Aaz, 02.10.2003 22:39:46:
б) А я полагал, что там главную роль играет относительная влажность воздуха - когда она высока, то при "нарушении теплового равновесия", вызываемом струей, атмосферная влага начинает конденсироваться. Примерно так?
Прямо так быть не может - при "нарушении теплового равновесия" (проще говоря, при нагреве) относительная влажность уменьшается. Но, другое дело, как заметил Balancer, двигатель впрыскивает заметное количество воды. Кроме того, микрочастички сажи могут способствовать конденсации.
Собственно, условие, в первом приближении, простое: содержание водяных паров должно стать (пере)насыщенным. Соответственно, чем, действительно, выше атмосферная влажность И ниже температура, тем скорее образуется инверсионный след (при прочих равных). На большой высоте влажность падает, но зато и температура тоже. А от температуры зависимость сильная: уже при падении температуры с +30 до +15° С давление насыщенных водяных паров падает раза в три. А уж при -50..-60 надо совсем немного.
Потому в некоторых случаях можно наблюдать инверсию и на меньших высотах: если случится низкая температура и одновременно высокая влажность.
Есть еще один фактор: турбулентность. Даже при 100% влажности у земли следа не будет: он успеет распасться еще до того, как остынет после двигателя (видели же, что след начинается не сразу за самолетом). А на больших высотах, где градиент температуры мал, турбулентность тоже мала и оставляет след в покое.
P.S. А вот конденсация атмосферной влаги в скачках (а так же в вихрях) - это несколько другое...