[image]

Налет на Озирак

Теги:авиация
 
1 2 3 4 5 6 7 17

Bobo

опытный

В третьем номере "Истории Авиации" есть довольна грубая статья про израильские ВВС "Славянские сказания про иудейские войны". Но в ней кроме наездов есть и интересной замечание по поводу налета на Озирак.

Цитирую:

Еще одним образчиком иудейской пропа­ганды являются различные описания налёта на иракский ядерный центр в Озираке 7 июня 1981 г, просочившиеся в отечественную авиационно-историческую литературу. Более или менее подробно эта операция была описана в статье М.Райдера "Опера для Саддама Хус­сейна" (см. "История Авиации" №6/2000, с.47 - 51) и в книге В.Ильина "МиГ-29, Мираж-2000, Р-16 - звёзды четвертого поколения" ("АСТ-Астрель", 2002 г., с.156 - 155]. Оба ав­тора явно использовали официальные данные Министерства обороны Израиля, но при этом в описаниях самого налёта имеются значитель­ные расхождения.
Так, даже название одной и той же опера­ции в обоих источниках указано разное: У Ильина - "Вавилон", у Рай дера - "Опера".
У Ильина "ударная группа поднялась в воз-дух с авиабазы Ацион 7июня 7937г. а 15:00" (с. 163), а у Райдера "в /5:55 тяжелогружёные "Фалкомы" и "Иглы" стали выруливать на взлет" (с.50). Таким образом, уже имеется раз­ница в один час.
Нет ясности и с бомбовой нагрузкой, так как не совпадает калибр бомб. По данным Иль­ина "Файтинг Фалконы" сбросили 18 450-кг бомб на Оэирак", а у Райдера, "каждый из "Фалконов" нёс по две двухысячефунтовые(/908-кг) бомбы Мk.84" (с.51).
Но это сущие мелочи, так как достаточно найти приличную карту региона, где была осуществлена операция, взять линейку и сравнить ТТХ израильских самолётов с расстояниями, которые им пришлось преодо­леть. Например, протяжённость маршрута от расчётной точки старта ударной группы (авиабаза Ацион) до Озирака, заявленная израильтянами (по приведённой ими схеме) составляла около 1300 км. При этом для F-16A в большинстве справочников заявлена перегоночная дальность в 3900 км) (с двумя ПТБ на 1400 л и одним на 1136 л) и, естест­венно, без вооружения. Дальность попета без ПТБ составляет 1600 км, а у земли сни­жается почти в 2,3 раза, и составляет лишь около 700 км. В двух последних случаях бое­вая нагрузка состоит из четырёх УР А1М-9 "Сайдуиндер" с ПК ГСН.
Однако, как явствует из описаний, к Озираку самолёты летели на малой высоте. Согласно информации М.Райдера и приведённой им схеме полёта (с.49 - 50), после сбора группы над авиабазой, на высоте 732 м самолёты про­следовали через Акабский залив, пролетев около 100 км (на что затратили чуть более 17 минут), после чего углубились в воздушное пространство Саудовской Аравии примерно на 450 км, после чего снизились до высоты 92 м. На этой высоте они прошли около 375 км (чуть более часа летного времени], пока приближа­ющаяся пылевая буря не вынудила их выпол­нить 15 минутный -подскок. Если учесть, что скорость на маршруте составляла 190 узлов (352 км/ч), то это означает, что группа уже 2,5 часа находилась в воздухе. От точки подско­ка, до иракской границы, над которой самолё­ты сбросили баки и увеличили скорость до 450 узлов (833 км/ч), примерно 180 км или ещё полчаса полёта. От границы до точки -Сэнд Дюн Йеллоу», где экипажи включили свои БРЛС и увеличили скорость до 500 узлов (926 км/ч), примерно 140 км или 10 минут лётного времени. От пункта "Сэнд Дюн Йеллоу" до Озирака примерно 370 - 380 км или 24 - 25 минут лётного времени на указанной скорости. Таким образом, только нэ дорогу до цели изра­ильтяне должны были затратить около 4 часов, а ведь надо было ещё вернуться. Причём ско­рость на отходе составляла 600 узлов (1111 км/ч), правда на оптимальной высоте, и, судя по схеме по кратчайшей прямой, но в любом случае это ещё 1300 км. Если учесть, что с учё­том взлёта и сбора группы самолеты уже оста­вили позади 1600 - 1700 км, общую длину маршрута можно оценить примерно в 3000 км.
Заметим, что дальность 3900 км достига­ется на наивыгоднейшей высоте и скорости. Конечно, в дополнение к бакам на самолёт можно подвесить и указанное в статье ору­жие (пару "Сайдуиндеров" и столько же 454-или 908-кг бомб), но рейд осуществлялся на малых высотах, а в этом случае дальность резко снижается. Например, при варианте загрузки два "Сайдуиндера", четыре 908-кг бомбы и один ПТБ на 1136 л при действию по профилю большая-малая-большая высота, радиус действия составляет всего 630 км, что соответствует по прямой практически тем же 1600 км, которые самолёт этого типа пролетит на наивыгоднейшей высоте и ско­рости с четырьмя УР Сайдуиндер, но без ПТБ. Очевидно, что даже без бомб только с тремя (а не с двумя баками) дальность полё­та израильских "соколов" не превышала 1700 км, т. е. топлива могло хватить только в один конец!
Имеются весьма серьёзные вопросы и к описанию операции в интерпретации В.Ильина, которое местами больше напоминает сборник анекдотов. Абстрагировавшись от выводов, рассмотрим ситуацию с другой точки зрения. Акабский залив самолёты пересекли на высоте 732 м и на этом же потолке углубились на территорию Саудовской Аравии на расстояние на 450 км. Заметим. что ни иорданская, ни саудовская ПВО их почему-то не засекла! Конечно, помолчать саудитам могли настоятельно посоветовать американцы, но подозревать Иорданию в симпатиях к евреям было бы явным перебором. При этом в книге В Ильина (с.164 -165) сообщается, что король Иордании Хуссейн лично наблюдал пролёт израильский F-15 и F-16 над Акабским заливом, не то находясь на борту свой яхты, не то из окон дворца. Поняв, что это чужие самолёты (какая проницательность!) король тут же позвонил по радиотелефону в своё Министерство обороны и Генштаб, но там никого не было (даже оперативных дежурных!), так как 7 июня 1981 г. было воскресение. Затем король Хуссейн якобы позвонил Саддаму Хуссейну (как же: однофамильцы, а может быть даже дальние родственники!) в Ирак и узнал от него, что "израильтяне уже огбошбились" (словом, всё ещё хуже, чему нас 22 июня 1941 г.).
Как было продемонстриронамо выше, от Акабского залива до цели израильтянам было лететь ещё 3,5 часа. Получается, что либо король Иордании два-три часа тщетно дозванивался до Багдада (там, видимо, было занято), либо после нескольких звонков в свое Минобороны и Генштаб отправился в собственный гарем и лишь потом, "оттянувшись по полной программе", решил-таки предупредить на всякий случаи "друга Саддама". Понятно, что В.Ильин явно не утруждал себя просмотром карт с маршрутом попета ударной группы Тут всё как в известном анекдоте: "Штурман, ты карты взял. — А как же. целых три колоды! — Понятно, опять будем лететь по пачке «Беломора"...*
Какие можно сделать выводы из рассмотрения различных аспектов описаний данного эпизода? Реактор в Озираке действительно уничтожен, но откуда взлетали Фалконы? Если с авиабазы Ацион, то возможно именно над Саудовской Аравией их и дозаправили с американских воздушных танкеров, после чего они снизились до высоты 92 м. Примерно в этом же районе "янки" могли дозаправить своих союзников и на обратном пути. Это предположение весьма удачно дополняет версию налёта в изложении М.Райдера, но документального подтверждения оно пока не получило.
Впрочем, есть и другой, гораздо более реальный вариант. Самолёты вообще могли быть не израильскими, а... американскими, и взлетели они не с Ациона, а к примеру с авиабазы НАТО Инжирлик. Замечу, что проблема появления у Ирака ядерного оружия серьезно беспокоила и США. С учётом расстояния до Озирака - это наиболее оптимальный район старта ударной группы. Поскольку Ирак в это время воевал с Ираном, то турецкое направление было тыловым, а потому контроль за воздушным пространством с этой стороны был явно снижен, весьма слабо граница была прикрыта на этом направлении и средствами ПВО. К тому же, обе страны откровенно сотрудничали на почве решения "курдской" проблемы, и ожидать такого подвоха со стороны соседа явно не приходилось. Вторая же группа самолётов (израильских) могпа действительно взлететь С Ациона и демонстрационно пройдя над Акабским заливом, вторгнуться на небольшую глубину в воздушное пространство Саудовской Аравии, а затем быстро вернуться.
Вообще всё описанное В.Ильиным отдаёт эдаким "круто навороченным" технотронным боевиком в духе Тома Клэнси, не имеющим ничего общего с реальностью. Масса нестыковок и откровенной "дезы" от одного только эпизода резко снижают ценность работы и заставляют серьёзно усомниться в профессионализме автора. В то же время в описании представленном М.Райдером не хватает всего лишь одной детали (но зато самой секретной!!), о которой он конечно знать не мог), а потому его версия событий выглядит более убедительно.
На этом, по-видимому, имеет смысл пока прерваться, поскольку сколько-нибудь подробно проанализировать все "узкие" места в истории применения военно-воздушных сип в арабо-израильских войнах в одной небольшой статье практически невозможно, хотя бы из-за недостатка места. Посему, будем считать данную работу тем самым "первым словом", которое, согласно Библии, "было в начале". Буду рад. если коллеги из России и стран СНГ тоже примут участие в данной дискуссии и выскажут свое мнение по ближневосточной проблематике на страницах -"Истории Авиации" или других изданий.
   
RU SergeVLazarev #04.07.2003 12:36
+
-
edit
 

SergeVLazarev

опытный

хорошо бы на карту глянуть?
   
+
-
edit
 

Vikond

опытный

Bobo>В третьем номере "Истории Авиации" есть довольна грубая статья про израильские ВВС "Славянские сказания про иудейские войны". Но в ней кроме наездов есть и интересной замечание по поводу налета на Озирак.


А еще в этой замечательной статье написано, что в "войне судного дня" ВВС израиля были "практически полностью разгромлены". И на заключительном этапе конфликта вместо них против арабов воевали ... американцы, "наспех замазав опознавательные знаки на своих самолетах". :D
"Интересно, как американцам удалось скрыть свои потери в этой войне?" - глубокомысленно вопрошает автор....
  
   
+
-
edit
 

Gholam

новичок

А что за авиабаза Ацион такая? Я в Хейль-Авире служил, на большей части баз бывал лично, но про такую первый раз слышу...
   

Bobo

опытный

Статья грубая, да, но мысль о дальности F-16-х представляется вполне разумной.
   
+
-
edit
 

Gholam

новичок

А вот КС-130, КС-135, КС-707 в ВВС Израиля как бы и нет ;) Кроме того, существуют системы заправки истребителями друг друга.
   

Bobo

опытный

Так об израильских заправщиках официоз молчит. Казалось-бы чего тут скрывать?
   
+
-
edit
 

Gholam

новичок

Официоз как раз говорит что на обратном пути заправлялись, если правильно помню - от КС-135. Давно было дело, когда нас новобранцев приобщали к истории наших славных ВВС :D
   

Bobo

опытный

Так это значит израильская военщина скрывает от мира подробности??? :)
Прэсса про это не писала, насколько я помню...
   
+
-
edit
 

Gholam

новичок

К западу от города Беэр-Шева, рядом с авиабазой Хацерим расположен Музей ВВС АОИ (Музеон Хейль-Авир). Внутри, справа от входа, стоит, если правильно помню Боинг 707. Внутри него оборудован маленький кинотеатр в котором крутят фильмы про историю ВВС. Ознакомится может любой желающий. Все остальные претензии - к прессе :rolleyes:
   

Moss

втянувшийся

Мне странно показалось, что для етой операции применялись F-16. ИМХО F-4 подходит лучше ( болшая дальность , больший радиус действия). Если у кто нибудь информация, почему ВВС Израиля сделало такой выбор?
   
RU CaRRibeaN #04.07.2003 22:03
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

>А что за авиабаза Ацион такая? Я в Хейль-Авире служил, на большей части баз бывал лично, но про такую первый раз слышу...

На Синайском полуострове.
   
+
-
edit
 

Gholam

новичок

Тааак... счас я выйду полным чайником, но почему-то мне кажется что к тому времени из Синая летать могли только Египтяне... кроме того, мне как-то не понятен смысл вылета из Синая если Тель-Ноф, Рамат-Давид, Хацерим и Увда хоть ненамного но ближе (хотя Увду тогда вроде ещё только строили).
   
RU CaRRibeaN #05.07.2003 00:07
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

>Тааак... счас я выйду полным чайником, но почему-то мне кажется что к тому времени из Синая летать могли только Египтяне...


Кто из нас гражданин Израиля, а? Войска покинули синайский полуостров полностью в мае 1982.

>Египтяне... кроме того, мне как-то не понятен смысл вылета из Синая если Тель-Ноф, Рамат-Давид, Хацерим и Увда хоть ненамного но ближе (хотя Увду тогда вроде ещё только строили).


Ну Рамат-Давид и Тель-Ноф учитывая маршрут полета оказываеться как раз сильно дальше. Помогла бы AFB в Эйлате или действительно тот же Харецим, но видимо хотелось использовать базу побезлюднее...
   
BY George_gl #07.08.2005 10:18
+
-
edit
 

George_gl

опытный

☠☠☠☠
В связи с налётом меня давно интересует почему Ирак не ответил. Не имел технической возможности, политической воли или " всё равно уже поздно, ничего не изменится".
Чисто политически мне кажется Ираку выгодно бы отбомбится по Израилю в ответ, глядишь Израиль снова ответит, тогда и с Ираном можно замирится.
Технически я вижу следующее, ракет спосбных долететь до Израиля пока ещё не имеет. На пути самолётов есть ПВО Саудовцев или Иордании или Сирии. Саудовцы имеют АВАКСы которыми управляют амы. У Ирака на тот момент были Миг-23БН, Мираж Ф-1, Ту-16, Ту-22. Остаются вопросы насчёт дозаправки и дальнобойных ракет В-З.
У кого какие будут соображения ?
   
+
-
edit
 

Вуду

старожил

George_gl> В связи с налётом меня давно интересует почему Ирак не ответил.
- Спроси у Саддама, пока его ещё не повесили... ;)
   
BY George_gl #07.08.2005 13:37
+
-
edit
 
+
-
edit
 
Как бы сказали в старые добрые советские времена: "В то время как народ Ирака вел тяжёлую кровопролитную борьбу с превосходящими слами противника, Израиль выбрал момент и нанёс подлый удар в спину, на который иракцы ответитьб не смогли".
   
BY George_gl #08.08.2005 13:28
+
-
edit
 

George_gl

опытный

☠☠☠☠
sabakka
Как бы сказали в старые добрые советские времена: "В то время как народ Ирака вел тяжёлую кровопролитную борьбу с превосходящими слами противника, Израиль выбрал момент и нанёс подлый удар в спину, на который иракцы ответитьб не смогли".[COLOR=gray]

А почему не шмагли?
   
RU Andrew_han #08.08.2005 14:35
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

В журнале Ядерный Контроль №4-2003 была следующая статья опубликована:

Контрраспространение: хорошо забытое старое – Илья Фабричников, Андрей Фролов – В статье авторы анализируют первый практический пример контрраспространения – действия Израиля в 1979–1981 гг. по саботированию иракской ядерной программы. Рассматриваются акции Израиля во Франции и в Ираке, в результате которых иракская ядерная программа была приостановлена. В статье также исследуются возможные сценарии нанесения превентивных ударов по объектам иранской ядерной программы.

А вот весь номер журнала в пдф

http://www.pircenter.org/data/publications/yk4-2003.pdf
   
RU Andrew_han #08.08.2005 14:38  @George_gl#07.08.2005 10:18
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

George_gl> Саудовцы имеют АВАКСы которыми управляют амы.
George_gl> У кого какие будут соображения ? [»]

Если я не ошибаюсь, АВАКСы у них появились в 1985-1986 гг.

   
UA Harkonnen #10.08.2005 00:37
+
-
edit
 

Harkonnen

опытный
И на заключительном этапе конфликта вместо них против арабов воевали ... американцы, "наспех замазав опознавательные знаки на своих самолетах".
 


Тут, возможно, подразумеваются экстренные поставки американских «Ф-4» для восполнения таящих на глазах ВВС Израиля, опознавательные знаки там действительно могли наспех закрасить.
   
BY George_gl #10.08.2005 02:23
+
-
edit
 

George_gl

опытный

☠☠☠☠
Andrew_han признаю свою ошибку по AWACS в Саудовской Аравии. :(
   

xab

аксакал

Harkonnen>
И на заключительном этапе конфликта вместо них против арабов воевали ... американцы, "наспех замазав опознавательные знаки на своих самолетах".
 

Harkonnen> Тут, возможно, подразумеваются экстренные поставки американских «Ф-4» для восполнения таящих на глазах ВВС Израиля, опознавательные знаки там действительно могли наспех закрасить. [»]

Звучит правдоподобно, однако потери пилотов тоже нужно восполнять.
Я не знаяю как обстояло у изралитян с резервом пилотов, однако один из путей решения проблеммы взять их там же где и самолеты :)
   
RU Конструктор #10.08.2005 08:59  @xab#10.08.2005 08:41
+
-
edit
 

Конструктор

модератор
★★
xab> Звучит правдоподобно, однако потери пилотов тоже нужно восполнять.
xab> Я не знаяю как обстояло у изралитян с резервом пилотов, однако один из путей решения проблеммы взять их там же где и самолеты :) [»]

Потери пилотов как правило, всегда меньше потерь в машинах, особенно если часть боев ведется над своей территорией или в наступлении.

   
1 2 3 4 5 6 7 17

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru