Любителям боев с авианосцами

Теги:флот
 
А.П.Михайловский
ОКЕАНСКИЙ ПАРИТЕТ
ЗАПИСКИ КОМАНДУЮЩЕГО ФЛОТОМ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ «НАУКА» 2002
========

1982 год

Ну а пока даже мое предложение подготовить материалы для доклада на тему: «Организация морского боя оперативно-го соединения разнородных сил флота, включающего корабли новых проектов третьего поколения, с авианосной ударной группой противника» Рябов встретил с некоторым недоуме-нием.

- Чего тут сложного-то? - убеждал я собеседника. Сна-чала следует оценить ударные и оборонительные возможнос-ти авианосной группы противника, ее задачу, боевой порядок, возможные районы маневрирования, замысел и способы дей-ствий, сильные и слабые стороны. Затем не вредно уяснить цель предстоящего боя и возникающие при этом задачи своих сил, с учетом особенностей района ожидаемых действий. Лишь потом можно подбирать состав разнородного соеди-нения, способного достигнуть цели в бою с грозным против-ником. При оценке состава и состояния своих сил важно под-черкнуть возросшие боевые возможности новых кораблей третьего поколения, обратив внимание на особенности их вза-имодействия, как между собой, так и с другими, традиционны-ми силами флота.

Сил у нас, слава Богу, хватает. Сложнее выработать при-емлемый замысел их применения. Для этого следует опреде-лить направление главного удара, в соответствии с которым распределить силы по группам и задачам, учитывая при этом основную проблему предстоящего боя - обеспечение точно-го и своевременного целеуказания крылатым ракетам. Группы построить в ордера. Ордера свести в боевой порядок. Опре-делить последовательность ударов, способы массированного применения оружия, организацию связи, управления и обес-печения. Выполнить все это нужно в нескольких вариантах. Для каждого просчитать успешность действий и возможные потери своих сил. Затем можно оценить ожидаемую эффек-тивность, выбрать приемлемые варианты и принять решение на бой.

Делая всю эту работу надо помнить, что бой с авианосной группой может возникнуть из положения слежения, когда еще в мирное время наши силы имеют возможность длитель-но сопровождать противника, находясь внутри его боевых по-рядков, в непосредственной близости от авианосца. Здесь ре-шающую роль могут сыграть эсминцы проекта 956 типа «Со-временный», способные внезапным и неотразимым ударом крылатых ракет «Москит» (американцы называют их «Сол-нечный ожог»), в сочетании с ураганным огнем корабельной артиллерии, в считанные минуты развалить на куски любой авианосец. Конечно, ближайшая судьба такого «Современно-го» не завидна. Однако развить успех и нанести соединению противника решительное поражение помогут многоцелевые атомные подлодки ударами своих торпед и крылатых ракет малой дальности.

Другой вид боя возникает в том случае, когда противобор-ствующие соединения стремятся навстречу друг другу в усло-виях уже начавшейся войны. Такой бой называется встреч-ным. Главную роль в нем будут играть подводные крейсера проекта 949 с ракетами «Гранит» и морская ракетоносная ави-ация. Остальные силы будут развивать успех. При этом над-водные ракетные корабли целесообразно вводить в бой лишь при условии надежного их прикрытия силами ПВО. В любом случае следует стремиться к упреждению противника в уда-рах и маневре.




Затем Главком подтвердил свое намерение в конце апреля прибыть на Северный флот, с тем чтобы выйти в море на борту крейсера «Киров» и посмотреть обещанный «бой с авиа-носцем». А я, подумав, что Горшков, как всегда, прав, принял-ся осмысливать реальные меры, которые еще успею предпри-нять в оставшиеся две недели, чтобы достойно выдержать на-двигающийся экзамен. Нападать, так нападать!

Впрочем, прежде чем нападать, военная наука рекоменду-ет разобраться - на кого и зачем? Следует уяснить цель и задачи предстоящей драки, оценить противника и собствен-ные силы, обдумать приемы действий и способы достижения цели, взвесить степень риска и цену успеха.

Для приобретения уверенности решил, как водится, по-слушать компетентных лиц. Начал с контр-адмирала Квятков-ского. Очень быстро, с помощью Юрия Петровича, восстано-вил в памяти уроки второй мировой войны. Ее опыт наглядно демонстрировал, как в ходе вооруженной борьбы на море ар-тиллерийские линейные корабли, утратив былое превосходст-во, уступили пальму первенства авианосцам - еще более крупным и неуклюжим надводным кораблям, но способным нести на себе боевые самолеты.

Во время этой войны такими государствами, как США, Великобритания и Япония, было построено и опробовано в боях около двухсот различных авианосцев: тяжелых и легких, ударных и противолодочных, конвойных и десантных. Однако после войны авианосцы получили дальнейшее развитие глав-ным образом в США, где в связи с ядерным вооружением палубной авиации они были признаны главной ударной силой флота.

Постепенно начала проявляться тенденция к сокращению количества и специализаций авианосцев. Они становились универсальными, все более мощными, но менее многочислен-ными. Так, например, современный американский многоце-левой авианосец «Нимитц», вступивший в состав Атлантичес-кого флота в 1976 году, имеет водоизмещение 95 000 тонн. Его экипаж (вместе с летчиками) достигает 6000 человек. Атомная энергетическая установка, мощностью 280 000 лошадиных сил, позволяет этой громадине двигаться неограниченное время со скоростью 30 узлов.

Полетная палуба, размерами 330 х 77 метров, оборудован-ная подпалубными паровыми катапультами и тормозной гид-равлической системой аэрофинишеров, обеспечивает взлет и посадку в короткие сроки до 100 самолетов, представляющих «Авиационное крыло». Так американцы называют основное тактическое соединение военной авиации, способное само-стоятельно решать боевые задачи. «Крыло» состоит обычно из нескольких однородных эскадрилий, штаба, служб и подраз-делений материального и аэродромного обеспечения.

«Авиационное крыло», базирующееся на «Нимитц», яв-ляется его главной ударной силой и включает самолеты раз-личного предназначения. Среди них обычно может быть 12 штурмовиков «Интрудер», 36 легких штурмовиков «Корсар», 24 истребителя «Томкэт», 12 противолодочных самоле-тов «Викинг». Кроме того, в комплект «Авиакрыла» входят, как правило, по 4 самолета дальнего радиолокационного обна-ружения воздушных целей «Хокай» и разведчика «Виджи-\лент». Столько же самолетов радиопротиводействия и самоле-тов заправщиков на базе «Интрудер».

В зависимости от конкретной предстоящей задачи состав «Авиационного крыла», принятого на борт авианосца, может варьироваться по соотношению самолетов ударного и оборо-нительного предназначения при сохранении их общего коли-чества.

В составе Атлантического флота ВМС США имеется 8 авиа-носцев. Наиболее современные «Нимитц» и «Эйзенхауэр» об-ладают атомной энергетикой. Остальные - с обычными па-росиловыми установками. При этом «Америка» и «Кеннеди» вступили в строй в конце 60-х годов. «Форрестол», «Саратога», «Индепенденс» построены в середине 50-х, а «Корал Си» спущен на воду за год до моего выпуска из училища и плавает, таким образом, уже дольше. Из них 2-3 корабля адмирал Гарри Трейн вынужден был постоянно содержать в ремонте, модернизации или на боевой подготовке у своего восточного побережья.

Остальные распределены между основными оперативны-ми объединениями Атлантического флота. Таковыми являют-ся 2-й и 6-й флоты. Операционная зона 2-го флота простирает-ся в Атлантике от берегов Америки до побережья Европы и от Арктики до Антарктиды. Силы базируются на Бостон, Нью-порт, Норфолк, Чарлстон, Мейпорт. Командует 2-м флотом вице-адмирал Томас Биглей. В его распоряжении обычно на-ходится 4 авианосца, которые могут действовать в составе двух авианосных соединений. Одно из них, предназначенное для блокирования нашего флота в Норвежском, Гренландском и Северном морях, представляет собой 1-й эшелон авианос-ных сил. Другое - для прикрытия своих коммуникаций в Ат-лантике, является 2-м эшелоном.

6-й флот находится на Средиземном море и считается ос-новной ударной силой НАТО на Южно-Европейском театре военных действий. В состав флота обычно включают 2 авиа-носца, способных действовать как в едином соединении, так и раздельными авианосными группами. Своих баз на Средизем-ном море американцы не имеют, поэтому силы базируются на такие порты союзных государств, как Барселона, Валенсия, Пирей, Салоники. Командует 6-м флотом вице-адмирал Виль-ям Смейлл. В случае необходимости его авианосная группи-ровка всегда может быть усилена за счет ввода в Средиземное море авианосцев 2-го флота из Атлантики. Не исключен также обмен авианосными соединениями между Атлантическим и Тихоокеанским флотами США. Кроме того, в Бискайском за-ливе, Иберийской зоне, на Северном и Средиземном морях могли быть задействованы французские и английские авиа-носцы.

Военное руководство государств Северо-Атлантического блока (НАТО), созданного, как известно, в самый разгар хо-лодной войны, рассматривает американские авианосные силы как главный компонент воздушной мощи в океане, являющий-ся к тому же стратегическим ядерным резервом. Задачи авиа-носных сил - завоевание господства на море и в воздухе в оперативно-важных районах, уничтожение группировок ко-раблей противника, разрушение его береговых объектов, обеспечение амфибийно-десантных действий, защита своих морских коммуникаций.

Эти задачи, как правило, предполагалось решать авианос-ными соединениями, каждое из которых представляет собой оперативное (иначе говоря, временное) формирование, состо-ящее из двух-трех авианосных групп и отряда кораблей снаб-жения. В зависимости от обстановки авианосное соединение может действовать как в едином боевом порядке, так и отдель-ными группами на значительном удалении друг от друга, но под единым командованием.

В состав такого соединения обычно включаются 2-3 авиа-носца, 20-30 кораблей охраны (ракетные крейсера, эсминцы, фрегаты), 2-4 атомные подлодки и до 10 кораблей снабже-ния. Основа боевой мощи подобного соединения - палубная авиация, насчитывающая до 300 самолетов, среди которых половину составляют штурмовики, а вторую половину - ис-требители, противолодочные и обеспечивающие самолеты. Соединение, пополняясь топливом и боеприпасами в море, способно действовать в течение 50-80 суток, совершая ежесуточные перемещения до 1000 км и нанося сокрушительные удары на глубину свыше 1500 км.

Авианосные группы в соответствии с решаемой задачей могут быть ударными (АУГ), многоцелевыми (АМГ) или проти-володочными (АПУГ). Каждая группа включает, как правило, один авианосец, до 10 кораблей охранения и 1-2 атомные подлодки. «Авиакрыло», базирующееся на авианосец, форми-руется заблаговременно, исходя из предназначения группы.

Распространенный способ применения палубной авиа-ции - подъем штурмовиков на удар при маневрировании авианосной группы в открытом морском районе. Не исклю-чен также взлет самолетов с авианосца, укрывшегося в фиор-де, шхерах, вблизи островов. Кроме того, известны случаи подъема авиации из районов, находящихся вне досягаемости сил противника, с посадкой самолетов на сухопутные аэро-дромы стран-союзников для последующих действий. Каждая авианосная группа, как и соединение в целом, имеет мощную комплексную, автономную оборону, осуществ-ляемую силами палубной истребительной и противолодочной авиации, а также огневыми средствами кораблей охраны. Ра-зумеется, что при этом истребители, противолодочные и обеспечивающие самолеты должны посменно находиться в возду-хе весь период, пока авианосец в море.

Глубина противолодочной обороны обычно достигает 200 миль, а перехват самолетов противника палубными истре-бителями обеспечен на дальности до 600 километров. Усиле-ние обороны авианосного соединения возможно за счет орга-низации его взаимодействия с базовой авиацией, континен-тальной ПВО, системами дальнего воздушного (АВАКС) и дальнего подводного наблюдения (СОСУС). Одним словом, авианосцы - крепкие орешки, которые не каждому по зубам. Прорваться к борту подобного корабля, донести свое оружие до его палубы - не так-то просто.

Американские авианосные соединения, представляя со-бой ярко выраженный агрессивный потенциал, регулярно по-являются в «горячих точках». Там под видом всевозможных учений они пытаются оказывать серьезное влияние на скла-дывающуюся военно-стратегическую обстановку.

Частенько авианосцы заходят и в Норвежское море. Вос-препятствовать этому мы не можем, поскольку действует прин-цип свободы мореплавания, установленный международными соглашениями. Однако угроза трудноотразимого внезапного удара с воздуха заставляет нас рассматривать авианосцы в качестве первоочередных объектов, подлежащих поражению в случае начала военных действий. Промедление тут смерти подобно!

Борьбу с авианосными соединениями нельзя решать по-путно с другими задачами флота. Нужно упреждать противни-ка! Выявлять его как можно дальше от своих берегов. Встре-чать на рубежах, значительно превышающих тактический ра-диус палубных штурмовиков. Устанавливать слежение за каждым авианосцем и непрерывно держать его под прицелом своего оружия. Для того даже в мирное время каждый раз приходится развертывать и своевременно наращивать специ-ально создаваемую группировку сил флота, включающую пре-жде всего атомные подводные лодки и морскую ракетоносную авиацию. Своевременность реагирования - важнейший фак-тор. Она должна быть обеспечена всей системой военно-мор-ской разведки в операционной зоне флота.

С контр-адмиралом Квятковским мы долго обсуждали не только высокие боевые и оборонительные возможности аме-риканских авианосцев, но и их слабые стороны, а среди них - тот непреложный факт, что авианосное соединение практически не обладает возможностью действовать скрыт-но. Оно легко обнаруживается при помощи разведыватель-ных спутников. Засекается средствами «осназ» по огромно-му количеству радиоизлучений, совершенно необходимых для управления палубной авиацией. Ему никуда не уйти от контактов с самолетами Ту-95рц морской разведки и целеука-зания.

Атомные подводные лодки способны следить за авианос-цами сколь угодно долго, провожая их от берегов Америки в Норвежсккие воды или на Средиземное море. Оборона авиа-носного соединения не может функционировать без радиоло-кационного и звукоподводного наблюдения, без полетов ис-требительной и противолодочной авиации, что в свою очередь ведет к потере скрытности его действий.

Уязвимость авианосца весьма велика. Огромная отражаю-щая поверхность бортов и палубы, колоссальное тепловое поле превращают этот гигантский корабль в великолепную мишень для самонаводящихся корабельных и авиационных крылатых ракет. Даже незначительные боевые повреждения взлетной палубы, паропроводов катапульт, гидроприводов аэрофинишеров, крен более 5°, потеря хода - не позволяют авианосцу использовать самолеты, делают этот корабль беспо-мощным и ненужным. Потеря авианосца невосполнима. По-строить другой такой же за период военных действий, по-ви-димому, не способно ни одно государство.

Если же сюда добавить тот печальный факт, что авиано-сец представляет собой огромный сосуд, под завязку залитый авиационным керосином, хранящимся не только в цистернах, но в баках самолетов на палубе и в ангарах, то не трудно представить, какую опасность таит в себе пожар на таком корабле, даже не связанный с боевым повреждением.

Всем нам памятен трагический случай 1967 года, когда на авианосце «Форестол» оторвался и вспыхнул дополнительный топливный бак самолета. Горящий керосин залил палубу, про-ник в ангары и воспламенил стоящие там самолеты с их бое-запасом. Пламя бушевало около 18 часов. В результате пожара и взрывов были серьезно повреждены полетная и ангарные палубы, уничтожен 21 и выведено из строя 42 самолета, убито и ранено около 200 моряков. Правда, разведка не сразу добы-ла тогда сведения о потрясающей аварии. Я лично узнал о ней лишь через полгода, когда вступил в командование «Дру-жеской» дивизией в Западной Лице. К сожалению, трагедия американских моряков повторилась в начале 1969 года уже на атомном авианосце «Энтерпрайз» Тихоокеанского флота, когда взрыв на одном из самолетов вызвал пожар на полетной и ангарной палубах, что привело к разрушению еще 15 само-летов и гибели 100 человек.

Но, несмотря ни на что, эти мощные, вполне современные корабли достойны уважения. Они вызывают у меня, честно говоря, белую зависть. Отсутствие настоящих авианосцев на Северном флоте - его слабая сторона. И об этом предстоит думать и думать.

Впрочем, размышлять в одиночестве - дело неблагодар-ное. Тем более что времени на это не осталось. Опыт подска-зывает - нужно собрать подчиненных, поставить задачу, оп-ределить сроки, выслушать предложения и принять решение. Так и поступил. Но когда спросил у подошедшего начальника штаба - кто у нас на флоте наиболее опытный специалист по проблеме борьбы с авианосцами, - вице-адмирал Коробов, недолго думая, выпалил:
- Так ведь это Вы, товарищ командующий!

Присутствующие при сем Кругляков и Усенко откровенно рассмеялись. Не удержался от улыбки и я. А если серьезно, то задача борьбы с авианосными соедине-ниями противника начала приобретать для Северного флота ре-альную основу в конце 50-х годов, когда на вооружение стали поступать скоростные атомные подводные лодки с крылатыми ракетами, а также самолеты морской ракетоносной авиации.

«Крылатая» дивизия, штаб которой мне довелось возглав-лять, являлась по существу первым противоавианосным со-единением в советском ВМФ. И кандидатскую, и докторскую дисертации я написал для того, чтобы осмыслить управление противоавианосной группировкой подводных лодок. Такая группировка способна максимально концентрировать мощь сво-его ракетного удара по грозному, хорошо обороняемому ави-аносцу. Потом немалую толику собственного разумения вложил в теорию и практику ракетной атаки. Лично крутился возле авианосца «Рендолф» между Сардинией и Болеарскими ос-тровами.

Ну а когда принял под командование Краснознаменную флотилию, то задача борьбы с авианосцами сделалась для ме-ня наиглавнейшей. Наши подлодки не раз гонялись за амери-канскими авианосцами в Атлантике и на Средиземном море, вели разведку их деятельности, осуществляли слежение ору-жием. Не один десяток учебных боев с авианосной группой проведен в условиях боевой подготовки с помощью сил, обо-значающих «противника». Множество ракетных атак, сотни практических стрельб крылатыми ракетами различных образ-цов выполнили мои друзья-подводники за эти минувшие 20 лет. Стыдно мне проявлять некомпетентность.

Тем не менее решил все же собрать вместе своих замести-телей и попросить Коробова, Круглякова, Усенко, Рябова, По-тапова и Петрова доложить свои предложения по организации действий сил флота на предстоящем учении. Общими усилиями сошлись на том, что главной целью борьбы с авианосными соединениями противника в Норвежском море может являть-ся срыв или ослабление ударов его палубной авиации и крыла-тых ракет по силам флота, войскам фронта и важным назем-ным объектам.

Прав Главком - проще сорвать удар с воздуха, чем отра-зить его. В обоих случаях задачей борьбы (наряду с уничтоже-нием или выведением из строя самих авианосцев до подъема ими своей ударной авиации) будет поражение ракетных ко-раблей до пуска крылатых ракет по нашим силам. Кроме того, необходимо топить атомные субмарины, включенные в состав авианосного соединения, а также транспорты и танкеры из состава отряда кораблей снабжения.

Действия по разгрому авианосного соединения организу-ются, как правило, в форме так называемой «морской опера-ции», представляющей собою совокупность согласованных и взаимоувязанных по цели, задачам, месту и времени морских боев и ударов, проводимых специально созданной группиров-кой разнородных сил флота по единому замыслу и плану, в ограниченном районе океанского театра военных действий, для решения одной, наиболее важной оперативной задачи.

Основными формами тактических действий в морской операции по разгрому авианосного соединения являются мор-ские бои и авиационные удары. К примеру, бой с авианосной ударной группой (АУГ) в удаленном районе моря может вести дивизия атомных подводных лодок с крылатыми ракетами. Удар по авианосцу способна осуществить морская ракетонос-ная авиационная дивизия.

Однако наилучших результатов при наименьших потерях в морском бою с АУГ возможно ожидать от оперативного со-единения разнородных ударных сил (ОС РУС) флота. В его составе атомные подлодки, морская авиация и ракетные ко-рабли действуют совместно, помогая друг другу. При этом подводники должны стремиться не только поразить авиано-сец, но и корабли его противовоздушной обороны.

В свою очередь морские летчики, организуя удар по авиа-носцу, будут всячески ослаблять его противолодочные воз-можности. Ну а ракетчики надводных кораблей постараются развить успех. На Северном флоте таким соединением, при-званным по изначальному замыслу аккумулировать возмож-ности разнородных сил, является оперативная эскадра вице-адмирала Виталия Зуба. «Атлантической» гордо именует свою эскадру Виталий Иванович. Значит, ему и карты в руки.

Посовещавшись еще немного, мы пришли к единодушно-му мнению, что на предстоящем апрельском экзамене, кото-рый собирается учинить флоту Главком, нам лучше выглядеть нападающей, чем обороняющейся стороной. Служебный опыт подсказывает, что нужно захватывать инициативу, навязывать начальству свои предложения, иначе оно (начальство) может заставить ненароком делать то, к чему не готов. Разумеется, это шутка. А для грозной главкомовской комиссии я принял решение подготовить и предложить командно-штабное учение (КШУ) с обозначенными силами. В период КШУ проиграть на картах морскую операцию по разгрому авианосного соедине-ния противника в Норвежском море. В то же время на опера-тивном фоне КШУ надо провести тактическое учение под моим руководством с фактическим выходом сил в Баренцево море. Тема учения: «Морской бой ОС РУС флота с АУГ „про-тивника"». К участию в учении привлечь надводные корабли эскадры вице-адмирала Зуба, подводные лодки флотилии ви-це-адмирала Чернова и морскую авиацию генерал-лейтенанта Потапова. В ходе учения предусмотреть выполнение практи-ческих ракетных, торпедных и зенитных стрельб.

Распределил роли. Вице-адмирал Коробов подготовит план КШУ и, находясь в штабе, будет наблюдать за общей обстановкой, обеспечивать фактическое управление силами боевой службы, а также действиями отряда кораблей стороны «синих» с повседневного командного пункта. Вице-адмирал Кругляков на основном командном пункте флота в скале, вместе с группой офицеров-направленцев на дальнюю морскую зону, проиграет на картах морскую опера-цию.
Контр-адмирал Рябов подготовит план тактического уче-ния в Баренцевом море, а также частные планы боевых уп-ражнений с применением практического оружия, и в роли начальника походного штаба будет контролировать их выпол-нение.
Генерал-лейтенант Потапов со своего командного пункта обеспечит управление морской авиацией, действующей как на стороне «красных», так и «синих».
Я выйду в море вместе с Главкомом на борту крейсера «Киров». Со мной пойдет вице-адмирал Усенко, а также, в составе походного штаба, главный штурман Жеглов, началь-ник ПВО Можаров и заместитель начальника связи Голин.
Оперативное соединение разнородных ударных сил фло-та возглавит вице-адмирал Зуб. Он вместе со своим штабом тоже разместится на крейсере «Киров», в соответствии с мо-им боевым приказом примет решение на бой ОС РУС флота с АУГ «противника» и будет управлять в этом бою кораблями своей эскадры, приданными подводными лодками и поддер-живающей морской авиацией.
В то же время отрядом кораблей во главе с крейсером «Александр Невский», обозначающим АУГ противника, при-казано командовать контр-адмиралу Колмогорову.

Для участия в учениях на стороне «противника» выделили 6-7 надводных кораблей, 3-4 атомные торпедные подлодки и полк противолодочной авиации. В состав ОС РУС включили 2-3 корабельные ударные группы, по решению вице-адмира-ла Зуба, но с обязательным участием авианесущего крейсера «Киев», эсминцев «Современный» и «Отчаянный», больших противолодочных кораблей «Удалой» и «Вице-адмирал Кула-ков». Кроме того, должны быть задействованы 12-14 атом-ных подлодок с торпедным оружием и крылатыми ракетами, морская ракетоносная авиационная дивизия, полк разведыва-тельной авиации и, наконец, корабельный штурмовой авиаци-онный полк.

В ходе учения планировалось выполнить не менее 10 прак-тических торпедных стрельб, а среди них 4 - подводными лодками «противника» по крейсеру «Киров»; несколько стрельб крылатыми ракетами по специально оборудованным мишенным позициям, в том числе ракетами «Гранит» с крей-сера «Киров» и подводного крейсера «К-525» проекта 949.

В противовоздушном бою ОС РУС для обозначения средств воздушного нападения противника предполагалось использовать не менее 8 ракет-мишеней с двух направлений на разных высотах полета. Тактическое учение рассчитыва-лось на двое суток.
 
RU Филич #06.07.2003 00:40
+
-
edit
 

Филич

втянувшийся

"ну вот...на самом интересном месте"(с)

а дальше то?
существуют только два типа кораблей: подводные лодки и их цели
 
+
-
edit
 

Gholam

новичок

Чем больше читаю по этой теме, тем больше крепнет у меня впечатление что планы атаки АУГ строились на вводной о внезапной атаке в мирное время, как правило - с использованием ЯО. А что если АУГ атакует первой? Утопит "корабли сопровождения", накроет тактическим ЯО базы МРА? Или вопрос об отражении агрессии со стороны США даже и не ставился - только мировая революция?
 

Crazy

опытный

2 Gholam
Ну в чем то вы и правы, ведь прорваться к авианосцу уже тогда было очень тяжело ... Не говоря про сейчас ... Но как только утопят "конвой", я думаю АУГ будет некуда возвращаться ... Вопрос об отражении агрессии ставился с точки зрения доставки на дом ЯБЧ (10*550/750 кТ)*количество SS-18+все остальное что способствует проявлению миролюбия твоего соседа ...
 
RU CaRRibeaN #06.07.2003 13:39
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

>А что если АУГ атакует первой?

Для этого есть идеология ответного ядерно-ракетного удара :)
Shadows of Invasion.  
+
-
edit
 

Олег

опытный

А зачем вообще огород городить ?
АУГ - по сути плавучая база ВВС. Со своими плюсами и минусами.
Если наш флот сейчас вряд ли полезет в океаны, а действовать будет недалеко от баз - чего боятся ?
Наши ВВС будут действовать с суши - их - с моря. Паритет.
А если причина в дальности пуска КР (отодвинуть их подальше от нашей территории) - так тогда уже и правда недалеко до обменов ядерными ударами - все равно все помрут!
А в мирное время действительно ходить за АУГ постоянно не помешало бы. Если что - выносить сразу - и все...
 

gals

аксакал

ab, то, что вы привели - это глава из книги, или что? Я имею ввиду:А.П.Михайловский
ОКЕАНСКИЙ ПАРИТЕТ
ЗАПИСКИ КОМАНДУЮЩЕГО ФЛОТОМ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ «НАУКА» 2002
 
gals>ab, то, что вы привели - это глава из книги, или что? Я имею ввиду:А.П.Михайловский

gals>ОКЕАНСКИЙ ПАРИТЕТ

gals>ЗАПИСКИ КОМАНДУЮЩЕГО ФЛОТОМ

gals>САНКТ-ПЕТЕРБУРГ «НАУКА» 2002


да. ну, не совсем глава, там это разбросано по нескольким местам. В 80-х Михайловский командовал северным флотом, и в этой книге об этом периоде. а году в 98 у него вышла книга мемуаров о более ранних временах - вертикальное всплытие - и там о том как он году в 1968 ходил с северов в средиземное море и влез в середину ауг. уверяет что ауг шумела за сотни км и за своими шумами их так и не засекла. может если руки дойдут так и посканю тоже. Сам Михайловский подводник, начал плавать еще в 50-х на дальнем востоке на щуке, малютке и т.п. потом были более новые дизелюхи, потом атомные.

итак продолжение




А.П.Михайловский
ОКЕАНСКИЙ ПАРИТЕТ
ЗАПИСКИ КОМАНДУЮЩЕГО ФЛОТОМ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ «НАУКА» 2002

Бой с авианосцем

Вице-адмирал Зуб держал свой флаг на ракетном крейсе-ре «Вице-адмирал Дрозд», куда я и направился, чтобы уяс-нить, в какой степени корабли и штаб эскадры готовы к тому, чтобы реально сыграть роль, отводимую им в задуманном учении.
  • Не сомневайтесь, товарищ командующий, - обворо-жительно улыбается Виталий Зуб, - нам не впервой. Из морей месяцами не вылезаем. Любую задачу осилим.
Хотя я много лет знаю нынешнего командира эскадры, как опытного моряка и к тому же порядочного, симпатичного человека, посвятившего жизнь службе на крупных надвод-ных кораблях, подобная, мягко говоря, жизнерадостность на-стораживает. Потомственный военный, сын видного генерала войск ПВО, Виталий умел в напряженные штормовые часы очень интересно рассказывать всякие байки. К примеру, о тех событиях давних лет, когда его отец вместе с марша-лом Жуковым участвовал в аресте небезызвестного Лаврен-тия Берия.

Однако на этот раз я попросил вице-адмирала подробно, в деталях доложить мне о составе, состоянии и уровне подготов-ки подчиненного ему объединения. Виталий Иванович прика-зал своим офицерам развесить схемы, на которых красова-лись все его силы, и начал с того, что бригадой ракетных кораблей, входящих в эскадру, командует капитан 1-го ранга Геннадий Власов - твердый, знающий, внушающий доверие офицер. В составе этого соединения атомный крейсер «Ки-ров», ракетные крейсера «Адмирал Зозуля» и «Вице-адмирал Дрозд», артиллерийский крейсер «Мурманск», а также «пою-щие фрегаты» проекта 61м «Огневой», «Смышленый», «Сооб-разительный» и «Стройный».

Другая бригада укомплектована в основном большими противолодочными кораблями. В нее входят авианесущий крейсер «Киев» и такие великолепные ВПК проекта 1134а (тоже крейсера по существу), как «Адмирал Исаков», «Адми-рал Исаченков», «Адмирал Макаров», «Адмирал Нахимов»,«Адмирал Юмашев», «Маршал Тимошенко» и «Кронштадт». С командиром этой бригады, капитаном 1-го ранга Владимиром Баранником, я успел вплотную познакомиться в период недав-ней комплексной боевой подготовки сил флота, когда он впол-не профессионально управлял действиями боевых кораблей с борта крейсера «Александр Невский».

Третье соединение в составе эскадры - бригада эскад-ренных миноносцев. В нее наряду с только что упомянутым крейсером входят новейшие эсминцы «Современный» и «От-чаянный», а также хорошо послужившие корабли проекта 56 «Бывалый», «Несокрушимый», «Спокойный» и «Московский комсомолец». На замену ожидается поступление эсминцев проекта 956. Командир бригады, капитан 1-го ранга Александр Фролов, внешним видом напоминающий лихого сына мон-гольских степей, очень надеется на пополнение новыми ко-раблями, строительство которых бурными темпами разверну-то на заводе имени Жданова в Ленинграде.

Кроме того, в непосредственном подчинении у вице-адми-рала Зуба находятся еще два предмета его забот. Это корабли управления «Волга» и «Тобол», специально оборудованные и предназначенные для использования в качестве плавучих ко-мандных пунктов. К сожалению, из 25 кораблей эскадры в постоянной готовности, с гордо поднятыми вымпелами содер-жится всего 15. Такое количество хотя и соответствует ус-тановленной норме, но находится на нижнем пределе. Ма-лейшая неисправность на любом из кораблей постоянной го-товности может привести к утрате боеспособности всего объединения, поскольку остальные корабли состоят в различ-ных стадиях всевозможных ремонтов. Технических проблем, к огорчению Виталия Ивановича, хватает. Часто, к примеру, горят и текут водогрейные трубки паровых котлов, что безус-ловно мучает эскадру.

Плохо, когда нет резерва. А 15 вымпелов мне мало. При-дется дополнительно привлекать к учению отдельную диви-зию противолодочных кораблей контр-адмирала Вадима Кол-могорова. Благо, что базируется она по соседству с эскадрой, тут же в Североморске. Колмогоров держит флаг на «Удалом», стоящем у соседнего причала. Видимо, поэтому Вадим Алек-сандрович ровно через 10 минут прибыл на борт «Дрозда» и, развесив в кают-компании нужные схемы, приступил к докла-ду о составе и состоянии своего соединения.
В его дивизию входит бригада больших противолодочных кораблей, среди которых хорошо мне известные «Удалой» и «Вице-адмирал Кулаков». В этом году ожидается прибытие еще одного заново построенного корабля проекта 1155 - «Маршал Василевский». А кроме того, проект 57а представля-ют «Бойкий», «Жгучий», «Зоркий» и «Гремящий». Командует бригадой капитан 1-го ранга Николай Трошнев, серьезный, видавший виды моряк.
Вторым соединением в дивизии является бригада сторо-жевых кораблей проекта 1135. Их целый десяток: «Бессмен-ный», «Громкий», «Доблестный», «Достойный», мой недавний знакомец «Жаркий», «Задорный», «Летучий», «Резвый», «Ра-зительный» и «Ленинградский комсомолец». Управляет всеми ими комбриг Николай Бирюков, у которого все еще впереди, поскольку погоны он носит всего лишь капитана 2-го ранга.
Разумеется, что и у Колмогорова не все корабли в по-стоянной готовности, но главное - с десяток вымпелов наскрести можно. Если же придать дивизии крейсер «Алек-сандр Невский», то она окажется вполне способной собствен-ными силами обозначить действия авианосной ударной груп-пы «противника» на предстоящем учении. Правда, «Удалой» и «Кулаков» придется у Колмогорова отобрать на время, с тем чтобы включить эти новейшие корабли третьего поколения в состав оперативного соединения разнородных сил вице-адми-рала Зуба. Пусть охраняют крейсер «Киров» от ударов «вра-жеских» подводных лодок. А тот в свою очередь прикроет их огнем зенитного ракетного комплекса «Форт» от нападения воздушного «противника». Иначе нечего будет показывать Главкому.

Контр-адмирал Колмогоров мне понравился - подтянут и строен на вид, сдержан и строг в речах, мысли излагает ясно и коротко. К тому же ни малейшего намека на улыбку или ссылки на личный опыт. Словом, полная противоположность своему жизнерадостному «противнику» - Виталию Иванови-чу Зубу. Надо присмотреться к деятельности Колмогорова. По-видимому, это перспективный, полезный для флота офи-цер.
Итак, с кораблями, кажется, разобрались. Однако к чему подготовлен штаб Атлантической эскадры - пока не ясно. Способен ли он в морском бою принять на себя управление не только собственными ударными группами, но и действиями приданных подводных лодок и поддерживающей морской авиации? Четкого ответа на этот вопрос в докладе начальника штаба капитана 1-го ранга Дмитрия Воинова я так и не по-лучил. Великолепный офицер Дмитрий Павлович - грамот-ный и старательный, но, к сожалению, односторонне ориенти-рованный надводник. До общефлотского военачальника, спо-собного обеспечить управление разнородными силами, ему еще далеко. Впрочем, на то и учимся. А сила разума, как лю-бит говорить Сергей Георгиевич, всегда преодолевает недо-статок опыта.

--

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров» под флагом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом СССР мед-ленно развернулся на Североморском рейде и, набирая ско-рость, двинулся к выходу из Кольского залива. На правом крыле ходового мостика этого корабля стоял Адмирал Флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков. Его драповая шинель наглухо застегнута, каракулевая шапка надвинута на лоб. Адмиральскую грудь украшает огромный морской би-нокль, подвешенный на тонком ремешке. Руки в кожаных перчатках плотно охватывают поручень. Взгляд устремлен в сторону Североморска, причалы которого непривычно пусты. Почти все крупные корабли уже в море.

Возле Горшкова неотступно маячит фигура командира эс-кадры вице-адмирала Зуба. Он, старший на Североморском рейде, отвечает за режим плавания на нем любых кораблей и поэтому считает своим долгом отзываться на любые, самые разнообразные главкомовские вопросы. Ну и правильно дела-ет! Лишь бы не начал при этом улыбаться по любому поводу.

Зато командир корабля, мой давний и добрый знакомый Александр Ковальчук (или «Папа Карло», как любовно, но втихаря именуют его офицеры экипажа) на высокое начальст-во внимания практически не обращает. Он предельно внима-тельно следит за внешней обстановкой и обстоятельствами плавания, спокоен, организован, по мостику не бегает, лишь расхаживает не спеша в просторной ходовой рубке да обме-нивается изредка короткими репликами с рулевым, вахтен-ным офицером и штурманом.

Больше всего меня беспокоит, как бы не вывалился из малоприметной бухточки прямо под форштевень крейсера какой-нибудь ржавый сейнер с полупьяным капитаном или даже без оного. Такое, к сожалению, случалось неоднократно.

Разумеется, в период развертывания сил флота Кольский залив закрыт для плавания всех гражданских судов любых ведомств. Оповещение о том дано заблаговременно. Соответ-ствующие сигналы подняты на рейдовых постах. Однако в те-ории всегда все гладко. А на практике?.. Впрочем, на то и существуют корабли охраны водного района Кольского зали-ва. Вон там, у левого берега, на полосе встречного движения сверкнул белый бурун за кормой катера, несущегося под фла-гом командира Полярнинской дивизии ОВРа. Контр-адмирал Борис Сычев дело свое знает и спуску никому не даст.

Меж тем крейсер вышел за остров Сальный, где его ожи-дали две корабельные тральные группы, идущие строем усту-па с поставленными тралами. Ковальчук сманеврировал, занял свое место в полосе траления, уравнял скорость и пошел за тралами. В тот же момент справа и слева, но на почтительном расстоянии, заняли позиции флангового охранения четыре малых противолодочных корабля, а над крейсером простреко-тали винтами две пары базовых противолодочных вертолетов Ми-14пл. Затем они приступили к обследованию водной сре-ды впереди по курсу всей кавалькады, зависая над поверх-ностью залива и опуская в воду антенны своих гидроакусти-ческих станций.

Вскоре над крейсером одна за другой со свистом и ревом промчались три пары истребителей генерала Морина. Скрыв-шись за облаками, самолеты ушли в барраж над просторами Баренцева моря. События достигли апогея, когда из-за кормо-вых надстроек крейсера вывалились еще четыре вертолета, на этот раз Ми-14бт. Они зависли над тральщиками, опустили зацепы своих буксирных устройств, перехватили тралы и по-вели их за собой вперед. Кораблики отвалили в стороны, а крейсер прибавил ходу и продолжал движение в протрален-ной полосе, но уже за вертолетной тральной группой.

Хорошо получился этот маневр, да еще на глазах у Главко-ма. Я наблюдал, как он жестикулирует, показывая что-то на пальцах вице-адмиралу Зубу, а тот широко улыбается, хотя ко всему происходящему отношения не имеет. Пока крейсер в Кольском заливе - работает дивизия контр-адмирала Сычева во взаимодействии с вертолетами полковника Мандрыка. Ра-зумеется, что все предпринятые действия, да еще и на сокра-щенных дистанциях, носят, мягко говоря, демонстрационный характер. Однако иначе ничего не увидишь и не покажешь. Думаю, не осудит меня Сергей Георгиевич за подобного рода условности, которые и впредь применять намерен, поскольку не я их выдумал. Перенимаю опыт предшественников, в том числе и самого Горшкова.

Тем временем «Киров», оставив пределы Кольского зали-ва, устремился на Кильдинский плес, где его ожидали крупные корабли эскадры. Вертолеты-буксировщики занялись об-ратной передачей тралов на их носители. Малые противоло-дочные корабли двинулись восвояси. Контр-адмирал Сычев промчался на своем катере вдоль борта крейсера, отдал честь и, получив «отмашку», ушел обратно в залив.

Вот тут-то пришла пора вступать в дело вице-адмиралу Зубу. Завладев радиотелефоном, он заговорил неподражае-мым языком флажно-буквенного свода сигналов, понятным только морякам. Виталий Иванович быстро овладел ситуа-цией, организовал походный порядок, выслал на заданные по-зиции назначенные корабельные группы, построил ордер не-посредственного охранения, назначил генеральный курс, эс-кадренную скорость и двинулся наперехват «противника». Поход начался.

Умеренное волнение, силою до трех баллов, каких-либо трудностей не создавало. «Киров» режет такую волнишку, словно масло. Тем не менее хмурое небо, низкая облачность и размытый дымкою горизонт могут существенно затруднить ведение воздушной разведки. О том я и думал, когда из обла-ков вывалилась и прошла над кораблями на малой высоте пара тяжелых самолетов-разведчиков Ту-95рц. Реальной надобнос-ти в таком маневре, разумеется, не было, но демонстративный принцип, заложенный в основу плана учения, действовал.
Полюбовавшись мощью огромных четырехмоторных ма-шин, Главком перешел в ходовую рубку, позволил себе снять с шеи бинокль и расстегнуть шинель. Затем пару часов он непрерывно учил Зуба искусству управления кораблями орде-ра. Заставлял менять позиции, держать равнение, совершать различные маневры. Все это напоминало занятия строевой подготовкой и никак не вязалось ни с планом учения, ни с тактикой разнородных сил. Тем не менее Адмирал Флота Со-ветского Союза нещадно шпынял вице-адмирала Зуба, но в то же время ни разу не сделал замечания мне, даже не обратился с каким-либо вопросом. Удивительно, но факт. Лишь потом я понял, что Сергей Георгиевич не столько учил командира эс-кадры, сколько показывал, как, на его взгляд, должен вести себя командующий флотом на выходе в море. Однако сказать об этом напрямую почему-то не счел нужным.

Насытившись произвольными эволюциями, Главком за-нялся реальной тактикой. Он заслушал решение вице-адмира-ла Зуба на бой с авианосной ударной группой «противника». Одобрил боевой порядок оперативного соединения. Элемен-тами боевого порядка являлись заблаговременно развернутые в море разведывательно-ударная завеса многоцелевых подло-док, три тактические группы подводных атомоходов с крыла-тыми ракетами «Малахит» ближнего действия, группа подло-док с крылатыми ракетами «Базальт» увеличенной дальности и, наконец, «гроза авианосцев» - подводный крейсер «К-525» с дальнобойными ракетами «Гранит».

Надводные корабли в боевом порядке оперативного со-единения представлены двумя ударными группами. Одна из них должна достать противника ракетами «Гранит» с крейсе-ра «Киров» и добить ракетами «П-35» с крейсеров «Адмирал Зозуля» и «Вице-адмирал Дрозд». При этом в резерве оста-нутся великолепные «Москиты» эсминцев «Современный» и «Отчаянный». Другая группа, во главе с авианесущим крей-сером «Киев», может при необходимости помочь первой при-менением своих «Базальтов» и ударами палубных штурмови-ков Як-38.

Авиационная составляющая боевого порядка оперативно-го соединения разнородных сил - морская ракетоносная ди-визия трехполкового состава, способная самолетами Ту-16 на-нести по авианосной группе противника массированный ра-кетный удар с одного или нескольких направлений.

Главную цель - разгром авианосной ударной группы с уничтожением авианосца и не менее половины кораблей ох-ранения во встречном бою - вице-адмирал Зуб предполагает достигнуть путем нанесения ряда одновременных и последо-вательных ударов. Предварительные торпедные атаки с после-дующей выдачей целеуказаний для остальных сил обеспечат многоцелевые подлодки. Главный удар нанесет морская раке-тоносная авиация совместно с подводным крейсером «К-525». Последующие удары крылатыми ракетами осуществят такти-ческие группы подводных лодок. Развивают успех надводные корабли. График ударов привязан к единому времени «Ч» - моменту подхода к цели ракет «Гранит», запущенных с под-водного крейсера «К-525». Основным условием для достиже-ния успеха в бою является упреждение противника в дейст-виях.
  • Ну вот, теперь показывайте нам свое искусство на практике, - медленно произнес Главком, обращаясь к Зубу и отодвигая карту с решением на бой.
  • Есть показать искусство! - расплылся в улыбке Вита-лий Иванович.
  • Тогда почему у Вас эскадренная скорость всего 18 уз-лов? - оттопырил губу Горшков и бросил косой взгляд в мою сторону, - где же ваша стремительность?
Через минут пять эскадра уже рвалась в бой из последних сил. Показания лагов приближались к отметке 30 узлов. Я не возражал и не вмешивался, поскольку хорошо понимал извест-ные высказывания адмирала С. О. Макарова о том, что если уж техника не совсем надежна и ей суждено поломаться, то лучше, если это случится в мирное время, на учениях, нежели произойдет в бою. В то же время я хорошо понимал - сколько не пыхти, но ход кораблей все равно несоизмерим со ско-ростью самолетов или крылатых ракет. Лишними узлами авиа-носного противника не упредишь.

Ну да Бог с ним. Много было и других главкомовских загадок в этом походе. Он, к примеру, наотрез отказался поки-дать ходовую рубку и мостик крейсера для того, чтобы спус-титься на главный командный пункт (ГКП), расположенный внутри корпуса, под многослойной конструктивной защитой бортов и палуб. С мостика не только управлять боем, но и «увидеть» что-либо вряд ли возможно. Разве что тешит взор пенистое море да облачное небо над головой и силуэтики ко-раблей охранения на горизонте.

А на ГКП великолепный электронный боевой инфор-мационный пост и другие экраны, отражающие воздушную, надводную и подводную обстановку в реальном времени и относительном движении. Там сосредоточены оконечные ус-тройства средств связи, а также боевая информационно-уп-равляющая система, позволяющая руководить соединением в бою.
  • Вы что думаете, я не понимаю значения ГКП на таком флагманском корабле, как «Киров»? - обмолвился как-то Главком после моего неоднократного приглашения спуститься на быстроходном лифте в недра крейсера.
  • Ошибаетесь! Это ведь я в свое время заставил Купенского убрать систему управления под надежную защиту, по-скольку такая консервная банка, - стукнул пальцем Сергей Георгиевич по подволоку ходовой рубки, - может спасти раз-ве что от ветра и дождя.
  • Привычка - вторая натура, - добавил Горшков, по-морщившись, - Ну, не могу я, будучи в море, уйти с мостика на ходу корабля! Не в моих это правилах, знаете ли.
Пришлось организовать нанесение обстановки на обыч-ные бумажные карты и периодически таскать их из ГКП на мостик для доклада Главнокомандующему. Однако это полбе-ды. Беда заключалась в том, что вице-адмирал Зуб торчал на мостике рядом с начальством. Именно в этом он видел свой долг и поэтому больше отвечал на вопросы или давал поясне-ния, чем принимал решения и действовал.

Возможно поэтому малейшие осложнения обстановки приводили к замешательству, несвоевременному реагирова-нию. Это было особо опасным, поскольку контр-адмирал Кол-могоров, обозначавший противника, оказался не лыком шит. Вскоре после обнаружения его отряда нашей воздушной раз-ведкой он применил старый как мир тактический прием «раз-двоения». Разделив свой отряд на две группы, Колмогоров от-правил первую (во главе с большим морским танкером «Ген-рих Гасанов») навстречу рвущейся в бой эскадре. А вторая группа, где находился крейсер «Александр Невский», обозна-чающий авианосец, полным ходом устремилась в отрыв с целью не допустить сближения с эскадрой на дальность воз-можных залпов крылатых ракет.

«Раздвоение» противника вызвало замешательство в оценке целеуказаний и дальнейших действиях нашил сил. Лодка, пререхватившая «Гасанов», погналась за ним, как за авианосцем, дезориентируя воздушную разведку и сбивая с толку другие силы. Складывалась неопределенность, столь часто присущая боевым действиям на море. Вице-адмирал Зуб нервничал, а Главком с интересом поглядывал то на него, то на меня. Правда, в конце концов летчики-разведчики полковника Рубана помогли разобраться в обстановке, но часть сил опера-тивной эскадры все же «разрядилась» по демонстративной группе, хитроумно подсунутой контр-адмиралом Колмогоро-вым.

В целом бой все же получился в соответствии с замыслом вице-адмирала Зуба. Впрочем, неожиданностью не только для него, но и для Главкома, оказался заготовленный мною «контр-удар», когда авиационная дивизия генерал-майора Дейнеки после удара по «авианосцу» на возвращении «перекрасилась» в воздухе в цвет «супостата» и нанесла удар по «Кирову», обозначив подход своих крылатых ракет «бреющим» проле-том ракетоносцев над мачтами кораблей. Горшков даже вы-скочил на крыло мостика и под рев авиационных двигателей выразительным жестом тыкал указательными пальцами то в небо, то в грудь улыбающемуся Зубу.

Вскоре начались торпедные атаки подводных лодок. Четы-ре атомные субмарины атаковали «Киров», идущий незаконо-мерным зигзагом на скорости не менее 24 узлов. Для нагляд-ности и упрощения анализа стрельбы каждая подлодка в точке залпа выпускала на поверхность сигнальный патрон, образую-щий после всплытия шапку ярко окрашенного и прекрасно видимого дыма. Все атаки были выполнены с прорывом коль-ца корабельного охранения, что безусловно увеличивало ус-пешность торпедной стрельбы. Однако при таком способе атаки растет и вероятность поражения стреляющей лодки противолодочными кораблями. Пора бы уже нашим подводни-кам научиться стрелять из-за охранения, с предельных дис-танций «толстыми» торпедами.
А на этот раз применялись обычные бесследные маневри-рующие торпеды, о траектории которых возможно судить по серии цветовых сигнальных ракеток, периодически выстрели-вающихся с торпеды по мере ее движения к объекту атаки.
  • Э-э, промазал! - безнадежно махал рукой Главком в сторону трех-четырех ракеток, проходящих далеко за кормой крейсера.
Но умница-торпеда, повинуясь логике заложенного в нее программного разума, устремлялась в спутный след корабля, догоняла его и обозначала свое место, выстреливая ракетку прямо из-под винтов или лучше того - из-под киля в районе мостика, на котором стоял взыскательный наблюдатель.
  • А ведь попал-таки! - удовлетворенно потирая руки, реагировал Сергей Георгиевич.
  • Сработала или нет аппаратура неконтактного взрыва-теля этой торпеды, возможно будет проверить только после ее подъема, - отвечал я, - базовый анализ покажет.
  • Эх вы, подводники! - не унимался Главком, - атом-ные лодки освоили, а такую ерунду придумать не смогли. Ска-жите своему Емелину, пусть изобретет что-нибудь этакое, чтобы сразу виден был результат. К примеру, сработал взры-ватель - красная ракетка. Не сработал - черный дым. По-нятно?.. Ну то-то.
Кивнув стоящему поодаль порученцу, чтобы записал мысль, я тем не менее думал о том, что из восьми выпущенных торпед по крайней мере пять прошли под крейсером. Это вполне прилично. Не оплошали мои друзья-подводники.

А потом состоялись стрельбы крылатыми ракетами по ми-шенным позициям. На наших глазах пустил из-под воды свой «Гранит» ракетный крейсер Анатолия Ильюшкина. Ударила залпом «Малахитов» тактическая группа Егора Томко. Пол-ным ходом вылетел на огневую позицию эсминец «Отчаян-ный» и саданул «Москитами», мгновенно скрывшимися за го-ризонтом. В заключение обозначил ракетный удар пуском од-ного «Гранита» и сам крейсер «Киров». Наблюдать запуск этой семитонной машины из наклонной шахты, упрятанной под палубой корабля, лично мне (да и Главкому!) пришлось впервые. Жаль только, что результатов стрельбы своими гла-зами увидеть невозможно, поскольку ближайшая мишенная позиция от нас в ста километрах, а до дальней - целых три сотни.

Разбор итоговой проверки Северного флота за зимний период обучения в 1982 году состоялся в Североморске на следующее утро после возвращения с моря крейсера «Киров», хотя далеко не все корабли, особенно подводные лодки, успе-ли прийти в свои базы. Главком торопился. Доклад, подготов-ленный адмиралом Бондаренко, он прочел на одном дыхании, как будто сам его только что написал. Слушать подробный главкомовский анализ эпизодов подъема по боевой тревоге, хода тактического учения в море и результатов боевых упраж-нений было не только интересно, но и весьма поучительно. Однако я настолько устал за все эти предшествующие недели, что в голове отложились лишь главные, причем положитель-ные выводы, тешившие душу.

Так, в докладе констатировалось, что Северный флот по основным показателям успешно решает поставленные задачи. План боевой и оперативной подготовки выполнен полностью. В повышении боевой готовности достигнуты конкретные ре-зультаты. Осваиваются новые районы боевой службы. Не-сколько повысилась боевая устойчивость и скрытность дейст-вий патрулирующих ракетных подводных крейсеров страте-гического назначения. Начата работа по изысканию новых способов боевого применения главного оружия этих ракето-носцев. Поднятые по тревоге силы постоянной готовности в установленные сроки уложились. Штаб и органы управления флота со своими задачами справились.

Заслугой флота, отмечалось далее, является активное ос-воение новых кораблей 3-го поколения, изучение их боевых свойств. Эти корабли, по мнению Главкома, действовали в море уверенно. Особенно порадовало то обстоятельство, что на 14 атомных подводных лодках, 27 надводных кораблях и 139 самолетах и вертолетах, участвовавших в учении, не отме-чено происшествий, поломок материальной части.




Естественно, что о своих намерениях я вскоре доложил Главкому. Тот идею комплексных зачетных учений одобрил, но тут же заявил, что во второй половине июля прибудет на Северный флот, чтобы снова выйти в море и посмотреть, как мы устраняем недостатки, отмеченные в апреле. Кроме того, он должен побывать в Северодвинске и лично убедиться в результатах реализации программы военного кораблестрое-ния.

Мне не оставалось ничего другого, как заверить Адмирала Флота Советского Союза, что североморцы всегда рады ви-деть у себя Главнокомандующего, на что Сергей Георгиевич подозрительно хмыкнул в трубку. А я, грешным делом, в оче-редной раз подумал, что инициатива всегда наказуема. С на-чальством не следует делиться замыслами, лучше доложить о результатах.

Тем не менее все так и произошло, как было задумано. Правда, на этот раз грозное ударное соединение «противни-ка» в Норвежском море обозначал уже не флотский ветеран «Александр Невский», но авианесущий крейсер «Киев» со штурмовиками и вертолетами на борту, поддерживаемый са-молетами Ил-38 североморского отдельного противолодочного полка. В охранении «Киева» действовали большие противоло-дочные корабли проекта 1134а и пара атомных подводных «ис-требителей» проекта 705. Командовал всеми силами обозначе-ния «противника» комбриг Владимир Баранник, успевший ко Дню Победы получить звание контр-адмирала.

Ну а вице-адмирал Виталий Зуб по-прежнему возглавлял оперативное соединение разнородных ударных сил флота. Впрочем, на сей раз к нему на борт «Кирова» была подсажена оперативная группа штаба Краснознаменной флотилии вице-адмирала Чернова, управлявшая действиями подводных лодок способом «через берег». Мне было приятно видеть, что вновь назначенный начальник штаба этого объединения контр-ад-мирал Юрий Патрушев действовал уверено и существенных промахов в управлении подводными лодками не допускал. Ви-димо, не ошибся я, представляя Юрия Николаевича к новой для него должности.

Действуя подобным образом, оперативному соединению удалось осуществить совместный сосредоточенный удар по «авианосцу» в узком секторе самолетами морской ракетонос-ной дивизии генерал-майора Владимира Дейнеки и подводны-ми лодками «крылатой» дивизии контр-адмирала Егора Томко. Силы разведки и целеуказания сработали безупречно. Конфу-зов с «раздвоением» объекта удара на этот раз не наблюда-лось.

На заключительном этапе учения тактическая группа, уп-равляемая Егором Томко, в составе подводных лодок «К-25», «К-121» и «К-458» впервые в истории флота выполнила со-вместную стрельбу шестью разнотипными крылатыми ракета-ми по единой мишенной позиции. Руководил стрельбами, в том числе и этой выдающейся, вице-адмирал Евгений Чернов, чем и подтвердил на практике возможность массированного использования разнотипных ракет в одном ударе.

Главком остался доволен. Даже на разборе, который на этот раз делал я, он все же отметил в заключение, что учение наше проводилось в более сложных условиях и прошло лучше, чем в апреле.

Правда, и здесь, к сожалению, не обошлось без казусов. Дело в том, что в ходе практических ракетных стрельб, как оказалось, на подводной лодке «К-302» в результате непра-вильных действий боевого расчета была раздавлена водой практическая ракета «Аметист», находящаяся в стартовом контейнере. Слава богу, что таковые расположены вне проч-ного корпуса, а на ракетах установлены твердотопливные двигатели. Тем не менее проявленный непрофессионализм отвратителен. Действия начальников всех уровней, допустив-ших к работе плохо подготовленных людей, заслуживают осуждения. О том я и сказал Чернову и Томко. Виновным придется держать ответ, что с согласия Главкома будет отра-жено в приказе командующего флотом. А итоговую оценку моей любимой «крылатой» дивизии пришлось снизить на один бал.


 

Aaz

модератор
★★☆
В свое время на Сухого нам крутили фильм про ам. авианосцы. Там говорилось, что для уничтожения надо вложить в него 25 (!) торпед. Так что утопить такую махину весьма сложно. Правда, чтобы сделать АВ небоеспособным, достаточно одного удачного попадания КР. :)
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

au

   
★★☆
Aaz>В свое время на Сухого нам крутили фильм про ам. авианосцы. Там говорилось, что для уничтожения надо вложить в него 25 (!) торпед. Так что утопить такую махину весьма сложно. Правда, чтобы сделать АВ небоеспособным, достаточно одного удачного попадания КР. :)


Ну вот и ответ :) А без "крыши" АВ остальные корабли останутся на растерзание лодок, самолётов и всего остального. "Хотя лучше, конечно, пять звёздочек..."(с) ;)
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru