АВИАЦИЯ ВЫХОДИТ ИЗ "ШТОПОРА"

Теги:авиация
 
+
-
edit
 

someuser

опытный



АВИАЦИЯ ВЫХОДИТ ИЗ "ШТОПОРА"
Объединенным ВВС и ПВО еще предстоит сложиться в единый вид вооруженных сил
Александр Бабакин





Главкому понравился учебно-тренировочный Як-130.
Фото ИТАР-ТАСС.


Пять лет назад началось активное реформирование российской военной авиации. В один вид вооруженных сил были объединены непосредственно Военно-воздушные силы РФ и войска ПВО. Реформаторам из Минобороны, Генштаба, администрации президента тогда казалось, что стоит объединить руководство, убрать "лишние" штабы - и объединенный вид ВВС надежно прикроет воздушное пространство России. Однако реформирование военной авиации пошло по наиболее простому принципу арифметического сокращения. За пять лет, как недавно рассказал главнокомандующий ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов, подчиненные ему войска сократились примерно в пять раз. Боеготовность не то что не выросла, а так упала буквально по всем пунктам, что весьма обеспокоила не только руководство Минобороны РФ, но и президента. Необоснованные сокращения инженерно-авиационных служб привели к значительному увеличению времени подготовки авиатехники к боевым вылетам. Войска стали получать гораздо меньше средств на закупку горючего, запасных частей. В 2002 г. на боевую подготовку выделялось всего до 23% от необходимых средств. В 2003 г. положение с финансированием несколько улучшилось. Но и этого оказалось явно недостаточно. В результате авиационные группировки по прикрытию регионов страны, госграницы, военных округов оказались менее боеспособными, чем предполагалось при их формировании.

Не лучше обстояло дело и в войсках ПВО. Стремительное сокращение зенитных ракетных и радиотехнических войск (РТВ) привело к тому, что более половины территории страны оказалось вообще без всякого противовоздушного прикрытия. Из 150 зенитных ракетных полков и бригад в ВВС осталось всего 25. О радиотехнических войсках особый разговор. В них находятся на вооружении много устаревших локаторов, которые еще способны решать задачи по информационному обеспечению деятельности зенитных ракетных войск, боевой авиации, разведки и предупреждению о воздушно-космическом нападении. Да вот только всю эту массу радиоэлектронного вооружения невозможно продуктивно использовать без автоматизированных систем управления. За несколько лет к 2002 г. в РТВ были поставлены всего 24 комплекта новейших АСУ. А для усиления информационных возможностей ударных авиационных и зенитных ракетных частей требовались сотни таких систем.

Если до объединения ВВС и ПВО из оборонного бюджета получали примерно по 15% средств, а вместе 30%, то единые ВВС стали получать на всех 15%. Это и привело к резкому падению боеготовности нового вида ВС РФ. Перестало хватать горючего, запасных частей, без двигателей застыли на аэродромах боевые самолеты. И это несмотря на то, что в мирное время ВВС ежедневно, как записано в Законе РФ "О госгранице", выполняют всеми силами и средствами боевую задачу по охране воздушных границ России. Наша авиация явно оказалась в глубоком штопоре. Надо было буквально ее спасать.

ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ

В минувшем году главкому ВВС Владимиру Михайлову пришлось выслушать немало нелицеприятных слов. Генерал, мол, самовольничает, закрывая перспективные разработки новейшей техники, внимание уделяет только модернизации отдельных образцов боевых самолетов и вертолетов. На этот счет Владимир Михайлов в разговоре заметил, что "при таком нынешнем финансировании нельзя было решать все задачи по созданию техники и оснащению ВВС. Они были бы загублены". Например, оказалось, что главкомат уже длительное время финансирует целых семь направлений модернизации истребителя Су-27. Откровенно Михайлов рассказал, что это была "величайшая глупость". Отдельные группы разработчиков состояли из трех-четырех человек и красивой девушки секретаря. Пользы от такой группы никакой. Но ее надо финансировать из бюджета ВВС. В разговоре Михайлов припомнил любопытный эпизод. Одна важная научно-исследовательская инженерная работа велась почти десять лет. На нее выделялись довольно приличные средства. Главком поинтересовался, куда тратятся немалые деньги. Он предложил генералу - куратору этого проекта показать наработки. Через три дня генерал принес полстраницы текста. И это за десять лет работы!

Главком избавился от ряда генералов-лоббистов, которые больше пеклись о собственном кармане, а не об интересах ВВС. Например, заменил своего заместителя по вооружению, начальника финансово-экономического управления ВВС.

Основное внимание было уделено модернизации уже несколько устаревшего истребителя Су-27. На серийном заводе в Комсомольске-на-Амуре на стапелях установили без внешней обшивки истребитель, который был изготовлен здесь же еще 15 лет назад. Главком Михайлов вместе с производственниками, конструкторами, учеными тщательно обследовали машину. Выявили искривленные перегородки, появление ржавчины из-за отсутствия антикоррозийной защиты и тому подобное. В результате все основные конструкции самолета были усилены, в обновленной кабине разместилось первоклассное оборудование. В результате истребитель смог применять свое вооружение по воздушным и наземным целям. Модернизация истребителя будет продолжаться дальше, и Су-27СМ прослужит еще немало лет. Цена всех выполненных на нем работ несоизмерима по стоимости с созданием нового истребителя. Это же относится и к создаваемому самолету Су-34 (Су-27ИБ). По требованию ВВС производственники в уже выпускающемся очередном 8-м самолете провели кардинальную реконструкцию. Эти самолеты станут серийными для ВВС.

Определились в ВВС и с вертолетным парком. В настоящее время развернута работа по модернизации испытанного в боях, надежного Ми-24. В январе первые пять модернизированных вертолетов перегнаны в учебный центр в Торжок. А для 4-й воздушной армии Северо-Кавказского военного округа начнется модернизация целого вертолетного полка. В прошлом году ВВС и Минобороны определили, какой боевой вертолет придет на смену старичку Ми-24. "Черной акуле" и "Аллигатору" предпочли Ми-28Н.

В 2004 г. будут модернизироваться стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95. А вот из штурмовиков Су-25 будет модернизирован всего один полк. В главкомате ВВС считают, что нецелесообразна масштабная модернизация этих еще вполне надежных, но устаревших машин. Также отвергнуты предложения по модернизации учебно-тренировочного самолета чешского производства Л-39. Лучше на эти средства закупить российский многоцелевой учебный самолет Як-130.

ЛЕТЧИК ДОЛЖЕН ЛЕТАТЬ

Сокращение в ходе военной реформы в пять раз ВВС привело к парадоксальным кадровым проблемам. Казалось, от желающих служить не будет отбоя, а некомплект офицеров. Основная причина - низкое денежное содержание летного и технического состава, нехватка добротного жилья. Сейчас в ВВС остался один действующий летный вуз. Однако, если потребуется, обучение пилотов может быть развернуто на сохраненных учебных базах бывших высших училищ в Краснодаре, Армавире, Борисоглебске, Тамбове. Для этих целей также оставлены базы центров летной подготовки в Рязани, Тамбове, Липецке. Возможно, уже в ближайшем будущем пятилетняя подготовка летчиков будет заменена на четырехлетнюю. За четыре года в училище, по мнению главкома ВВС Владимира Михайлова, курсанты вполне могут освоить четыре типа самолетов. Пятилетняя учеба, по его мнению, была искусственно навязана военной авиации. В 2003 г. благодаря возросшим финансовым возможностям курсантам уже больше времени отводилось непосредственно на полеты. А в 2004 г. выпускники проведут в воздухе по 200 часов.

И в боевых частях пилоты стали летать значительно больше. Если до 2002 г. многие молодые летчики сразу попадали в резерв и о полетах могли только мечтать, то в 2003 г. в основном совершенствовали свои навыки. За прошлый год более 400 летчиков получили третий класс, 386 - второй.

Однако, несмотря на положительные тенденции по боевой подготовке, ВВС в прошлом году резко подверглись критике со стороны Минобороны за всплеск аварийности. С 19 июля по 17 сентября в российских ВВС разбились 11 боевых самолетов и вертолетов. В нынешнем году первая авиакатастрофа произошла 12 февраля под Комсомольском-на-Амуре. Из-за отказа одного из механизмов управления разбился фронтовой бомбардировщик Су-24. Возросшую аварийность в наших ВВС можно объяснить многими факторами. Но, по мнению экспертов, самолеты и вертолеты падают с небес не только из-за крайней изношенности техники, но и потому, как ни парадоксально, что наша боевая авиация после стольких лет простоя стала больше летать.

И вот к этому оказались не готовы ни сами летчики, ни руководители полетов. Например, катастрофа с Миг-29 произошла из-за того, что экипаж, руководитель полетов не заметили повышенной выработки топлива, а самолет не долетел три километра до аэродрома. Авария МиГ-25 случилась из-за срабатывания ложной речевой информации о пожаре в правом двигателе. Летчик совершил неправильный маневр, а с земли не смогли ему вовремя помочь оценить ситуацию. Ну, а столкновение двух вертолетов на Дальнем Востоке, по мнению генерал-полковника Михайлова, вообще "вопиющее хулиганство на глазах руководителя полетов".

В этой несчастливой череде особенно тяжелой оказалась катастрофа стратегического бомбардировщика Ту-160. Она произошла, по мнению главкома ВВС, из-за абсолютно бездумного документа по эксплуатации тяжелого боевого самолета, принятого еще в 1997 г. В результате в полете при возросших перегрузках сложился, как пустая картонка, огромный топливный бак. В результате - пожар и взрыв.

ЗРК НАЧАЛИ СТРЕЛЯТЬ

Для противовоздушных войск ВВС 2003 г. оказался обнадеживающим. Благодаря возросшему финансированию ПВО провели все запланированные учебно-боевые стрельбы на полигоне Ашулук. В сравнении с предыдущим годом стрельбы увеличились более чем в два раза. В основном на полигоне показывали свою боевую мощь уже порядком устаревшие зенитно-ракетные комплексы С-300ПМ. Но уже приняты на вооружение и ожидаются в войсках существенно модернизированные ЗРК С-300ПМУ1 и ее значительно улучшенный вариант С-300ПМУ2 "Фаворит". Однако нынешняя противовоздушная оборона России носит так называемый объектово-зональный характер. Всю территорию страны ЗРК ПВО не могут охватить по вполне банальной причине - за последние 8 лет не был закуплен ни один из новейших зенитных ракетных комплексов.

В 2004 г. активно поведется работа по перспективной ЗРС С-400, которая из-за недофинансирования была затянута в прошлые годы. Как сказал генерал Михайлов, создание "четырехсотки" входит в график". Очевидно, имеются в виду дорогостоящие полигонные испытания и создание для ЗРС новейшей ракеты. Если "четырехсотка" в ближайшие годы начнет поступать в войска, то, по прогнозам специалистов, ПВО к 2010 г. сможет гарантированно прикрыть более 60% территории страны.

В целом же, анализируя общее состояние ВВС, стоит отметить, что в 2003 г. наметились позитивные сдвиги. В условиях рыночной экономики руководство главкомата довольно умело перераспределяет средства, необходимые для боевой подготовки, перевооружения, реформирования ВВС. Но военной авиации еще предстоит сложиться как единому виду вооруженных сил. Ведь в ее состав совсем недавно вошла армейская авиация, предполагается вхождение боевой и транспортной авиации других силовых структур.
По всей видимости, меня скоро окончательно забанят.
Так что использую последнюю возможность...
Прощайте, все участники форума Авиабаза! Было очень интересно общаться с вами без малого год. Ну что же, увы, возникли непреодолимые обстоятельства. Надеюсь, ещё пересечёмся где-нибудь в и-нете, он ведь большой! Не поминайте лихом...
 

V.T.

опытный

someuser, 20.02.2004 23:25:29:
В прошлом году ВВС и Минобороны определили, какой боевой вертолет придет на смену старичку Ми-24. "Черной акуле" и "Аллигатору" предпочли Ми-28Н.
 

А почему?
 
+
-
edit
 

-exec-

опытный

кажись официально сказали, что как бы ни был наворочен аппарат, в бою информации всё равно будет слишком много. так что лучше два человека. наверное поэтому аллигатор и начали мутить.

мне лично думается, что потери на согласование двоих меньше, чем потери от недостаточной восприимчивости одного.
 

NCD

опытный

-exec-, 24.02.2004 09:47:20 :
кажись официально сказали, что как бы ни был наворочен аппарат, в бою информации всё равно будет слишком много. так что лучше два человека. наверное поэтому аллигатор и начали мутить.
 



Это понятно, но если бы дело было только в двухместности - 52 бы и приняли ! Это ж готовая машина, а Ми пока - летающий макет. Нет, тут дело в консерватории. Или подковерные игры, или двухосная схема не такая рульная, как тут некоторые думают.
Очень трудно искать черного добермана в темной комнате. Особенно,если он там есть.  
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 

serbor

опытный

Скорее всего это типичный лоббизм.
Все таки Ми "работал" все время с СВ а не Камов. Это все равно, как если бы в новом тендере на корабельный вертолет присутсвовало 2 одинаково хороших, даже великолепных вертолета - Ми-.. и Ка-..
Вопрос - чей бы вертолет закупать стали?

А мне лично гораздо более симпатичен Ка-52.
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru