В № 124 мы опубликовали отрывок из документальной книги "Неизвестный флот", которая только в августе выйдет в свет (см. статью "Конец эпохи Горшкова"). Авторы исследования контр-адмирал Г.Г. КОСТЕВ и капитан 1-го ранга И.Г. КОСТЕВ предоставили "РК" еще один один сюжет - о скоростных сверхмалых атомных подводных лодках проекта 705, сведения о которых до последнего времени были секретными. Наши читатели первыми узнают, как создавались эти субмарины и почему они не получили широкой известности. Первой АПЛ такого класса была К-64, построенная в Ленинграде на заводе № 196 (ныне «Адмиралтейские верфи»).
Лодка-автомат
Первым командиром К-64 был капитан 2-го ранга А.С. Пушкин. Приказ о его назначении состоялся в декабре 1962 г., когда лодка еще только проектировалась. А вскоре был определен и первоначальный состав экипажа всего в количестве 15 человек — 14 офицеров и единственный мичман кок В.И. Миронов (в окончательном составе команда К-64 включала 18 человек). Для сравнения: все первые "обычные" АПЛ имели экипажи, превышающие 100 человек.
Главным конструктором 705-го проекта в марте 1960 г. стал М.Г. Русанов. Для разработки этой АПЛ сформировали специальную научную группу. В нее вошли академики Н.Н.Исанин, А.Г.Иосифян, В.А.Трапезников и А.И.Лейпунский. Впервые на атомоходе предусматривались две сверхбыстродействующие вычислительные машины, которые были основой боевой информационно-управляющей системы «Аккорд» (главный конструктор А.И. Буртов). Научным руководителем по созданию ядерной энергетической установки на промежуточных нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) являлся А. И. Лейпунский — один из пионеров советской ядерной физики. Он не дожил до окончания испытаний самой первой АПЛ 705-го проекта, уйдя из жизни в 1972 г. Возможно, его смерть и сыграла роковую роль в неудачах лодки-автомата после постройки.
К-64 заложили только в 1968 г. Через два года работы на заводе № 196 были официально закончены, произведен физический пуск реактора и начались швартовые испытания. Многое не ладилось, системы не были «доведены», но на это закрывали глаза. Решили АПЛ поставить в плавдок и по Беломорско-Балтийскому каналу перевести на Север. С Беломорского рейда, где К-64 была выведена из дока, она с большими трудностями, но все же под турбинами пришла в Северодвинск для ходовых испытаний на Белом море. Сюда же прибыла и огромная сдаточная команда "Адмиралтейских верфей" — 900(!) человек. Во время ходовых заводских и государственных испытаний на борту АПЛ постоянно находился председатель правительственной комиссии по приемке К-64 заместитель главнокомандующего - начальник боевой подготовки Военно-морского флота вице-адмирал Г.М.Егоров (впоследствии адмирал флота, начальник Главного штаба ВМФ). В состав комиссии входил и президент АН СССР А.П.Александров.
На лодке, кроме основного экипажа, планировалось иметь и технический. Поначалу предполагалось, что после прихода в базу "походная" основная команда не будет участвовать в работах на лодке, а только техническая. Но на практике все оказалось значительно сложнее. Да и, к сожалению, К-64 служила недолго. Для ее короткой жизни было предостаточно причин. Но главное - системы этой АПЛ не были доведены «до ума»: 200 образцов (!) оборудования установили без проведения ресурсных испытаний на заводах-изготовителях.
Однако 31 декабря 1971 г. все же был подписан акт о передаче К-64 в опытную эксплуатацию. Завершающие подписи поставили председатель правительственной комиссии вице-адмирал Г.М.Егоров, заместитель министра судостроительной промышленности И.С.Белоусов и командир корабля А.С.Пушкин.
Пятилетний перерыв
К-64 вошла в состав 3-й дивизии подводных лодок, дислоцированной в Западной Лице. Но практически всю зиму стояла у причала, периодически теряя плавучесть из-за трещин в легком титановом корпусе. Также вышел из строя первый контур реактора. В середине апреля 1972 г. был слит сплав жидкометаллического теплоносителя первого контура и АПЛ «умерла». Так что фактически опытная эксплуатация лодки-автомата так и не началась.
После более чем пятилетнего перерыва наступила пора К-123 - второй по счету АПЛ проекта 705 - и ее командира А.У.Аббасова. Но это был проект не 705-й, а с приставкой К. И строился корабль уже не в Ленинграде, а в Северодвинске. Вступила К-123 в строй 12 декабря 1977 г. и прослужила до 1996 г. Главное отличие было в обновленной системе ядерной энергетики. Вслед за К-123 флот получил еще пять атомоходов проекта 705К. Последними из шести АПЛ такого типа были включены в состав Северного флота два корабля: К-493 - 23 ноября 1981 г., а К-463 (построенная, как и К-64, на «Адмиралтейских верфях») - 9 февраля 1982 г. Но это совершенно другие АПЛ, далеко уступающие перспективной идее. Их жизнь также оказалась короткой. Четыре лодки проекта 705К были исключены из состава ВМФ уже в 1990 г.
Все эти корабли со стороны моряков да и кораблестроителей вызывают противоречивые оценки. Есть безоговорочные положительные выводы, но есть и категорическое непризнание их достоинств. Почему? Большинство тех, кто знает 705 (705К) проект не понаслышке, считают, что эти корабли намного опередили свое время по самой идее, но существенно отставали по времени их создания. Да и реализация замысла осуществлялась не только медленно, но и оказалась далеко не полной. Сегодня для торпедных атомоходов на первый план вышли их противолодочные качества: малошумность, высокоэффективные акустические комплексы, мощное противолодочное вооружение, высокая подводная скорость и другие важные противолодочные особенности. АПЛ проекта 705 предполагались именно с такими качествами. Они создавались как скоростные автоматизированные с малочисленной командой лодки — истребители субмарин противника. Но после К-64 экипаж был увеличен вдвое, да и другие параметры резко ухудшались. Так что проект 705К — это совсем не 705-й.
Любопытна еще одна система проекта 705. На этих АПЛ впервые в мире предусмотрели отделяемую от корпуса лодки всплывающую спасательную камеру (ВСК). И это действительно важно для спасения малого экипажа, так как все моряки находятся прямо в отсеке ВСК. Но эту идею перенесли на гиганты типа «Курск». Это явная ошибка. Поэтому на практике ВСК не сыграла своей роли. Так было на погибших «Комсомольце» и «Курске». Ведь экипажи этих АПЛ «растянуты» от носа до кормы, а не находятся в отсеке ВСК. Эта идея непригодна для подводных кораблей-гигантов.
Замысел проекта 705 до сих пор поражает. Иметь нормальное водоизмещение «всего» 1600 тонн, скорость подводную 43–45 узлов и 15 человек экипажа, но при этом подводный истребитель вооружался шестью 533 мм торпедными аппаратами с боезапасом 18 торпед и ракето-торпед. Таким образом, самое яркое впечатляющее от 705-го - это замысел. Теперь уже ясно, что следовало серьезно доработать проект в соответствии с заданной идеей. Кстати, в пояснительной записке по техническому проекту указывалось: «...После разработки эскизного проекта 705 ... лодки проекта 705 должны стать основой будущего подводного флота при массовой постройке... кораблей». Но реальность оказалась другой. К-64 еще на заводе должна была остановить неоправданный оптимизм о массовой постройке таких АПЛ. Создание 705 проекта — это наглядный пример отсутствия системной проработки проблем атомного флота СССР. Но руководство ВМФ тех лет не посчиталось с такой реальностью и наметило явно ошибочную программу. План строительства советских АПЛ на 1971–1980 гг. предусматривал на «Адмиралтейских верфях» и на Северном машиностроительном предприятии (Северодвинск) выпуск в общей сложности около трех десятков субмарин проекта 705 (705 к).
Более того, тогдашний главнокомандующий ВМФ адмирал С.Г.Горшков, участвуя на одном из совещаний в специальном конструкторском бюро «Малахит» (здесь же находился и министр судостроительной промышлености), заявил: «АПЛ проекта 705 и ее дальнейшее развитие — это стратегическая позиция ВМФ». Считаем это неоправданной поспешностью. Но потом в противовес этой идее, к сожалению, выбрали другую крайность: когда не получилась АПЛ-«малютка», начали строить подводные гиганты.
Для корпуса лодки-автомата был выбран титановый сплав, и благодаря легкости титана резко снижалось водоизмещение по сравнению с более дешевым корпусом из стали. В этом плане интересен расчет стоимости корабля. Если советская первая АПЛ проекта 627 стоила 15 млн. руб. (в ценах 60-х годов), то корабль проекта 705 – уже 105 млн. рублей. Но удорожание произошло не из-за титанового корпуса, а из-за высокой стоимости автоматики, новой гидроакустики, навигации и связи. Однако перспектива 705-х в целом была реальна, а СССР мог опередить США в создании субмарин будущего.
"Мы еше будем строить проект 705"
Почему же К-64 не была доведена до практического использования? Камнем преткновения стала ядерная установка с ЖМТ. Быстро выяснилось, что она не была доработана до совершенства и тем более для использования на боевых кораблях. Талантливый ученый А.И.Лейпунский разработал перспективный реактор. Но в Обнинске, где находился учебный центр по подготовке экипажей АПЛ, так и не был создан наземный стенд для проекта 705. Моряки К-64 учились на стенде для субмарин другого класса. Кроме этого, ВМФ не был готов обслуживать эти корабли как в базе, так и в море по части новой паро-производительной установки. У К-64 она требовала достоянного «подогрева» жидкого металла. Нарушение этого режима приводило к «замерзанию» теплоносителя и невозможности его нового разогрева. Пожалуй, именно этот недостаток определил трагедию 705 проекта, а само подводное кораблестроение пошло по пути гигантизма.
Корабли типа известного всем "Курска" было делать легче и проще, чем автоматизированную «малютку». В этой связи надо обязательно вспомнить слова нынешнего генерального директора «Адмиралтейских верфей» В.Л. Александрова, сказанные им 10 апреля 1998 г. на 50-летии конструкторского бюро «Малахит»: «Мы еще будем строить лодки проекта 705 в 2010 году».
А для самой первой АПЛ этого проекта жизнь уготовила вообще невероятный конец. После того, как 31 декабря 1971 г. был подписан акт о передаче К-64 в опытную эксплуатацию, но лодка с трудом пришла в Западную Лицу, казалось бы, наступила пора сделать выводы и доработать корабль. Но нет, фактически занялись самообманом, начали подготовку к выходу в море (кстати, против плавания возражал командир 3-й дивизии контр-адмирал Ф.С.Воловик). И вскоре на атомоходе случилось несколько серьезных аварий. Более того, К-64 не смогла даже идти своим ходом для ремонта. Ее отбуксировали в Полярный на месячный ремонт легкого корпуса, а затем перетащили в Северодвинск, где вскоре корпус пришлось разрезать на две части.
Самая короткая АПЛ стала самой ... длинной
В феврале 1978 г. К-64, так и не ставшую боевой единицей, исключили из состава ВМФ. Носовые отсеки перевезли обратно к месту строительства — в Ленинград. Предполагалось, что это будет тренировочный стенд. Кормовую часть, включая реакторный отсек с выведенной из строя ЯЭУ, разместили на заводе «Звездочка» в Северодвинске. После этого моряки стали грустно шутить, что К-64 – еще и самая «длинная АПЛ» в мире, а не только самая малая: нос в Ленинграде, а корма на Севере.
http://www.ruskur.ru/text.php?identity=11784
P.S. Насчёт "сверхмалых", это, конечно своего рода допущение
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©