Экипаж - его талисман
Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда».
В канун профессионального праздника подводников экипаж ракетной подводной лодки стратегического назначения (РПЛСН) «Новомосковск» под командованием капитана 1 ранга Сергея Рачука выполнил экспериментальную стрельбу двумя межконтинентальными баллистическими ракетами из акватории Баренцева моря. Боевую работу североморцы выполнили из подводного положения. Спустя расчетное время головные части ракет РСМ-54 достигли боевого поля на полигоне Кура на Камчатке.
В 1991 году «Новомосковск» первым в мире выполнил уникальную стрельбу под кодовым названием «Бегемот» всеми шестнадцатью баллистическими ракетами в одном залпе. Главная проблема была удержать РПЛСН в стартовом коридоре на заданной глубине.
В июле 1998 года еще одна экспериментальная стрельба, в результате которой баллистическая ракета вывела на околоземную орбиту германский научно-исследовательский спутник «Тубсат-Н». Были и другие уникальные ракетные пуски.
Если пройтись по ракетной палубе, то можно удостовериться, что нет такой шахты, на которой не была бы нарисована звездочка за успешный пуск. На восьми шахтах их по две. А на нескольких уже и по три. Кроме того, в период с 1991 по 2002 годы «Новомосковск» пять раз уходил в дальние походы, общая продолжительность которых превысила 350 суток.
Сейчас «Новомосковском» командует капитан 1 ранга Сергей Рачук временно, в период среднего ремонта «своего» ракетоносца «Брянск». Кстати, «Брянск» – тысячная подводная лодка, построенная в России за 98 лет существования отечественного подплава. И подводники этим гордятся. В Северодвинске субмарину сейчас держит второй экипаж. А первый – под командованием Рачука – оказался как бы «безлошадным», но не без дела. В 2002 году на «Верхотурье» они завоевали приз главкома ВМФ за ракетную стрельбу по наземной цели, а уже весной 2003 года на этом же «корпусе» успешно выполнили задачи боевой службы. Словом, на флоте фамилия Рачук, как говорится, давно на слуху.
Наша справка
Первая субмарина проекта 667БДРМ типа «Дельфин» (по натовской классификации Delta IV) была заложена в Северодвинске в 1984 году. Последняя вступила в строй в ноябре 1990 года. Всего со стапелей сошло семь атомоходов подобного класса. Сегодня эти лодки составляют основу морских стратегических ядерных сил. Все РПЛСН проекта 667БДРМ базируются на Северном флоте.
Полное водоизмещение «Дельфина» – 12.600 тонн, длина корпуса – 166 метров, диаметр – 9 метров. На вооружении подводного ракетоносца 16 баллистических ракет РСМ-54, в носовой части установлены четыре 533-миллиметровых торпедных аппарата с боезапасом до 12 торпед. Корабль имеет два атомных реактора и две паровые турбины общей мощностью 60.000 л.с. Силовая установка позволяет атомоходу развивать скорость 24 узла (около 45 км/час). Экипаж – 130 человек.
Сергей Владимирович - подвижный, задорный человек, с неизменной «перчинкой» на языке, за словом в карман не лез. Точное, образное, с юмором, оно всегда при нем. С таким человеком легко в общении на службе и, наверное, в жизни. Вероятно, с таким характером и должен быть человек, у которого день рождения 13 числа, женился он 13-го и после окончания в 1999 году Военно-морской академии пришел служить на Северный флот в существовавшую тогда 13-ю дивизию стратегических крейсеров. «Счастливое для меня число», - уверенно произнес в разговоре со мной Рачук, улыбаясь.
С 13-м числом связана и судьба старпома по боевому управлению капитана 3 ранга Дмитрия Степаненко: женился 13-го, родилась дочь 13-го, и служил тоже в 13-й дивизии. Разве не таким и должен быть старпом по БУ у Сергея Рачука?
Накануне недавней стрельбы в активе капитана 1 ранга Рачука было шесть пусков, седьмой 17 февраля просто не состоялся. Но когда я поинтересовался у него о самой памятной стрельбе, Рачук, не задумываясь, ответил: «Конечно же, первая, лейтенантская». В 1988 году, после окончания ракетного факультета Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола, он служил командиром группы старта в БЧ-2 на «стратеге», входившем в боевой состав Тихоокеанского флота.
- Чем запомнилась стрельба? – рассказывает с усмешкой Сергей Владимирович. - Новизной пережитых в ракетном отсеке ощущений: большая ответственность, чувство страха и чего-то великого. Конечно, командирские переживания отличны от прежних, «групперских», как небо и земля. В большей степени тем, что становятся как бы привычными. Но все равно всегда екает в груди: после поворота вместе с командиром БЧ-2 ключей старта, во время предстартовой подготовки, когда начинается процесс необратимых операций.
Наша справка.
Ракета РСМ-54 принята на вооружение в 1986 году. Она стала последней разработкой отечественного ВПК для нужд флота. Жидкостная трехступенчатая баллистическая ракета РСМ-54 имеет стартовый вес 40 тонн и дальность полета 8.300 километров. На ракете установлены четыре разделяющихся ядерных блока индивидуального наведения. В разработке применена высокоточная инерциальная система с прибором астрокоррекции. Старт подводный.
Ракетную стрельбу уже не отменить – есть готовность к запуску двигательной установки… Пять секунд… Десять секунд… От экипажа уже ничего не зависит. «Ну, давай, родимая, вывези, не подведи», - мысленно обращаются к ракете подводники. И она будто слышит. Заработали двигатели. Лодку качнуло. Ракета ушла. Очень мягко. Есть у ракетчиков такое выражение. Ведь каждая ракета по-разному стартует. Есть, например, жесткий старт: удар – и ушла. Резко, с визгом. Но лучше, когда уходит мягко. Как автомобиль: завелась, подалась вверх чуть-чуть и «уехала». И за нее можно быть спокойным: РСМ-54 по праву признана одной из лучших ракет в мире.
Кстати, об этом капитан 1 ранга Рачук с полной уверенностью судит не только как ракетчик-практик. Оказалось, отец подводника, Владимир Сергеевич, - генеральный конструктор воронежского КБ «Химавтоматика». И двигатель, который стоит на первой ступени РСМ-54, - это его детище.
- А была возможность по отцовской стезе пойти? – спрашиваю Сергея Владимировича.
- В том-то и дело, - отвечает капитан 1 ранга Рачук, - что переплетения родового генеалогического древа вариантов, кроме как стать ракетчиком-моряком, мне не оставили: прадед же, Алексей Рачук, служил матросом-электриком на линкоре «Императрица Мария», а затем - на царской яхте «Полярная звезда». Поэтому ничего не попишешь – судьба!
После такого заключения можно подумать, что Рачук – отъявленный фаталист. Однако я ошибался. В обереги и талисманы он особо не верит.
- Главный мой талисман, – говорит Сергей Владимирович, - это экипаж, когда мы вместе и знаем, что делаем.
Исход ракетной стрельбы в огромной степени лежит и на штурманах. Требования к «стратегам» по месту старта в стартовом коридоре всегда жесткие. И здесь ошибка в расчетах – это поражение, срыв выполнения поставленной боевой задачи. Об этом не понаслышке знает капитан-лейтенант Павел Никифоров, командир БЧ-1, который по итогам прошлого учебного года был признан лучшим в эскадре АПЛ, и командир электронавигационной группы БЧ-1 старший лейтенант Игорь Кондаков.
…Прорвав толщу Баренцева моря, баллистическая ракета огненной свечой ушла в поднебесье.
Большой запас РСМ-54 на складах хранения, высокая степень надежности, возможность применения вне зависимости от погодных условий делают ракету основным оружием Морских стратегических ядерных сил России.
Красная Звезда - cамая полная, достоверная и оперативная информация об армии
//
www.redstar.ru