'Малютка' на атомном ходу

Теги:флот
 
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

В № 124 мы опубликовали отрывок из документальной книги "Неизвестный флот", которая только в августе выйдет в свет (см. статью "Конец эпохи Горшкова"). Авторы исследования контр-адмирал Г.Г. КОСТЕВ и капитан 1-го ранга И.Г. КОСТЕВ предоставили "РК" еще один один сюжет - о скоростных сверхмалых атомных подводных лодках проекта 705, сведения о которых до последнего времени были секретными. Наши читатели первыми узнают, как создавались эти субмарины и почему они не получили широкой известности. Первой АПЛ такого класса была К-64, построенная в Ленинграде на заводе № 196 (ныне «Адмиралтейские верфи»).

Лодка-автомат

Первым командиром К-64 был капитан 2-го ранга А.С. Пушкин. Приказ о его назначении состоялся в декабре 1962 г., когда лодка еще только проектировалась. А вскоре был определен и первоначальный состав экипажа всего в количестве 15 человек — 14 офицеров и единственный мичман кок В.И. Миронов (в окончательном составе команда К-64 включала 18 человек). Для сравнения: все первые "обычные" АПЛ имели экипажи, превышающие 100 человек.

Главным конструктором 705-го проекта в марте 1960 г. стал М.Г. Русанов. Для разработки этой АПЛ сформировали специальную научную группу. В нее вошли академики Н.Н.Исанин, А.Г.Иосифян, В.А.Трапезников и А.И.Лейпунский. Впервые на атомоходе предусматривались две сверхбыстродействующие вычислительные машины, которые были основой боевой информационно-управляющей системы «Аккорд» (главный конструктор А.И. Буртов). Научным руководителем по созданию ядерной энергетической установки на промежуточных нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ) являлся А. И. Лейпунский — один из пионеров советской ядерной физики. Он не дожил до окончания испытаний самой первой АПЛ 705-го проекта, уйдя из жизни в 1972 г. Возможно, его смерть и сыграла роковую роль в неудачах лодки-автомата после постройки.

К-64 заложили только в 1968 г. Через два года работы на заводе № 196 были официально закончены, произведен физический пуск реактора и начались швартовые испытания. Многое не ладилось, системы не были «доведены», но на это закрывали глаза. Решили АПЛ поставить в плавдок и по Беломорско-Балтийскому каналу перевести на Север. С Беломорского рейда, где К-64 была выведена из дока, она с большими трудностями, но все же под турбинами пришла в Северодвинск для ходовых испытаний на Белом море. Сюда же прибыла и огромная сдаточная команда "Адмиралтейских верфей" — 900(!) человек. Во время ходовых заводских и государственных испытаний на борту АПЛ постоянно находился председатель правительственной комиссии по приемке К-64 заместитель главнокомандующего - начальник боевой подготовки Военно-морского флота вице-адмирал Г.М.Егоров (впоследствии адмирал флота, начальник Главного штаба ВМФ). В состав комиссии входил и президент АН СССР А.П.Александров.

На лодке, кроме основного экипажа, планировалось иметь и технический. Поначалу предполагалось, что после прихода в базу "походная" основная команда не будет участвовать в работах на лодке, а только техническая. Но на практике все оказалось значительно сложнее. Да и, к сожалению, К-64 служила недолго. Для ее короткой жизни было предостаточно причин. Но главное - системы этой АПЛ не были доведены «до ума»: 200 образцов (!) оборудования установили без проведения ресурсных испытаний на заводах-изготовителях.

Однако 31 декабря 1971 г. все же был подписан акт о передаче К-64 в опытную эксплуатацию. Завершающие подписи поставили председатель правительственной комиссии вице-адмирал Г.М.Егоров, заместитель министра судостроительной промышленности И.С.Белоусов и командир корабля А.С.Пушкин.

Пятилетний перерыв

К-64 вошла в состав 3-й дивизии подводных лодок, дислоцированной в Западной Лице. Но практически всю зиму стояла у причала, периодически теряя плавучесть из-за трещин в легком титановом корпусе. Также вышел из строя первый контур реактора. В середине апреля 1972 г. был слит сплав жидкометаллического теплоносителя первого контура и АПЛ «умерла». Так что фактически опытная эксплуатация лодки-автомата так и не началась.

После более чем пятилетнего перерыва наступила пора К-123 - второй по счету АПЛ проекта 705 - и ее командира А.У.Аббасова. Но это был проект не 705-й, а с приставкой К. И строился корабль уже не в Ленинграде, а в Северодвинске. Вступила К-123 в строй 12 декабря 1977 г. и прослужила до 1996 г. Главное отличие было в обновленной системе ядерной энергетики. Вслед за К-123 флот получил еще пять атомоходов проекта 705К. Последними из шести АПЛ такого типа были включены в состав Северного флота два корабля: К-493 - 23 ноября 1981 г., а К-463 (построенная, как и К-64, на «Адмиралтейских верфях») - 9 февраля 1982 г. Но это совершенно другие АПЛ, далеко уступающие перспективной идее. Их жизнь также оказалась короткой. Четыре лодки проекта 705К были исключены из состава ВМФ уже в 1990 г.

Все эти корабли со стороны моряков да и кораблестроителей вызывают противоречивые оценки. Есть безоговорочные положительные выводы, но есть и категорическое непризнание их достоинств. Почему? Большинство тех, кто знает 705 (705К) проект не понаслышке, считают, что эти корабли намного опередили свое время по самой идее, но существенно отставали по времени их создания. Да и реализация замысла осуществлялась не только медленно, но и оказалась далеко не полной. Сегодня для торпедных атомоходов на первый план вышли их противолодочные качества: малошумность, высокоэффективные акустические комплексы, мощное противолодочное вооружение, высокая подводная скорость и другие важные противолодочные особенности. АПЛ проекта 705 предполагались именно с такими качествами. Они создавались как скоростные автоматизированные с малочисленной командой лодки — истребители субмарин противника. Но после К-64 экипаж был увеличен вдвое, да и другие параметры резко ухудшались. Так что проект 705К — это совсем не 705-й.

Любопытна еще одна система проекта 705. На этих АПЛ впервые в мире предусмотрели отделяемую от корпуса лодки всплывающую спасательную камеру (ВСК). И это действительно важно для спасения малого экипажа, так как все моряки находятся прямо в отсеке ВСК. Но эту идею перенесли на гиганты типа «Курск». Это явная ошибка. Поэтому на практике ВСК не сыграла своей роли. Так было на погибших «Комсомольце» и «Курске». Ведь экипажи этих АПЛ «растянуты» от носа до кормы, а не находятся в отсеке ВСК. Эта идея непригодна для подводных кораблей-гигантов.

Замысел проекта 705 до сих пор поражает. Иметь нормальное водоизмещение «всего» 1600 тонн, скорость подводную 43–45 узлов и 15 человек экипажа, но при этом подводный истребитель вооружался шестью 533 мм торпедными аппаратами с боезапасом 18 торпед и ракето-торпед. Таким образом, самое яркое впечатляющее от 705-го - это замысел. Теперь уже ясно, что следовало серьезно доработать проект в соответствии с заданной идеей. Кстати, в пояснительной записке по техническому проекту указывалось: «...После разработки эскизного проекта 705 ... лодки проекта 705 должны стать основой будущего подводного флота при массовой постройке... кораблей». Но реальность оказалась другой. К-64 еще на заводе должна была остановить неоправданный оптимизм о массовой постройке таких АПЛ. Создание 705 проекта — это наглядный пример отсутствия системной проработки проблем атомного флота СССР. Но руководство ВМФ тех лет не посчиталось с такой реальностью и наметило явно ошибочную программу. План строительства советских АПЛ на 1971–1980 гг. предусматривал на «Адмиралтейских верфях» и на Северном машиностроительном предприятии (Северодвинск) выпуск в общей сложности около трех десятков субмарин проекта 705 (705 к).

Более того, тогдашний главнокомандующий ВМФ адмирал С.Г.Горшков, участвуя на одном из совещаний в специальном конструкторском бюро «Малахит» (здесь же находился и министр судостроительной промышлености), заявил: «АПЛ проекта 705 и ее дальнейшее развитие — это стратегическая позиция ВМФ». Считаем это неоправданной поспешностью. Но потом в противовес этой идее, к сожалению, выбрали другую крайность: когда не получилась АПЛ-«малютка», начали строить подводные гиганты.

Для корпуса лодки-автомата был выбран титановый сплав, и благодаря легкости титана резко снижалось водоизмещение по сравнению с более дешевым корпусом из стали. В этом плане интересен расчет стоимости корабля. Если советская первая АПЛ проекта 627 стоила 15 млн. руб. (в ценах 60-х годов), то корабль проекта 705 – уже 105 млн. рублей. Но удорожание произошло не из-за титанового корпуса, а из-за высокой стоимости автоматики, новой гидроакустики, навигации и связи. Однако перспектива 705-х в целом была реальна, а СССР мог опередить США в создании субмарин будущего.

"Мы еше будем строить проект 705"

Почему же К-64 не была доведена до практического использования? Камнем преткновения стала ядерная установка с ЖМТ. Быстро выяснилось, что она не была доработана до совершенства и тем более для использования на боевых кораблях. Талантливый ученый А.И.Лейпунский разработал перспективный реактор. Но в Обнинске, где находился учебный центр по подготовке экипажей АПЛ, так и не был создан наземный стенд для проекта 705. Моряки К-64 учились на стенде для субмарин другого класса. Кроме этого, ВМФ не был готов обслуживать эти корабли как в базе, так и в море по части новой паро-производительной установки. У К-64 она требовала достоянного «подогрева» жидкого металла. Нарушение этого режима приводило к «замерзанию» теплоносителя и невозможности его нового разогрева. Пожалуй, именно этот недостаток определил трагедию 705 проекта, а само подводное кораблестроение пошло по пути гигантизма.

Корабли типа известного всем "Курска" было делать легче и проще, чем автоматизированную «малютку». В этой связи надо обязательно вспомнить слова нынешнего генерального директора «Адмиралтейских верфей» В.Л. Александрова, сказанные им 10 апреля 1998 г. на 50-летии конструкторского бюро «Малахит»: «Мы еще будем строить лодки проекта 705 в 2010 году».

А для самой первой АПЛ этого проекта жизнь уготовила вообще невероятный конец. После того, как 31 декабря 1971 г. был подписан акт о передаче К-64 в опытную эксплуатацию, но лодка с трудом пришла в Западную Лицу, казалось бы, наступила пора сделать выводы и доработать корабль. Но нет, фактически занялись самообманом, начали подготовку к выходу в море (кстати, против плавания возражал командир 3-й дивизии контр-адмирал Ф.С.Воловик). И вскоре на атомоходе случилось несколько серьезных аварий. Более того, К-64 не смогла даже идти своим ходом для ремонта. Ее отбуксировали в Полярный на месячный ремонт легкого корпуса, а затем перетащили в Северодвинск, где вскоре корпус пришлось разрезать на две части.

Самая короткая АПЛ стала самой ... длинной

В феврале 1978 г. К-64, так и не ставшую боевой единицей, исключили из состава ВМФ. Носовые отсеки перевезли обратно к месту строительства — в Ленинград. Предполагалось, что это будет тренировочный стенд. Кормовую часть, включая реакторный отсек с выведенной из строя ЯЭУ, разместили на заводе «Звездочка» в Северодвинске. После этого моряки стали грустно шутить, что К-64 – еще и самая «длинная АПЛ» в мире, а не только самая малая: нос в Ленинграде, а корма на Севере.


http://www.ruskur.ru/text.php?identity=11784


P.S. Насчёт "сверхмалых", это, конечно своего рода допущение
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  

au

   
★★☆
По-моему это просто трагедия, точнее один пример. Когда приводят "опережение времени" как минус (причём относительно боевой техники!!!), то это кошмар в чистом виде. Ведь это опережение времени, если с ним обращаться грамотно, превратилось бы в преимущество на поле боя!!! Так нет, блин, сильно трудно продумать всё головой и сделать руками, и так легко найти отмазку чтобы не делать :(
Бывает что народ начинает мечтать, вроде "вот бы нам этот ИС-3 в 1942 году", или что-то в таком духе. А когда получают такое, начинают жаловаться что де сильно непривычно.
"Вот так начинают пить водку"(с)
 
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

http://www.podlodka.org/article028.htm

Так сказать, "для закрепления материала" (с)
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

au, 05.07.2004 14:43:13 :
Ведь это опережение времени, если с ним обращаться грамотно, превратилось бы в преимущество на поле боя!!! Так нет, блин, сильно трудно продумать всё головой и сделать руками, и так легко найти отмазку чтобы не делать :(
Бывает что народ начинает мечтать, вроде "вот бы нам этот ИС-3 в 1942 году", или что-то в таком духе. А когда получают такое, начинают жаловаться что де сильно непривычно.
"Вот так начинают пить водку"(с)
 


>По-моему это просто трагедия, точнее один пример. Когда приводят "опережение >времени" как минус (причём относительно боевой техники!!!), то это кошмар в >чистом виде.

Ну ты же сам понимаешь,что это чисто личное мнение отца и сына Костевых И не более... От своего отца, служившего на 675 ( впрочем и от других людей) про 705 я слышал только восторженные отзывы. Впрочем, у него есть друг, который в своё время этой (6-й) дивизией командовал, так там тоже только положительные отзывы. И "отмазка" там случилась на самом деле в другом - в том, что опять же упрёлись в систему базирования и организации службы ( специфика ЖМТ-реакторов)
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  
Это сообщение редактировалось 05.07.2004 в 17:42

au

   
★★☆
А всё равно жалко. Так или иначе, а лодкам капут, и новых таких тоже нет и на горизонте не видно. И теперь уже не важно что именно было ложкой дёгтя, но у кого-то в чём-то отмазка таки нашлась, и тем более жалко, что это не какая-то трудная проблема с новой технологией, а "трудности" с обслуживанием.
 
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

au

>А всё равно жалко.

Кто бы спорил...

>Так или иначе, а лодкам капут, и новых таких тоже нет и на горизонте не видно.

Ну много чего нет...

> И теперь уже не важно что именно было ложкой дёгтя, но у кого-то в чём-то >отмазка таки нашлась, и тем более жалко, что это не какая-то трудная проблема с >новой технологией, а "трудности" с обслуживанием.

Но умалять их тоже не стоит :( Хотя если бы не соответствующие события - я думаю, решили бы эту проблему.
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  
RU Dem_anywhere #05.07.2004 17:02
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал
★☆
au, 05.07.2004 15:43:13 :
По-моему это просто трагедия, точнее один пример. Когда приводят "опережение времени" как минус (причём относительно боевой техники!!!), то это кошмар в чистом виде. Ведь это опережение времени, если с ним обращаться грамотно, превратилось бы в преимущество на поле боя!!! Так нет, блин, сильно трудно продумать всё головой и сделать руками, и так легко найти отмазку чтобы не делать :(
 


ИМХО - тут основная проблема в том, что все эти "опережающие время" конструкции во-первых, весьма глюкавы, и во-вторых, их практическая ценность сомнительна.
Вот например - сильно ли помогло Германии всё её вундерваффе в ВМВ?
Ну и конечно человеческий фактор присутствует - делать что-то ради того, чтобы делать мало кто будет...
 
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

Dem_anywhere, 05.07.2004 16:02:57 :
 


>ИМХО - тут основная проблема в том, что все эти "опережающие время" >конструкции во-первых, весьма глюкавы

Разница между 705 и 705К в статье не зря показана.

>и во-вторых, их практическая ценность сомнительна.

Мотивируйте.

>Ну и конечно человеческий фактор присутствует - делать что-то ради того, чтобы >делать мало кто будет...

Рассматриваете ситуацию в совсем неверной плоскости.
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  
Это сообщение редактировалось 05.07.2004 в 17:41
+
-
edit
 

Vasiliy

опытный

Да, уж. "Сверхмалые" - при водоизмещении за 3000?
Автор слабо, мягко выражаясь, знаком с классификацией кораблей.

Кстати, во многих открытых источниках говориться о том, что только 3 лодки, построенные в Северодвински были пр. 705К, а все построенные в Питере, были 705 проекта. Да и сам автор это косвенно подтверждает, утверждая, что были планы строительства десятков 705/705К, а не только 705К. Ну и не по совсем открытым источникам это так. Так что будте осторожны с подобными "воспоминаниями". Отличались же 705 от 705К в основном турбинами, длина корпусов у них была немного разная (кстати, у Апалькова длины почему то неправильно указаны).

Я общался с экипажами 705-х (участвовал сначала в их строительстве (705К), в переоборудовании (705К), а потом в утилизации (705, 705К)), мой близкий родственник всю свою службу служил на 705-х (в т.ч. и старпомом), все хорошо отзывались об этом проекте.
 
Это сообщение редактировалось 05.07.2004 в 23:25
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

Ув.Vasiliy

>Да, уж. "Сверхмалые" - при водоизмещении за 3000?
>Автор слабо, мягко выражаясь, знаком с классификацией кораблей.

Во-первых, я не просто так написал Post Scriptum.
Во-вторых у 705К если меня не подводят мои приступы склероза было даже чуть
Во-вторых,если я правильно помню, ни один ни второй Костевы отноешния к 705 не имели. Так что это "взгляд и нечто" (с). зачем выложил ? Объясняю.Чтобы помнили, что мы могли раньше и что можешь сейчас. А для такой цели пойдёт и данный материал (с определёнными оговорками).

>Кстати, во многих открытых источниках говориться о том, что только 3 лодки, >построенные в Северодвински были пр. 705К, а все построенные в Питере, были >705 проекта.

Не совсем так, если я правильно помню.

Питер :

К-64, К-316, К-373 - 705. А К-463- 705К

Северодвинск:

С К-123 - непонятки. По одинм данным - 705, по другим - 705К( скорее всего - первое).К-432 и К-493 - 705К.

>Да и сам автор это косвенно подтверждает, утверждая, что были планы >строительства десятков 705/705К, а не только 705К.

Были. Почему не стали строить - я думаю, вы в силу опредленных причин знаете ;-)

>Отличались же 705 от 705К в основном турбинами,

Не только. У 705 и 705К, собственно, разные ППУ. На 705"просто" была Африкановская ОК-550, а на 705К - гидропрессовская БМ-40А


>Я общался с экипажами 705-х (участвовал сначала в их строительстве (705К), в >переоборудовании (705К), а потом в утилизации (705, 705К)), мой близкий >родственник всю свою службу служил на 705-х (в т.ч. и старпомом), все хорошо >отзывались об этом проекте.

О чём и речь....
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  
+
-
edit
 

WINGman

втянувшийся

Есть мнение, что жидкометаллический теплоносилель ректора на стоянке должен был подогреваться береговыми системами... Поскольку риск "застывания" реактора был велик из-за привычного бардака на берегу, надёжнее оказалось просто не глушить реактор, что и вышло очень быстро боком практически для всех систем ПЛА...

Я не прав?
Воздуха на 3 часа, зато консервов на 70 дней.  
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

WINGman>Есть мнение, что жидкометаллический теплоносилель ректора на стоянке должен был подогреваться береговыми системами...

Должен был.

> Поскольку риск "застывания" реактора был велик из-за привычного бардака на берегу,

Чтож... Вечером позвоню бывшему командиру 6-й дивизии и спрошу - много ли "привычного бардака на берегу" у него было.

>надёжнее оказалось просто не глушить реактор, что и вышло очень быстро боком >практически для всех систем ПЛА...

Это было ненадёжнее. Инфраструктуры не было. Нечем с берега теплоноситель прогревать было. Плюс проблемы с кадрами и прочее и прочее...

WINGman>Я не прав?[»]

Не правы.

"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  

hsm

опытный


Kestrel>Это было ненадёжнее. Инфраструктуры не было. Нечем с берега теплоноситель прогревать было. Плюс проблемы с кадрами и прочее и прочее...[»]

= "привычный бардак на берегу", можно даже не спрашивать командира дивизии.
Или Вы думаете "бардак" это что-то другое?
 
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

Kestrel>>Это было ненадёжнее. Инфраструктуры не было. Нечем с берега теплоноситель прогревать было. Плюс проблемы с кадрами и прочее и прочее...[»]
hsm>= "привычный бардак на берегу", можно даже не спрашивать командира дивизии.

Могу позвонить членам экипажей - нет проблем.

hsm>Или Вы думаете "бардак" это что-то другое?[»]

Да нет, это у вас понятие бардака странное. Это не проблема "берега" и не проблема командования дивизии. Это проблема тех, кто планировал развёртывание кораблей, но не строил под них инфраструктуру.
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  

hsm

опытный

Kestrel>>>... Это проблема тех, кто планировал развёртывание кораблей, но не строил под них инфраструктуру.[»]

Конгениально! :) Я именно это и назвал (может неправильно) "бардаком на берегу", а вовсе не что-то связанное с экипажем или командованием уровня дивизии. Задача создания адекватной береговой инфраструктуры решается совсем на другом уровне.
 
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

Kestrel>>>>... Это проблема тех, кто планировал развёртывание кораблей, но не строил под них инфраструктуру.[»]
hsm>Конгениально! :) Я именно это и назвал (может неправильно) "бардаком на берегу", а вовсе не что-то связанное с экипажем или командованием уровня дивизии. Задача создания адекватной береговой инфраструктуры решается совсем на другом уровне.[»]

Только этот уровень никто "берегом" не называет :P

"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru