Вот , мой товарий написал небольшое исследование на заданную тему :
8<------------
Имхо странный спор...
Повторю: ИМХО
Имееются задачи:
А)Действие по фронту
от ликвидации прорыва деться никуда нельзя:
танки, прочая подвижная техника наступления, и пехота.
да и не всегда успеваешь точку накрыть артиллерией в наступлении -
приходится авияторов звать.
последнее немцы хорошо организовали весьма.
характерно - сильная маскировка, рассредоточение сил, хорошая МЗА ПВО
Б)истощение самой фронтовой полосы
склады, перекрёстки, аэродромы фронтовой авиации, артиллерия, танки, колонны, мосты
характерно - баланс между концентрацией и рассредоточением, средняя маскировка, хорошая МЗА ПВО.
В)изоляция района боевых действий
станции, дороги, аэродромы, колонны, поезда, мосты.
характерно сосредоточение, демаскировка, слабая эскортная либо сильная объектовая ПВО.
итак, приступим.
в конце 30х - начале 40х не было движка выше полутора тыщ.
решение 1 - одномоторный лёгкий или средний истребитель с бомбами. примеры:
P39D, P40B-F, Spitfire1-5, Hurricane1-2, Як1/7,
МиГ3, ЛаГГ3, MC200-202
нагрузка 200-227кг, да наши 6 РС-82, да Хуррь2 454кг.
А)неудовлетворительно. особенная клиника МиГ3.
препятствия: МЗА ПВО. для МиГ3 +перехват.
Б)неудовлетворительно
препятствия: низкая загрузка, МЗА ПВО
В)неудовлетворительно
препятствия: низкая загрузка
принципиальная проблема - низкая загрузка, поэтому
решение 2 - двухмоторный ИБ. примеры:
Beaufighter1 не ударный - задач нет. ну разве что суда обстреливает.
Пе2 пикирующий
Hs129 вычёркиваем по причине недоведённости
Blenheim1-4 лёгкий бомбер.
BF110C-F многоцелевой
Ki48 лёгкий или пикирующий бомбер.
Breguet693. это типа штурмовик такой.
А)неудовлетворительно.
препятствия: МЗА ПВО, низкая точность по малым целям (кроме Пе2), перехват
Пунев (Пе2), кажется, говорит, что брони не хватает для фронта. то есть либо точно при МЗА, либо неточно вне МЗА.
Б)удовлетворительно
препятствия: МЗА ПВО, рассредоточенность целей, перехват
В)хорошо
препятствия: перехват, объектовая ПВО
принципиальная проблема - перехват
решение 3 - одномоторный пикировщик.
пример афаик один - Ju87B, 500-700кг. 1000кг по длинной бетонке и без стрелка.
самотёл чистого неба, воздушного террора. здесь - безусловно удачная машина.
хотя слегка вру. есть второй пример (не очень в кассу):
D3A - весьма эффективный морской пикировщик.
Скьэ - машина отвратная, успехов в послужном списке по пальцам руки, покалеченой.
LN401-411, 250кг. иногда говорят 500кг. пикировщик, палубный и армейский. сродни Ju87BC, да вот задавили французов быстро. но тенденция его вылетов афаик была печальная, т.к. немцы не спали.
А)от неудовлетворительно до отлично, в зависимости от активности перехвата,
да и ПВО (включая армейскую инициативу)
препятствия: перехват, МЗА ПВО
Б)удовлетворительно-хорошо
препятствия: перехват, МЗА ПВО
В)удовлетворительно-хорошо
препятствия: перехват, объектовая ПВО
принципиальная проблема - инженерная или производственная сложность. задача же стрессовая.
решение 4 - одномоторный слабо-средне защищённый аэроплан. примеры:
B5N, Ki30, Ki32, Ki51, Су2, Battle. никто не пикирует. 200-500кг. Кейт вытягивает 800 в виде торпеды, но это не в тему.
я бы наверное сказал, что решение 4 хуже 3-го, но дешевле/численнее.
американцев, честно, не знаю. задач не стояло у них,
так что какие результаты показали бы реальные стычки - не предсказать. вероятно тоже плохие.
А)неудовлетворительно
препятствия: низкая точность, перехват, МЗА ПВО
Б)удовлетворительно
препятствия: низкая точность, перехват, МЗА ПВО
В)удовлетворительно
препятствия: перехват, объектовая МЗА
принципиальная проблема - низкая загрузка, перехват, МЗА ПВО.
решение 5 - Ил2
А)удовлетворительно
препятствия: перехват, МЗА ПВО
Б)удовлетворительно
препятствия: перехват, МЗА ПВО, загрузка
В)плохо
препятствия: радиус действия, объектовая МЗА, перехват, загрузка
отсюда мне кажется, что Ил2 является отнюдь не плохим решением,
хотя и с уклоном в сторону фронта. однако, для задач другой глубины
у советов имеется Пе2.
плюсом Ил2 я бы назвал таки удовлетворительную эффективность
в условиях превосходства ВВС противника, когда изоляция просто невозможна, а МЗА ПВО как никогда на высоте,
другие решения в этих условиях резко неудовлетворительны.
оперативные заморочки, вроде МиГ3 и Ил4 на штурме, мы оставим побоку.
_____________________________
ПРЕДПОСЫЛОК К ТАНДЕРУ И ТАЙФУНУ
ПО УРОВНЮ ИНЖЕНЕРИИ И ПРОИЗВОДСТВА НЕТ
ни у кого
_____________________________
1943-1945, появились движки выше 1500 кобыл:
решение 1старое - тот же лёгкий истребитель с бомбой
это BF109G, Spitfire9-14, P40N, Ла5-7, Як9-3. 250кг бомб.
расклад такой же. даже нет - хуже. теперь столько бомб не хватает, а ПВО модерновее.
заценим то, что с энного приказа примерно 1942 года ракеты и бомбы на Ла/Як вешать просто запрещается - сильный проигрыш перехвату, а направляющие РС мешают даже на обратном пути.
подытожим здесь бомбы как почти бестолковые.
решение 1новое - одномоторный средний/тяжёлый ИБ с нагрузкой около 1000кг.
примеры:
FW190G, P47D15-40, Typhoon1B, Mustang1-P51D, F4U1A. реже F6F.
А)спорно
препятствия: МЗА ПВО, посредственная точность,
перехват (идя навстречу апологетам ИБ, скажем, что не на потери, а на срыв задания. но это всё равно не так).
задачи выноса танков на поле боя решают откровенно плохо
но взлом обороны идёт вроде более успешно.
Б)хорошо
препятствия: МЗА ПВО, посредственная точность, перехват
В)отлично
препятствия: объектовая МЗА, перехват
принципиальная проблема для советов - отсутствие проекта,
даже скорее такой промышленности
всехняя принципиальная проблема - неустойчивость к перехвату.
любопытно, что немцы, имея FW190G-1,2,3
в условиях превосходства ВВС противника
а так же для решения ликвидации прорыва
начали двигаться по проекту FW190F-8,
причём Friedrich по приоритету даже превысил свого братца Gustav.
выбирать немцам было из чего - параллельно существовали
и FW190F1-2 (с приоритетным G1-3), и FW190G8 (с приоритетным F-8).
решение 2 - двухмоторный аэроплан со слабым/средним бронированием
примеры:
Пе2, Hs129B, BF110G, Me410A1-B1, Mosquito6-6ser2 (18 не в счёт - их около 20 штук всего), Ki45B-D, P38J-L
А)иногда удовлетворительно
препятствия - либо точность, либо выживание по причине МЗА ПВО.
в любом случае перехват на срыв,
а про Hs129 я бы сказал, что и на уничтожение.
перехват на срыв на наших, кажется, действовал реже - менталитет.
Б)удовлетворительно
препятствия: МЗА ПВО, перехват
В)хорошо
препятствия: перехват, объектовая ПВО
принципиальная проблема - перехват
решение 3 со второй половины войны имхо устарело,
так как нуждалось в воздушном превосходстве.
люфтваффе повышает нагрузку до 1000кг и даже 1800кг(тогда бетонка, стрелок долой)
немцы, имея прекрасное, но специфическое решение Ju87B-D1
начали двигаться в направлении решения 1.
это видно по обмену Ju87D на FW190G в армии.
по ходу немцы попробовали решение вроде Ил2 - Ju87G2,
но живучесть их, кажется, не устроила - база не та.
в поисках противотанкового аэроплана немцам пришлось
пожертвовать лтх в пользу бронирования - сначала Ju87D3-5, затем FW190F8.
но об этом смотри номер 5.
(кстати, Ju87D-7 и далее с дневной арены ушёл).
решение 4 в условиях сколько нть серьёзного присутствия ВВС противника
наверное к 1942 году и кончилось.
остался только сравнительно живучий и, что немаловажно,
технологичный и нетребовательный Ki51.
то ли японцы не могли ничего придумать лучше,
то ли не особенно и нуждались, но модернизация к 1945 у него была одна: 7.7 у стрелка сменили на 12.7. наверное сразу обе причины.
решение 5, в лице Ил2, продолжало развиваться.
беда нашей индексации - обычно людям трудно следить за прогрессом. что пе-2, что ил-2.
попробую прояснить основные моменты
0)ЦКБ55, двухместный прототип.
движка таки не хватало, с одной стороны.
с другой ИС винят. сложно сказать чего больше сыграло.
но одноместный порезвее, конечно.
поехал ЦКБ57 и далее к серии.
А)Ил2 первых серий, только пилот,
ШВАК (отсутствие 23мм), 16 РС-82, 600кг
подвески сильно тормозят, так что РСы чикаем
Б)Ил2 чуть позже, только пилот, ШВАК вполовину с ВЯ, 8 РС-82, 400кг
видно, что хоцца ЛТХ повыше. но можно и 600кг подымать.
примерно с этого времени Илюши начались частично древесные -
дефицит нужных металлов.
В)Ил2 лета-осени 1942. не удовлетворившись облегчением аппарата
наблюдаем повсеместную самодеятельность по его утяжелению.
это Б) с механиком в роли стрелка
4-6 РС-82, 400кг.
Г)Ил2 таки фабрично-двухместный. деваться от боевого опыта некуда.
октябрь 1942 - версия на фронте.
про ШВАКИ я уже не слышу.
ВЯ, 4-8 РС-82, 400-600кг
Д)Ил2 наконец получил двиг помощнее, АМ38Ф.
это позволило вернуть взад 600кг. (в некоторых случаях можно и тонну дёрнуть, но это уже серьёзный перегруз)
с января 1943 в бою.
Е)Ил2М резерва ГКО. неудавшееся вундерваффе Курска, июнь 1943.
выглядит как Д) с 37мм вместо 23мм и есть падение ёмкости до 200килобомб. но результативность низкая.
Ж)тогда 37мм меняют на знаменитые ПТАБ-1.5-2.5 (а грузоподъёмность опять 600кг) - толк резко подскакивает. тоже называется Ил2М.
до сих пор (с поры Б-В) в конструкции есть дерево.
З)Ил2М3, как его иногда называют буржуи, конец 1943 - начало 1944
цельночугуниевый - раз.
стреловидность увеличена для компенсации отставшего ЦТ - два, значит лучшее поведение в воздухе.
собственная живучесть сильно повышается, да и немцы сдают позиции
И)Ил10. в общем, апофеоз Ил2. скорость на стольник больше,
активная оборона уже 20мм. броня разумейцца получше.
это по поводу консервативности Ил2 разным любопытствующим ребятам.
характерно, что советы, согласно инженерному и производственному
уровню могли получить в 1944 терпимый ИБ, но что мы видим?
в 1944 немцы срочно развиваются навстречу нам - FW190F!
при этом известно, что даже FW190A нередко успешно перехватывался
лёгкими Яками и Лавками, а воздушный бой тут Антон и подавно вести слаб.
что же говорить об истребительных или хоть бы убегательных
возможностях "худшего" 190густава и ещё более вялого 190фридриха?
и это за счёт любимого немецкого "тандерболта" FW190G8
с его 1000кг груза производится и швыряется в бой 190F с его 500-700кг грузов?
да уж... немцы американцам не вняли что-то.
_____________________________
ПРЕДПОСЫЛКИ У СОВЕТОВ К ИБ ЕСТЬ, НО ДВИЖЕНИЯ К НЕМУ НЕТ
наоборот, массовый FW190F8 скорее одноклассник с Ил10, нежели с P47D/Tiffie1B
_____________________________
с другой стороны, англоговорящие союзники могли бы последовать за немцами
(значит и за нами - советами) но не последовали.
по какой причине? ведь их промышленность гипотетически
могла дать хороший аэроплан класса Ил10/FW190F.
я полагаю, что здесь либо инженерные проблемы
(эта задача даже посложнее пикировщика будет),
и/или союзники не нуждались в сдерживании танков так
как нуждались в сдерживании танков советы и немцы.
мои выводы:
1.сравнивать P47D15-40 (1944-01..1946) с Ил2 (1941..1943-12) некорректно.
нужно сравнивать P47D15+F4U1A+Tempest5+FW190G против FW190F+Ил10
либо Ил2 против любого из P39+P40+Mustang1+Mosquito6+BF110FG+Ju87BD1
2.спрашивать почему советы в 1944 не сделали ИБ,
равно как и почему союзники в 1944 не сделали штурмовик нехитроумно.
напоследок некоторые комментарии к этому "обще-РуНетовскому треду".
1.Джаг, Темпест, Пони имеют свои 700км в час на высоте 6-8 км
говорить о скорости более 630км в час над землёй не приходится,
а с нагрузкой, наверное выше 550к/ч можно и не мечтать.
ещё и у Тайфуна с высотностью проблемы.
Могу продемострировать гиперболой: П38 Друп Снут.
Лайтнинг, имел кучу плюсов
+имеет возможность драться на равных с перехватчиками
+высокая живучесть конструкции, два мотора
+большая нагрузка
только вот были оговорки
-на большой высоте, как П47
-не спасающая при успешном перехвате на низких высотах
-которую трудно положить точно
так что приходится
-летать на больших высотах, как Б17-24
-бросать груз при опасности перехвата
-пользоваться прицелом для горизонтальной бомбардировки
что и делалось регулярно группами П47/П38 +ДрупСнут
2.Приводились примеры убиения немецких асов посредством эскортирующих П47.
Это некорректно, так как это возможно только выше 5км, и при том, что асы
заняты посторонними делами типа перехвата бомберов.
3.Интересно, что в Корее и даже Вьетнаме американцы,
имея в общем яркую ИБ авиацию,
быструю и могучую, не отказались от "большого Джага" А1 Скайрейдера.
В ПОРУ НАЧАТЬ ФЛЕЙМ ЧЕМ ЖЕ А1 ПРЕВОСХОДИТ А4/Ф105/Ф4,
ЧТО ЕГО ЮЗАЮТ ВПЛОТЬ ДО 70Х ГОДОВ?
А НЕ ЛУЧШЕ ЛИ ПЕРЕПЛАВИТЬ ТИХОХОДНЫЕ А1 В ПОЛЬЗУ ИБ-СВИСТКОВ?!
КТО НТЬ ВРАЗУМИТЕЛЬНО ЭТО МОЖЕТ ОБЪЯСНИТЬ?
4.Опять же, американцы, "презревшие" Ил2 в пользу П47,
лелеют А10А и не видят его конфликта с Ф16Ц/Ф15Е. Почему?
5.Потери Ил2 от перехвата можно ощутимо снизить инициативностью и агрессивностью штурмовика. Пстыго афаир демонстрировал. Не панацея, но жизнь становится сравнительно длинее. Пассивность пилотов Ил2 в воздушном бою в начале войны - это не собственная проблема концепции штурмовика.
6.Постулат о бесполезности Ил-2 для немцев, следовательно для всех времён и народов, необходимо расценивать как ложный. Особенности его лтх и тактики не позволили немцам исполнять или хотя бы тренировать ни один аспект задач, которые решала люфтваффе своими собственными средствами. Трофейное оружие (без родной техподдержки) немцы могли применять в диверсионной работе скорее, чем в боевой.
у финнов маленький авиапарк, и они берут многие машины, но ил2 для них тоже слишком специфичен.
7.вопрос по тем же арденнам: это что - ИБ "должны заманить врага к себе домой и ждать морозов"?(с)анекдот. в данном контексте перефразирую "ИБ должны заманить врага на свои позиции и ждать солнца?".
очевидно, большая скорость требует видимости длиней.
здесь Ил2 может получить небольшое (а может статься, что иногда принципиальное) преимущество за счёт большей "всепогодности". в мемуарах есть ссылки на то, что "горбатые" нередко работали в непогоду, когда другая авиация обеих сторон отстаивалась.
8.ИБ обеспечивает свою живучесть от перехвата отказом от выполнения задания.
Безусловно, штурмовики и пикировщики тут тоже часто отказываются, а выживание получают за счёт эскорта.
Эскорт может провалить задачу, но справедливости ради нужно знать, что ИБ в условиях господства лёгких истребителей тоже посасывает.
8<------------