Shurik>А остальные 3 генератора?Shurik>Неужели там ручные переключения при отказе одного из четырех генераторов требуются?
- По идее так: все 4 генератора постоянного тока параллельно работают на общую сеть, на общую шину потоянного тока, 28.5V. Откуда питаются все остальные потребители, - и те, кто питается постоянным током (иногда - некоторые части противообледенительной системы) и преобразователи - и трехфазные, и однофазные, и пр. Преобразователи в свою очередь образуют сети: основная сеть 36В 400 Гц, резервная сеть 36В 400 Гц, основная сеть 115В 400Гц, резервная сеть 115В 400 Гц и т.д. От этой шины постоянного тока всё время подзаряжаются аккумуляторы (сколько их там есть, но никак не меньше 2-х). Они образуют свою сеть постоянного тока, к которой подключены несколько дублирующих приборов, малопотребляющих, - например, электрический указатель поворота, аварийная УКВ-радиостанция, обогрев приёмника воздушного давления командира корабля и т.п. Потребители обычно подключены каждый к своим сетям, но при отказе какких-то преобразователей возможно перекрёстное переключение к "чужим" сетям. При этом нагрузка не должна превышать установленную в каждой сети.
При отказе одного из генераторов и использовании многих потребителей может возникнуть ситуация, когда часть потребителей, без которых можно обойтись, отключают. Электрооборудование - это "епархия штурмана". На Ту-22М штурманы сидят за лётчиками и командир действия штурмана проконтролировать может только по докладам (при условии, что он сам не ленился повторять "действия в особых случаях").
При перегрузке серьёзной (например, при замыкании, что возможно имело место там) есть автоматы защиты сети, которые отключают те агрегаты, где токи существенно превышают норму. Но, в основном, там работа ручная для штурмана - это отключить от сети, это подключить, это оставить, перейти на резервную шину (с минимумом потребителей, необходимых для продолжения полёта) или, когда (вдруг) отказали все генераторы - перейти на аварийную шину. Это - аккумуляторы. Обычно - 2 штуки. На больших самолётах их может быть больше.
Вообще-то, при отказе только одного генератора, за 40 с чем-то минут до расчётного времени посадки - не могу взять в толк, что же могло им помешать спокойно долететь и сесть, кроме очень грубой ошибки штурманов.
Второй штурман сидит рядом и смотрит, если жить хочет - должен начальнику подсказать и должен следить за ним, когда возник особый случай, проверять его действия, - всё ли тот правильно сделал. Не стесняться спросить, если в чём-то усомнился или подсказать (тем более он был - цельный капитан), если считает, что начальник сделал что-то неправильно.
Shurik>Вуду, вы примерно должны представлять - как оно там реально действует.
- Всю конкретику, все действия по элементам я, разумеется, не помню.
Shurik>Ну например при отказе одного из генераторов на Ту-134 что происходит и что экипаж при этом должен/делает?
- Как я выше говорил: докладывает командиру, командир докладывает РП (или на КП, под управлением которого находится в данный момент), отключает все лишние, не нужные на данном этапе полёта потребители, продолжает или прекращает выполнение задания (в зависимости от местонахождения и условий), постоянно контролируя работу оставшихся генераторов и потребителей, завершает полёт.
Отказ одного генератора из 4-х, повторяю, никак не должен повлечь за собой катастрофу.
Но если все (или значительная часть) потребителей были по ошибке подключены к аварийной, аккумуляторной шине, а работоспособные, исправные генераторы при этом были все выключены - тогда - звиздец. Аккумуляторы (я не помню, сколько их там, например - 4 штуки) будут разряжены до нуля и всё начнёт выключаться - а там системы управления самолётом (хоть их и три-четыре) без тока функционировать никак не могут, ни одна. Ночь, самолёт тёмный, мёртвый, неуправляемый, только с работающими двигателями и аккумуляторы разряжены настолько, что не хватило питания даже для срабатывания пиропатронов катапульт... Кошмар.Shurik>А вообще - разве может система катапультирования быть завязана на Shurik>общую бортовую систему электропитания?? Толку с нее тогда?[»]
- Закон Мерфи:
"...всё что в принципе не должно отказать, отказывает тоже..."
Теперь, вероятно, сделают доработку на катапультные кресла - поставят параллельно ещё цепь в пиропатроны, от автономных аккумуляторчиков, крепимых прямо в спинке сиденья... Дело-то вообще-то нехитрое...