Поставка ЗРК С-300 во Вьетнам
На проходившем в конце августа 2003 года Московском авиасалоне руководство НПО "Алмаз" заявило о подписании контракта на поставку ЗРК
С-300ПМУ, как позднее стало известно из средств массовой информации, во Вьетнам. Стоимость сделки, в соответствии с которой Ханою будут переданы два дивизиона зенитных ракетных комплексов большой дальности, оценивается в 250-300 млн долл.
Таким образом, Вьетнам становится четвертой страной после
Китая, Кипра и Казахстана, получившей на вооружение эти ЗРК*. Самый крупный на сегодняшний день импортер С-300 -
Китай, закупивший уже 6-8 дивизионов. Еще один контракт на поставку Пекину нескольких дивизионов С-300ПМУ-1 был подписан в декабре 2001 года. Сделка стоимостью 230 млн долл. на поставку двух комплексов С-300 Кипру была заключена в 1997 году, однако из-за политического давления Турции ЗРС была размещена на греческом острове Крит. Казахстану С-300 передавались в счет компенсации за военное имущество, вывезенное с территории республики после распада СССР. По состоянию на апрель 2000 года он получил, как полагают, три комплекса С-300П.
Кроме перечисленных случаев
Россия еще несколько раз пыталась предложить С-300 иностранным заказчикам. Однако тендер на поставку систем ПВО в Грецию выиграли
США со своим ЗРК Patriot. Проходившие с 1998 года переговоры о поставке одного дивизиона С-300ПМУ-1 в Словакию в счет российского долга также ни к чему не привели, и в марте 1999 года словацкое правительство решило отказаться от этой идеи. С 1997 года обсуждается возможность поставок С-300 в Индию. В середине 2001 года Дели даже заявил о готовности взять два дивизиона ЗРК в лизинг, однако конкретных договоренностей достичь так и не удалось. Возможно, что стороны не смогли сойтись в цене, поскольку в августе этого года индийцы прибегли к испытанному приему давления на российскую сторону - запросили у США предложение на поставку 12 зенитных ракетных комплексов Patriot PAC-3.
Надо сказать, что рынок таких современных систем ПВО, как С-300, имеет специфические особенности, проистекающие из того, что, во-первых, этот комплекс дорогостоящий и не каждое государство может его себе позволить. Во-вторых, поставки таких высокоточных систем, одномоментно повышая эффективность ПВО покупателя, способны менять региональный баланс сил. По этой причине поставки С-300, например, на Ближний Восток, где такие страны, как Сирия,
Иран или Йемен, давно проявляют к ним интерес, способны вызвать крайне негативную реакцию Соединенных Штатов. Можно с достаточной долей уверенности предположить, что российское руководство пожертвует потенциальной выгодой в несколько сотен миллионов долларов от поставки этих ЗРК подобным странам, чтобы не испортить российско-американские отношения.
Приобретение комплексов С-300 сразу же повысит боевой потенциал вьетнамской ПВО перед лицом прежде всего потенциальной китайской угрозы. Однако данный контракт ценен для России не только тем, что он расширяет российско-вьетнамское военно-техническое сотрудничество, успешно развивающееся с середины 1990-х годов. Он может также оказать положительное влияние на продвижение российских систем ПВО и на другие рынки Юго-Восточной Азии.
Здесь следует отметить, что на закупки вооружений странами этого региона оказывают влияние два фактора. Во-первых, так называемая гонка амбиций (pride race), означающая, что страны закупают вооружения с оглядкой друг на друга. Во-вторых, быстро растущий военный потенциал Китая. Это общий фактор, воздействующий на национальные программы перевооружения в регионе. "Китайская угроза" заставляет небольшие страны ЮВА унифицировать закупаемые вооружения. Пока это справедливо только в отношении авиации, но пример Вьетнама может распространить такую практику и на средства ПВО.
Иными словами, российско-вьетнамский контракт может дать толчок дальнейшим поставкам за рубеж средств ПВО из России, которые сейчас составляют лишь 4-6% ее общего экспорта вооружений. Тем более что в Юго-Восточной Азии налицо более благоприятные условия для экспортного прорыва, поскольку здесь нет стран, поставка которым таких зенитных ракетных комплексов могла бы привести к нежелательным для Москвы политическим последствиям.
Максим ПЯДУШКИН
"№5" Экспорт вооружений
http://www.pro-pvo.ru/article.asp?pr_sign=...heniy_031120_01