О потерянных советских ядерных бомбах

Теги:авиация
 
+
-
edit
 

George

опытный

Запостил в морской форум, отвечать прошу там же, здесь только для информации, ибо все с авиации началось.

Листал книжку

Байков, Зыков. "Тайны подводного шпионажа", М., Вече, 2002 (Компиляция иностранных источников)

И наткнулся там на сл. историю. Якобы весной 1976 года над южной частью Охотского моря потерпел катастрофу советский стратегический бомбардировщик с ЯО. Японцы это засекли... Наши искали самолет, но не нашли. Нашли его американцы силами спецопреаций, конкретно ДПЛ "Грейбек", реконструированной для этих целей. Вернулись, доложили и приняли решение - поднять бомбы (чуть ли не в наших тер. водах), операцию назвали Blue Sun. И все у них получилось. 3-е водолазов потом лечились полгода от лучевой болезни, почти весь экипаж ПЛ был награжден...

Кто-нибудь что-нибудь слышал? ИМХО - гон и трындеж, т.к. в книжке и др. ляпсусов достаточно, типа 5-ти уничтоженных Супер-Этандеров английскими спецназовцами на базе во время Анг-Арг войны... Ну не верю я, что потеряв 2 ядреные бомбы мы бы полмира не перерыли. Хотя ДПЛ К-129 с ЯО действительно нашли и подняли американцы...
 

KDvr

втянувшийся

Целая куча мест есть на Земле, где были "потеряны" те или иные ядерные девайсы. Потеряны, это значит, что, либо не знают точно, где найти, либо не могут достать в силу разных обстоятельств.
По памяти, где-то в журнале "Техника Молодежи" за период 1988-1992 гг. была большая статья, с картой мира и отметками на ней (где и что потеряли), в которой говорилось об потерянных в мире устройствах, в которых содержались радиоактивные компоненты. Там и ядерное оружие, и атомные подводные лодки и т.д.
 

Moss

втянувшийся

ИМХО в СССР в основном теряли ЯО на субмаринах. К-129, К-219, К-278 отставили на дно десятки ракет.
My parts- Made in Japan, My brain - IBM  

muxel

Энтузиаст реактивного движения

Moss>ИМХО в СССР в основном теряли ЯО на субмаринах. К-129, К-219, К-278 отставили на дно десятки ракет.

Я бы не сказал десятки, но где то штук 25 наверное на АПЛ наберется...
 

au

   
★★☆
Я пока про несоветские, а то однобоко как-то :)

1. 1/13/50: B-36 dropped nuclear weapon into Puget Sound, Washington. High explosive material detonated.
2. 4/11/50: B-29 crashed into mountain in New Mexico.
3. 7/13/50: B-50 crashed in Lebanon, Ohio; nuclear weapon's high explosive material detonated.
4. 8/5/50: B-29 crashed at Travis AFB, California; nuclear weapon's high explosive material detonated.
5. 3/10/56: B-47 disappeared with "two capsules of nuclear weapons material" over the Mediterranean Sea.
6. 7/26/56: B-47 crashed into "storage igloo containing several nuclear weapons."
7. 5/22/57: B-36 dropped nuclear bomb in New Mexico desert; high explosive material detonated, made crater 25' in diameter, 12' deep.
8. 7/28/57: C-124 jettisoned and lost two nuclear weapons over the Atlantic.
9. 10/11/57: B-47 crashed with nuclear weapon and capsule in Florida; "two low grade detonations."
10. 1/31/58: B-47 crashed and burned with one nuclear weapon "in strike configuration ... some contamination."
11. 2/5/58: B-47 collided with F-86 midair; jettisoned and lost nuclear weapon "five miles southeast of the mouth of the Savannah River (Georgia)."
12. 3/11/58: B-47 accidentally jettisoned unarmed nuclear weapon at Florence, South Carolina. High explosive material detonated on impact.
13. 11/4/58: B-47 caught fire on takeoff and crashed in Texas; high explosive in nuclear weapon exploded, leaving "crater 35' in diameter and 6' deep."
14. 11/26/58: B-47 caught fire on ground, nuclear weapon board destroyed, in Louisiana.
15. 1/18/59: F-100 caught fire while loaded with unarmed nuclear weapon at Pacific base.
16. 7/6/59: C-124 crashed; nuclear weapon destroyed in Louisiana.
17. 10/15/59: B-52 collided with KC-135 during refueling over Kentucky; two unarmed nuclear weapons were recovered.
18. 6/7/60: Bomarc air defense missile in storage destroyed by explosion and fire in New Jersey.
19. 1/24/61: B-52 crashed and dropped two 20-megaton nuclear weapons near Goldsboro, North Carolina. Five of six interlocking safety triggers on the bomb failed. One weapon never recovered; Air Force purchased easement where lost.
20. 3/14/61: B-52 with two nuclear weapons crashed at Yuba City, California.
21. 1/13/64: B-52D crashed at Cumberland City, Maryland, with two unarmed nuclear weapons on board.
22. 12/5/64: Retrograde rocket of Minuteman ICBM on strategic alert accidentally fired during repairs in South Dakota.
23. 12/8/64: B-58 crashed and nuclear weapon burned in Indiana; "contamination was limited to immediate area of crash and subsequently removed."
24. 10/12/65: C-124 caught fire with nuclear weapons aboard in Ohio.
25. 1/17/66: Palomares, Spain: B-52 and KC-135 collided midair during refueling. Of four nuclear weapons, high explosive material of two exploded on impact; other two finally found after extensive (four month) search. 1,400 tons of "slightly contaminated soil and vegetation were removed to the U.S. for storage." DOE reports cleanup cost $50 million and Palomares is still being monitored for radiation.
26. 1/21/68: B-52 crashed at Thule AFB, Greenland. One of four nuclear weapons recovered by Seabees from ocean floor; others may have been destroyed by fire; 237,000 cubic feet of contaminated ice, snow, and water removed to U.S. Comment from Scott Portzline, happenpipeline.com: Three of the four bombs were destroyed by fire. A fourth bomb sank to the ocean bottom when the intense heat melted the Arctic ice. Many Danish workers who cleaned up the radioactive contaminated snow and ice suffered adverse health effects or died in the following years. The bomb on the ocean floor was finally recovered in 1979 by US Navy Seals and Seabees. I was not a witness. I have pictures of some of the equipment. Workers involved in the initial cleanup died later from the exposure to radiation, according to their relatives testimony. Scott Portzline
27. 9/19/80: Titan II missile warhead hurled 600 feet from silo after Air Force repairman dropped socket wrench which punctured fuel tank and caused explosion. Local residents were evacuated.


Of an average of 29.3 nuclear weapon accidents and incidents per year during the 12-year period, 146 involved tactical nuclear bombs carried by Naval aircraft. Virtually ALL types of nuclear armed ships experienced accidents or "incidents," including aircraft carriers, submarines, destroyers, cruisers and auxiliary ships.
 

muxel

Энтузиаст реактивного движения



au> 27. 9/19/80: Titan II missile warhead hurled 600 feet from silo after Air Force repairman dropped socket wrench which punctured fuel tank and caused explosion. Local residents were evacuated.


Про это фильм есть американский, у нас по ящику шел под названием "Катастрофа в шахте номер 7" (если не ошибаюсь, лет 10 назад смотрел). Вот только голова в фильме по-моему гораздо дальше улетела :)


PS У нас в Трехгорном (бывш. Златоуст-36) базируется отряд который занимается инцидентами с ЯО. ЧИтал я книжку про них, про свои тренировки пишут, а про реальную работу нет... :)
 

au

   
★★☆
Следует обратить внимание на то что последний инцидент датирован восьмидесятым годом. С тех пор не рассекречено ещё.
 
+
-
edit
 

Melnikov

опытный
George>И наткнулся там на сл. историю. Якобы весной 1976 года над южной частью Охотского моря потерпел катастрофу советский стратегический бомбардировщик с ЯО.


Сомнительно что-то. Это у американцев было принято патрулировать с ядерным оружием на борту, а у нас с ЯО летали только на полигоны (Семиполатинск, Новая Земля, Сары-Шаган). В районе Японии полигонов не было. Вообще, к берегам Америки летали Ту-95РЦ и Ту-142, но которых ЯО вешаться не могло.
Александр
---
Таран  
+
-
edit
 

firebar

опытный

Moss>ИМХО в СССР в основном теряли ЯО на субмаринах. К-129, К-219, К-278 отставили на дно десятки ракет.



разве к219 затонула?
112-292 "Удалой"  

muxel

Энтузиаст реактивного движения

firebar>разве к219 затонула?


Да, в 1986 в Северной Атлантике.
 
George>>И наткнулся там на сл. историю. Якобы весной 1976 года над южной частью Охотского моря потерпел катастрофу советский стратегический бомбардировщик с ЯО.

Melnikov>Сомнительно что-то. Это у американцев было принято патрулировать с ядерным оружием на борту, а у нас с ЯО летали только на полигоны (Семиполатинск, Новая Земля, Сары-Шаган). В районе Японии полигонов не было. Вообще, к берегам Америки летали Ту-95РЦ и Ту-142, но которых ЯО вешаться не могло.


Что за бред... мы тоже летали со спецбоеприпасами, поверьте.
 

TEvg

аксакал

админ. бан
Melnikov>Сомнительно что-то. Это у американцев было принято патрулировать с ядерным оружием на борту, а у нас с ЯО летали только на полигоны (Семиполатинск, Новая Земля, Сары-Шаган)


Зачем на Сары-Шаган? Это ракетный полигон, прежде всего ПВО-шный. Что там бомберу с ЯО делать?
 
+
-
edit
 

Melnikov

опытный
Melnikov>>Сомнительно что-то. Это у американцев было принято патрулировать с ядерным оружием на борту, а у нас с ЯО летали только на полигоны (Семиполатинск, Новая Земля, Сары-Шаган)

TEvg>Зачем на Сары-Шаган? Это ракетный полигон, прежде всего ПВО-шный. Что там бомберу с ЯО делать?


Я знаю, что он ПВО (сам служил там). И тем не менее в начале 60-х там взрывали термоядерные бомбы.
Александр
---
Таран  

muxel

Энтузиаст реактивного движения

Melnikov>Я знаю, что он ПВО (сам служил там). И тем не менее в начале 60-х там взрывали термоядерные бомбы.


Если там и были взрывы, только высотные для испытания систем ПРО и т.п.
 
+
-
edit
 

Melnikov

опытный
[quote|muxel, 23.07.2003 13:57:34:] Если там и были взрывы, только высотные для испытания систем ПРО и т.п.
[/QUOTE]
В 1962 году, например, были сброшены 3 термоядерные бомбы по 20 Мт.
Александр
---
Таран  

muxel

Энтузиаст реактивного движения

Melnikov> В 1962 году, например, были сброшены 3 термоядерные бомбы по 20 Мт


Ну что вы, не было такого... Все многомегатонные атмосферные взрывы были у нас только на Новой Земле
 

FFF

втянувшийся
[quote|Melnikov, 10.07.2003 11:18:01:] Сомнительно что-то. Это у американцев было принято патрулировать с ядерным оружием на борту, а у нас с ЯО летали только на полигоны (Семиполатинск, Новая Земля, Сары-Шаган). В районе Японии полигонов не было. Вообще, к берегам Америки летали Ту-95РЦ и Ту-142, но которых ЯО вешаться не могло.
[/QUOTE]
До 61г. из Миргорода регулярно летали ТУ-16 с ЯО. Были и инциденты, но я был мальчишкой и подробностей не знал. Потом полки ТУ-16 расформировали и туда посадили истребителей (МИГ-23) из Египта (со слов одного из офицеров).
Никогда не говори "никогда".
 
RU Конструктор #21.08.2003 09:13
+
-
edit
 

Конструктор

модератор
★★
[quote|FFF, 20.08.2003 23:37:15:] До 61г. из Миргорода регулярно летали ТУ-16 с ЯО. Были и инциденты, но я был мальчишкой и подробностей не знал. Потом полки ТУ-16 расформировали и туда посадили истребителей (МИГ-23) из Египта (со слов одного из офицеров).
[/QUOTE]
Не было МиГ-23 в Египте. Вообще. Ни наших, ни египетских.
 
Был МиГ-23( точнее МиГ23МС ) в Египте. Из Египет один самолет попал в США где на него убился некоторой генерал Бонд.
 

Moss

втянувшийся

Был МиГ-23 в Египте ( точнее МиГ23МС ). Правда он там служил коротко, но все же был. Потом несколько самолетов попали в США и на одном из них разбился некоторой ген. Бонд.
My parts- Made in Japan, My brain - IBM  
RU Конструктор #21.08.2003 12:15
+
-
edit
 

Конструктор

модератор
★★
Да, извиняюсь, МиГ-23МС. Было поставлено 45 штук. Странно.Его разработка завершилась только в 73году, когда Садат разорвал с нами все военное сотрудничество. Но советских летчиков "из Египта, летавших на МиГ-23" не могло быть по той же причине.

Да, вот с айрвар :"Самолеты МиГ-23 египетских ВВС, оставшись без запчастей после резкого ухудшения советско-египетских отношений, находилась на консервации на авиабазе Мерса-Матрух. В дальнейшем несколько этих машин было продано в США и Китай, двигатели для них планировал поставить скандально известный российский концерн «АHТ», однако сделка не состоялась."
 
Это сообщение редактировалось 21.08.2003 в 12:23

FFF

втянувшийся
Конструктор, 21.08.2003 08:13:34:
Не было МиГ-23 в Египте. Вообще. Ни наших, ни египетских.
 

Я собственно не о МИГах, хотя, (приношу извинения за дезинформацию ), когда истребители появились в Миргороде - это были МИГ-21. 23-и появились потом. Египет просто упоминался в кухонных разговорах, потому и запомнился.

Но это все офтопик. Суть в том, что Ту-16 летали на дежурства с ЯО и с ним были инциденты. Еще раз уточню, что это было до 61 г. и подробностей я не знаю - был мал да и интерисовали другие вещи.
Никогда не говори "никогда".
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
MD Serg Ivanov #21.08.2003 22:51
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
[quote|muxel, 18.08.2003 11:15:45:]
Melnikov> В 1962 году, например, были сброшены 3 термоядерные бомбы по 20 Мт


Ну что вы, не было такого... Все многомегатонные атмосферные взрывы были у нас только на Новой Земле
[/QUOTE]
Об испытаниях в районе Сары-Шаган:
 О том, что космическое пространство осваивалось не только в мирных целях, известно давно. Но о том, что в начале 60-х годов в космосе, так же как и на Земле, «грохотали» ядерные взрывы, сейчас как-то уже забылось. Если быть совсем точным, население нашей страны читало сообщения ТАСС об американских ядерных взрывах в космосе и о возмущении миролюбивой общественности в связи с этими испытаниями. То, что аналогичные испытания проводились и у нас, мы только догадывались, хотя об этом официально не сообщалось.

        Я хотел бы возвратиться к этой теме и рассказать о советских ядерных испытаниях в космосе, тем более, что сейчас удалось установить точные даты их проведения и выяснить некоторые, пусть и незначительные, подробности. Кроме того, эти эксперименты интересны с исторической точки зрения, как иллюстрация той грани, по которой все мы ходили в те годы и которую смогли не переступить.

        Серия испытаний получила в документах условное наименование «Операция «К» и была призвана исследовать влияние высотных ядерных взрывов на работу радиоэлектронных средств, в том числе, а скорее в первую очередь, на работу средств системы противоракетной обороны (система «А»).

        Операциями «К» руководила назначенная правительством Государственная комиссия в составе: председатель - генерал-полковник Александр Васильевич ГЕРАСИМОВ, замминистра обороны; научный руководитель - академик Александр Николаевич ЩУКИН; заместитель научного руководителя - генерал-майор Константин Александрович ТРУСОВ, зам начальника Четвертого Главного управления Министерства обороны.

        Первые два эксперимента были проведены 27 октября 1961 года («К1» и «К2»), три других - 22 октября, 28 октября и 1 ноября 1962 года («К3», «К4» и «К5»). К этому времени США провели аналогичные испытания в районе атолла Джонстона в акватории Тихого океана, но о них я намерен рассказать в следующий раз.

        В каждом эксперименте производился последовательный пуск с ракетного полигона в Капустином Яре двух баллистических ракет «Р-12», направленных в «центр обороны» системы «А» (полигон в Сары-Шагане), причем их головные части летели по одной и той же траектории одна за другой с некоторым запаздыванием друг от друга. Первая ракета была оснащена ядерным зарядом, который подрывался на заданной для данной операции высоте, а в головной части второй были размещены многочисленные датчики, призванные измерить параметры поражающего действия ядерного взрыва. Как я уже отметил, «основная партия» в экспериментах принадлежала системе ПРО и именно перед ней ставились основные задачи: обнаружить и сопровождать радиолокационными средствами вторую ракету (без ядерного заряда) и осуществить ее перехват противоракетой «В-1000» (Главный конструктор - Петр Дмитриевич ГРУШИН) в телеметрическом варианте (без боевой части).

        Высота подрыва ядерных зарядов составляла: в операциях «К1» и «К2» - 300 и 150 километров при мощности головной части в 1,2 килотонны. Высота подрыва ядерных зарядов в операциях «К3», «К4», «К5» - 300, 150, 80 километров соответственно при существенно больших мощностях зарядов, чем в первых двух операциях (300 килотонн).

        Кроме системы «А» в эксперименте участвовали специально привлеченные технические средства, сосредоточенные вдоль трассы полета баллистических ракет, здесь же работали ионосферные станции, производились запуски метеозондов и геофизических ракет. На всех радиоэлектронных средствах фиксировались нарушения их работы, вызванные ядерными взрывами.

        Информация об этих испытаниях до сих пор остается лишь косвенной. Официальные документы о них не опубликованы и вероятнее всего еще долго останутся закрытыми.

        Даты проведения испытаний удалось выяснить, воспользовавшись публикациями в американской серии «Nuclear Weapons Databook Working Papers».

        В отечественных публикациях мне удалось встретить только два упоминания об этих операциях.

        Главный конструктор системы противоракетной обороны (системы «А») Григорий Васильевич КИСУНЬКО в своей книге «Секретная зона» рассказал об «Операции «К», но его больше интересовала, что вполне естественно, работа системы ПРО.

        Вот выдержка из книги, где рассказывается о воздействии взрывов на работу аппаратуры:

        «Во всех указанных экспериментах высотные ядерные взрывы не вызывали каких-либо нарушений в функционировании «стрельбовой радиоэлектроники» системы «А»: радиолокаторов точного наведения, радиолиний визирования противоракет, радиолинии передачи команд на борт противоракеты, бортовой аппаратуры стабилизации и управления полетом противоракеты. После захвата цели по целеуказаниям от РЛС обнаружения «Дунай-2» вся стрельбовая часть системы «А» четко срабатывала в штатном режиме вплоть до перехвата цели противоракетой «В- 1000» - как и в отсутствие ядерного взрыва.

        Совсем другая картина наблюдалась на РЛС обнаружения метрового радиодиапазона «Дунай-2» и особенно ЦСО-П: после ядерного взрыва они ослеплялись помехами от ионизированных образований, возникавших в результате взрыва».

        А вот что пишет Борис Евсеевич ЧЕРТОК в своей книге «Ракеты и люди. Фили - Подлипки - Тюратам» о последнем испытании в серии, который был произведен в день, когда на космодроме Байконур шла подготовка к запуску автоматической межпланетной станции к Марсу:

        «1 ноября [1962] был ясный холодный день, дул сильный северный ветер. На старте шла подготовка к вечернему пуску. Я забежал после обеда в домик, включил приемник, убедился в его исправности по всем диапазонам. В 14 часов 10 минут [здесь и далее время московское] вышел на воздух из домика и стал ждать условного времени. В 14 часов 15 минут при ярком солнце на северо-востоке вспыхнуло второе солнце. Это был ядерный взрыв в стратосфере - испытание ядерного оружия под шифром «К-5». Вспышка длилась доли секунды.

        Взрыв ядерного заряда ракеты «Р-12» на высоте 60 километров [фактическая высота подрыва заряда была 80 километров] проводился для проверки возможности прекращения всех видов радиосвязи. По карте до места взрыва было километров 500. Вернувшись быстро к приемнику, я убедился в эффективности ядерного эксперимента. На всех диапазонах стояла полнейшая тишина. Связь восстановилась только через час с небольшим.

        Пуск по Марсу состоялся в 19 часов 14 минут».

        На этом, в принципе, можно было бы поставить и точку, но я хочу поставить многоточие, в надежде, что когда-нибудь смогу вернуться к вопросу о советских ядерных взрывах в космосе и рассказать во всех подробностях о каждом из них.



Copyright © 1999 Александр Железняков.
 

в начало страницы | новое
 
1812: Начало Отечественной войны. Переправа войск Наполеона через Неман. (205 лет).
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru