Генералов ПВО заменят на робота
Текст: Елена Шишкунова, Черноиванова Алина Иллюстрация - «Газета.Ru»
Командование войсками специального назначения выступило в среду с революционной инициативой: оно предложило защитить крупнейшие центры страны и прежде всего Москву автоматической системой, способной самостоятельно принимать решение об уничтожении пассажирских лайнеров в случае захвата их террористами.
О разработке подобной системы, которая фактически уже создана и частично прошла испытания, рассказал журналистам в среду командующий КСН (в Командование входят силы и средства объединенных в единое целое бывших частей ПВО и ВВС, прикрывавших от воздушного нападения Москву) генерал-полковник Юрий Соловьев. По его словам, в ближайшее время за счет поступления на вооружение ПВО новейшей техники должна быть усилена система противоздушной обороны экономически важных районов столицы. Это, по словам генерала, позволит избежать повторения в Москве атаки, подобной 11 сентября 2001 года, когда террористы направили захваченные ими пассажирские лайнеры в башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.
«В России уже разрабатывается система ПВО, способная менее чем за минуту сбивать самолеты, захваченные террористами», – сообщил Соловьев.
Системы ПВО
В войсках специального назначения проходят службу 50 тыс. военнослужащих. В составе командования – одна воздушная армия и два корпуса ПВО, на вооружении находятся МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-24, Су-25, Су-27, а также комплекс противовоздушной обороны С-300ПМ...
Такие системы ПВО смогут поразить объект не позднее чем через 40–50 секунд с момента его обнаружения. «Если, допустим, самолет, захваченный террористами, взлетит из ближайшего аэропорта, например из Внуково, и возьмет курс на центр Москвы, то это расстояние он покроет за 40–50 секунд», – объяснил командующий КСН (какой самолет имел ввиду командующий не понятно, поскольку обычныму пассажирскому самолету, чтобы преодолеть расстояние от Внуково до Кремля потребуется раза в два, а то и три больше времени). По его словам, на самом деле такие системы уже есть, но когда их можно будет использовать, большой вопрос. «Система разрабатывается, в принципе она есть, но нет юридической базы, чтобы ее использовать, а также она требует определенных материальных вложений», – посетовал командующий КСН.
Заявление Соловьева интересно прежде всего кардинально новым подходом к обеспечению противовоздушной безопасности российской столицы. Если исходить из слов командующего, захваченные террористами самолеты будут сбиваться вместе с пассажирами. Причем очень быстро – на принятие решения о ликвидации у системы ПВО будет не более 20–30 секунд – позднее захваченный лайнер в случае поражения упадет уже на жилые кварталы Москвы. Логику руководства КСН, особенно если вспомнить пример 11 сентября, понять просто – лучше несколько сотен жертв и один уничтоженный самолет, чем тысячи и масштабные разрушения.
Кроме того, судя по предельно высокой скорости реагирования, упомянутая Соловьевым новая система ПВО будет автоматизированной. Косвенно это подтвердил и сам командующий, заметив, что в войсках, прикрывающих воздушное пространство Москвы, «необходимо усиливать автоматизированные системы управления».
О том, что решение на уничтожение лайнеров с пассажирами будет принимать автоматика, Соловьев прямо ничего не сказал.
Однако иного объяснения его словам быть просто не может, так как 20–30 секунд совершенно недостаточно для того, чтобы дежурный центра боевого управления силами ПВО смог получить от главкомата, а затем еще и Генштаба разрешение на пуск боевых ракет.
А это значит, что любой лайнер, который будет вынужден по каким-либо чрезвычайным обстоятельствам выйти за пределы разрешенных для полетов коридоров в небе над Москвой, будет подвергнут риску быть уничтоженным роботом – компьютерной программой.
Надо сказать, предложения Соловьева сильно напоминают новации другого генерала, бывшего главкома ВВС Анатолия Корнукова. Через неделю после атаки террористов на Нью-Йорк, 18 сентября 2001 года, он выступил с не менее удивительной инициативой. «В период обострения террористической деятельности в России мы предлагаем руководству расположить стрелков-зенитчиков на объектах особой важности и на высотках Москвы», – заявил на специально созванной пресс-конференции Корнуков. Главком был уверен, что подобными мерами он сможет обезопасить город от нападения террористов с воздуха, и рассчитывал на поддержку Кремля. Однако руководство страны инициативе удивилось не меньше, чем простые граждане, и вскоре – в январе 2002 года – у ВВС появился новый главком, а Корнуков был отправлен в запас.
В Минобороны между тем в рассуждениях Соловьева видят резон. Эксперт МО, к которому «Газета.Ru» обратилась за комментарием, уверен, что в случае угрозы террористической атаки наподобие 11 сентября действовать нужно как можно более оперативно. «ВВС имеет право применять силу только, когда команду дает Генштаб. В результате теряется очень много времени. Например, не так давно, когда самолет из Пакистана нарушил российскую границу, его, конечно, развернули, но вели до упора: пока предупреждали, пока подняли в воздух самолеты… А ведь могли развернуть и раньше, как только он пересек границу», – рассказал наш источник.
По его словам, «для того чтобы решить проблему оперативности, Минобороны прорабатывает юридическую базу, которая позволит передать право принятие решения об атаке от Генштаба непосредственно главкому ВВС или, например, дежурному по главкомату».
По словам этого источника, о том, что система защиты воздушного пространства будет полностью автоматизированной, речь не идет. Однако заявленные Соловьевым требования к этой системе все-таки вынуждают усомниться в том, что в ней останется важное место для оператора-человека.
18 АВГУСТА 20:55