Мне кажется, в связи с прогрессом электроники, электронная начинка уже не самая дорогая часть конструкции. Движки, конечно, тоже дешевеют, по тем же общим причинам... но я бы предпочёл спасать движки.
По тонне на чаловека в КК - это, конечно, нонсенс. Сейчас не космическая гонка, чтобы рисковать по таким поводам; нужен комфорт и запасы. Так что даже союзовские 2,5 тонны на человека маловаты. Впрочем, у Клипера "массовое совершенство" примерно такое же.
Теперь, Факас, в чём я несогласен. Всяко дешевле проверить многоразовую технику, чем делать её заново. При использовании техники раз десять и стоимость многоразовой техники становится меньше одноразовой. Поэтому, мне кажется, имеет смысл на Клипере иметь многоразовую ДУ, и проверять её между полётами. Грубо говоря, если бы на Шаттле, вместо проверки SSME, ставили заново дешёвые одноразовые водородные движки соответствующих характеристик, это бы не удешевило, а удорожило процесс. Заметим, совсем не факт, что сделало бы полёты безопаснее - в своё время шла битва за многоразовость движков именно для проверки их работоспособности.
Дальше, всяко дешевле сделать АО для Клипера, чем целый Союз. И быстрее. То, что Союз серийный, не значит, что нельзя АО делать так же серийно. А пока что от полёта до полёта Союзы делают, и технологический цикл - его длина - всё же мешается.
Дальше, Клипер - это как раз шаг в сторону ТКС. У того ВА тоже многоразовая вполне была. И грузоподъёмность повыше, и конструкция вполне модульная - к Клиперу куда удобнее сзади дополнительные модули стыковать, по необходимости.
Клиперу до крылатого аппарата всё же ещё далеко - в плане минусов. Так же, как фара - неидеальная конструкция с точки зрения массы к объёму - сфера лучше - так и Клиппер гораздо лучше Шаттла с этой же точки зрения. Это же только огромные скорости позволяют ему в атмосфере уверенно маневрировать, а так - посмотрите на картинки Клипера, это вполне капсульный корабль. Точнее, на мой взгляд, хороший компромисс между чистыми капсулами и крылатыми аппаратами, садящимися на ВПП.
Я бы обеими руками за ГПВРД для вывода на орбиту
но Клипер принципально проще и сильно дешевле сделать. А когда доберёмся до ГПВРД, сделаем следующий корабль. Пока что Клипер выглядит вполне прогрессивно, здесь его плюсы и минусы уже обсуждались. Не надо, к тому же, забывать и скромные финансовые возможности сего дня...