[image]

Разжигание котлов

Теги:флот
 
RU CaRRibeaN #02.08.2004 00:33
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

Угольные котлы рубежа веков - достаточно сложное и объемное устройство, на полной мощности жрущее больше тонны угля в час. Соотвественно для того что бы довести его до такой мощности, котел надо достаточно длительное время разжигать и прогревать. Как выглядели эти процедуры на военных кораблях, кто знает? Чем больше подробностей, тем интереснее :)
   
RU Скептик-2 #02.08.2004 02:48
+
-
edit
 

Скептик-2

втянувшийся

Деревенскую печку топил когда-нибудь?


Так здесь все то же самое, но только в больших маштабах...
Пары поднять - часы уходили, а разжечь котлы - еще больше.
   
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★☆
> Деревенскую печку топил когда-нибудь?

С котлами все намного хуже :) У деревенской печи нет трубок. А угольные пароходные котлы обычно являются (вообще-то являлись - угольные котлы давно канули в прошлом) комбинированными: водотрубными и дымогарными. Так что они сочетают подлости обоих типов...

В общем случае для вывода на режим парового котла следует выполнить более-менее одинаковые операции:
  • проверка исправности арматуры, контрольных приборов, аварийных устройств;
  • осмотр котлоагрегата - кладка, трубки, топка, вентиляторы, эжекторы;
  • заполнение котла водой до уровня "холодно" - чуть ниже номинального уровня: вода должна быть с температурой не более 90 градусов, чтобы не деформировались металлические детали и не растрескалась бы кладка;
  • вторая проверка предохранительных клапанов;
  • открытие воздушных и пароосушительных клапанов;
  • пуск питательного насоса;
  • загрузка топки чурками :) такое у угольных котлов пусковое топливо ;
  • разжигание - тем или иным способом зажигается пусковое топливо. Обычно чурки чуть смачиваются каким-ныть жидким топливом. Можно, конечно, и газеткой со щепками, но слышком долго. В свое время были и специальные пиротехнические шашки для розжига котлов. Сегодня они выродились в брусков для розжига каминов :) ;
  • пуск тягового вентилятора и регулировка воздуха так, чтобы пламя разгорелось, но одновременно чтобы не сдуло его. Обычно это разряжение 2...4 mm водного столба по дифманометру;
  • подбрасывание первых порций угля. Для этого есть особый отборный уголь "первой подачи" - без пыли и крупных кусков;
  • включение механизма качания колосников и удаления золы. Конечно, если он есть... Иначе золу выгребают вручную;
  • при достижение температуры топочных газов 120...130 градусов включают вентилятор воздухоподогревателя. Это делается во избежания овлажнения теплопередающих поверхностей и налипания пепла;
  • постепенно увеличивают тягу и темп подбрасывания угля, одновременно с этим следят за уровнем воды, при необходуимости регулируя его вентилями;
  • следят за расширением экранов и барабанов по специальным реперным точкам, которые отмечены гравировкой. Иногда даже зеркальца ставят, а в стационарных котлоагрегатов бывают даже зеркальные перископы. Правильное расширение котла очень важно, иначе можно легко погнуть пучки или даже разорвать барабан;
  • через 1...4 часа вода закипает и начинает подниматься давление. При достижение 0.5 атмосфер положено произвести первую продувку. В ходе этой продувки шлам отделяется от воды;
  • перед включением котла в главную магистраль производят вторую продувку. Если магистраль холодная (т.е. котел запущен первым), то начинают продувку магистрали. Но это выходит за рамки темы ;)
  • включают котел в главную магистраль;
  • подбрасывают уголь, следят за давлением, уровнем воды и за удалением золы;
  • следят за прорывами пара и при необходимости принимают меры - от прозаической подтяжки фланцев на паропроводах до героического глушения трубок на ходу.


С той уговоркой, что я пароходный котел только на крейсере "Аврора" видел :)
   

BrAB

аксакал
★★

>> Деревенскую печку топил когда-нибудь?
varban>С котлами все намного хуже :) У деревенской печи нет трубок. А угольные пароходные котлы обычно являются (вообще-то являлись - угольные котлы давно канули в прошлом) комбинированными: водотрубными и дымогарными. Так что они сочетают подлости обоих типов...

У меня только два вопроса:
1) Откуда у вас такие подробные знания? Мысль только одна - что вам доводилось общаться не с пароходным котрлом (наверное на ТЭЦ или котельной?)
2) а если котёл на нефти? сильно процесс отличается?
   

Бяка

имитатор знатока
★☆
>>> Деревенскую печку топил когда-нибудь?
varban>>С котлами все намного хуже :) У деревенской печи нет трубок. А угольные пароходные котлы обычно являются (вообще-то являлись - угольные котлы давно канули в прошлом) комбинированными: водотрубными и дымогарными. Так что они сочетают подлости обоих типов...
BrAB>У меня только два вопроса:
BrAB>1) Откуда у вас такие подробные знания? Мысль только одна - что вам доводилось общаться не с пароходным котрлом (наверное на ТЭЦ или котельной?)
BrAB>2) а если котёл на нефти? сильно процесс отличается?[»]

Не на нефти, а на мазуте. Причём на корабельном. Что очень хорошо. Не вдаваясь в подробности с арматурой и водой, процесс розжига выглядит примерно так. Включают вентилятор дымовой, создают тягу и разряжение. Затем вставляют факел. После чего на пламя факела подают распылённый через форсунки мазут, чаще - мазутно-водяную пыль.

   

TEvg

аксакал

админ. бан
На ТЭЦах уголь сжигают в виде пыли, для чего его размалывают в угольных мельницах. А пусковым горючим служит мазут.
   

israel

модератор
★★★
varban> А угольные пароходные котлы обычно являются (вообще-то являлись - угольные котлы давно канули в прошлом) комбинированными: водотрубными и дымогарными.

[»]

корабельные котлы были двух типов: водотрубными и огнетрубными. а до них были цилиндрические (последние образцы строились где то до 1895 года).

   

ED

старожил
★★★☆
>На ТЭЦах уголь сжигают в виде пыли
Не только в виде пыли. Бывает и в виде мелкой крошки.
   
RU CaRRibeaN #02.08.2004 23:53
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

Потрясающе, Варбан! Спасибо! Я, если честно не надеялся, что мне вообще хоть кто-то что-то ответит :) А тут такое чувство, что ты кочегаром прослужил много лет :)
   
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
TEvg>На ТЭЦах уголь сжигают в виде пыли, для чего его размалывают в угольных мельницах. А пусковым горючим служит мазут

Не мазут, а ПГ. Мало того, из за экономических и экологических причин в мире запрещенно сжигать на ТЭЦ уголь без "подсветки" ПГ или СжГ. "Подсветка" -где то 4-5% от общей мощности.

Ник
   

Tico

модератор
★★☆
От Варбана (он, к сожалению, не может постить)


Огнетрубный и дымогарный - это не одно и то же.
Это совершенно разные вещи.

Я знаю следующих основных типов паровых котлов:
  • циллиндрический. Самый несовершенный тип - просто циллиндрический бак высокого давления. Топка только внешняя;
Это первые судовые котлы. У них самый большой объем воды (для одной и той же мощности). Отсюда и способность отдавать больше пара при увеличения расхода простым открытием главного клапана. Паровая машина тоже способна к форсирования. Весьма живо работа такого котла описана Майн Ридом:
На ``Красавице'' все горячо взялись за работу. Выкатили бочки, выбили у них днища, окорока свалили на палубу перед топками и стали кидать их в огонь. Чугунные стенки топок скоро покраснели, давление пара увеличилось, пароход дрожал от усиленной работы машин, судовой звонок надрывался, давая сигналы, колеса вертелись все быстрей, и пароход заметно увеличил скорость.
 

Но к сожалению, способность аккумулировать большое колличество энергии делает их самыми взрывоопасными из всех котлоагрегатов:
``Красавица'' по-прежнему следует за ``Магнолией'', и между ними по-прежнему около двухсот ярдов. Грохот машин, гудение пара, удары плиц по воде, треск обшивки и крики людей на палубе сливаются в оглушительный концерт.
Вперед мчится ``Красавица'', вперед, вперед — и, несмотря на все усилия ``Магнолии'', догоняет ее. Ближе, еще ближе — и вот ее нос сравнялся с кормой соперницы.
Вот он уже против рулевой рубки, вот уже против штормового мостика, вот против конца верхней палубы! Теперь их огни сливаются в одну линию и вместе отражаются в воде — они идут нос с носом!
Еще минута — ``Красавица'' вырывается еще на фут вперед,капитан машет фуражкой, и громкий крик торжества раздается над рекой.

Этот крик не успел отзвучать. Едва он разнесся в полуночной тиши, как его прервал оглушительный взрыв, словно целый пороховой склад взлетел на воздух. Он потряс небо, землю и воду! Раздался треск, во все стороны посыпались доски, люди с пронзительными криками взлетели вверх, дым и пар застлали все кругом, и ужасный вопль сотен голосов раздался во мраке ночи.
 


  • батарейный - это несколько (обычно 9) барабанов, связанные между собой в три ряда. Тоже "многоводный", а соответственно и взрывоопасный. Ввели барабаны не столько для увеличения поверхности котла, сколько для увеличения давления - диаметр барабанов в 3 раза меньше, чем диаметр одного циллиндрического котла той же длины и объема, а значит и толщина стенки из прочностных соображений тоже в 3 раза меньше. Это первый тип котла с пароперегревателем. В судовых котлов если и использовался, то в виде редчайшего исключения - он не компонуется компактно. Топка у батарейного котла внешняя.
  • огнетрубный - бывает однотрубный, двухтрубный и многотрубный (я видел схему трехтрубного судового котла). Представляет собой циллиндрический паровой котел, через которого проходят одна или несколько труб диаметром в 1/3...1/4 от диаметра котла. У огнетрубного котла столько внутренных топок, сколько труб - в каждой по одной. Газы три раза проходят длину котла - по огневын трубам, по бокам котла и снизу котла. Объем такого котла не сильно отличается от циллиндрического, соответственно способность аккумулировать тепло и взрывопасность сопоставима. Такие котлы весьма широко использовались в судовых, паровозных и локомобильных силовых установках. Но в мобильном варианте они еще более опасны, чем в стационарном.
  • дымогарный. У этих котлов огневые трубки заменены большим числом дымогарными малого диаметра - порядка 50...100 миллиметра. Зато таких трубок сильно много до хрена - все сечение котла занято ими. Объем таких котлов поменьше, а самое главное - если даже лопнет трубка, не будет взрыва - сечение трещины, даже если она кольцевая, не сравнить с сечением трещины барабана или корпуса котла. Да и давление пара давит на трубку снаружи, а не изнутри, так что обычно дымогарная трубка просто прогорает.
У чисто дымогарных котлов топки только внешные:



ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ОБОРОТНЫЙ ДЫМОГАРНЫЙ ГАЗОТРУБНЫЙ ПАРОВОЙ КОТЕЛ. 1 – подвод топлива и воздуха; 2 – топочная камера; 3 – дымогарные трубы прямого прохода; 4 – дымогарные трубы обратного прохода; 5 – задняя трубная решетка; 6 – вход воды; 7 – выход пара; 8 – сепаратор пара; 9 – барабан; 10 – пар; 11 – вода; 12 – водомерное стекло; 13 – дымоход к дымовой трубе; 14 – дымовой короб; 15 – слив.


Однако в пароходных и паровозных котлов часто топка компонуется в огневой трубе, и так получаются комбинированные дымогарно-огнетрубные котлы. Хочу подчеркнуть, что такие котлы в гораздо большей степени дымогарные, чем огнетрубные.
  • водотрубные. У дымогарных котлов есть неприятный недостаток - неплотность тубок в переднем и заднем зеркалах. Кстати, там сварка не используется, а развальцовка. Если разжечь форсированно такой котел, у него большая часть трубок потечет и котел выдет из строя. В водотрубных котлах все наоборот - топочные газы омывают трубки снаружи, а вода греется (и иногда кипит, в зависимости от конструкции котла) в трубках. Водяные трубки еще меньшего диаметра, чем дымогарные - около 10 миллиметров, если вода только греется, и порядка 15...30, если в трубках есть кипение. Трубки могут располагаться горизонтально, наклонно:




ПРОДОЛЬНЫЙ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ (только ПМСМ это наклонный!) ВОДОТРУБНЫЙ ПАРОВОЙ КОТЕЛ. 1 – подвод топлива и воздуха; 2 – огнеупорная топочная камера; 3 – водяные трубы; 4 – передний коллектор (пароводяная смесь); 5 – первый проход; 6 – второй проход; 7 – третий проход; 8 – направляющие перегородки; 9 – дымовой короб; 10 – дымоход к дымовой трубе; 11 – задний коллектор (вода); 12 – слив; 13 – вход воды; 14 – выход пара; 15 – сепаратор пара; 16 – барабан; 17 – водомерное стекло; 18 – пар; 19 – пароводяная смесь.


почти вертикально (в болгарском техническом языке есть термины наклоннотрубный и крутотрубный :)) и вертикально:



ДВУХБАРАБАННЫЙ ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ВОДОТРУБНЫЙ ПАРОВОЙ КОТЕЛ С ЭКРАНИРОВАННОЙ ТОПКОЙ. 1 – подвод топлива и воздуха; 2 – экранированная (радиационная) топочная камера; 3 – огнеупорная обмазка или металлическая обшивка труб экрана; 4 – трубы экрана; 5 – вода; 6 – цилиндрический водяной барабан; 7 – слив; 8 – вертикальные водяные трубы; 9 – направляющие перегородки; 10 – дымоход к дымовой трубе; 11 – вход воды; 12 – цилиндрический паровой барабан; 13 – выход пара; 14 – пар; 15 – кипящая вода.



Циркуляция в водяных трубках может быть естественная, искуственная и смешанная.
Я знаю 4 типа водотрубных котлов, а систем и конструкций гораздо больше - больше, чем все вышерассмотренные. Что общего между водотрубными котлами? Давление пара может быть очень высоким - 40...60...100 и до 400 атмосфер. Правда, последнее - только в стационарных, для судовых это слышком круто. Эти котлы разогреваются гораздо быстрее, чем все "многоводные", в т.ч. и дымогарные котлы. Они компактны, легко компонуются практически во все возможные объемы. Форсирование таких котлов делается увеличением расхода воды через трубок. При разрыве одной трубки взрыв не происходит, но если продолжить эксплуатацию котла, может растрескаться жаропрочная кладка камеры. В таких случаях глушат котел и ждут, пока остынет для ремонта. Правда, иногда нельзя останавливать котел надолго и тогда лопнувшая трубка просто глушится пробкой. Только знать бы какую... Тут уместна цитата из "Повесть о двух кораблях" Панова, но канал у меня глючит, вплоть до того, что постинг не проходит :(

И напоследок советую прочитать материал по паровым котлам на Кругосвете: Страница не найдена | Энциклопедия Кругосвет Я именно оттуда слямзил картинки.
Неплохо бы поискать специально материалы по судовым котлам, но мне уже лень - ;)
 
   
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★☆
По поводу термина огнетрубный: встречается также жаротрубный, а в теплотехнической литературе последные 20 лет говорят газотрубный. Но это одно и то же.

Интересно, коротенький постинг пройдет?
   
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★☆
Гы, проходят :)

BrAB> Откуда у вас такие подробные знания?

Началось с отцовским ВУЗовским учебником по теплотехнике - по семейным преданиям я его читал уже во втором классе, при этом доставая отца вопросами. Отец у меня инженер-механик, но в свое время крепко учили - считалось, что инженер должен уметь если не спроектировать, то переделать и модернизовать заводскую ТЭС.
Потом было весьма близкое знакомство с брошенным паровым катком. Вместе с братом удалось развести пары, дать ход и проехать с полкилометра :D :F Я был в шестом, а брат в четвертом классе.
А потом, уже после окончания ЛТИ доводилось подхалтуривать пуско-наладкой котлоагрегатов. И маленьких, и довольно больших.

Последнее, что делал вместе с коллегами - разработал технологию уничтожения жидкого ракетного топлива ТГ-02 в небольших водогрейных и паровых котлах. Котел работал чище, чем в штатном режиме.

> Мысль только одна - что вам доводилось общаться не с пароходным котрлом (наверное на ТЭЦ или котельной?)

Ага. Я писал выше, что пароходные котлы видел только на Авроре :)
   
Это сообщение редактировалось 03.08.2004 в 03:56
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★☆
TEvg> На ТЭЦах уголь сжигают в виде пыли, для чего его размалывают в угольных мельницах. А пусковым горючим служит мазут.

Там целое производство или по крайней мере довольно большая установка - больше, чем собственно котел :)
А пусковое горючее на самом деле мазут.
Но мазут тоже не так просто зажечь.

Сначала зажигают газовую горелку. Зажигают высоковольтовым разрядом, свечой типа автомобильных. Газовая горелка зажигает горелку побольше на легком котелном топливе. После того, как прогреется фор-камера топки, запускают первую мазутную горелку, а потом и остальные - у боьлших котлов эти горелки могут быть и несколько. После прогрева печи включают угольные горелки.
Если котел не очень боьлшой, то за одну смену можно разжечь и вывести на режим. 100 мегаваттный котел пускают по регламенту сутки, а в исключительных случаях - 10...12 часов. Но тогда главмех блока снимает гарантию с ремонта труб и кладки.
   

TEvg

аксакал

админ. бан
>Если котел не очень боьлшой, то за одну смену можно разжечь и вывести на режим. 100 мегаваттный котел пускают по регламенту сутки, а в исключительных случаях - 10...12 часов.

Даже не знаю. У нас пускают довольно быстро.

Ширмовой пароперегреватель 2-й ступени, котла в 1600 МВт тепловых.
Конечно этим объектом котел не исчепывается, но какую точку не возьми - нагрев будет не слишком сильно растянут, максимум в 3 раза больше.
Прикреплённые файлы:
bSHPP.gif (скачать) [647x556, 14,9 кБ]
 
 
   
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★☆
Это только розжиг, до него есть туча проверок. Например для проверки герметичности пучков требуется заполнить соответствующую секцию водой и создать давление в 1.3 раза больше рабочего. Потом часть воды надо слить.
Ревизия состояния пучков через люки тоже немало времени требует.

Если эти проверки не делать, то можно уложиться в полсутки.
Кстати, котел может и быстрее выти на номинальный режим, но пар некуда девать, поскольку турбина не держит еще нагрузку.
   
+
-
edit
 

israel

модератор
★★★
Варбан, ты явно смотрел не морские котлы. на море начали с цилиндрических, потом огнетрубные и, практически сразу, вытеснившие их водотрубные. причем огнетрубные имели не 1-3, а сотни и тысячи трубок (очевидно, то, что ты назвал дымогарным)
   
RU CaRRibeaN #07.08.2004 23:21
+
-
edit
 

CaRRibeaN

координатор

Вообще-то дымогарные просуществовали на флоте с 1880 по 1910-е года примерно. Да собственно и цилиндрические котлы практически сразу делали дымогарными, только с малым колличеством трубок.

Надо скорее смотреть по параметрам пара... пока во флот не пришли турбины (1900-е), параметры пара росли очень медленно, и революция в котлах не нужна была. А вот турбины сразу позволили сильно поднять давление и температуру.
   

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru