Начинаем второй заход.

Просьба особо не пинать.
Проблема: создание многофункционального морского вертолета, желание запихнуть в него необходимое оборудование «на все случаи жизни» неизменно ведет к росту массо-габаритных характеристик не только ЛА, но и корабля-носителя. В результате и вертолеты уже тянут за 10 т, и корабли, на которых они могут базироваться, должны иметь водоизмещение более 1000-1300 т.
Вместе с тем достигнутый прогресс в уменьшении размерности-веса как оружия, так и оборудования позволяет разместить их минимально достаточный набор на кораблях от 500 т. => однако без авиационной компоненты невозможно будет использовать как потенциал ПКР с дальностью до 200-300 км, так и обеспечить эффективную ПЛО-оборону, не говоря уж о ДРЛО, о поисково-спасательных, патрульных, разведывательных и пр. функциях. Напрашивается вывод – надо размещать на этих НК легкие вертолеты (до 3-4 т). Но, с другой стороны, такие вертолеты могут быть только узкоспециализированными и нести минимальный комплект оборудования-оружия, что отрицательно скажется на их эффективности. «Заколдованный круг».
Предложение: создать легкий МФМВ, используя принцип «сменных модулей» на базе легкого вертолета Ка-226. Данный вертолет, созданный на базе хорошо себя зарекомендовавшего Ка-26, идеально подходит – ибо он изначально создавался как «летающее шасси» для различных вариантов сменных грузовых кабин. Уже разработаны медицинский, учебный, патрульный, милицейский, пожарный, аварийно-спасательный, пассажирский и пр. варианты сменных кабин:
http://www.kamov.ru/market/pagphoto/tka-226r.html
Ка-226 имеет размеры фюзеляжа 8,1*3,25*4,15м, грузовой кабины 2,35*1,54*1,4м, база шасси 3,48 м, максимальную взлетную массу 3400 кг (пустой – 1950 кг), крейсерскую скорость 195 км/ч, практический потолок 5 км, продолжительность полета 4,5 ч, дальность полета (во внутренних баках объем топлива 770 л =>
http://www.aviaport.ru/aviation/v136.html ) – 600 км, грузоподъемность до 1300-1500 кг.
Цена Ка-226 всего около 1,5 млн.$ (из которых 208 тыс.у.е. – стоимость импортных движков, а еще 180-240 тыс.у.е. – бортовое оборудование) - сравните со стоимостью зарубежного «одноклассника» Бо-105 в 2,5 млн.$ (
http://acraft.narod.ru/ka226.htm ) или Ка-32 в 4-5 млн.у.е.
Базовая платформа («шасси») вертолета должна иметь небольшой метео-поисковый локатор и (или) круглосуточную оптико-электронную систему обнаружения и целеуказания (лазерный дальномер) «а-ля FLIR», радиостанцию. Понятно, что придется делать складывающиеся лопасти винтов как на Ка-27. Экипаж 2 человека: слева пилот + справа располагается штурман-оператор. Именно штурман-оператор выполняет основную работу с оборудованием (ГАС, БРЛС и пр.) и оружием (ПКР, УР). Для этого необходимо напротив штурмана-оператора разместить 2-4 многофункциональных (информация на них отображается в зависимости от прицепленного сменного модуля) жидкокристалических дисплея. Может быть, стоит даже убрать у оператора дублирующую систему управления вертолетом => соосные вертолеты, а Ка-226 особенно, славятся легкостью управления (недаром Ка-226 выбран в качестве вертолета начальной летной подготовки). Пожалуй, также стоит установить минимально необходимый комплект аппаратуры об облучении (оборудование РЭБ). По бортам фюзеляжа (ибо клиренс мал!) необходимо сделать боковые пилоны на 2 точки подвески оружия, дополнительных топливных баков, оборудования (до 500-600 кг на каждую точку).
Предлагаю разработать для Ка-226 в палубной модификации
три основных сменных модуля:
1.
Грузо-пассажирский с откидными сиденьями на 6-9 человек, он же
аварийно-спасательный, он же
десантно-ударный – с лебедкой на 300 кг, поисковыми прожекторами и пр.оборудованием. В десантно-ударном варианте возможно размещение на боковых подвесках блоков с пушками, НУР и УР (типа «Штурма» и «Вихря», Х-25МЛ). Это самый простой и дешевый модуль.
2.
Противолодочный поисково-ударный – с опускаемой ГАС, сбрасываемыми радиогидроакустическими буями, аппаратурой приема данных с РГБ, магнитомером (желательно), 1-2 торпедами на боковых подвесках (например, малогабаритная торпеда МПТ-1УМЭ, используемая в системе «Клаб», калибром 324 мм длиной 3 метра весом 300 кг (БЧ = 80 кг) имеет радиус активно-пассивной ГСН в 2 км, скорость 42 уз при дальности хода 8 км и глубине погружения до 800 м). Исходя из запасов топлива внутренних баков, можно предположить, что радиус действия в этом варианте составит не менее 130-180 км при поиске в районе в течении 2,5-2 часов.
3.
ДРЛО и целеуказания, он же разведывательно-патрульный – РЛС типа «Копье», «Сокол» и т.п. на выдвигаемой вниз и вращающейся по азимуту платформе (как я уже предлагал раньше – но в этом случае логичнее антенну в походном положении втягивать внутрь модуля или просто прижимать к его тыльной стороне). Желателен (исходя из свободного места и стоимости) комплекс радиотехнической разведки и РЭБ. На боковых подвесках размещаем дополнительные топливные баки или до 2-х шт. ПКР Х-35В, УР «в-з» Х-25 либо УР «в-в» (Игла-В, Р-73, Р-77).
Противолодочный и разведывательно-патрульный модули – необитаемы, максимально облегчены для увеличения перевозимой аппаратуры, в них установлено только необходимое оборудование, которое управляется с многофункционального рабочего места штурмана-оператора в кабине вертолета.
[LIST][LIST]
- Существует еще один вариант – вообще не прицеплять к базовой платформе вышеназванные модули => это имеет смысл при перевозке (транспортировке) негабаритных грузов (например, проводка минных тралов, буксировка легкого катера) или при полете на максимальную дальность (в этом случае на место модуля крепятся дополнительные баки с горючкой – дальность полета увеличится раза в 3-4 !!!).
[/LIST]
[/LIST]
Методика применения предельно проста –> исходя из поставленных задач устанавливается и подключается в течении 10-20 минут нужный модуль. Места на корабле они будут занимать не много – всего-то 5 куб.м каждый (2,35*1,54*1,4м) !
Данный легкий вертолет можно будет размещать на НК от 500-600 т – причем для малых кораблей главной проблемой будет не вес ЛА, а необходимость выделения площадей под взлетно-посадочную площадку – ИМХО шириной не менее 5-6 м и длиной не менее 13-15 м (хотя габариты по базе шасси (3,5м) + «вылет» винтов спереди вертолета (5м) составляют примерно 8,5м => т.е. теоретически возможно втиснуться на площадку длиной до 10 м). По весу авиационный комплекс ИМХО потянет на 20-24 тонн: 2 т пустой вертолет + 3 модуля по 300-500 кг + запас топлива 5-7 тонн (на 10-12 заправок) + запас оружия 5-7 тонн (6-10 торпед, ПКР) + 7 т (ангар, РГБ и прочее) => примерно столько весит комплекс «Медведка» на 8 ПЛУР.
Учитывая малые размеры НК, вертолет будет «хранится» на взлетно-посадочной площадке, укрытый от непогоды
облегченным раздвижным телескопическим ангаром из композиционных материалов => во время полетов ангар сдвигается («сжимается»), высвобождая необходимую площадь.
Таким образом, появляется возможность разместить этот вертолет на наших ракетных катерах проектов 1241, 1242, 1239, 12300 и др. – «расчистив» корму и «сдвинув» надстройку «вперед-вверх» к носу => что автоматически превратит их в полноценный (!!!) легкий КОРВЕТ. В крайнем случае, придется удлинить корпус метров на 5-10 (и водоизмещение соответственно), врезав дополнительную секцию. Но овчинка стоит выделки!!! Альтернативы-то, к моему глубочайшему сожалению :(, нет – даже размещение на НК комплексов ПЛУР не выход, при том что весят-занимают места они не намного меньше.
В чем «плюсы» данного предложения?
1.
Дешево – цена базовой платформы 1,5 млн.у.е. у Ка-226 против 4,5 млн.у.е. у Ка-32. Намного дешевле выйдет и эксплуатация – например, по топливу 770 л и 4760 л (в 6 раз!) при схожей дальности полета 600-800 км. Опять же сэкономим на корабле-носителе – построим минимально возможный (от 500 т)!
2.
Сердито – используя 3 сменных модуля, мы практически сможем (с некоторым допущением на несопоставимые габариты и грузоподъемные характеристики ЛА) решать все задачи, решаемые 3-мя разными вертолетами -> Ка-27 (ПЛО), Ка-29 (грузопассажирский-десантный) и Ка-31 (ДРЛО). Более того, ИМХО мы сможем в Ка-226 запихать больше оборудования, чем в аналогичные легкие вертолеты традиционной (не модульно-секционной) схемы => ибо, грубо говоря, мы прицепляем «оборудование в чистом виде», без учета ненужных довесков в виде несущих конструкций фюзеляжа и т.п. => ведь фюзеляжа как такого-то у Ка-226 по сути нет !!! => «кабина с движками и хвостом».
3.
Хорошие экспортные перспективы – сейчас Россия не участвует в дележе рынка легких палубных вертолетов – а, учитывая все возрастающий спрос на НК небольшого водоизмещения (корветы), вполне естественно предположить и увеличение закупок легких-средних вертолетов, а к ним – и соответствующих кораблей-носителей. Более того, существует еще одна тенденция – сокращение кол-ва закупаемых ракетных катеров, которые всегда были нашим коньком => большинство стран уже не удовлетворяется их слабой ПВО и ПЛО, им подавай сбалансированный (то бишь многофункциональный) НК – но денег на нормальные фрегаты и эсминцы у них, of course, нет =>
http://vs-rus.narod.ru/vs/russia/vmf/rinok.../rinok_rka.html . Такой вот «замкнутый круг»!
4.
Универсально – по оценкам экспертов, около 60-80 % перевозимых вертолетами грузов имеют вес до 800-1500 кг – так что наше «летающее шасси» может перекрыть большинство грузоперевозок. Ну а коль вертолет будут использовать и МЧС, и МВД, и погранцы, и моряки, и вояки, и гражданские службы -> поимеем «плюсы» унификации и отсутствие проблем с ТО и ремонтами

. Грубо говоря, всегда можно будет привлечь гражданский вертолет для выполнения боевой задачи, навесив на него соответствующий сменный модуль – верно будет и обратное действие => очень неплохой мобилизационный потенциал системы.
5.
Легкость модернизации и ремонта – достаточно снять или заменить соответствующий модуль, при этом сам вертолет не стоит не земле, а может использоваться по назначению.
6.
Два всегда лучше одного! – этот старый принцип применим и в этом случае – при сопоставимых затратах вместо 1 шт. Ка-27 на НК можно разместить (с определенными доработками) 2 шт. Ка-226. При этом потребуется не более 1-2 грузопассажирских модуля + 2 противолодочных + 1 модуль ДРЛО. Ясное дело, что эффективность их использования будет значительно больше.
Главная проблема неразрывно связана с достоинствами данной системы – так как Ка-226 легкий вертолет, возникают проблемы по размещению необходимого оборудования как по весу, так и по габаритам.
Однако ИМХО вполне реально и в противолодочном, и в ДРЛО вариантах уложится в 1,5 т => например, опускаемая ГАС будет весить в пределах 350 кг (сонар AQS-18AC HELRAS весит 326 кг
http://www.l-3com.com/os/airborne_helras_spec.html ). Еще 300-500 кг придется отдать под РГБ с приемником данных и магнитомер, а остальные 600-700 кг – под вооружение (2 авиационные торпеды по 300 кг). Аналогично и для ДРЛО-модуля: до 500 кг на БРЛС и аппаратуру РТР, остальное – на вооружение или дополнительные топливные баки. А с грузопассажирским модулем – вообще нет проблем.
И, наконец, - ведь запихивают же это оборудование и оружие в схожие по летным характеристикам вертолеты, и ниче, фунциклируют! Если сравнить Ка-226 с аналогами, то мы увидим, что характеристики нашей вертушки вполне на уровне – например, противолодочный вертолет Agusta AB.212 ASV/ASW имеет похожую крейсерскую скорость (196 км/ч), продолжительность (5 ч) и дальность полета (667 км), большие размеры (длина 13 м) и взлетный вес (5 т), большую на 50% полезную нагрузку (до 2,2 т), 1 движок (что сказывается на надежности), 2 пилота и 2 оператора
http://www.airwar.ru/enc/sh/ab212asw.html . Близкий по размерам Eurocopter AS 555 Fennec
http://www.naval-technology.com/projects/a...nnec/index.html может базироваться на НК от 650 т, имеет аналогичные характеристики – дальность до 720 км и полезная нагрузка 4 человека (1,3 т).
В крайнем случае, всегда остается возможность установить на Ка-226 более мощные движки и довести грузоподъемность, например, до 2х тонн.
Для примера я привожу
рисунок (см.ниже) варианта размещения Ка-226 на ракетном катере пр.1241 (размеры катера - 56,1*10,2*2,5м, водоизмещение около 500 т) –> как видно на рисунке, пришлось «убрать» кормовую надстройку и вынести АК-630 ближе к носу и вверх на крышу ангара. Я старался точно соблюсти все пропорции и размеры => по моим прикидкам, длина взлетно-посадочной площадки до раздвижного ангара составит около 15, ее минимальная ширина на кормовом срезе – 8 м (ширина фюзеляжа вертолета 3,6 м), но ближе к ангару – около 9,5 м; всего не менее 120 кв.м.
Вертолет стоит задницей вперед потому, что не нашел картинки, развернутой наоборот => кстати, а почему корабли рисуются справа налево (нос – справа), в то время как правильно писать и рисовать (чертить) слева направо?!
Рисунок размещения Ка-226 на РК пр.1241: