Та старая статья:
ИЗВЕСТИЯ
12.05.1998
Боевое дежурство на ядерных бочках
Алексей ТАРАСОВ
05/12/98
Ветшающим стратегическим ракетам морского базирования приказано служить сверхсрочно. Послушаются ли они - неизвестно
Аннотация: Принятое недавно решение продлить гарантийные сроки хранения и эксплуатации морских баллистических ракет чревато катастрофой планетарного масштаба, заявил "Известиям" ветеран военной приемки Юрий Балашов. С ракетами так обращаться нельзя.
В России за качество оборонной техники несет ответственность принявшее ее военное представительство (или военная приемка, как говорят сами офицеры). Прежде ведущий специалист военного представительства, доцент Юрий Балашов почти 40 лет трудился на Красноярском машиностроительном заводе - производителе баллистических ракет для подводных лодок. До февраля с.г. в военной приемке он занимался материаловедением, согласовывая документы по вопросам прочности, коррозии и старения, устанавливал гарантийные сроки почти всем изготовленным с 1960 года на Красмаше ракетам.
С директивным продлением сроков хранения ракет, находящихся на складах и лодках, он примириться не мог, бил в набат - ведомственный, закрытый от широкой публики, обращался в региональное управление ФСБ. Там, кстати, тревогу Балашова разделяют. На основе его информации подготовили и направили в правительство и президенту аналитические документы.
Эксперты ФСБ не согласны лишь с оценкой возможных последствий. По мнению Балашова, отравленные океанские глубины еще не самый страшный сценарий. Принятая к исполнению директива уже сегодня может быть беременна третьей мировой войной. В ФСБ картину последствий рисуют, судя по всему, в менее катастрофичных тонах. Как бы то ни было, на сигналы тревоги, адресованные федеральному центру из Красноярска, ответа нет. И, покинув службу, Балашов обратился в "Известия".
Что происходит с ракетами
Итак, слово Балашову.
- В 60-е годы нами, военной приемкой, была выявлена склонность к саморастрескиванию в результате естественного старения алюминиевого сплава, из которого были изготовлены опорные кронштейны на нескольких сотнях ракет. И до очень серьезной аварии, по нашим расчетам, оставалось полтора года. Были случаи межкристаллитной коррозии - особо опасной для морских ракет. Слабым местом всегда были герметизирующие, электроизоляционные материалы, лакокрасочные покрытия, резинотехнические изделия и смазки, теряющие свои физические свойства почти сразу по истечении гарантийных сроков, установленных поставщиком-изготовителем. В общем, серьезные проблемы в области коррозии и старения возникали, на моей памяти, постоянно.
Между тем последние 2-3 года вопросам качества, коррозии и старения материалов военная приемка перестала уделять должное внимание. Руководство военного представительства официально отменило существовавшую практику вписывать гарантийные сроки в сопроводительную документацию на отдельные детали, покупные элементы и сборки. Удобный вариант уйти от ответственности, в случае если что произойдет.
Главком Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник В.Яковлев заявил, что на сегодняшний день в РВСН 62 процента ракетных комплексов и 71 процент средств управления эксплуатируются за пределами гарантийных сроков. При этом, по его словам, уровень боеготовности не снизился, оставшись таким же, как и 10-15 лет назад. Но знает ли генерал, что сроки службы ракет подлежат обсчету, при этом один из главных критериев - гарантийные сроки деталей, узлов, агрегатов и отдельных материалов. Как измерить уровень боеготовности в РВСН? Не степенью ли надежности ракет?
Слава Богу, главком Военно-морского флота адмирал В.Куроедов не утверждает того же, что Яковлев. Ведь обстановка с ракетами, находящимися на вооружении флота, аналогична.
Стратегическая ракета - не пистолет Макарова. Хотя изготовление ракет и является серийным производством, полного соответствия конструкторской документации не обеспечивается. Каждая ракета индивидуальна в своем исполнении, а отступления допущены разрешительными документами, при выпуске которых не предполагалось возможное продление сроков хранения.
Часть требований документации на самом деле несколько завышена, и продление хранения возможно на какие-то строго определенные сроки, расчетно и экспериментально обоснованные. Но при этом необходимо проанализировать документацию на каждую ракету индивидуально и дать оценку возможному влиянию на гарантийные сроки тех отступлений, что были допущены при изготовлении и хранении. Как решил проблему с гарантийными сроками генерал Яковлев, судить не берусь, но со стратегическими ракетами для подлодок эту задачу решили просто - взяли и продлили. Индивидуального анализа ракет не проводилось. Продление состоялось директивно. К каким последствиям может привести нарушение гарантийных сроков хранения и эксплуатации?
Ракета - это две огромные "бочки", состыкованные в единое целое. Одна "бочка" заполнена горючим - высокотоксичным веществом гептилом (НДМГ). Вторая - окислителем, а именно концентрированной азотной кислотой. Из школьной химии известно: обезвоженная азотная кислота с металлом не реагирует. Что для данной конструкции опасно? Нарушение герметичности, вследствие чего при попадании воды кислота становится активным реагентом, образуя отверстие в "бочке". Кислота выливается наружу, нарушается целостность конструкции второй "бочки" с топливом, и в результате происходит мощный взрыв с выбросом наружу несгоревших остатков гептила.
Поводов для подобных ситуаций достаточно. Например, для покраски корпуса ракет в 70-80-е годы применялась эмаль, оказавшаяся непригодной для долговременного использования в таких целях. Покрытие вздувалось и отслаивалось. Было принято решение ездить в воинские части, места нарушения покрытия ракет зачищать до "металлического блеска" и заново закрашивать зачищенные поверхности. Измерить после этих зачисток стенки "бочки" нельзя, а ведь толщина металла - менее двух миллиметров. Если такие зачистки одного и того же места на поверхности ракеты проводились многократно, можно ли продлять гарантийный срок этой ракеты?
Или другой пример. В процессе изготовления была повреждена поверхность будущей емкости. Толщина металла та же - меньше 2 мм. Емкость допущена в дальнейшую сборку после зачистки. Но ведь металл у данной конструкции в процессе долговременного контакта с окислителем растворяется, да идет и естественное разупрочнение. Такое изделие, видимо, тоже рискованно использовать за пределами гарантийных сроков.
Корпус ракеты является и несущей конструкцией, и емкостью одновременно. В целях экономии веса за счет уменьшения толщины металлических стенок был применен алюминиево-магниевый сплав с двойным упрочнением. Этот материал со временем разупрочняется. Важно знать исходные мехсвойства каждого листа металла, из которого сделаны "бочки". Однако сертификаты не найдены, листки механических испытаний образцов не проверялись. Когда разупрочнение примет критический характер, никто не знает.
Список таких примеров можно продолжать. При этом нельзя не остановиться на оценке объективности плановых штатных ускоренных коррозионных испытаний. Например, при их проведении в прошлом году в связи с недостаточным финансированием допущены грубейшие нарушения, в результате которых сделанные положительные выводы о пригодности к дальнейшей эксплуатации партии ракет, находящихся на вооружении ВМФ, не могут восприниматься всерьез. К примеру, так однозначно и не установлена причина появления межкристаллитной коррозии, приведшей к разгерметизации ряда деталей и узлов. Детали были срезаны и заменены на годные перед проведением огневых испытаний. Интересно было бы спросить у лиц, принявших такое решение, что следует записать в документацию на данную партию ракет. Может, так: "Командирам лодок перед пуском проверить изделие на герметичность. Сгнившие детали срезать, заменить и только тогда стрелять. Иначе выстрелишь в самого себя". При директивном продлении гарантийных сроков стратегических ракет в процессе их хранения и эксплуатации возможна аварийная ситуация с непредсказуемыми последствиями.
Предположим, ракета взорвалась в хранилище. Рядом - другие ракеты, которые тоже взорвутся. Что скрывать, ядерные боеголовки тоже хранятся не так далеко. В общем, из-за зачистки эмали и необоснованных решений о продлении гарантийных сроков можем получить сотню чернобылей.
Для справки: Решение о продлении гарантийных сроков морских стратегических ракет может принять только один человек - генеральный конструктор комплекса. Ракеты, о которых идет речь, были созданы 20 лет назад в городе Миассе КБ машиностроения под руководством В.Макеева. После его смерти пост генерального конструктора КБ занял Игорь Величко. Несколько лет назад он добился приостановки выпуска жидкостных ракет, так как сам создавал новую, твердотопливную.
Четыре пуска этой ракеты закончились неудачей. И будущее ее проблематично. Потому на боевом дежурстве ВМФ еще, видимо, долго будут "старички" с продленными гарантийными сроками эксплуатации.
А если завтра война
Что касается боевых пусков, не приведи, конечно, Господь, запуск и полет ракеты обеспечиваются многочисленными приборами, узлами и агрегатами. Практически во всех применены материалы с жестко регламентированными сроками эксплуатации (смазки, герметики, резины, теплоизоляционные материалы и т.п.). Если хоть один из них окажется некондиционным, ракета своей задачи может не выполнить. Что произойдет? Что угодно: не запустится, взорвется на старте, полетит не туда. Замечу, что многие комплектующие, приборы, узлы поступали по кооперации с других предприятий, в т.ч. оказавшихся после распада СССР за границей, и у нас невозможно принять решение о продлении установленных там гарантийных сроков. Не исключено, что смежники уже продлили этот срок на какую-нибудь резиновую деталь, а мы продлим еще.
Сколько ракет долетит до цели? Когда создавались отраслевые стандарты по определению надежности ракет (я участвовал в этом мероприятии), мы ввели во все его разделы поправочный коэффициент, учитывающий сроки хранения и материалов, и изделия в целом. Если его не принимать во внимание, как это делает генерал Яковлев, то расчет надежности ракеты, а соответственно ее боеспособность, оценке не поддается. Так что ни Яковлев, ни Балашов не знают, какой процент ракет долетит до цели. Это одному Богу известно.
Подводя итог нашей беседе, ветеран военного представительства сказал:
- Да, военные приемки призваны обеспечивать поставку качественной оборонной техники в войска и оплачивать фактические затраты за ее изготовление. Военная приемка, руководимая капитаном первого ранга С.Алексишиным, получила другую установку: обеспечить флот ракетами бесплатно. Ну а качество - как получится. Завод не имеет госзаказа, ранее изготовленная продукция не оплачена. Разваливается ракетное производство на одном из лучших заводов России, единственном серийном производителе ампулизированных ракет для подводного флота.
Обидно, что в нашем военном представительстве не нашлось честного и смелого офицера, который сказал бы начальникам, объявившим на совещании о бесконтрольном продлении на несколько лет сроков хранения ракет: товарищи адмиралы и конструкторы, я не буду выполнять этот приказ, так как он преступен.
Но сейчас я хочу предупредить: командиры лодок, уходя в автономное плавание, смотрите, что загружаете в шахты.
Россия не имеет права экономить на надежности ракет
Не шантаж ли это со стороны ВПК? Не намеренно ли сгущает краски Балашов, радея за новые финансовые инъекции в "оборонку"? Скорее всего, федеральные чиновники завтра именно об этом и будут говорить. И будут не правы. Балашов, надо отдать должное его мужеству, решился вынести сор из "государства в государстве" - ВПК - в одиночку.
Если бы гендиректор Красмаша В.Гупалов, один из "зубров" российской "оборонки", хотел надавить на правительство, он бы не подавлял столь жестко волнения рабочих на заводе. А когда они перекрыли главную автомагистраль правобережья Красноярска, он бы не заявлял, что это делают провокаторы, среди которых красмашевцев нет.
Нет, ни о каком шантаже речи нет, в чем я убедился, проведя собственное расследование. Хотя поводов для того, чтобы пытаться всеми возможными способами обратить внимание федеральных властей на былой флагман ВПК, более чем достаточно. Государство должно заводу 0,5 трлн. старых рублей. Несколько лет не выделяет конверсионные кредиты. Задержки зарплаты достигают 10 месяцев, продолжается сокращение персонала (уже более чем на 60 процентов). Объемы продукции, производимой Красмашем по оборонному заказу, к 1996 г. сократились за 10 лет в 5 раз (19 процентов от объемов 1986 г.), а в прошлом году практически до нуля.
Красмаш не объявить банкротом, пока есть долги ему государства, Красмаш не перепрофилировать - не позволяют мобилизационные мощности, содержать которые, как и обслуживающий их персонал, обязывает президентский указ. Он же предписывает создавать с учетом цикла производства (он на Красмаше двухгодичный) заделы. Но оформлять и финансировать и госзаказ, и содержание мобмощностей правительство не хочет. Сибиряки должны ковать "оружие победы" бескорыстно.
Федеральный центр, по сути, снял с себя ответственность за происходящее в красноярской вотчине ВПК уже лет пять назад. Вспомнив о Красмаше, глава региона В.Зубов за несколько дней до отставки В.Черномырдина договорился с ним провести реструктуризацию задолженности Минобороны красноярской "оборонке". Красмашу пообещали выплатить 46 млрд. руб. за выполненный госзаказ 1996 года. Но Черномырдин ушел, и исполнит ли Минфин это поручение - вопрос.
Недавно обходил цехи Красмаша главком В.Куроедов. "Завод оставляет впечатление музея технологий XXI века, - сказал адмирал, - где бродят экскурсоводы в белых халатах - и никакого производства". Признав и свою вину в том, что у Красмаша, владеющего "самыми совершенными в мире технологиями производства стратегических ракет морского базирования", нет работы и зарплаты, главком вместе с тем заметил, что такое огромное производство сегодня для военного флота не требуется и моряки в этом году из-за скудости отпускаемого бюджета не намерены размещать на заводе свои заказы. И все же ВМФ без Красмаша не обойтись, заключил генерал.
Спору нет: "оборонка" должна по одежке протягивать ножки. В этом убеждать никого уже не нужно. По словам Гупалова, объемы военной продукции российского ВПК с 1991 г. сократились на 95%. И хотя гендиректор Красмаша по-прежнему видит перспективы завода в военных заказах, кто ж ему их даст (а если и дадут, то не оплатят). Нет, сегодня следует отвечать уже на совершенно другие вопросы.
Например, на такой: по данным Счетной палаты, на содержание вооруженных сил государство в прошлом году выделило 94,2 процента от запланированного в бюджете. А на закупку вооружения и военной техники - всего 24,5 процента. Винтовку - каждому четвертому. Армия и флот, которым платят зарплату, но не вооружают, - это богадельня для крепких, в полном расцвете сил мужиков, содержать которую не сможет никакая экономика. Зачем и кому нужны такие вооруженные силы? Очевидно: корпоративные интересы милитаристов, защищающих данную структуру расходов, противоречат интересам страны. Стране нужны не сотни генералов и сотни тысяч бездельничающих солдат, а современное оружие. И на конверсию устаревших производств, поддержание арсеналов в боеготовности сокращать расходы не нужно. Сокращать необходимо расходы на текущее содержание ВС.
Да, голодная армия опасна, но обозленные ракетостроители - тоже не подарок. Да, вероятно, можно попробовать еще раз вооружиться напильниками, зачистить старенькие ракеты до "металлического блеска" и вновь закрасить. Но, экономя на надежности ракет, не совершают ли российские власти преступление перед всем миром?
Пока еще можно заставить рабочих ковать ракетно-ядерный щит Отчизны бесплатно. Но приказать ракетам служить дольше, чем им положено, нельзя.
КРАСНОЯРСК.