Выполнение контракта для Узбекистана повышает шансы Украины на рынке бронекатеров : Новости : ALL.BIZ: Украина контракта для Узбекистана повышает шансы Украины на рынке бронекатеров
Украинские кораблестроители приступили к выполнению контракта стоимостью 5,6 миллиона долларов США, который предусматривает постройку двух речных артиллерийских бронекатеров типа "Гюрза" для Узбекистана. На заводе "Ленинская кузница" недавно состоялась церемония закладки первого бронекатера. Планируется, что он будет построен к маю, а второй катер - к октябрю следующего года.
Они предназначены для патрулирования реки Амударьи на южной границе этого среднеазиатского государства. Бронекатера предоставляются Узбекистану в рамках финансовой помощи Госдепартамента США - по программе Помощи в сфере экспортного контроля и соответствующих аспектов безопасности границ. "Гюрза" спроектирована в Украине конструкторами Казенного исследовательско - проектного центра кораблестроения, главный конструктор этого проекта - Серегй Кривко. Руководитель этого предприятия - генеральный конструктор по военному кораблестроению Евгений Борисов согласился рассказать об особенностях бронекатеров этого проекта и перспективах, которые могут открыться перед Украиной в связи освоением их постройки.
- Евгений Алексеевич, для каких задач предназначена новый бронекатер "Гюрза"?
- Анализ действий, которые сегодня происходят на речных границах некоторых государств, показал, что имеющиеся в этих акваториях пограничные катера подчас становятся легкой добычей террориста, вооруженного лишь автоматом Калашникова. Поэтому потребность в защищенных партрульных катерах существует. Мы разработали семейство речных бронекатеров с различными размерениями и водоизмещением, скоростью, движителями (винты или водометы) и составом вооружения. Их общей задачей является охрана водных границ на реках, озерах, в прибрежных районах морей. В нашем проекте для обеспечения безопасности и жизнедеятельности личного состава корабля принята идея оснащения его броней.
Другая отличительная особенность "Гюрзы" состоит в том, что на ней применены сухопутные системы вооружений. Это делает проект дешевле и, что немаловажно, позволяет строить такие катера по замкнутому циклу в Украине, не производящей морской артиллерии. Чтобы ее не покупать, мы предусмотрели оснащение бронекатера башнями, которыми обычно комплектуются бронетранспортер БТР-70 и боевая машина пехоты БМП-2. При разработке "Гюрзы" учитывалось то, что они будут транспортироваться в Узбекистан самолетами "Руслан".
- Бронекатера - не новая страница в истории военно - морской техники, что делает их постройку необходимой?
- В 1970-х годах в Советском Союзе на заводах имени 61 коммунара в Николаеве и "Залив" в Керчи была построена большая серия бронекатеров проекта 1204 под названием "Шмель", предназначенных для Дальнего Востока, а точнее для пограничников на Амуре. Часть их использовалась в Украине на реке Дунай и в Узбекистане на Амударье. Однако за последние тридцать лет практически ничего не делалось по постройке таких катеров. Между тем имевшийся корабельный состав указанного класса исчерпал свой ресурс и требует обновления. Но сегодня в мире никто не строит бронекатера. Изучив рынки Каспийского, Среднеазиатского и некоторых других регионов, прогнозируя возможные варианты развития военно-морского кораблестроения, мы пришли к выводу, что бронекатера имеют свою нишу в системе военно-морской техники. Мы продемонстрировали их проекты на ряде выставок. И вот одно из предложений реализуется в металле - в ОАО "Завод "Ленинская кузница" для Узбекистана.
- Если первый контракт будет реализован успешно, какие перспективы это открывает перед украинскими кораблестроителями?
- Один из главных вопросов, который возникает при переговорах с потенциальными заказчиками, при объявлении любого тендера, - это демонстрация прототипа, товара, который продаешь. Сейчас мы подошли к тому этапу, когда нам будет что продемонстировать, так сказать, в металле. Это резко повышает шансы на рынке. Потребность в подобных бронекатерах существует. Возможно, в частности, продолжение сотрудничества с Узбекистаном. В Украину уже поступают заявки с просьбой предоставить первичные предложения по поставкам катеров. С нашей стороны продолжается изучение рынка с целью поиска заказчиков. Кроме ОАО "Ленинская кузница", такие бронекатера мог бы строить также завод имени 61 коммунара.