Как формируют оборонные ассигнования в Москве

Теги:армия
 
RU Фагот #23.04.2004 18:09
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
Российский военный бюджет помещается в тоненькую папочку, а американский - насчитывает десятки томов

Последние несколько лет реформы проводились практически постоянно. Создавались и расформировывались министерства, а функции по управлению оборонкой передавались различным министерствам и агентствам с последующей их ликвидацией. Все эти меры не привели к положительным результатам и никак не способствовали выходу ОПК из кризиса.

Советский вариант Бюджет Минобороны и программы развития вооружений во все времена были предельно закрытыми темами. В определенной мере такое положение сохраняется и в настоящее время. Все открытые инструкции по формированию целевых программ, военного бюджета и контроля расходов содержат самые общие фразы и не дают четкого представления об установленных процедурах. Правда, в комитете по бюджету корреспонденту "НГ" удалось получить схему подготовки и прохождения по коридорам Госдумы и Совета Федерации основного финансового документа России, частью которого является бюджет МО на очередной финансовый год. Непрозрачность российского военного бюджета существенно затрудняет его контроль со стороны ГД и СФ. Больше половины статей закрыто, и предлагаемые в них цифры должны приниматься просто на веру. Негативное мнение о секретности бюджета, выступая на различных форумах, высказывают и военные эксперты. Кроме того, у МО нет стабильной политики в определении секретности статей бюджета. По словам некоторых депутатов, одна и та же статья в прошлом году может быть открытой, а в текущем ее закрывают и наоборот. Поэтому сегодня о каком-то действенном общественном контроле военных расходов и эффективности использования выделенных средств говорить не приходится.

Американский подход В Пентагоне решения по развитию средств вооруженной борьбы принимаются в рамках трех взаимосвязанных систем: объединенной системы выработки требований к боевым возможностям вооруженных сил (ВС), системы планирования, программирования, разработки и исполнения бюджета и системы приобретения вооружений. Анализ боевых возможностей и потребностей ВС осуществляется в рамках выходящего раз в четыре года документа "Оценка национальной обороны". В этом документе, который подписывается министром обороны, анализируется современное состояние ВС и показываются основные направления их дальнейшего развития. На его базе виды ВС и самостоятельные управления МО разрабатывают направления военного строительства с учетом своих особенностей, которые затем реализуются в рамках программ и проектов. Данный процесс носит сложный и комплексный характер. В его реализации принимают участие многочисленные аналитические службы ВС. Процесс планирования осуществляется также и на основе положений документа "Руководство по стратегическому планированию", в котором формулируются приоритеты национальной оборонной политики и военная стратегия. В соответствии с указаниями руководства принимаются решения по финансированию программ военного строительства. Эти решения включаются в "Объединенное руководство по планированию", процессуально связывающее фазы планирования и программирования бюджетного процесса. На этапе разработки бюджета, проводимого параллельно с процессом программирования, в бюджетные заявки МО включаются подробные данные по требующимся ассигнованиям. После слушаний по проекту бюджета в военных комитетах Конгресса выпускаются так называемые "Решения по финансированию программ", утверждаемые министром обороны. На их базе происходит окончательное формирование бюджета. Параллельно с проведением мероприятий на этапах программирования и разработки бюджета проводятся мероприятия этапа исполнения бюджета, на котором осуществляется контроль эффективности расходования текущих и ранее выделявшихся бюджетных ассигнований. Окончательный вариант проекта бюджета направляется в Бюджетное управление Белого дома, которое передает его президенту. Последний представляет на рассмотрение Конгресса проект федерального бюджета США, включающий военную компоненту. Проект в соответствии с установленным порядком проходит полный цикл рассмотрения, согласования и утверждения в Палате представителей и в Сенате. После этого он оформляется в виде закона.

Порядок Пентагона Процесс разработки и производства систем вооружений регламентируется в основном двумя документами - директивой 5000.1 "Система приобретения ВВТ" и инструкцией 5000.2 "Функционирование системы приобретения ВВТ", в которых подробно расписан порядок заказов вооружений и определены полномочия официальных лиц. Каждая из главных программ состоит из программных элементов, проектов и заданий, которым присваиваются номера и индексы принадлежности к видам ВС и самостоятельным управлениям Министерства обороны. Программные элементы имеют формализованную структуру описания. В ней указывается, кто, когда и какие работы будет выполнять по конкретному программному элементу, а также объемы фактического и планируемого финансирования. Все эти описания включаются в автоматизированные базы данных МО. Проведение работ по программным элементам жестко контролируется ответственными инстанциями. Такая строгая система формализации программ позволяет избежать дублирования работ и осуществлять эффективное управление ходом их реализации, своевременно их корректировать и осуществлять действенный контроль расходования выделенных средств. Оценка хода выполнения работ, полученных результатов, возникающих проблем и соблюдения финансовой дисциплины по каждой программе осуществляется на так называемых контрольных рубежах принятия решений. К крупным программам относятся такие, ежегодные расходы по которым на собственно разработку какой-то конкретной системы вооружений превышают 365 млн. долл., а стоимость произведенных образцов превышает 2 млрд. долл. Решения по таким программам принимаются только на уровне заместителя министра обороны по приобретению, технологиям и материально-техническому обеспечению.

Прозрачность В мае прошлого года МО США в рамках реализации концепций системного подхода к военному строительству, которое Пентагон называет "трансформацией ВС", пересмотрело свои подходы к разработке ВВТ и перешло к так называемой эволюционной системе приобретения. Ее главной задачей является ускорение процессов разработок за счет комплексного подхода и сбалансированной оценки потребностей ВС, существующих боевых возможностей и наличных ресурсов. При этом основной упор делается на развитие научно-технологической базы. Особое место в процессе подготовки и принятия решений по развитию вооружений по-прежнему отводится программно-целевой системе планирования, которая претерпела определенные изменения и получила наименование "Планирование, программирование, разработка и исполнение бюджета". Эта система была создана в начале 60-х годов при тогдашнем министре обороны Роберте Макнамаре и с тех пор достаточно эффективно используется всеми подразделениями Пентагона. Принятые процедурные нормы позволяют поэтапно переходить от процесса разработки программ до формирования бюджета МО, окончательную версию проекта которого президент США представляет на рассмотрение Конгресса. В ходе формирования бюджета готовится огромное количество аналитических и объяснительных документов, представляемых в комитеты по вооруженным силам Палаты представителей и Сената, где проводятся предварительные слушания по бюджету. Объем этих документов, по словам министра обороны США Дональда Рамсфелда, составляет несколько десятков тысяч страниц.

До сих пор бюджет МО на предстоящие пять лет готовился и рассматривался в течение года. По мнению многочисленных американских экспертов, это не позволяло основательно рассмотреть все аспекты бюджета. В настоящее время МО перешло на двухгодовой цикл составления и рассмотрения бюджета, действие которого начнется с бюджета 2005 г. Бюджет Пентагона включает незначительное количество закрытых статей финансирования, относящихся к разведывательным структурам и к некоторым сверхсекретным программам МО. Поэтому члены верхней и нижней палат американского Конгресса имеют практически полный доступ ко всей информации. Более того, по результатам слушаний, на которых ведется обсуждение бюджетных статей, выпускаются открытые стенограммы. Все бюджетные документы МО, составляющие не один десяток томов, можно посмотреть на сайте Главного финансового инспектора военного ведомства. На официальных интернетовских страницах подразделений и Информационного центра Пентагона размещаются различные руководящие документы по организации процессов подготовки и принятия решений по развитию средств вооруженной борьбы. Российскому Минобороны до этого очень далеко. В интернете можно обнаружить только куцые сведения о военном бюджете РФ, не говоря уже о процессуальных параметрах его формирования, утверждения и контроля. Не удается военным и внедрить систему программно-целевого планирования. Первые попытки, предпринимавшиеся еще в начале 80-х годов, не увенчались успехом. Не смогло Минобороны и в середине 90-х годов создать такую систему. В последнем случае, по словам высокопоставленных чиновников Министерства обороны, все упиралось в финансирование, поскольку требовались значительные ассигнования для реформирования административных структур. И самое главное - за кадром постоянно остается решение вопроса о прозрачности военного бюджета России. Хотя это является первоочередным критерием гражданского (политического) контроля над силовыми структурами.

Владимир Иванов
Независимая газета
 

Aaz

модератор
★★☆
Хех! НВО по следам ходит - про это намного ранее писали... :)
http://airfleet.ru/arsenal/2004/01/ar_04_07/
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  
RU Фагот #29.04.2004 19:19
+
-
edit
 

Фагот

координатор
★★☆
Да собственно пиши/не пиши, а открытости в нашем военном бюджете едва ли прибавилось. В последний раз едва ли не как прорыв преподали то, что стали доступны данные не в одну, а в десять строчек :) А непоняток ещё больше стало.
 
RU RighteouS #30.04.2004 23:11
+
-
edit
 

RighteouS

опытный

Российский военный бюджет помещается в тоненькую папочку, а американский - насчитывает десятки томов
 


Думаю, что если попробовать сравнить денежные объемы этих бюджетов, то пропорция получится примерно та же =)


И насчет закрытости нашего бюджета для Думы и Совета Федерации. Как мне кажется, это отчасти следствие крайне низкого доверия к этим органам, особенно к Думе. Отдай нашим депутатам (особенно прошлого созыва, про этот пока говорить рано) на рассмотрение и обсуждение военный бюджет - и получится экранизация басни про Лебедя, Рака и Щуку. Плюс не стоит забывать, что уровень "надежности" нашей Думы в разы ниже, чем штатовского Сената - и информация о бюджете мигом уплывет в заинтересованные руки, да и попытки скинуть депутатам денег в карман, дабы те повлияли на принятие наиболее выгодной версии бюджета, обязательно будут.

Так что к черту. На мой взгляд, стоит оставить старую систему формирования бюджета, пусть и в "устаканеном" виде (без дерганий по поводу той же секретности) и при этом значительно повысить возможности контрольных органов по наблюдению за исполнением бюджета и по пресечению попыток использования бюджетных денег в личных целях.
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
DE bundesbürger #30.04.2004 23:49
+
-
edit
 

bundesbürger

втянувшийся

Фигня всё это! ;) Военный бюджет страны по обьёму информации меньше чем бюджет среднего универмага.
Просто нормальный бюджет - это серьёзный, но скучный бухгалтерский документ. Его исполнение можно проверить по статьям, ну и наказать за не выполнение.(как в обычном магазине). А такой бюджет, который Дума утверждает ни проверить, ни контролировать просто нельзя. Воруй-нехочу!
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru