Как сообщили на днях СМИ со ссылкой на первого заместителя МО Украины Александра Олейника, наш самый знаменитый крейсер все же будет продан...
По словам, приписываемым А.Олейнику, «крейсер по своим тактико-техническим характеристикам и вооружению, которое он должен нести, не может входить в украинские Военно-морские силы».
Выводы из подобного заявления, если оно в действительно имело место, можно делать самые разные: то ли корабль за время своего многолетнего стояния у стенки безнадежно устарел для современных, компактных и высокотехнологичных ВМС Украины, то ли хорошенько отреформированный в ближайшие годы наш военно-морской флот (а особенно – бюджетные расходы, выделяемые на его содержание) попросту станет слишком мал для гиганта-крейсера. Впрочем, одно очевидно – охотиться за авианосцами в мировом океане Украина в обозримом будущем не собирается, а вот ее плавучая тезка (после соответствующего переименования, модернизации и ремонта) – гм, вполне способна.
Так что, с одной стороны, посол США в Украине г-н Дж. Хербст может удовлетворенно вздохнуть и направить в Вашингтон оптимистическое сообщение о дальнейшем «разоружении» нашей державы, а с другой – американскому Госдепу придется нажимать на друзей-турок: ведь для того, чтобы попасть к покупателю, недостроенному крейсеру придется-таки пройти проливом Босфор. А вот вопрос о покупателе как раз и может доставить Вашингтону основное беспокойство, ибо основным претендентом на «Украину» уже несколько лет выступает «красный» Китай.
Не с этими ли сложностями и связано появившееся в среду, 3 марта заявление пресс-службы МО, в котором пресс-секретарь Министра обороны Украины Константин Хивренко отметил, что «Минобороны не отказывается от недостроенного крейсера», а фраза, приписываемая А. Олейнику о том, что «крейсер по своим тактико-техническим характеристикам и вооружению, которое он должен нести, не может входить в украинские военно-морские силы», в действительности им произнесена не была. Ну, что ж, пресс-секретарю, конечно, виднее, что в действительности говорил генерал. Но дело даже не в этом, гораздо важнее другое – на «Украину», даже недостроенную, уже давно есть реальный покупатель.
Сейчас корабль готов на 96 %, и, по предварительным данным, его стоимость (без систем вооружения) приближается к 500 млн. долларов. Не за металлолом же покупатель будет выкладывать подобную сумму? Итак, по многочисленным просьбам читателей, мы еще раз подробно рассказываем о ставшем уже легендарном крейсере и его возможной дальнейшей судьбе.
«Украина» с молотка
Оказывается, и сегодня этот крейсер, невзирая на годы, представляет собой истинную находку для военно-промышленного комплекса Китая. Почему? Да потому, что в рамках создания до 2020 года будущего китайского океанского «Большого флота», наряду с кораблями других классов (авианосцы, эскадренные миноносцы, фрегаты, атомные подлодки и т.п.), предусмотрено также и строительство ракетных крейсеров, подобных проекту 1164 (типа «Украина»). Их назначение – нанесение ракетных ударов по морским целям (конвои, авианосные соединения), а также по важным береговым объектам.
Таким образом, будущий китайский вариант задуман как развитие пр.1164, не зря же китайские делегации столь активно интересовались кораблями этого типа и в России, и в Украине. Например, во время посещения ремонтировавшегося крейсера «Маршал Устинов» в Санкт-Петербурге года три назад или находящегося на достройке в Николаеве однотипного ему крейсера «Украина» в 2000 – 2002 годах…
Параллельно с проектированием нового крейсера в Китае создана крылатая ракета большой дальности, в России закуплены зенитно-ракетные системы С-300, а в Украине – лицензия на производство морских газотурбинных установок большой мощности. Что еще нужно для создания СОБСТВЕННОГО крейсера? Правильно, хороший прототип.
Тем более что даже по данным самих крайне засекреченных китайских СМИ, программа создания новых кораблей натолкнулась на непредвиденные трудности в виде технологических проблем, решить которые Китай пока не в состоянии. Вот и воспылали в Поднебесной интересом к ударному ракетному реликту, сооружение которого второй десяток лет(!) ведется на судостроительном заводе им. 61 коммунара в Николаеве. Что же представляет собой крейсер проекта 1164?
Прежде всего, назначение: нанесение ракетных ударов и уничтожение крупных надводных боевых кораблей противника, в том числе и авианосцев, тактических групп надводных кораблей-носителей ракетного оружия, а также для осуществления противовоздушной обороны кораблей и судов на переходе морем. Крейсер может использоваться в качестве флагмана ударной группы или группы разнородных сил.
Главные размерения корабля пр.1164:
длина около 187 м,
ширина около 21 м,
осадка около 7 м,
полное водоизмещение корабля превышает 11 000 т.
Экипаж – 500 человек (из них почти 60 офицеров).
Скорость полного хода – до 32 узлов (до 60 км/час). Запас топлива позволяет на экономической скорости в 18 узлов пройти расстояние в 6500 миль (около 12 000 км). Месячный запас провизии, а также наличие устройств приема различных грузов (в том числе боезапаса) на ходу, позволяет крейсеру длительное время находиться в открытом океане. Мореходность при этом не ограничена.
«Звериный оскал социализма»
Именно так называли натовцы крейсера проекта 1164 во времена «холодной войны».
Главный ударный комплекс корабля, ради которого он, собственно, создавался – это сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты большой дальности «Базальт» (всего 16). Их-то как раз китайцы смогут заменить на новые КР китайской разработки HN-3. При этом китайские специалисты решают проблему ликвидации своего технического отставания в данной области значительно быстрее, чем это прогнозировали зарубежные аналитики.
Зенитно-ракетный комплекс С-300Ф, так и не смонтированный на «Украине», в случае продажи крейсера может быть поставлен россиянами (при наличии заинтересованности того же «Рособоронэкспорта» или иных подобных структур). Судя по всему, этот вопрос уже согласован, и это вселяет надежду, что с крейсером две страны-правонаследницы бывшего СССР поступят по-хозяйски, не в пример проданному ранее Украиной тому же Китаю всего за 20 млн. долларов недостроенного авианесущего крейсера «Варяг». Последнему, правда, тоже не сразу довелось попасть в Поднебесную – почти год(!) он ожидал разрешения на проход через Босфор.
Остальные системы «Украины» не представляют собой чего-то особо секретного и уже не один год продаются иностранным заказчикам. Это, прежде всего, средства самообороны корабля в ближней зоне (менее 12 км) – два зенитных ракетных комплекса «ОСА-МА», а также на ближнем рубеже (менее 4 000 м) – три батареи 30-мм высокоскорострельных автоматических арткомплексов АК630-МР123.
В дополнение к перечисленным зенитным средствам, на крейсере имеется спаренный 130-мм артиллерийский комплекс АК-130 в составе автоматизированной артустановки и системы управления стрельбой. Арткомплекс АК-130 (с эффективной дальностью стрельбы свыше 25 км) может применяться также и для обстрела морских и наземных целей. Кроме этого, на корабле размещены два комплекса постановки пассивных ложных целей и уводящих помех, а также системы радиотехнической разведки и постановки активных помех радиолокационным головкам ракет противника или его РЛС управления стрельбой, а радиотехнические средства позволяют в автоматизированном режиме управлять истребительной авиацией прикрытия.
На корабле установлен гидроакустический комплекс, а для поражения подводных целей есть 10 противолодочных торпед в двух пятитрубных 533-мм торпедных аппаратах и две 12-ствольные реактивные бомбометные установки РБУ-6000 с большим запасом реактивных глубинных бомб (почти все из перечисленных систем состоят на вооружении проданных в 2001 – 2002 годах Россией Китаю ракетных эскадренных миноносцах пр.956Э).
Под краснозвездным флагом
Если крейсер «Украина» будет продан, это произойдет только во взаимодействии с Россией, иначе никто не возьмет на себя гарантийное обслуживание установленных на нем систем и вооружения российского производства. А это вопрос едва ли не один из самых ключевых.
Согласно первоначальным (еще советским) планам, крейсер, первоначально носивший название «Адмирал Флота Лобов», должен был вступить в строй в 1992 г. Процент технической готовности на начало 1992г. составлял не менее 94%.
По большому счету, ракетный крейсер ВМС Украины не нужен, о чем еще в 1995 году официально заявили сами военные. То, что в угоду политической конъюнктуре в дальнейшем имитировалась достройка корабля, оставим на совести организаторов этого шоу. Леонид Данилович, лично вручивший экипажу в 1999 г. флаг Украины, теперь, похоже, решил прекратить ненужный спектакль и сделать то, что следовало сделать еще раньше: продать недостроенный корабль, сыгравший уже отведенную ему роль предвыборной декорации 1999 года.
И чем быстрее – тем дороже за него можно взять. Ведь реализация иностранному заказчику полноценного боевого корабля (коль скоро нам он самим не нужен) может принести казне куда больше, чем непродуманная (если не сказать больше – бестолковая) продажа по цене ниже металлолома Китаю недостроенного «Варяга».
Итак, с высокой степенью вероятности можно предположить, что украинско-российский ракетный крейсер попадет в Китай. Помимо роли прототипа в проектировании нового китайского корабля-аналога 1164, сама «Украина» по завершении достройки вполне в состоянии выполнять роль флагмана китайского флота. Это особенно актуально, поскольку крейсер будет крупнейшим кораблем китайских ВМС, который можно будет использовать уже в обозримом будущем. Например, в том же Тайваньском проливе, в роли противоядия американским авианосцам и тайваньским ВМС. Или в Индийском океане, где Китай традиционно противостоит Индии. Но Индия на море сильнее, а Китай (пока!) не имеет сколько-нибудь крупных кораблей, способных длительное время находиться в удаленных районах океана. Это особенно важно в свете продолжающегося перевооружения ВМС Индии новыми кораблями, прежде всего, с помощью России.
Это и новые подводные лодки, и фрегаты пр.11 356 российской постройки, и, наконец, авианосец «Адмирал Горшков» (бывший «Баку»). Так что, судя по всему, украинскому крейсеру (правда, под чужим флагом) суждена еще долгая и славная жизнь…
Вместо послесловия
Реформа Вооруженных Сил Украины, а в особенности, военно-морского флота, помимо желания, вызванного острой необходимостью, требует всего трех вещей – денег, денег и еще раз денег. Понятно, что крейсер «Украина» не последний корабль, который так или иначе (тушкой или на металл) будет продан нашим далеким и близким соседям. Вот, кстати, в Москва-реке недавно затонула подводная лодка пр.641Б «Новосибирский Комсомолец», из которой власти Москвы собирались сделать музей.
А у нас в Севастополе уже больше десяти лет по «объективным» причинам простаивает единственная украинская субмарина «Запорожье». По возрасту лодки – почти ровесницы, так, может, пока не поздно, предложить ее г-ну Лужкову по сходной цене?..
Владимир Заблоцкий
Свежие новости Украины, объективная аналитика новостей украинской политики и экономики - Комментарии
// www.proua.com