должны быть соединены прямыми линиями без сглаживания
3. на графике должна быть показана запись нулевой линии как минимум 0.5 с до начала тяги и столько же после окончания тяги
4. на графике должна быть проведена линия, соответствующая уровню нулевой тяги
5. суммарный импульс (Н*с, Ньютон-секунды) вычисляется как сумма произведений тяги в каждой точке (в Ньютонах) на интервал времени между точками (в секундах).
6. удельный импульс (с, секунды) вычисляется путём деления суммарного импульса (Н*с) на вес топлива (в Ньютонах).
7. вес топлива (в Ньютонах) вычисляется путём умножения массы топлива (в кг) на 9.81.

На рисунках показаны примеры правильного и неправильного оформления графика одного и того же испытания.
Правильный график даёт полное представление о качестве экспериментальных данных - видно количество точек, правильность нулевой линии, величину шума.
Прикреплённые файлы:
td-31-tr.jpg (скачать) [433x363, 25 кБ]
 
Image1-1.gif (скачать) [464x380, 39 кБ]
 
 
   3.03.0

+
+3
-
edit
 

Xan

координатор

Книжки:

(https://dl.dropboxusercontent.com/u/6706516/Books.rar) — архив 136 мегабайт всяких книжек про топливо и двигатели.

(https://dl.dropboxusercontent.com/u/...) — одна книжка 67 мегабайт.

(https://dl.dropboxusercontent.com/u/6706516/glushko-put-77.djvu) — 3 МБ.

(https://dl.dropboxusercontent.com/u/...) — 10 МБ.

В связи с изменением политики дропбокса, старые удобные ссылки не работают, поэтому привожу новые неудобные:

(https://www.dropbox.com/s/06bt5j21089q8zk/Books.rar?dl=0)

(https://www.dropbox.com/s/...)

(https://www.dropbox.com/s/9ee6akdvzc3hnq0/glushko-put-77.djvu?dl=0)

(https://www.dropbox.com/s/...)
   47.047.0
Это сообщение редактировалось 18.03.2017 в 17:14

+
+3
-
edit
 

Xan

координатор

У юных ракетолюбителей временами возникает мечта сделать новую, никем ещё не сделанную топливную смесь, которая будет — ух!!!
Осторожнее в мечтах своих!!! :D
Древняя наука пиротехника питается человеческими жертвами!

Есть множество горючих и окислителей, которые можно смешивать в разных комбинациях и они будут гореть, пыхать и бабахать.
Но безопасных комбинаций совсем немного.
А опасных — как раз великое множество.
Как и множество причин, по которым они опасны.

Горючие.

Древесный уголь.
Вполне инертный в химическом смысле, ни с чем не реагирует. Но может корродировать металлы

Органика.
Нейтральную (в смысле pH) органику можно смешивать со всем.
Но бывают органические соединения, обладающие свойствами кислоты или щёлочи. Они могут реагировать с другими компонентами смеси.

Металлы.
Магний.
Магний можно смешивать с тефлоном. (Стандартная промышленная смесь.)
Магний реагирует с водой и растворами солей — а частицы всех окислителей всегда покрыты тонкой плёнкой раствора, абсолютно сухими их сделать трудно.
С кислыми растворами реагирует быстрее.
Если порошок магния крупный, он будет реагировать медленно. Но всё равно будет.
Так что смеси с магнием со временем будут, как минимум, деградировать.
Алюминий.
Алюминий можно смешивать с перхлоратом калия. (Стандартная промышленная смесь.)
Более стоек, чем магний в нейтральных и кислых растворах. Алюминиевая пудра ("серебрянка") покрыта слоем окисла, поэтому она довольно пассивна.
Реагирует со щелочными растворами.
Титан, цирконий, железо.
Слышал только о промышленных смесях с перхлоратом калия.

Сера.
Можно смешивать только с нитратами, углем и нейтральной органикой (вроде сахара).
Нельзя смешивать с хлоратами и перхлоратами. Сера постепенно окисляется кислородом воздуха с образованием серной кислоты. Которая реагирует с хлоратами с выделением окислов хлора. Которые ещё быстрее окисляют серу и процесс разгоняется.
Нельзя смешивать с металлами:
1. Металл постепенно реагирует с серой.
2. По отношению к металлам сера является окислителем, почти как кислород.

Окислители.

Нитраты.
Калиевая, натриевая и кальциевая селитры полностью безопасны в чистом виде.
Смеси этих селитр с горючими горят, но не детонируют.
Аммиачная селитра в больших количествах сама способна детонировать.
Смеси аммиачки с горючими и металлами, особенно в сухом виде, ещё более способны детонировать.
С аммиачкой трудно сделать смесь с достаточным количеством связки, а если связки мало, шашка получается пористой и при горении может развиться детонация.

Хлораты.
Можно смешивать с нетвёрдой/пластичной органикой, вроде битума с маслом.
Нельзя смешивать с сухими горючими, вроде сахара, угля, металлов.
Сухие смеси чувствительны к механическим воздействиям.
Сухие смеси способны детонировать.
Нельзя смешивать с солями аммония — образуется нестойкое соединение, которое со временем разлагается и может привести к воспламенению.

Перхлораты.
Вполне аналогичны хлоратам, хотя более химически стойки и несколько менее чувствительны.
Перхлорат аммония способен детонировать в чистом виде (как и аммиачка).
С пластичной или эластичной органической связкой (в том числе с добавлением алюминия) способность к детонации практически теряет.
Его нельзя, так как он соль аммония, смешивать с хлоратами.

В промышленности встречаются "запрещённые" комбинации (например в спичках есть сера и хлорат), но там есть добавки, которые подавляют развитие нехороших реакций.
Подбор спецдобавок — очень большая работа, подъёмная только для промышленности.
Так что лучше просто даже не пытаться смешивать что попало, а пользоваться стандартными рецептами.
   53.053.0

Xan

координатор

Поскольку были жалобы на плохую скачиваемость, пять книг положил отдельно:

Механика космического полёта
(https://www.dropbox.com/s/...)

Основы расчета и конструирования парашютов
(https://www.dropbox.com/s/...)

Ракентые топлива__Ponomarenko
(https://www.dropbox.com/s/...)

Ракетные топлива. Сборник
(https://www.dropbox.com/s/...)

Ракетные двигатели на химическом топливе
(https://www.dropbox.com/s/...)
   
Это сообщение редактировалось 20.01.2018 в 13:44

Xan

координатор

"Расчёт двигателей для начинающих."

Вот что нужно для проектирования двигателя:
Задаётся ТехЗаданием:
1. импульс двигателя — p = m*v — основная величина, которая зависит от массы и желаемой скорости ракеты;
2. тяга двигателя F или время t его работы (взаимосвязаны) — p = m*v = F*t;
Задаётся возможностями:
3. давление в двигателе (определяется возможностями производства, обычно 20...60 атм);
4. зависимость линейной скорости горения от давления — закон горения — определяется исключительно экспериментально для каждого топлива;
5. график FIGURE 3–7 на стр 67 из книги Rocket Propulsion Elements GEORGE P. SUTTON
6. программа Propep, если неизвестен теоретический удельный импульс (УИ) топлива.

=====

Из давления и закона горения определяем линейную скорость горения.
Для многих топлив (но не для всех!) скорость горения зависит так:

Скорость_при_давлении = Скорость_при_1_атмосфере * Давление_в_степени n

или

vp = v1 * pn

где n — "показатель степени в законе горения" или "показатель горения" или просто "показатель".
Например, если на воздухе (одна атмосфера) скорость 1.5 мм/с, а показатель 0.6, тогда при 50 атмосферах скорость будет:

1.5 * 500.6 = 1.5 * 10.46 = 15.7 мм/с

Для правильного топлива показатель обязательно должен быть меньше единицы, иначе давление в двигателе будет неустойчиво — или нарастать до бесконечности, или падать до нуля.
Показатель выше 0.8 — уже плохой, надо слишком точно подбирать геометрию двигателя.
Хороший — 0.5 или меньше.

=====

Площадь критики.
Из Пропепа ориентировочно определяем УИ топлива. То, что покажет Пропеп при выбранном давлении, надо (пока) умножить примерно на 0.8. Потом можно будет уточнить.

Расход_топлива [кг/с] = Тяга [кГ] / УИ [с]

Разделив расход на плотность топлива и скорость горения получаем площадь горения.

Пример:
Тяга 6 килограммов.
УИ из Пропепа 150, берём 150 * 0.8 = 120.
При выбранном давлении из закона горения скорость (например) 10 мм/с = 0.01 м/с.
Плотность топлива 1.5 г/см = 1500 кг/м3.

Расход = 6 / 120 = 0.05 кг/с

Площадь = 0.05 / 1500 / 0.01 = 0.0033 м2 = 33 см2

33 см2 — это круг, диаметром 65 мм, наверное, это будет торцевик.
Или гораздо меньшего диаметра канальник.
Полученная площадь горения заставляет выбрать геометрию шашки.
Хотя к расчёту сопла двигателя это не имеет отношения.

Отношение площади горения к площади критического сечения = Кн
Оно, как видно, через показатель горения связано с давлением.

=====

Оптимальное расширение сопла.
Пусть давление в двигателе 20 атм. А снаружи 1 атм.
То есть, отношение давлений P1 / P3 = 20
Смотрим на графике FIGURE 3–7 на кривую линию подписанную 20.0.
И её пересечение с линией optimum thrust coefficient.
Получаем:
Area ratio = 3.6
CF = 1.4

Из тяги и давления считаем площадь критики A2:

F = CF * A2 * P1

A2 = F / CF / P1 = 6 / 1.4 / 20 = 0.2143 см2 — диаметр 5.22 мм

Считаем выходной диаметр сопла:

sqrt(Area ratio) = sqrt(3.6) = 1.8974

5.22 * 1.8974 = 9.91мм

=====

Это получились ориентировочные величины. Потому что к УИ сразу был применён коэффициент 0.8.
В нём прячутся несколько типов потерь:
Потери на расходимость (сопло коническое) TABLE 3–3 стр 78 и далее;
Трение;
Потери на двухфазность;
И другие.

"Ракетные двигатели на химическом топливе. Тимнат И", Стр. 115, Рис. 61.
Там же есть Рис. 59 — потери на расходимость и т.д.
   66

+
+1
-
edit
 

apakhom

втянувшийся

Xan> "Расчёт двигателей для начинающих."

Пару лет назад, Mihail66 поделился (и разрешил разместить у меня) хорошей статьей на эту тему.
Написана более "приземленным" и "практическим" языком :)

Как посчитать двигатель для ракеты — Маленькие хитрости Большой страны советов

Перейти к содержимому O сайте Uncategorized Дачникам Домашние хитрости Коллекционерам Новости ИТС Радиолюбителям Ракетостроителям Ремонт Садоводам Самодельщикам Фотолюбителям Путешествия Ракеты Строим ракету! Перейти к содержимому O сайте Uncategorized Дачникам Домашние хитрости Коллекционерам Новости ИТС Радиолюбителям Ракетостроителям Ремонт Садоводам Самодельщикам Фотолюбителям Путешествия Ракеты Строим ракету! O сайте Uncategorized Дачникам Домашние хитрости Коллекционерам Новости ИТС Радиолюбителям Ракетостроителям Ремонт Садоводам Самодельщикам Фотолюбителям Путешествия Ракеты Строим ракету! //  Дальше — www.mahis.ru
 

PS Интересно, что страничка вышла на сайте в лидеры по посещениям :)
   95.095.0

Xan

координатор

Xan> У юных ракетолюбителей временами возникает мечта сделать новую, никем ещё не сделанную топливную смесь, которая будет — ух!!!
Xan> Осторожнее в мечтах своих!!! :D
Xan> Древняя наука пиротехника питается человеческими жертвами!

Прислали перевод книжки "Ignition!"
"Неформальная история жидкого ракетного топлива. Джон Д. Кларк"
Сам я его раньше в инете на русском не смог найти, читал на английском.

Вот уж где химики постарались попробовать самое всякое!
Прикреплённые файлы:
 
   99

Invar

аксакал
★☆

....
Xan>> Древняя наука пиротехника питается человеческими жертвами!
Xan> Прислали перевод книжки "Ignition!"
Xan> "Неформальная история жидкого ракетного топлива. Джон Д. Кларк"


Вот все огнепоклонники и вымерли :D

На флибусте pdf лежит с марта 21. И у меня на телефоне. Нечитанная

А fb2 так и не сделали. И отзывов нет

Узок круг...правда, одна рекомендация есть.

А книга классная, спасибо большое, шо напомнил!
   112.0.0.0112.0.0.0
RU Виктор Банев #21.07.2023 02:00  @Xan#16.04.2023 17:05
+
-
edit
 
Xan> "Неформальная история жидкого ракетного топлива. Джон Д. Кларк"
Xan> Сам я его раньше в инете на русском не смог найти, читал на английском.

Большое спасибо за рекомендацию. Замечательная книга, читается запоем!
   2323

AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU Бывший генералиссимус #21.07.2023 08:42  @Xan#16.04.2023 17:05
+
-
edit
 
Xan>> У юных ракетолюбителей временами возникает мечта сделать новую, никем ещё не сделанную топливную смесь, которая будет — ух!!!
Xan>> Осторожнее в мечтах своих!!! :D
Xan>> Древняя наука пиротехника питается человеческими жертвами!
Xan> Прислали перевод книжки "Ignition!"
Xan> "Неформальная история жидкого ракетного топлива. Джон Д. Кларк"
Xan> Сам я его раньше в инете на русском не смог найти, читал на английском.
Xan> Вот уж где химики постарались попробовать самое всякое!

Тоже читывал на английском когда-то. Вынес из книжки только то, что лучше кислород-керосина для нижних ступеней и кислород-водорода для верхних ничего в природе нету.
Больше всего меня разочаровал перхлорилфторид. Всего один атом хлора портит всю малину :)
Ещё, на мой вкус, маловато места уделено пентаборану в этой книге.
   114.0.0.0114.0.0.0
Последние действия над темой

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru