[image]

к разговору о советских моряках в ВОВ

Теги:флот
 
RU Andrew_han #15.10.2004 11:46
+
-
edit
 

Andrew_han

опытный

Независимый взгляд
13 октября 2004 (32)
Т.Гайдар.

Онежский контр-адмирал


Шабалин Александр Осипович родился 4 ноября 1914 года (по старому стилю 22 октября) в деревне Юдмозеро Онежского района Архангельской области в крестьянской семье. По национальности - русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. В 1936 году был призван в ряды Военно-Морского флота.

В годы Великой Отечественной войны Александр Осипович командовал торпедным катером, а затем отрядом торпедных катеров на Северном и Балтийском флотах. Потопил 32 (!!!) боевых корабля и транспорта противника с военными грузами и войсками. Награждён многими орденами и медалями.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (N 2927) капитан-лейтенанту Александру Осиповичу Шaбалину присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и отвагу.

Второй медалью "Золотая Звезда" (N 34) Александр Осипович Шабалин награждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года.

После войны в 1951 году окончил Каспийское высшее военно-морское училище, а в 1955 году - академические курсы офицерского состава при Военно-мор-ской академии. Находился на ответственной работе в рядах Военно-Морского флота. В 1969 году А.О. Шабалину присвоено воинское звание контр-адмирал. Почётным гражданином Архангельска он стал в 1978 году.

Последние годы жизни провел в Ленинграде. Умер 16 января 1982 года.

Именем А.О. Шaбалина назван большой десантный корабль дважды Краснознамённого Балтийского флота, пассажирский теплоход, улицы во многих городах бывшего Советского Союза. Памятник "Торпедный катер "ТК-12", которым командовал А.О. Шабалин, установлен 31 июля 1983 года на площади Мужества в городе Североморске (архитекторы В.В. Алексеев, В.А. Гопак, инженер А.П. Страшный).

Первая морская победа

Третий месяц войны. Бои под Одессой, Киевом, Вязьмой... Между портами Варде, Вадисе, Петсамо, Киркенёс скользят немецкие конвои...

Море спокойно, почти не дышит. Белой полоской отливает в лунном свете мелкая рябь. Под тенью высокого мыса Крампенес, в нескольких десятках метров от норвежского берега, под которым, застопорив моторы, притаились два катера, вода кажется черной. Очень тихо. Прямо над катерами, на скалах,- немецкие посты. Где- то неподалеку - вражеская батарея.

- Идут, товарищ командир! Идут! - шепотом доложил боцман.

Шабалин вскинул бинокль. Конвой приближался. Впереди - эсминец. За ним, глубоко осев в воду, двигался тяжело груженный транспорт. Три сторожевых корабля прикрывали транспорт со стороны моря. С этого мгновения время уплотнилось, стало напряженным и динамичным. Счет пошел на секунды. Как было решено еще на берегу, первым в атаку рванулся катер Светова. Шабалин медлил, определяя, какой объект он выбрал для атаки.

- Ясно. Идет на эсминец. Значит, транспорт мой!

Взревели моторы. Транспорт начал быстро расти, увеличиваться в размерах. Но фашисты обнаружили катера - сначала Светова, а затем и Шабалина. Заговорили орудия. Им откликнулись крупнокалиберные пулеметы. Изогнутые спицы светящихся трасс перекрестились над морем. Вот они ударили в глаза Шабалину. А он вел катер вперед.

- Еще немного, немного, еще...

- Время!

Катер дрогнул. Стальные торпеды скользнули в воду. Шабалин резко изменил курс. Теперь пулеметы били в спину.

- Ноль четыре. Ноль пять. Ноль шесть...

И Шабалин, и боцман, отстреливавшийся из пулемета, и мотористы в жарком отсеке - все отсчитывали секунды, ждали взрыва. Достигнут ли торпеды цели? Не окажутся ли напрасными все их старания?

- Ноль семь... Ноль восемь...

И все же взрыв показался неожиданным. Оглянувшись, Шабалин увидел тонущий транспорт и два фашистских сторожевых корабля, неотступно преследующих катер. Еще через несколько мгновений снаряд одного из сторожевиков разорвался в моторном отделении. Катер резко сбавил ход. Сторожевики начали приближаться, охватывая катер с двух бортов...

Пока мотористы, обжигаясь, исправляли пробитый маслопровод, пока оба пулемета огрызались на наседавших сторожевиков, Шабалин думал не о первой удаче и не о возможной гибели, а лишь об очередном маневре. Подбитый катер отворачивал от всплесков снарядов.

Это были тяжелые минуты. Но не зря Шабалин так настойчиво учил своих мотористов, проводил десятки тренировок. Когда сторожевики почти зажали катер в тиски, повреждения были исправлены. Шабалин дал "самый полный" - бросил катер вперед, затем круто повернул к берегу, в тень, застопорил моторы. Фашистские корабли проскочили мимо... На берегу поздравляли с первой победой.


Независимый взгляд, 13/10/04 (32) | Онежский контр-адмирал

Шабалин Александр Осипович родился 4 ноября 1914 года (по старому стилю 22 октября) в деревне Юдмозеро Онежского района Архангельской области в крестьянской семье. По национальности - русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. В 1936 году был призван в ряды Военно-Морского флота. В годы Великой Отечественной войны Александр Осипович командовал торпедным катером, а затем отрядом торпедных катеров на Северном и Балтийском флотах. Потопил 32 (!!!) боевых корабля и транспорта противника с военными грузами и войсками. Награждён многими орденами и медалями...

// www.arhpress.ru
 

   

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru