В третьем номере "Истории Авиации" есть довольна грубая статья про израильские ВВС "Славянские сказания про иудейские войны". Но в ней кроме наездов есть и интересной замечание по поводу налета на Озирак.
Цитирую:
Еще одним образчиком иудейской пропаганды являются различные описания налёта на иракский ядерный центр в Озираке 7 июня 1981 г, просочившиеся в отечественную авиационно-историческую литературу. Более или менее подробно эта операция была описана в статье М.Райдера "Опера для Саддама Хуссейна" (см. "История Авиации" №6/2000, с.47 - 51) и в книге В.Ильина "МиГ-29, Мираж-2000, Р-16 - звёзды четвертого поколения" ("АСТ-Астрель", 2002 г., с.156 - 155]. Оба автора явно использовали официальные данные Министерства обороны Израиля, но при этом в описаниях самого налёта имеются значительные расхождения.
Так, даже название одной и той же операции в обоих источниках указано разное: У Ильина - "Вавилон", у Рай дера - "Опера".
У Ильина "ударная группа поднялась в воз-дух с авиабазы Ацион 7июня 7937г. а 15:00" (с. 163), а у Райдера "в /5:55 тяжелогружёные "Фалкомы" и "Иглы" стали выруливать на взлет" (с.50). Таким образом, уже имеется разница в один час.
Нет ясности и с бомбовой нагрузкой, так как не совпадает калибр бомб. По данным Ильина "Файтинг Фалконы" сбросили 18 450-кг бомб на Оэирак", а у Райдера, "каждый из "Фалконов" нёс по две двухысячефунтовые(/908-кг) бомбы Мk.84" (с.51).
Но это сущие мелочи, так как достаточно найти приличную карту региона, где была осуществлена операция, взять линейку и сравнить ТТХ израильских самолётов с расстояниями, которые им пришлось преодолеть. Например, протяжённость маршрута от расчётной точки старта ударной группы (авиабаза Ацион) до Озирака, заявленная израильтянами (по приведённой ими схеме) составляла около 1300 км. При этом для F-16A в большинстве справочников заявлена перегоночная дальность в 3900 км) (с двумя ПТБ на 1400 л и одним на 1136 л) и, естественно, без вооружения. Дальность попета без ПТБ составляет 1600 км, а у земли снижается почти в 2,3 раза, и составляет лишь около 700 км. В двух последних случаях боевая нагрузка состоит из четырёх УР А1М-9 "Сайдуиндер" с ПК ГСН.
Однако, как явствует из описаний, к Озираку самолёты летели на малой высоте. Согласно информации М.Райдера и приведённой им схеме полёта (с.49 - 50), после сбора группы над авиабазой, на высоте 732 м самолёты проследовали через Акабский залив, пролетев около 100 км (на что затратили чуть более 17 минут), после чего углубились в воздушное пространство Саудовской Аравии примерно на 450 км, после чего снизились до высоты 92 м. На этой высоте они прошли около 375 км (чуть более часа летного времени], пока приближающаяся пылевая буря не вынудила их выполнить 15 минутный -подскок. Если учесть, что скорость на маршруте составляла 190 узлов (352 км/ч), то это означает, что группа уже 2,5 часа находилась в воздухе. От точки подскока, до иракской границы, над которой самолёты сбросили баки и увеличили скорость до 450 узлов (833 км/ч), примерно 180 км или ещё полчаса полёта. От границы до точки -Сэнд Дюн Йеллоу», где экипажи включили свои БРЛС и увеличили скорость до 500 узлов (926 км/ч), примерно 140 км или 10 минут лётного времени. От пункта "Сэнд Дюн Йеллоу" до Озирака примерно 370 - 380 км или 24 - 25 минут лётного времени на указанной скорости. Таким образом, только нэ дорогу до цели израильтяне должны были затратить около 4 часов, а ведь надо было ещё вернуться. Причём скорость на отходе составляла 600 узлов (1111 км/ч), правда на оптимальной высоте, и, судя по схеме по кратчайшей прямой, но в любом случае это ещё 1300 км. Если учесть, что с учётом взлёта и сбора группы самолеты уже оставили позади 1600 - 1700 км, общую длину маршрута можно оценить примерно в 3000 км.
Заметим, что дальность 3900 км достигается на наивыгоднейшей высоте и скорости. Конечно, в дополнение к бакам на самолёт можно подвесить и указанное в статье оружие (пару "Сайдуиндеров" и столько же 454-или 908-кг бомб), но рейд осуществлялся на малых высотах, а в этом случае дальность резко снижается. Например, при варианте загрузки два "Сайдуиндера", четыре 908-кг бомбы и один ПТБ на 1136 л при действию по профилю большая-малая-большая высота, радиус действия составляет всего 630 км, что соответствует по прямой практически тем же 1600 км, которые самолёт этого типа пролетит на наивыгоднейшей высоте и скорости с четырьмя УР Сайдуиндер, но без ПТБ. Очевидно, что даже без бомб только с тремя (а не с двумя баками) дальность полёта израильских "соколов" не превышала 1700 км, т. е. топлива могло хватить только в один конец!
Имеются весьма серьёзные вопросы и к описанию операции в интерпретации В.Ильина, которое местами больше напоминает сборник анекдотов. Абстрагировавшись от выводов, рассмотрим ситуацию с другой точки зрения. Акабский залив самолёты пересекли на высоте 732 м и на этом же потолке углубились на территорию Саудовской Аравии на расстояние на 450 км. Заметим. что ни иорданская, ни саудовская ПВО их почему-то не засекла! Конечно, помолчать саудитам могли настоятельно посоветовать американцы, но подозревать Иорданию в симпатиях к евреям было бы явным перебором. При этом в книге В Ильина (с.164 -165) сообщается, что король Иордании Хуссейн лично наблюдал пролёт израильский F-15 и F-16 над Акабским заливом, не то находясь на борту свой яхты, не то из окон дворца. Поняв, что это чужие самолёты (какая проницательность!) король тут же позвонил по радиотелефону в своё Министерство обороны и Генштаб, но там никого не было (даже оперативных дежурных!), так как 7 июня 1981 г. было воскресение. Затем король Хуссейн якобы позвонил Саддаму Хуссейну (как же: однофамильцы, а может быть даже дальние родственники!) в Ирак и узнал от него, что "израильтяне уже огбошбились" (словом, всё ещё хуже, чему нас 22 июня 1941 г.).
Как было продемонстриронамо выше, от Акабского залива до цели израильтянам было лететь ещё 3,5 часа. Получается, что либо король Иордании два-три часа тщетно дозванивался до Багдада (там, видимо, было занято), либо после нескольких звонков в свое Минобороны и Генштаб отправился в собственный гарем и лишь потом, "оттянувшись по полной программе", решил-таки предупредить на всякий случаи "друга Саддама". Понятно, что В.Ильин явно не утруждал себя просмотром карт с маршрутом попета ударной группы Тут всё как в известном анекдоте: "Штурман, ты карты взял. — А как же. целых три колоды! — Понятно, опять будем лететь по пачке «Беломора"...*
Какие можно сделать выводы из рассмотрения различных аспектов описаний данного эпизода? Реактор в Озираке действительно уничтожен, но откуда взлетали Фалконы? Если с авиабазы Ацион, то возможно именно над Саудовской Аравией их и дозаправили с американских воздушных танкеров, после чего они снизились до высоты 92 м. Примерно в этом же районе "янки" могли дозаправить своих союзников и на обратном пути. Это предположение весьма удачно дополняет версию налёта в изложении М.Райдера, но документального подтверждения оно пока не получило.
Впрочем, есть и другой, гораздо более реальный вариант. Самолёты вообще могли быть не израильскими, а... американскими, и взлетели они не с Ациона, а к примеру с авиабазы НАТО Инжирлик. Замечу, что проблема появления у Ирака ядерного оружия серьезно беспокоила и США. С учётом расстояния до Озирака - это наиболее оптимальный район старта ударной группы. Поскольку Ирак в это время воевал с Ираном, то турецкое направление было тыловым, а потому контроль за воздушным пространством с этой стороны был явно снижен, весьма слабо граница была прикрыта на этом направлении и средствами ПВО. К тому же, обе страны откровенно сотрудничали на почве решения "курдской" проблемы, и ожидать такого подвоха со стороны соседа явно не приходилось. Вторая же группа самолётов (израильских) могпа действительно взлететь С Ациона и демонстрационно пройдя над Акабским заливом, вторгнуться на небольшую глубину в воздушное пространство Саудовской Аравии, а затем быстро вернуться.
Вообще всё описанное В.Ильиным отдаёт эдаким "круто навороченным" технотронным боевиком в духе Тома Клэнси, не имеющим ничего общего с реальностью. Масса нестыковок и откровенной "дезы" от одного только эпизода резко снижают ценность работы и заставляют серьёзно усомниться в профессионализме автора. В то же время в описании представленном М.Райдером не хватает всего лишь одной детали (но зато самой секретной!!), о которой он конечно знать не мог), а потому его версия событий выглядит более убедительно.
На этом, по-видимому, имеет смысл пока прерваться, поскольку сколько-нибудь подробно проанализировать все "узкие" места в истории применения военно-воздушных сип в арабо-израильских войнах в одной небольшой статье практически невозможно, хотя бы из-за недостатка места. Посему, будем считать данную работу тем самым "первым словом", которое, согласно Библии, "было в начале". Буду рад. если коллеги из России и стран СНГ тоже примут участие в данной дискуссии и выскажут свое мнение по ближневосточной проблематике на страницах -"Истории Авиации" или других изданий.