[image]

гАдовщина полета Руста

Теги:ПВО
 

west

втянувшийся

Итак :

28 мая и 29 мая 1988 года, легкомоторный самолет "Цесна"
несколько раз в указанные даты нарушал Государственную границу СССР со стороны Норвегии. "Цесна" базировалась на аэродроме г. Киркинес (Норвегия).
Нарушение гос.границы СССР проводились в дневное время. После пересечения границы самолет "выделывал" фигуры высшего пилотажа над приграничным поселком Никель. Так же полет проходил и на ПМВ, над крышами домов поселка. По сообщениям очевидцев ,самолет имел на борту и крыльях символику асов Люфтваффе : карточные тузы и т.п. Затем было установлено ,что это самолет Гамбургского авиакулуба. Пилотом якобы был - инструктор, ранее обучавший М.Руста.
Пересечение границы СССР фиксировалось визуально пограничниками и
ближайшими РЛС РТВ. По команде с ближайшего аэродрома поднимались дежурные истребители СУ-27, но при их приближении к нарушителю, Цесна получала предупреждение от Центра Радиотехнической разведки ( Киркинес),
и маневрируя высотой и курсом - уходила за границу. Расстояние от п. Никель до границы с Норвегией минимальное около 5 километров.
На все время нахождения дежурного СУ-27 у границы, Цесна проводила полеты над территорией Норвегии.
Вообщем по всему было видно что все это спланированная акция по нарушению Гос.границы СССР, а не "воздушное хулиганство".
Командование Войск ПВО принимает решение на...

ПС: Устал. Уф! Послушаем, если тема интересна, то продолжим. :)


   
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
west, 26.04.2004 12:45:06 :
28 мая и 29 мая 1988 года, легкомоторный самолет "Цесна"
несколько раз в указанные даты нарушал Государственную границу СССР со стороны Норвегии. "Цесна" базировалась на аэродроме г. Киркинес (Норвегия).
Нарушение гос.границы СССР проводились в дневное время. После пересечения границы самолет "выделывал" фигуры высшего пилотажа над приграничным поселком Никель. Так же полет проходил и на ПМВ, над крышами домов поселка. По сообщениям очевидцев ,самолет имел на борту и крыльях символику асов Люфтваффе : карточные тузы и т.п. Затем было установлено ,что это самолет Гамбургского авиакулуба. Пилотом якобы был - инструктор, ранее обучавший М.Руста.
Пересечение границы СССР фиксировалось визуально пограничниками и
ближайшими РЛС РТВ. По команде с ближайшего аэродрома поднимались дежурные истребители СУ-27, но при их приближении к нарушителю, Цесна получала предупреждение от Центра Радиотехнической разведки ( Киркинес),
и маневрируя высотой и курсом - уходила за границу.
 


Хочешь сказать, что это была операция по прикрытию, т.е. по отвлечению внимания от Руста? Вполне возможно.
Активная организация суеты для отвлечения внимания - это известный способ. На нашем участке границы сколько раз повторяли следующий прием: МИ-8 "нейтральной" Финляндии вылетал в пограничную зону на ПМВ (прямо на посты погранцов - чтоб гарантированно заметили) и начинал лететь по границе "змейкой" - то к нам залетит на сотню другую метров, то к себе возвращается. У нас конечно шум-гам, РТВ светят, ЗРДН в готовности, истребители поднимают в воздух для вытеснения и пр. А сбивать нельзя - нет гарантии что обломки на нашу территорию упадут (в чем собственно весь смак). И в самый разгар этого представления в сторонке "вдруг" появляется что нибудь амеровское разведывательное. Прям народная примета была - появился финиковский вертолет на границе, жди в гости какой нибудь "Орион"- значит где нибудь крадется в сторонке.
Был у них еще вариант: МИГ-21 взлетал с Куопио и шел по наглому демонстративно в лоб прямо на границу с последующим разворотом впритирку. Далее см. выше. Был в 1989 г. эпизод: один финский орел увлекся и прозявкал точку начала поворота и залетел на развороте на нашу территорию - нам К-9 уже запрет пуска сняла. Однако он ухитрился за счет набора высоты сбросить скорость и быстро сделать доворот на 180 гр. (вспотел наверно бедняга :) ).
   

west

втянувшийся

Ув. Алекс 129-й ! То, что пишу я -это произошло через год после пролета Руста.
А насчет вертолетов и всяких "козней" - полностью согласен с тобой . То же самое примерно творила и " тихая уютная" Норвегия.

   
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
west, 26.04.2004 12:45:06 :
Командование Войск ПВО принимает решение на...

ПС: Устал. Уф! Послушаем, если тема интересна, то продолжим. :)
 


Кстати растолкуй свою мысль пошире: о чем тема будет - о Русте разговор, или вообще о приграничных проделках наших новых "друзей"?
   

west

втянувшийся

О "проделках" и противодействии и о другом конечно...

С целью недопустить дальнейших нарушений гос.границы СССР
"мудрое" командование ПВО,принимает решение,о передислоцировании к
п. Никель ЗРДН С-125 :
1.Решение не мудро тем,что особенности природы тех мест - скалистые сопки,
найти более-менее ровное место для позиции проблема : углы закрытия и отсутствие подъездных путей, дорог. На сопку со всей техникой ЗРДН не "взлетишь" ! А С-125 и так не совсем "мобилен", а в таких условиях еще хужее. Вообщем нашли место для позиции такое, что стрельба по МВ и ПМВ целям была возможна только в секторе около 70 градусов. Позиция была на сопке,прямо НАД поселком. Другой альтернативы не было.

2. Взаимодействия с войсковой ПВО не было никакого. Хотя недалеко дислоцированы несколько мс/полков 6 Армии. У которых на вооружении были "Кубы". И если бы "Куб" встал ВНИЗУ у поселка,то вполне прилично бы вел обнаружение МВ целей, а Зоны поражения хватило ,чтобы обстрелять цель. Но разные рода войск, и значит каждый "сам за себя."

3. Больше всех проявила оперативность Военная прокуратура - только ЗРДН развернулся,как они тут как тут - " пролетит супостат - и до 7-и лет ...".

4. ЗРДН заступил на БД. Все питание от ДЭС. Л/состав живет в палатках и кабинах ЗРДН. Очень жаркая погода (до 25 градусов). ЗРК 1976 года, работал
почти круглосуточно. Так как Цесна ,потом и вертолеты крутились у границы,
то ракеты на "подготовке" за месяц, настоялись больше,чем за весь срок эксплуатации.

5. Норвеги поздравили Командира ЗРДН с Днем рождения на дежурной волне радиостанции Р-109. На чистом русском языке. Со связью проблемы были постоянные. "Циклоеда" стояла видимо не там где надо и связаться с КП ЗРБР на п-ове Рыбачий была еще та проблема.

Все на сегодня...




   

Vale

Сальсолёт

Я вот не понимаю, почему было не привезти пяток или десяток установок для обогащения никелевой руды марки ЗУ-23 и не раздать "горнякам срочной службы" несколько десятков отбойных молотков марки РПК... И назначить премию за удачную "охоту"... Всего лишь... ;)
   

west

втянувшийся

Продолжаем..

О том,что Никель стал прикрывать ракетный ЗРДН слух прошел по поселку очень быстро. Только успели развернуться ,как появились первые три легковушки местного населения.
Эмоции народа били через край,все рассказывали, как Цесна крутилась над поселком. Просьба у народа была одна- сбить. На ответ,что над поселком стрелять нельзя - обломки могут упасть на жилые дома. Горняки взревели, что хрен с домом, выживут. А кто-то добавил " Хоть прославимся..."
Народ хотел сделать для Армии доброе дело. Старшина дивизиона этим воспользовался и несколько дней к позиции подъезжали автомашины местного народа привозя все : от тушенки до сигарет. Вообщем л/состав был сыт и "нос в табаке".
Цесна "вытворяла " высший пилотаж у границы,но "ленточку" не нарушала.

Дивизион работал автономно. ЦУ голосом с П-15,П-12. Велось визуальное наблюдение с ПВН и связь с пограничниками.

Появился топогеодезист, сделал привязку ЗРДН к местности, были нанесена граница СССР на ИКО и ВИКО СРЦ. Так как он был ма-аленько выпимши не учел магнитное склонение (или еще чего-то). Но вдруг Цесна и вертолеты все "залетали" на нашей территории. Шок и седина у стреляющих и офицеров наведения. Потом разобрались исправили. Но от междунродного конфликта были в минутах.
Повторюсь,погода для Севера стояла очень жаркая, болота пересохли, торфянник стал гореть. И началось другое - в горящих болотах стали взрываться боеприпасы с времен ВОВ.( бои здесь были тяжелые).
Ощущения от взрывов были не из приятных.



   

west

втянувшийся

Примерно через месяц противостояния пришла разведсводка из Оперативного отдела. В ней было указано,что ожидается прибытие в г.Киркинес еще одной Цесны. Затем оба самолета должны предпринять попытку нарушения границы СССР по маршруту - пересечение границы в окресностях п.Никель , один из самолетов должен был на ПМВ лететь ориентируясь по дороге Никель-Мурманск в сторону Кольского залива. Другой самолет должен был совершить отвлекающий маневр для войск ПВО.
Первая Цесна в дальнейшем должна на МВ и ПМВ пролететь вдоль Кольского залива и уйти в в/пространство над нейтральными водами.
С первого взгляда - безумный план. Но ! Если поставленный С-125 не успевает отстреляться по самолету -нарушителю ( сектор невелик, ТАМ тоже считать умели) . То далее Цесна , летя вдоль трассы на Мурманск не встретила бы ни какого огневого воздействия ЗРВ ПВО. Кругом сопки,скалы - Зоны поражения ЗРК "рваные" из-за больших углов закрытия. Вообщем конечно все это была авантюра. Но сверни пилот Цесны где-нибудь раньше чем Кольский залив, и уходи через другой какой залив Баренцева моря над водой, на ПМВ,может ,что и получилось. Хотя наверное ИА ПВО не пропустила.

Вторая Цесна прилетела. Но не долго они "слетывались". Погода резко изменилась пошли затяжные дожди . Через несколько дней по ТВ Норвегии
был сюжет,что при посадке одна Цесна капотировала. Пилот вроде не пострадал. Второй самолет улетел домой...

П.С. 1. Дивизион С-125 остался на этом месте на постоянную дислокацию.
2. Для борьбы в дальнейшем с "такими летунами" на ближайший аэродром
ПВО на ПМЖ прибыла эскадрилья МИ-24. Наверно лучшего средства и
не придумаешь.


   

west

втянувшийся

В завершение,что-то типа резюме: ИМХО.

Через год после пролета Руста ,"Рустофобия" цвела и процветала.
Мудрым решение о предислокации плохо маневренного, "пожилого"
ЗРДН С-125 не назовешь. Там на ЦКП в п.Черном , по карте,чего же
не "воевать". Это не на местности. Лишь бы "отрапортавать",что граница
"на замке". (хотя кто сие дурно решение принял -не ясно.)
Плохо,что так и не было взаимодействия с ПВО СВ и да еще много чего
было через ... :)

И основное : если этих Гамбургских ребят так "опекали" в Норвегии,
то много сомнения, что Руст летел НЕПЛАНИРОВАННЫМ "воздушным
хулиганом".
Так же была информация,что в 1988 году , на гадовщину полета
Руста, должно быть Массовое нарушение Госграницы СССР
немецкими легкомоторниками.

Может кто,что и знает об этих делах ?


   

Novik

новичок
west, 26.04.2004 12:45:06 :
Итак :

28 мая и 29 мая 1988 года, легкомоторный самолет "Цесна"
несколько раз в указанные даты нарушал Государственную границу СССР со стороны Норвегии. "Цесна" базировалась на аэродроме г. Киркинес (Норвегия).
Нарушение гос.границы СССР проводились в дневное время. После пересечения границы самолет "выделывал" фигуры высшего пилотажа над приграничным поселком Никель. Так же полет проходил и на ПМВ, над крышами домов поселка. По сообщениям очевидцев ,самолет имел на борту и крыльях символику асов Люфтваффе : карточные тузы и т.п. Затем было установлено ,что это самолет Гамбургского авиакулуба. Пилотом якобы был - инструктор, ранее обучавший М.Руста.
Пересечение границы СССР фиксировалось визуально пограничниками и
ближайшими РЛС РТВ. По команде с ближайшего аэродрома поднимались дежурные истребители СУ-27, но при их приближении к нарушителю, Цесна получала предупреждение от Центра Радиотехнической разведки ( Киркинес),
и маневрируя высотой и курсом - уходила за границу.
 


Интересная тема.

Откуда взяли такую информацию?
   

west

втянувшийся


По теме, но без подробностей : " Москитные налеты имели место 28 и 29 мая 1988 года". www.airforce.ru ( ВВС России. "Горячее небо. Часть 3 ").


   

Aaz

модератор
★★☆
А никому не попадались материалы о том, как какой-то "рустовец" на такой же "Цессне" прошил ПВО зоны Панамского канала и плюхнулся на американской а/базе в этой зоне? Я кроме самого факта и не помню ничего, к сожалению... :(
   

west

втянувшийся

Aaz, 21.05.2004 18:29:35 :
А никому не попадались материалы о том, как какой-то "рустовец" на такой же "Цессне" прошил ПВО зоны Панамского канала и плюхнулся на американской а/базе в этой зоне? Я кроме самого факта и не помню ничего, к сожалению... :(
 


Дата только и известна - 31 мая 1987 года. ( Панама)

ИМХО :
Наверное и ПВО на этой базе толком не было.
От кого базе ВВС США в Панаме, ждать налета боевой авиации
или чего-то подобного ? Наверное от Гондураса и еще где там
был "рабочий класс". Парагвай ? (смайлики не работают).
Прикрывалась наверное пушечно-пулеметно, без дежурных
РЛС ПВО , а только то что аэродромные РЛС "увидят".
Прилет "Цесны" на эту базу не есть "героизм"-
- баловство и только.
Может на "Цесне" для янки пива баварского привезли...

Вот посадка немца Ганса Шнайдера в Батуми,
на "Цесне" 9 июня 1989( или 90-м ?) - это уже сверхнаглость
в отношении ПВО и государства в целом.
Пижонство конечно- цветы,пакет выбросил. Vivat Perestroika !
НО и точный расчет,умение пилотировать,знание рельефа,
и т.д. Видно ,что готовили его очень серьезно. И систему
ПВО того района он знал очень и очень. По всему видно турки ,
(или еще кто ) помогали ему во всем его "суперменстве".
Вообщем под контролем все было, как у тех из Гамбурга
на Севере.

ЗЫ:Кстати может кто знает :в тот год Батумская ЗРБР была ?
Помнится в ней было 14 или 15 ЗРДН С-75,С-125 .
Или уже разогнали к тому времени ? Тогда чего же не полетать!

(Плохо- смайлики не работают).

   
Это сообщение редактировалось 25.05.2004 в 09:06

west

втянувшийся


По команде с ближайшего аэродрома поднимались дежурные истребители
CУ -27.

На все время нахождения дежурного СУ-27 у границы, Цесна проводила полеты над территорией Норвегии.
Вообщем по всему было видно что все это спланированная акция по нарушению Гос.границы СССР, а не "воздушное хулиганство".


Немного подтверждения событий :" Капитан Марк Швецов в годовщину посадки Руста на Красную площадь предотвратил аналогичный полет к Мурманску Андреаса Соммерса на легкомоторном самолете " Цессна".
...Нетрудно представить последствия для командования Северного флота,корпуса ПВО, для престижа страны, если бы Соммерс сел в Мурманске."

( Мурманский вестник, 12.04.04. репортаж " Цель - атакую ! " из бывшего 941 ИАП ПВО п. Килп-Явр )

   

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru