.. Еще о F-86 (немного почистил)
Конструкция. F-86 представляет собой одноместный моноплан нормальной схемы с низкорасположенным стреловидным крылом и одним двигателем, расположенным в фюзеляже. Крыло состоит из центроплана, крепящегося к фюзеляжу при помощи четырех болтов, и двух консолей.
Обшивка крыла переменной толщины, на участке между передним и задним лонжеронами от корня крыла до начала элеронов установлена двойная обшивка.
Механизация включает автоматические предкрылки почти по всему размаху крыла и щелевые закрылки, установлены элероны с гидроприводом. Закрылки отклоняются на угол до 45 град при скорости полета до 420 км/ч и имеют электрическое управление, элероны отклоняются в диапазоне от -35 до +35 град. На большей части самолетов F-86F было установлено крыло увеличенной хорды без предкрылков (площадь увеличилась с 26,75 кв.м. до 29,11 кв.м.), что позволило отодвинуть порог бафтинга и несколько увеличить скороподъемность самолета и максимальное число М полета при некотором ухудшении характеристик самолета на малых скоростях. ( ИМХО –для боев на больших высотах)
С таким крылом были также построены почти все самолеты F-86H.
Начиная с марта 1955г. предкрылки были снова установлены (при сохранении крыла увеличенной площади) как на вновь строящихся самолетах F-86F, так и на ранее построенных F-86F.
*
На F-86A стабилизатор неуправляемый.
Начиная с F-86E стабилизатор и рули высоты соединены в один агрегат кинематическим механизмом и работают совместно.
Максимальные углы отклонения стабилизатора 6 град носком вверх и 10 град носком вниз, рулей высоты - 3 град вниз и 21 град вверх. Руль направления отклоняется на 20 град вправо и влево и снабжен триммером, имеющим электрическое управление. Стреловидность стабилизатора и киля 35 град.
*
Силовая установка. На F-86 устанавливался в основном ТРД Дженерал Электрик J47 в большом числе вариантов.
F-86A оснащался вариантами J47-GE-3, -7, -9 и -13 тягой по 23,1 кН (2 360 кгс),
F-86Е - также вариантом J47-GE-13,
F-86F - вариантом J47-GE-27 тягой 26,3 кН (2 680 кгс).
На канадских лицензионных вариантах самолета устанавливались в основном двигатели Авро "Оренда"10 тягой 28,3 кН (2 885 кгс)..
*
Топливная система включает три крыльевых (один центропланный и два консольных) и двух фюзеляжных топливных баков общей емкостью 1645 л.
Все баки мягкие, протектированные. Могут быть установлены два подвесных бака по 455 л или (на F-86E-15) по 757 л.
На ранних вариантах F-86 система сброса топливных баках часто отказывала, что не позволяло самолетам вступать в воздушный бой.
Этот недостаток был устранен, начиная с варианта F-86F. F-86D отличался использованием электронной системы питания двигателя топливом. На некоторых самолетах установлен приемник системы дозаправки топливом в полете с помощью телескопической топливозаправочной штанги, может использоваться подвесной контейнер для дозаправки методом шланг-конус.
*
Целевое оборудование.
Почти на всех F-86A вначале был установлен гиростабилизированный стрелковый прицел Mk18, который в 1951г. был заменен на универсальный прицел А-1СМ. Этот же прицел использовался на части самолетов F-86E, на остальных F-86E и других серийных вариантах был установлен упрощенный прицел А-4.
Оба прицела снабжены радиолокационным дальномером AN/APG-30 (вначале использовался радиолокационный дальномер AN/APG-5C), размещенным в верхней губе воздухозаборника двигателя и имеющим дальность действия до 3 км (рабочая частота 9,4 ГГц, масса дальномера 35 кг) и дальность захвата целей на сопровождение до 1,6 км.
Прицелы позволяют вести стрельбу из пулеметов и НАР по наземным и воздушным целям, а также бомбометание с пикирования.
Используется фото-кинопулемет AN-N6.
Радиооборудование F-86E состоит из УКВ приемопередающей станции AN/ARC-3 и носимого аварийного радиомаяка AN/URC-4, радионавигационное оборудование включает радиокомпас AN/ARN-6, имеется система опознавания госпринадлежности AN/APX-6.
**
Вооружение.
Стрелковое вооружение состоит из шести пулеметов Кольт-Браунинг AN-M3 (12,7 мм, 1 150 - 1 250 выстр./мин, 6 * 300 патронов, начальная скорость 830 - 1 050 м/с), установленных по три по бокам носовой части фюзеляжа.
На восьми подкрыльевых узлах варианта F-86E могут подвешиваться до 16 НАР калибра 127 мм или 89 мм.
На каждом из двух (четырех на F-86F/H) съемных подкрыльевых бомбодержателей предусмотрена подвеска одной бомбы калибром до 455 кг или одной бомбовой кассеты. На последних самолетах F-86F, поставлявшихся ВВС США, а также на F-86H могла подвешиваться тактическая ядерная бомба мощностью 100 кт и массой 545 кг или два бака по 340 кг с напалмом.
На последних 360 из 473 построенных самолетов F-86H (с конца 1954г.) вместо шести 12,7-мм пулеметов были установлены четыре 20-мм пушки М39.
Пушки М24А калибром 20 мм использовались также на F-86К (вместо полностью ракетного вооружения F-86D).
Оценка 20-мм пушек Т-160 (М39) была проведена еще весной 1953 г. на 12 самолетах F-86F-2/F-3 в Корее. Тогда испытания были оценены как обнадеживающие, но показали неготовность пушки к боевому применению.
Летные данные. Максимальная скорость на высоте 10 670 м 967 км/ч, у земли 1 093 км/ч; скороподъемность у земли 36,8 м/с; практический потолок 14 630 м; дальность полета с двумя ПТБ по 757 л у земли 1 075 км, на высоте 9 150 м 1 700 км; взлетная скорость (по прибору) при массе 6 800 кг 213 км/ч; длина разбега при взлетной массе 8 030 кг 975 м; длина пробега при массе 5 440 кг 580 м; максимальные эксплуатационные перегрузки +7;-3.
*
Боевое применение. Крупнейшим военным конфликтом, в котором F-86 сыграл одну из основных ролей, была война в Корее в 1950-1953 гг. Применение здесь нашли, главным образом, варианты F-86A и F-86E, которые использовались в основном для сопровождения бомбардировщиков В-29 и истребителей-бомбардировщиков.
Первые 19 F-86A (из которых боеготовыми были первоначально 15 самолетов) прибыли в Корею 16 декабря 1950 г., а на следующий день состоялся их первый воздушный бой с МиГ-15 - первый воздушный бой истребителей со стреловидным крылом.
Первые F-86E прибыли в Корею к середине 1951 г.
С марта 1953 г. в Корее стал применяться F-86F, который был, по оценке ВВС США, "самым подходящим для условий боевых действий истребителем-бомбардировщиком из числа применяемых в Корее".
Осенью 1953 г. США послали на Дальний Восток 52 F-86D. Часть из них, дислоцированная в Корее, вылетов практически не совершала из-за недостаточно надежной работы бортовых систем. Вскоре все самолеты были возвращены в США.
*
Известны следующие основные варианты самолета:
F-86A - дневной фронтовой истребитель, первый серийный вариант "Сейбра". Первый серийный самолет совершил первый полет 20 мая 1948г. F-86A выпускался по декабрь 1950 г., построено 554 самолета. Первые F-86A стали поступать в части в феврале 1949г. Часть F-86A была модифицирована в фоторазведчик RF-86A с сохранением на некоторых RF-86A вооружения (двух пулеметов);
*
F-86E - дневной фронтовой истребитель. Предназначен для действий по воздушным и наземным целям на поле боя и в тылу противника, для сопровождения тактических бомбардировщиков и обеспечения ПВО в качестве дневного истребителя.
В основном идентичен последним серийно выпущенным F-86A, отличается управляемым в полете стабилизатором.
Фирма Норт Америкен с декабря 1950г. по апрель 1952г. построила 336 F-86E, но основным производителем этого варианта стала канадская фирма Канадэр, которая в 1952-1953гг. выпустила по лицензии 788 самолетов варианта F-86E-6 в незначительно отличающихся модификациях CL-13 "Сейбр"2 (350 самолетов)… 60 "Сейбр"2 были переданы в 1951г. ВВС США..
*
F-86F - фронтовой истребитель. Самый массовый из дневных вариантов истребителя "Сейбр". Отличался более мощным (по сравнению с F-86A) двигателем и установкой бомбодержателей на четырех (вместо двух) подкрыльевых узлах.
Первый полет совершил 19 марта 1952г., по декабрь 1956г. фирма Норт Америкен построила 1539 самолетов,
**