И вот еще из архивов ВИФ-2 о Ту-22М...
===
По "Бакам" известно не так много. Уж дюже они секретные были... На конец 1991 г, по моим данным, в составе ДА ВВС было 8 полков на Ту-22М, а в составе авиации ВМФ - 6 полков.
Полки ДА ВВС:
Три на Украине (13-я ТБАД) - 185-й Гв. ТБАП (Полтава), 260-й ТБАП (Стрый), еще один полк в Белой Церкви - это либо 251-й Гв. ТБАП, перевооруженный с Ту-16, либо 341-й. В настоящее время все три захвачены Украиной, большая часть самолетов на консервации.
Один в Белоруссии - 402-й ТБАП в Орше на Ту-22М3. В 1994 все самолеты переведены в РФ.
Один в Эстонии - 132-й "дудаевский" в Тарту. Выведен в Россию в 1992 г.
Три на территории РСФСР - 52-й учебный ТБАП (Шайковка Калужской обл), 840-й ТБАП (Сольцы Новгородской обл), 1225-й ТБАП (Белая Иркутской обл), последний на Ту-22М2.
Кроме того некоторое число самолетов находилось в 43-м учебном центре ДА в Дягилево под Рязанью.
В ВМФ было 6 полков - 3 на СФ, 2 на ТОФ, 1 на ЧФ. Номера полков, к сожалению, точно мне неизвестны. Вроде бы черноморский полк был 5-й Гв.МРАП, в 1996 он был разделен между Украиной и Россией, хохлы свои поставили на консервацию, а российская часть Ту-22М2 была отправлена на ТОФ.
Таким образом реально парк Ту-22М насчитывал к концу 1991 г. порядка 400-420 машин. Выпуск их был прекращен на Казанском авиазаводе в конце 1993 г, в 1992 г. сдали вроде бы 12 машин. Напомню, что по Договору ОСВ-2 1979 г. общий лимит "Бэкфайров" был установлен в 400 единиц, а по Договору СНВ-1 1991 г. увеличен до 500. Приводимая где-то на Кроне цифра 268 изготовленных относится только к модификации Ту-22М3. Реально всего было выпущено, по моим оценкам, порядка 460-470 Ту-22М всех модификаций:
10 Ту-22М0
10 Ту-22М1
150-160 Ту-22М2
268 Ту-22М3
8 Ту-22МР
плюс всякие отдельные прототипы и пр.
На 2000 год в ДА РФ оставалось 5 полков на Ту-22М: 52-й, 840-й, 1225-й, выведенный из Эстонии 132-й (нынешнее место дислокации мне неизвестно) и 444-й в Воздвиженке (Приморский край), последний, предположительно, был перевооружен с Ту-16 на Ту-22М3 бывшего 402-го полка, выведенные из Белоруссии.
В составе авиации ВМФ оставалось 5 полков - 3 на СФ, 2 на ТОФ. Согласно данным, любезно указанным ув. Дмитрием Болтенковым несколько дней назад (спасибо ему за ссылочку!), в ВВС РФ было 158 "Бэкфайров" в боевых частях и еще 10 в учебных (видимо, в Дягилево). В МРА, по моей оценке, - порядка 155 ракетоносцев и 8 разведчиков-целеуказателей Ту-22МР. Хотя в отечественной и зарубежной прессе периодически появляются сообщения о якобы списании Ту-22М2, из приведенных данных видно, что это явно не так. Другое дело, что реальная боеспособность парка Ту-22М сейчас под большим вопросом по очевидным причинам. По последним сообщениям, планируется продать Индии 12 Ту-22М3 из состава ВВС РФ.
На Украине вроде бы около 110 самолетов, но к ним нет ни экипажей, ни запчастей, ни топлива, и летает вряд ли больше десятка. "Если не съем, так понадкусываю".
===
.... и Ту-95
===
Я, к большому стыду, не имею столь же полной информации по Ту-95МС. Причем по элементарной причине - эти самолеты оказались в своего рода "тени" своего сородича (Ту-160) и объем публикаций по ним ничтожен. Хотя именно они являются главными рабочими лошадками нашей ДА, а не помпезные Ту-160, совершающие один полет раз в полгода. Точно также в прессе было почему-то очень мало сведений о реальном положении дел на Самарском (бывшем Куйбышевском) авиазаводе, где делали Ту-95. Возможно, там не такой развал, как в Казани:-).
Насколько известно, в настоящее время в ВВС РФ насчитывется 68 бомбардировщиков Ту-95. Из них:
29 Ту-95МС6
35 Ту-95МС16
4 Ту-95МС, использующихся в качестве учебных и, согласно правилам подсчета по Договору СНВ-1 1991 г, с демонтированным оборудованием для запуска КР.
Боевыми машинами оснащены три полка - два в Украинке на Дальнем Востоке (40 из них перебазированы из Семипалатинска в 1994-1995 гг), один полк в Энгельсе (передислоцирован из Моздока в конце 1992 г). Номера полков надо уточнить - сейчас просто как-то их нет под рукой. Учебные Ту-95 находятся, по-видимому, в Дягилево под Рязанью.
Украиной "приватизированы" 23 Ту-95МС 1006-го ТБАП в Узине. Три из них сейчас выкуплены РФ в счет долгов, но вроде бы еще с Украины не перегнаны. Остальные собираются резать на американские деньги и как мининум два вроде бы уже порезали.
Таким образом, известно наличие 91 Ту-95МС. Катастроф с ними не было. На конец 1991 г. их вроде бы было 84, таким образом, за "ельцинское" время их собрано 7 машин, причем судя по всему, как и в случае с Ту-160, доделывали машины, заложенные во времена СССР. Последний серийный Ту-95МС был выпущен Самарским авиазаводом в начале 1995 г. Насколько я помню, одно время Грачёв в бытность министром обороны носился с идеей заказать дополнительное количество Ту-95МС, но перманентное сокращение военных расходов поставило на этих планах крест.
Выскажу предположение, что вероятно в советские времена Ту-95МС планировалось построить тоже 100 штук, как и Ту-160. 91 серийный построен, еще 4-5 1-й серии, вероятно, как обычно, в ЛИИ. Судя по тому, что сейчас тратятся деньги на достройку куда более дорогих Ту-160, недоделанных Ту-95МС в Самаре не осталось.
К сожалению, это все что могу сказать.
P.S. В Моздоке на Ту-95МС был 182-й Гв. ТБАП, в Семипалатинске - 1223-й и 1226-й ТБАП (79-я ТБАД). Оба семипалатинских полка расформированы.
===
К сожалению, кто автор я не помню, так что кто знает, уточните пожалуйста. Буду благодарен.
wbr, muxel
[Edited by muxel, 15-03-2001]