Примерно тогда же англичане наделали целую серию эскадренных ПЛ типа К с паровым двигателем для надводного хода и соответствующей скоростью 24 узла.
Представил эту печальную картину... За ЛК Битти новые дредноуты не поспевали, так что ему эти лодки как собаке пятая нога... В основных силах Джелико? Так их бы перетопили свои же при многочисленных перестроениях, благо и не такую мелочь таранили, а целые крейсера...
Это своеобразное приглашение к спору?
Гы-гы-гы. А радиолокатора тогда не было. И в темноте только глаза пялили.
Как американцы набрались боевого опыта, так японцев и стали мочить по ночам в сор..., простите, одни ворота. А в 43 году и позже, немецким ПЛ в Атлантике и ночью покоя не стало. Пердставляю, если бы такая штука сделала хоть один выстрел - враз бы к рыбам отправили...
Не позволю. Какие такие удары по городам на западном побережье? Какая такая паника и уязвимость тылов? Война ведь.
на М стояли пушки с броненосцев, пулять ими с 10 с лишком миль не получиться. а учитывая систему зарядки этих монстров - 10-15 выстрелов это работа на всю ночь. легко лечится стоящим в порту СК.
Однако самым знаменитым эпизодом в истории подводных лодок Гранд Флита стала плачевно известная «битва у острова Мэй», которая похоронила паровые лодки типа «К» и поставила под серьезное сомнение саму концепцию «эскадренной подводной лодки».
31 января 1918 года часть сил Гранд Флита получила приказ выйти из Розайта на учения. Первой гавань покинула эскадра легких крейсеров. За ней последовал лидер «Итюриэл», который вел 13-ю флотилию подводных лодок, состоящую из 5 лодок типа «К». В 5 милях за ними двигалось Соединение Линейных Крейсеров, за которым следовала еще одна эскадра легких крейсеров. Замыкали строй легкий крейсер «Фиэрлесс» вместе с 12-й флотилией подводных лодок, в которую входили также 5 лодок типа «К». В 10 милях позади них шла эскадра линейных кораблей. Все соединение имело скорость 20 узлов, корабли шли по-боевому без огней. Чтобы сохранить выход в тайне от немцев, корабли имели приказ соблюдать строжайшее радиомолчание.
Несчастья начались, когда заклинило руль на подводной лодке К-22, второй в колонне 13-й флотилии. Лодку круто бросило влево. Она описала полный круг и столкнулась с четвертой в строю К-14. Лодки остановились, крепко сцепившись. Они получили серьезные повреждения, а несколько человек погибли. Замыкавшая строй К-9 с огромным трудом избежала столкновения, положив руль на борт.
Через 12 минут появились линейные крейсера. Из-за приказа соблюдать радиомолчание никто на этом соединении даже не подозревал о случившейся аварии. Сами подводники, зная об идущей позади эскадре, тоже не позаботились подать сигнал хотя бы ракетами. Они даже не подумали включить навигационные огни. Авария не превратилась в катастрофу лишь каким-то чудом. Линейные крейсера проскочили мимо стоящих без хода лодок, лишь «Инфлексибл» нанес скользящий удар К-14.
Тем временем К-17, которая шла третьей в колонне, как раз между К-22 и К-14, повернула назад, чтобы выяснить, что случилось с пропавшими в темноте лодками. Она тоже удачно разминулась с линейными крейсерами. Но ведь позади двигался «Фиэрлесс» вместе с лодками 13-й флотилии! К-17 оказалась прямо под форштевнем крейсера, который не успел ни застопорить, ни повернуть. «Фиэрлесс» просто разрубил К-17 пополам. Подводная лодка затонула мгновенно, а «Фиэрлесс» с тяжелыми повреждениями носовой части вышел из строя и остановился.
Этот неожиданный маневр флагмана привел в полное замешательство 13-ю флотилию. К-4, шедшая сразу за крейсером, круто положила руля вправо и застопорила машины. За ней шла К-6. Она тоже повернула вправо. Ее командир с ужасом увидел, как из темноты внезапно показался силуэт стоящей на месте лодки. К-4 все еще имела скорость 20 узлов, поэтому, хотя командир сразу приказал дать полный назад и повернуть, избежать столкновения не удалось. К-6 врезалась в неизвестную лодку под прямым углом и сделала ей огромную пробоину в районе миделя. В результате К-4 пошла на дно, словно камень, со всем экипажем.
Разумеется, подобная катастрофа могла произойти с любым типом кораблей, лишь слепой случай выбрал в качестве жертвы подводные лодки типа «К». Но даже этот самый случай подчас бывает весьма разборчив. Подводная лодка не предназначена для совместных действий с надводными кораблями. Ее рубка слишком низка, и вахтенный офицер имеет плохой обзор, даже по сравнению с не слишком высоким мостиком эсминца.
Поражение, которое потерпел Гранд Флит в «битве у острова Мэй», привело к тому, что сразу после войны все подводные лодки типа «К» были отправлены на слом.
Представил... ИМХО, "битва у острова Мэй" случилась бы немного раньше и в другом месте.
ан в войне удавалось их использовать лиш эпизодически: увлеченно использующая артиллерию ПЛ - лакомая цель ПЛО
дык нормальное 305мм орудие в 2 раза тяжелее. да и зачем? у япов было много ПЛ со 140мм орудиями. при стрельбе с ПЛ оно при почти такой же дальности в минуту доставит даже больше металла. а по городу 140мм снаряд тоже эффективен.