[image]

Дубровник

Теги:флот
 

Rey

новичок
Читал что на Дубровнике 40-мм зенитки(как впрочем и все остальные орудия) были шкодовскими-а что они из себя представляли и как были расположены?Может кто-нибудь помочь с верхним планом этого корабля?
   
RU Фагот #08.01.2004 19:23
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
А вообще, инфой про "Дубровник" никто не поделится?
   
+
-
edit
 

Big Pooh

втянувшийся

Лидер «Дубровник», Югославия, 1932 г.

Строился в Англии фирмой «Ярроу». Водоизмещение стандартное 1880 т, полное 2884 т. Длина наибольшая 113,2 м, ширина 10,66 м, осадка 3,6 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 42000 л.с., скорость 37 узлов. Вооружение: четыре 140-мм орудия, две 83-мм зенитные пушки, шесть 40-мм зенитных автоматов, два трехтрубных 533-мм торпедных аппарата.

В конкурсе на проектирование эсминца участвовало несколько английских и французских фирм, из которых в финал вышли британские «Уайт» и «Ярроу». В конце концов, югославы остановили свой выбор на последней, В августе 1929 года состоялось подписание контракта на постройку эсминца, получившего имя «Дубровник». Таким образом было положено начало традиции называть эскадренные миноносцы югославского флота в честь крупных городов; ранее подобные наименования полагались кораблям рангом не ниже крейсера.

Главная особенность «Дубровника» - необычайно мощная артиллерия. Этот корабль оказался первым и единственным эсминцем, вооруженным 140-мм «шкодовскими» пушками с длиной ствола в 56 калибров, способными стрелять снарядами массой 39,9 кг на дальность 23,4 км. В течение последующего десятилетия он нес самую крупнокалиберную артиллерию в своем классе - вплоть до появления немецких «церштёреров» со 150-мм пушками. Из-за этого, а также из-за своего статуса флагмана югославского флота «Дубровник» обычно называют лидером, хотя формально он числился «разарачем», то есть обычным эсминцем.

В целом специалисты оценивали «Дубровник» как весьма удачный корабль. Помимо мощной артиллерии он имел совершенную энергетическую установку, обеспечившую на испытаниях ход в 40,3 узла - на 3,3 узла больше, чем предусматривалось по проекту. Дальность плавания была поистине рекордной: 15-узловым ходом лидер мог пройти 7000 миль. Это достигалось за счет внушительной емкости топливных цистерн (590 т) и специального новшества - низкооборотной турбины экономического хода.

По количеству внедренных образцов передовой техники «Дубровник» представлял собой пример настоящего «интернационализма»: механизмы, торпедные аппараты и вспомогательное оборудование на нем были английскими, дальномеры и системы управления огнем - голландскими, средства связи - бельгийскими, артиллерия (в том числе и зенитная) - чешской. Любопытно, что по проекту лидер должен был нести и гидросамолет, но от его установки отказались уже в стадии постройки.

Информация из "Моделист-Конструктор" №12 за 2001г.
   
+
-
edit
 

Big Pooh

втянувшийся

А рисунок потеряли по дороге :o
Прикреплённые файлы:
 
   

Rey

новичок
А плана верхней палубы ни у кого нет?
   
RU Фагот #08.01.2004 21:45
+
-
edit
 
RU Фагот #08.01.2004 21:52
+
-
edit
 
RU Фагот #08.01.2004 22:16
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
Попытался найти что-нибудь через гугль, написав Razarac Dubrovnik. Ничего не вышло
   

wi.

втянувшийся

Читал что на Дубровнике 40-мм зенитки(как впрочем и все остальные орудия) были шкодовскими-а что они из себя представляли и как были расположены?
 


Расположение следующее - спаренная 83 мм на платформе между ТА. 2 спаренные 40 мм на платформе между трубами по бортам. 2 одиночные 40 мм по бортам на верхней палубе сбоку от кормовой надстройки сразу за кормовым ТА.
   
RU Алексей #09.01.2004 03:55
+
-
edit
 

Алексей

опытный

Про Дубровник есть статья В. Патянина в "Гангуте" №27. Кому надо - могу прислать.
   
RU Фагот #09.01.2004 10:40
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
Алексей>>>Про Дубровник есть статья В. Патянина в "Гангуте" №27. Кому надо - могу прислать.
Алексей, а мне не кинете?
   
+
-
edit
 

x-Merlin

аксакал

Алексей, 09.01.2004 03:55:38:
Про Дубровник есть статья В. Патянина в "Гангуте" №27. Кому надо - могу прислать.
 

... и мне ... и мне ... а всем можно?...
   

Ajax

новичок

Про "Дубровник" есть еще большая статья Фрейвогеля в "Окретах Военных" №13, которая, как я понимаю, была главным источником для Патянина.
   
RU Алексей #10.01.2004 08:41
+
-
edit
 

Алексей

опытный

Любопытно, в списке литературы он именно эту статью и не указал.

Кстати, хотел прикрепить рар, а мне сказали, что типа не имеете права. Это как понимать?
   
RU Алексей #10.01.2004 08:42
+
-
edit
 

Алексей

опытный

Лидер "Dubrovnik": под тремя флагами
 

 

© С.В. Патянин, 2001 "Гангут", №27-2001

 

Окончание первой мировой войны серьезно изменило карту Европы. На месте распавшейся "двуединой монархии" возникли новые государства: Австрия, Венгрия, Чехословакия и Югославия. Если первые три были чисто сухопутными, то Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (так на первых порах официально называлась страна) получило все бывшее австро-венгерское побережье Адриатического моря за исключением порта Триест, аннексированного Италией.

Сил для защиты протяженной береговой линии было явно недостаточно. Молодой югославский флот состоял из небольших кораблей, доставшихся в наследство от Австро-Венгрии, большинство из которых устарело морально и физически.

В составе флота числилось восемь миноносцев так называемого "250-тонного" типа постройки 1914-1916 годов; четыре миноносца типа "Kaiman", построенных в 1905-1910 годах и списанных в 1927- 1928 годах; четыре еще более старых миноносца типа "Schichau", использовавшихся в качестве тральщиков и сданных на слом уже в 1924-1925 годах; четыре речных монитора и несколько вспомогательных кораблей и судов. Кроме того, в начале 1920-х годов в Германии были закуплены шесть тральщиков и старый бронепалубный крейсер "Niobe", получивший новое наименование "Dalmacia".

Несмотря на то, что Югославии достались многие судостроительные заводы и верфи, на которых был создан некогда сильный австро-венгерский флот, строительство новых кораблей замерло. Лишь в 1931 году сошли на воду пять заградителей-тральщиков типа "Meljine", заложенных еще в годы войны. Пополнение корабельного состава шло за счет закупок за границей. В результате немногочисленный по составу флот представлял собой коллекцию технических образцов со всей Европы: чехословацкую артиллерию, голландские системы управления огнем, бельгийские средства связи, сами корабли - из Англии и Франции. Порой это оборачивалось серьезными минусами: пришлось, например, принять на вооружение торпеды трех различных калибров и систем - 450-мм австрийские, 533-мм британские и 550-мм французские.

Усиление и качественное обновление флота началось в конце 1920-х годов с покупки за границей четырех подводных лодок. При заказе первого крупного надводного корабля югославские военные, с учетом полного превосходства итальянцев на Адриатике, потребовали, чтобы он был сильнее любого корабля, который может его догнать, иметь преимущество в скорости над любым лучше вооруженным противником, мог бы доходить без дозаправки до любой британской или французской базы на Средиземноморье и обратно. Наконец стоимость постройки не должна была быть слишком высокой.

К середине 1920-х годов окончательно сформировался класс лидеров эскадренных миноносцев, типичными представителями которого были французские "contre-torpilleurs" типов "Bison" и "Aigle". Эти корабли заняли промежуточное положение между крейсерами и эсминцами. Им ставились следующие задачи: уничтожение неприятельских миноносцев, вывод в атаку своих торпедных флотилий, ведение разведки, участие в минных постановках. Обычно лидеры не имели броневой защиты, но превосходили обычные эсминцы по размерам, скорости хода и вооружению.

Техническое задание, выданное югославским флотом, ориентировалось именно на данный класс. Кроме того, была высказана заинтересованность в установке вооружения, произведенного чехословацкими заводами "Шкода" (Чехословакия входила в так называемую Малую Антанту и являлась союзником Югославии).

В качестве возможных строителей рассматривались британские и французские фирмы. От услуг последних очень скоро пришлось отказаться: хотя проект полностью устраивал заказчика, обязательным условием французской фирмы являлось вооружение корабля орудиями концерна "Шнайдер". Окончательный выбор лежал между проектами британских фирм "Семюэл Уайт" и "Ярроу".

Проект Уайта (водоизмещение 2140 т; скорость 37 уз; вооружение - семь 120-мм, четыре 40-мм орудия, шесть торпедных аппаратов) содержал много новаторских решений; в частности, три котла располагались в изолированных отсеках, а их дымоходы выводились в одну трубу. Довольно высокая цена, а также слабый, по мнению югославов, главный калибр склонили чашу весов в пользу конкурента (впоследствии Уайт построил по этому проекту два эсминца - "Grom" и "Biyskawica" - для Польши, а также использовал заложенные в нем решения при проектировании крейсеров типа "Tromp" для Голландии).

Предложение фирмы "Ярроу" привлекло представителей югославского флота относительно низкой ценой и приемлемыми сроками; немаловажную роль сыграла готовность строителя установить чехословацкую артиллерию при условии, что заказчик обеспечит ее доставку. Надо сказать, что в период с 1924 по 1934 год фирма "Ярроу" лишь дважды получал заказы от собственного флота (эсминцы "Ambuscade" и "Grenville"), поэтому приходилось искать покупателей на свою весьма специфичную продукцию за рубежом. Югославский заказ был выгоден еще и потому, что на нем собирались опробовать некоторые технические новшества, которыми затем можно было заинтересовать представителей английского флота.

В итоге летом 1929 года был подписан контракт на строительство лидера, получившего наименование "Dubrovnik". Киль заложили на верфи фирмы в Глазго 10 июня 1930 года.

Предполагалось, что еще три корабля будут строиться с британской технической помощью на югославских верфях (по свидетельству хорватского историка З. Фрейфогеля, Чехословакии даже заказали артиллерию для всех кораблей), однако банкротство судостроительных предприятий в Порто-Ре (Кралевице) заставило отказаться от этих планов. Оставшийся в единственном числе "Dubrovnik" 11 октября 1931 года сошел на воду, а весной следующего года приступил к приемным испытаниям.

По внешнему виду и внутреннему расположению "Dubrovnik" был типичным эскадренным миноносцем британской постройки, хотя и отличался большими размерами. Полубак простирался на треть длины корпуса, клиперный форштевень подчеркивал стремительность корабля.

Артиллерия размещалась по линейно-возвышенной схеме двумя группами: орудие "А" стояло примерно посередине полубака, орудие "В" - на носовом шельтердеке. Для эффективного управления огнем проектировщики подняли мостик эсминца на большую высоту. Сам мостик был довольно просторным, чем заслужил похвальные отзывы всех командиров. За полубаком шел кожух котельных отделений с двумя весьма высокими дымовыми трубами, между которыми располагались спаренные установки зенитных автоматов; у второй трубы были смонтированы платформы для двух 90-см прожекторов. Далее, на главной палубе, стояли торпедные аппараты, а между ними находилась платформа зенитного орудия дальнего боя. На кормовом шельтердеке располагались орудие "С", второй дальномер и запасной ходовой мостик, По бортам стояли одноствольные зенитные автоматы. Небольшой ют занимали орудие "D", минные рельсы и швартовные устройства. Офицерские каюты и помещения унтер-офицеров находились в кормовой части, кубрики команды - в районе полубака.

Силовая установка лидера была двухвальной и состояла из трех водотрубных котлов с нефтяным отоплением (рабочее давление пара - 20,3 кгс/см2), двух главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) и турбины экономического хода. На "Dubrovnik" фирма "Ярроу" впервые установила котлы с боковым расположением топок, что позволяло сократить длину котельных отделений; после успешных испытаний такие котлы нашли широкое применение на британских эсминцах.

ГТЗА системы Парсонса имели расчетную мощность 42 000 л, с. (при форсировании - 48 000 л.с.), Проектная скорость определялась в 37 уз, но на сдаточных испытаниях она была значительно превышена, а летом 1934 года в Адриатическом море лидер развил 40,3 уз, правда, при идеальных погодных условиях. Даже на закате карьеры он развивал скорость 30 уз - неплохо для корабля, не получавшего полноценного технического обслуживания. ТЗА экономического хода системы Кёртиса имел мощность 900 л.с.

Запас топлива составлял 590 т, что обеспечивало огромную дальность плавания - 7000 миль экономическим ходом 15 уз (для сравнения: японские легкие крейсеры, предназначенные для службы на просторах Тихого океана, имели дальность плавания около 4000 миль, британские - около 6000 миль). Правда, при увеличении скорости дальность уменьшалась и при 20 уз составляла уже лишь 1700 миль.

Сильное вооружение было одним из основных требований технического задания. В результате по мощи артиллерии "Dubrovnik" превосходил любой эсминец других стран; соперничать с ним могли лишь французские лидеры, да появившиеся десятилетием позднее германские эсминцы "Тип 36А".

Формально, по условиям Лондонского морского договора 1930 года, "Dubrovnik" вполне мог быть отнесен к классу крейсеров.

Всю артиллерию корабля изготовила чехословацкая фирма "Шкода". Главный калибр составляли четыре 140-мм орудия. Они разрабатывались на основе 5,5-дюймовых (139,7 мм) британских орудий, устанавливавшихся, в частности, на линейном крейсере "Hood". Чехи увеличили калибр до 140 мм (5,512 дюйма), а длину ствола - до 56 калибров (7,9 м). Масса орудия с броневым щитом составляла 15,6 т, что заставило отказаться от первоначального замысла установить пять таких установок и ограничиться четырьмя, Масса снаряде составляла 39,9 кг; высокая начальная скорость (900 м/с) обеспечивала значительную дальность стрельбы - 23 400 м. Боезапас подавался электрическими элеваторами. Управление огнем обеспечивалось двумя дальномерами голландского производства, один из которых стоял на носовом мостике, второй - на кормовом.

Первоначально для ведения дальней разведки планировалось снабдить корабль гидросамолетом. Для его базирования были предусмотрены площадка над вторым торпедным аппаратом и стрела для спуска на воду и подъема. В процессе строительства от самолета отказались, а освободившееся место отвели под зенитную' установку дальнего боя калибра 83,5-мм. Она вела огонь 10-килограммовыми снарядами с начальной скоростью 800 м/с, дальностью стрельбы по горизонтали 17 000 м. досягаемостью по высоте 12 000 м.

Зенитное вооружение ближнего боя состояло из шести 40-мм автоматов "Шкода" (две спаренные и две одноствольные установки). При длине ствола 67 калибров они обеспечивали снаряду массой 950 г начальную скорость 950 м/с. По сравнению со знаменитыми автоматами шведской фирмы "Бофорс" чешские были дальнобойнее, но уступали в скорострельности и скорости наводки. Дополнительное зенитное вооружение состояло из двух 15-мм пулеметов, установленных на крыльях носового мостика.

Торпедное вооружение включало в себя два трехтрубных 533-мм аппарата британского производства с торпедами Мк.Х так называемого "экспортного" образца. В качестве противолодочного оружия "Dubrovnik" имел два бомбосбрасывателя для глубинных бомб. Корабль мог принять на борт до 40 мин заграждения.

В период нахождения эсминца в составе Королевского югославского флота его экипаж, состоял из 240 человек: 20 офицеров и 220 нижних чинов; в составе итальянского флота он уменьшился соответственно до 13 и 191 человек, при службе под германским флагом команда насчитывала 220 человек.

В начале лета 1932 года лидер завершил сдаточные испытания и начал готовиться к переходу в Югославию. Сначала он отправился в Котор, где на него установили недостающую 83,5-мм зенитку (орудия главного калибра и зенитные автоматы, отправленные со "Шкоды", были смонтированы еще в Глазго). После этого "Dubrovnik" мог считаться полностью вступившим в строй. Первым его командиром стал капитан 1 ранга Армии Павич.

Несмотря на то, а может быть, как раз благодаря тому, что лидер фактически являлся единственным современным кораблем Королевского югославского флота (из новых кроме него были только четыре подводные лодки), первый год своей службы он использовался главным образом не по прямому назначению. Вместо отработки боевой подготовки и тренировок в совместных действиях с остальными силами флота "Dubrovnik" выступал в роли быстроходной яхты, на которой король и королева Югославии совершали государственные визиты в Грецию, Турцию, Румынию и Болгарию.

29 сентября 1933 года лидер вышел в море с королевской четой на борту. Через два дня на входе в Черное море высоких гостей встретил эскорт кораблей румынского флота: эсминец "Regele Ferdinand" и канонерская лодка "Locotenent-Comandor Stihl Eugen". Отряд зашел в Балчук, где 3 октября на "Dubrovnik" был дан официальный прием с участием румынского короля Кароля I. Затем лидер побывал в Варне, где его удостоил своим посещением болгарский царь Борис. После дружественной славянской страны король и королева Югославии совершили заход в Турцию. И снова корабль принимал высокопоставленную особу - на этот раз президента Гази Кемаль-пашу. 5 октября "Dubrovnik" покинул Стамбул и в сопровождении двух турецких эсминцев прошел Дарданеллы. В Эгейском море турки передали сопровождение корабля с высокими гостями греческому эсминцу "Spet-sai". Последним пунктом маршрута стал остров Корфу, около которого 7 октября состоялась траурная церемония в память сербских воинов, погибших в годы первой мировой. Утром следующего дня лидер вошел в Которский залив, где состоялся большой морской парад с участием крейсера "Dalmacia", подводных лодок, миноносцев и морской авиации. Королевская чета, выразив благодарность офицерам и команде корабля, сошла на берег, а к экипажу "Dubrovnik" приклеилось прозвище "монарших извозчиков".

В конце года А. Павич, назначенный командующим эскадрой, сдал корабль новому командиру: им стал капитан 2 ранга Владимир Саскиевич, остававшийся в этой должности вплоть до поражения Югославии в войне.

Организационно лидер входил в состав эскадры, но продолжал использоваться для королевских визитов - именно на нем Александр Карагеоргиевич отправился в свой последний вояж во Францию, 6 октября французский флот оказал высокому гостю широкий прием. На подходах к базе югославский корабль был встречен дивизионом эскадренных миноносцев в составе "Forbin", "Trombe" и "Mistral", позже в почетный ордер вступили лидеры "Chevalier Paul", "Gerfaut" и "Vauquelin", а уже в самой гавани монарху салютовали крейсеры "Colbert" и "Foch".

Царил дух дружелюбия, и ничто не предвещало трагедии, случившейся после полудня. Король Александр был застрелен, и на следующий день "Dubrovnik" с гробом на борту, приспустив флаг, вышел в обратный путь. Крейсера "Duquesne" и "Colbert" с лидерами "Vautour" и "Gerfaut" проводили его до границы территориальных вод, а при проходе Мессинским проливом то же проделал итальянский крейсер "Alberto di Giussano" с дивизионом эсминцев. В Сплите гроб с телом короля Александра был передан на берег.

В последующие годы "Dubrovnik" по-прежнему оставался наиболее мощной боевой единицей югославского флота. На 1939 год намечалась закладка в Сплите нового лидера улучшенного типа, а также двух меньших по размерам эскадренных миноносцев, но война помешала этим планам. К тому времени в строй вступили три эскадренных миноносца ("Beograd", "Zagreb" и "Ljubljana"), построенных в Италии совместно с которыми "Dubrovnik" составил Первую торпедную флотилию, являясь ее флагманским кораблем.

После смерти короля Александра Югославия оказалась вовлеченной в орбиту фашистских государств и 24 марта 1941 года официально присоединилась к державам Оси. Однако такое положение вещей сохранялось недолго. Уже 27 марта в Белграде произошло народное восстание возглавленное группой высших офицеров военно-воздушных сил, в результате которого к власти пришло правительство генерала Душана Симовича - сторонника пробританской фракции. Реакция Гитлера была немедленной: 6 апреля моторизованные части вермахта вторглись в страну. Спустя четыре дня хорватские части подняли путч и отказались подчиняться верховному командованию; 10 апреля было объявлено о создании Независимого Хорватского Государства, что только усилило царивший хаос.

Командование Королевского флота никак не ожидало такого развития ситуации и не подготовило на этот случай никаких оперативных планов. Состав и дислокация югославских ВМС на 6 апреля выглядели следующим образом. Крейсер "Dalmacia", четыре подводные лодки, два миноносца, три тральщика и три минных заградителя стояли в Которской бухте. Там же находились корабли Первой торпедной флотилии (кроме эсминца "Ljubljana", который 24 января 1940 года затонул в результате навигационной аварии в районе Шибеника и после подъема находился в ремонте). Четыре миноносца, десять торпедных катеров, два тральщика и три минных заградителя базировались В Шибенике, а плавбаза "Zmaj" с эскадрильей гидросамолетов - в Сплите,

В первый же день боевых действий корабли подверглись воздушным налетам. В общей сложности 186 итальянских бомбардировщиков атаковали Котор, нанеся повреждения эсминцу "Beograd" и четырем тральщикам. Сами югославы связывали столь малые потери с прекрасной маскировкой своих якорных стоянок. Отражая налеты, зенитные орудия и пулеметы кораблей сбили два самолета. Чешские 40-мм автоматы проявили себя с самой лучшей стороны, а вот скорострельность и скорость наведения 83,5-мм зениток вызывали нарекания.

Развал фронта, начавшееся дезертирство и предательство хорватского офицерского корпуса коснулись и флота. Хорватские офицеры подняли на некоторых кораблях флаги новопровозглашенного государства и увели их на север, Стремительно ухудшавшаяся обстановка и непрекращающиеся воздушные налеты вынудили командование флота 16 апреля отдать запоздалое разрешение на прорыв кораблей на Мальту или в порты союзной Греции. Сделать это удалось лишь двум торпедным катерам да двум подводным лодкам. Экипаж "Dubrovnik" ожидал прибытия молодого короля Петра, чтобы вывезти его в безопасное место, но король не отважился на такой отчаянный шаг, и 17 апреля Югославия капитулировала. Согласно договору, все корабли ее флота были переданы итальянским представителям неповрежденными. Лишь командир эсминца "Zagreb" не подчинился унизительному распоряжению, приказав взорвать корабль.

25 апреля над "Dubrovnik" взвился итальянский военно-морской флаг. Корабль получил новое имя "Premude" (в честь острова, около которого 10 июня 1918 года итальянский торпедный катер MAS 15 потопил австро-венгерский линкор "Szent Istwan"). До него это имя носил другой трофей - бывший германский эсминец V 116, доставшийся итальянцам по Версальскому договору. Как и его предшественник, новый "Premude" стал одним из самых крупных эсминцев итальянского флота.

21 мая "Premude" в сопровождении эсминца "Sebenico" (бывший "Beograd") и миноносца "Giuseppe Cesare Abba" перешел в Бриндизи на ремонт и модернизацию. Артиллерия главного калибра осталась прежней, но остальное вооружение было заменено. На месте 83,5-мм зенитной установки планировалось разместить 120-мм гаубицу с длиной ствола 15 калибров, приспособленную для стрельбы осветительными снарядами (подобные устанавливались на эсминцах типа "Soldati"). Зенитные автоматы чехословацкого производства заменили на четыре 20-мм фирмы "Бреда" с длиной ствола 65 калибров. Две таких установки заняли место между трубами, еще два автомата установили на легком мостике около орудия "В", Крупнокалиберные пулеметы остались на своих местах. Торпедные аппараты заменили аналогичными итальянской конструкции.

Внешний вид лидера несколько изменился: слегка уменьшили высоту дымовых труб, установив на них козырьки; запасной ходовой мостик на корме срезали, а на его месте установили визирный пост зенитного огня. Заменили и систему управления огнем главного калибра; на носовой надстройке появился новый КДП.

Еще в ходе ремонта от 120-мм гаубицы отказались, установив на освободившемся месте спаренный 37-мм автомат с длиной стволов 54 калибра, а в передней части кормового шельтердека - еще два 20-мм автомата. Таким образом, окончательное вооружение эсминца состояло из четырех 140-мм орудий, двух 37-мм, шести 20-мм автоматов, двух 15-мм пулеметов и двух трехтрубных 533-мм торпедных аппаратов.

Зимой 1942 года "Premude" закончил ремонт и вошел в состав 10-й флотилии эсминцев итальянского флота. Боевая служба корабля проходила в центральной части Средиземного моря и заключалась, главным образом, в сопровождении североафриканских конвоев.

Между 5 и 15 февраля 1942 года совместно с миноносцем "Polluce" бывший югославский лидер эскортировал конвой в Триполи. Операция оказалась не слишком удачной: у побережья Туниса британская подводная лодка Р 38 торпедировала и потопила один из охраняемых транспортов (4116 брт).

21-23 февраля "Premude" принимал участие в операции "К.7", целью которой являлось проведение в Ливию сразу двух конвоев: из Мессины и с Корфу. Для этого итальянский флот задействовал крупные силы: линкор, три крейсера, семнадцать эсминцев и два миноносца. Германские тяжелые истребители обеспечивали кораблям и судам надежное прикрытие, благодаря чему оба конвоя прибыли в Триполи без потерь.

15 июня "Premude" довелось участвовать в крупном морском сражении у острова Пантеллерия, когда итальянская 7-я дивизия (два легких крейсера и восемь эскадренных миноносцев под командованием дивизионного адмирала да Зара) пыталась перехватить британский конвой, следовавший из Гибралтара на Мальту.

Обстоятельства этого боя достаточно подробно описаны в военно-исторической литературе, поэтому нет необходимости останавливаться на них подробно. Скажем лишь, что итальянцам так и не удалось реализовать свое бесспорное огневое превосходство. Англичане потеряли эсминец "Bedouin", а "Partridge" получил тяжелые повреждения. У итальянцев был серьезно поврежден "Ugolino Vivaldi", и "Premude" пришлось взять его на буксир,

В январе 1943 года вместе с другими эсминцами и миноносцами "Premude" активно действовал на североафриканской трассе, доставляя снабжение отступавшим итальянским и германским войскам.

Между 9 февраля и 22 марта корабль участвовал в двух операциях по снабжению блокированной в Тунисе группировки.

За девятнадцать месяцев нахождения в боевом составе итальянского флота "Premude" в общей сложности 130 раз выходил в море, участвовал в проведении 57 конвоев, 14 раз сам выступал в роли транспорта. За этот период им было пройдено 30 966 миль, 17 июля 1943 года боевая карьера эсминца под итальянским флагов подо шла к концу. В тот день около Специи на нем произошла крупная авария в машинном отделении, для ликвидации последствий которой требовался серьезный ремонт. Кроме того, зенитное вооружение нуждалось в усилении.

В конце июля "Premude" прибыл в Геную, где начались неторопливые работы.

Невозможность пополнения истощившегося запаса снарядов для 140-мм орудии потребовала перевооружения корабля: На нем решили установить новые итальянские 135-мм орудия (длина ствола 45 калибров), поступавшие на вооружение легких-крейсеров типа "Attilio Regolo" и планировавшиеся в качестве главного калибре для новейших эсминцев типа "Commandariti Medaglie d'Oro".

Тем временем Муссолини был низложен, а новое правительство маршала Бадольо начало искать пути выхода Италии из войны. Результат этого хорошо известен: 9 сентября германские войска приступили к захвату итальянских кораблей (операция "Ось"). В тот же день на находившемся в Генуе "Premude" был поднят флаг со свастикой.

Все захваченные у бывшего союзнике эсминцы и миноносцы немцы свели в единый класс. Так бывший югославский лидер был низведен до уровня миноносца получив номер ТА32. Первоначально его решили переоборудовать в корабль наведения ночных истребителей для Люфтваффе (видимо, из-за отсутствия основного вооружения - итальянские 135-мм орудия так и не установили), что существенно изменило внешний облик.

Грот-мачту демонтировали, на кормовой надстройке установили антенну радара "Freya", а на носовой - FuMO 21. Артиллерийское вооружение составили три 105-мм зенитных орудия с длиной ствола 45 калибров в одноствольных установках (по имеющимся данным, это были не флотские орудия, а сухопутные артиллерийские системы ПВО), 20-мм автоматы оставили итальянские, а 37-мм заменили германскими, поставив на верхней палубе две одиночные установки. Итальянские торпедные аппараты демонтировались, вместо них планировалось поставить побортно два двухтрубных.

Ввиду изменения оперативной обстановки кораблю недолго пришлось пребывать в новом качестве. 18 июня 1944 года последовало распоряжение о включении его в боевой состав флота для восполнения потерь. Поэтому носовой торпедный аппарат вернули на место, четвертое 105-мм орудие заменило антенну радара "Freya", были добавлены минные рельсы и смонтировано новое германское радиооборудование.

Значительно усилили зенитное вооружение. На площадке между трубами на месте второго торпедного аппарата установили спаренные 37-мм автоматы, семь счетверенных 20-мм автоматов разместили: два на прожекторных площадках у второй дымовой трубы, два на главной палубе за срезом полубака, два на площадке где раньше стояла 83,5-мм зенитка, и последний - на кормовом шельтердеке перед 105-мм орудием, Их дополняли четыре спаренных автомата того же калибра, разместившиеся по обеим сторонам мостика.

В итоге ТА32 нес четыре 105-мм, восемь 37-мм, тридцать шесть 20-мм стволов, 533-мм трехтрубный торпедный аппарат.

18 августа 1944 года корабль, командиром которого стал капитан-лейтенант Копка, начал службу. Его включили в состав 10-й флотилии миноносцев.

К тому времени ТА32, ТА24 (бывший "Arturo") и ТА29 (бывший "Eridano") оставались ее последними боеспособными единицами. В конце месяца ТА32 обстреливал позиции союзников в районе устья реки Серкьо, а в ночь с 1 на 2 октября совместно с двумя другими миноносцами совершил разведывательный поход в западную часть Генуэзского залива.

Все остальное время корабли простаивали в гавани, скованные огромными силами неприятельской авиации и недостатком топлива.

Вечером 18 марта 1945 года флотилия вышла на минную постановку в Лигурийское море. Ночь выдалась темной, с низкой облачностью и практически нулевой видимостью. Несмотря на наличие радара, ТА32 потерял своих спутников из вида, но, чтобы, не нарушать режима радиомолчания, не стал посылать сообщение флагману на ТА24.

Для немцев это имело трагические последствия. У северо-западного побережья Корсики отряд атаковали британские эсминцы "Meteor" и "Lockout". ТА24 и ТА29 очень скоро были пущены на дно англичанами. Наиболее сильный в артиллерийском отношении ТА32 оказался в стороне от разгоревшегося боя. Он сделал несколько выстрелов и выпустил торпеды по противнику, но успеха не имел и вернулся в порт.

Развязка неумолимо приближалась. Ночью 24 апреля 1945 года ТА32, бывший "Premude", бывший "Dubrovnik", был затоплен при эвакуации германских войск из Генуи, Корпус его подняли в начале 1950-х годов и сдали на слом.

Литература:

Брагадин М.-А. Итальянский флот во второй мировой войне / Пер. с англ. Екатеринбург: Зеркало, 1997.

Campbell J. Naval Weapons of World War II. London: Conway Maritime Press, 1985.

Conway's all the World Fighting Ships 1922-1946. London: Conway Maritime Press, 1985.

Fraccaroli A. Italian Warships of World War II. London: Allan Ltd., 1969.

Freivogel Z. Kriegsmarine in der Adria 1941-45 // Mafrine-Arsenal. 1998. Bd. 40.

Groner E. Die deutsche Kriegsschiffe 1815-1945. Bd. 2. Bonn: Bernard und Graefe Verlag, 1983.

Kurowski F. Kampffeld Mittelmeer. Berlin: Ullstein, 1999.

Rohwer J., Hummelchen G. Chronology of the War at Sea 1939-1945. Annapolis: Naval Institute Press. 1992.

Whitley M.J. Destroyers of World War II. London: Arms & Armor Press. 1988.
 
   
?? Шарнхорст #12.01.2004 11:52
+
-
edit
 

Шарнхорст

опытный

В итальянском флоте корабль назывался Premuda. Ошибка в статье произошла по вине редакции, т.к. в рукописи все названия были в русской транскрипции.
   
RU Andrew_han #12.01.2004 12:52
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

Еще про этот лидер писали в Бризе, кажется в №2 или 3 за 2003 год в статье "югославский флот 1918-194"1, которая , в свою очередь, является переводом статьи из warship international 1982 года издания
   

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru