a_centaurus> Кстати тема ракет "antigranizas" (противоградовых) очень актуальна на севере Аргентины.
Ага, знаю. Сам не ездил в Аргентину, поскольку я не метеоролог, но наши там были... я затрудняюсь назвать профессию; строго говоря, специалисты по активным воздействиям для управления погоды.
> Советской "Алазани" больше нет,
Есть, как же. До сих пор в серии, в Чебоксарах делают. В Аргентине поставили несколько тысяч.
> У меня появлялась идея выйти с проектом такой ракеты на гибриде: закись азота + полимер,
Учти - противоградовые изделия представляют собой дешевые небольшие ракеты, сильно похожие на систем залпового огня. Это массовые ракеты, производство в пару десятков тысяч в год минимально приемлемое. И они на твердом топливе...
> (pilot-plant по изготовлению гранов на перхлорате закрыли 2 года назад, уничтожив 50 тонн продукта))
Это у тебя? Граны - это шашки?
> почитав техническое задание, решил не подставляться... Всё не так тривиально, как может показаться на первый взгляд...
Ага. Там много подвохов. В особенности в части надеждности. Она, кстати, исчисляется именно как я упоминал - вероятность поражения человека или матценностей
И эффективность. У этих ракет она расчетная, поскольку для определения экспериментальной эффективности надо начать массовое использование.
> Особенно радарная система сопровождения и оперирование пуском неквалифицированным (сельскохозяйственный рабочий - пеон с 2 классами!!!) персоналом...
Это стрельба. А решение огневой задачи и выработки данных для стрельбы выполняется как раз спецами по активным воздействиям на КП. Один КП обслуживает несколько десятков огневых позиций.
> Хотя проблема радара решена моей же фирмой,
Интересно. А сам радар какой? Специальный метеорадар?
Кстати, методика активного воздействия - весьма и весьма важное ноу-хау.
> а капсуляция закиси азота также не является невозможной задачей. Я бы у Вас спросил совета на этот счёт.
А мы разве не на ты?! Странно, если нет
> И продолжают ли выпуск "Алазани" в Болгарии?
Алазань у нас не выпускался, покупали его из СССР/РФ.
Вот дорабатывали, это бывало. И ремонтировали довольно большие колличества с истекшим ГСХ. И модернизировали - меняли реагентый блок на серебряно-йодидный.
Были собственные, две с половины штуки
Это длинная история.
В конце 80-ых годов в НИТИ (научно-исследовательский технологический институт в Казанлыке) разрабатывали суперракету Град-13. Изделие в транспортно-пусковом контейнере, отделяющаяся подкалиберная головная часть, скорость в конце активного участка 1000 m/s, время достижение этой скорости - 0.7 секунд, радиус падения двигателей на минимально разрешенном угле возвышения - не более 1 километр. Передняя часть - с отделяющимися генераторами и одним неотделяющимся, в конце работы отстреливается носовой обтекатель и полтора килограмма диполей из тонкой стальной проволоки. И засветка на радаре, и балласт. До отстрела увеличивает поперечную нагрузку, а после отстрела дестабилизирует 40 миллиметровую стрелу длиной в добрый метр. Для верности рвали ее еще напополам. Отделение двигателя и его самоликвидацию обеспечивал переходной блок.
Ракета с программируемыми временами отстрела отделяемых генераторов и самоликвидации. Пусковая установка пакетная, 20 ствольная, поворотного типа, с дистанционным управлением и ручным перезаряжанием. Веер отрабатывался стрельбой на развороте. Ракета эффективная, на порядок лучше Алазани (дальность - в 2.5 раз больше (резкое, раза в 5 уменьшение числу огневых!) , по земли дальность 18 километров!). Каждый из генераторов, которые отстреливались в полете, обладал эффективностью головной части Алазани. Однако цена одной ракеты зашкаливала за $1000 и клиенты не заказывали ее. В серию так и не пустили, хотя испытали технические решение и предсерийные образцы. Саму ракету полностью не испытали, поскольку для испытания противоградовой ракеты ее придется принимать на вооружение: ведь град - метеоявление, а эффективность такой ракеты определяется лучше всего... страховыми компаниями
Я свою работу сделал, однако - отработал заряд и баллистику двигателя. Кстати, двигатель композитный, давление 100 атмосфер, заряд из баллистита - около 5 кило топлива, суммарный импульс - 1 тонн-силы*секунда. После отработки двигателя занимался определением ледообразующей активности, а потом объявили конкурс на главный технолог порохового завода, что в Арсенале, и я туда перешел. Постепенно в Арсенале собрались несколько разработчиков Град-13, так что опыт не пропал
Вторая ракета. МТТ-10 - совместная болгаро-югославская. Югославяне разработали легкую и дешевую ракету, а наши, сначала в НИТИ, а потом в одной частной фирме мой хороший друг и коллега довел ее до ума, всерьез модернизировали и организовал серийное производство. Заряд - из смесевого топлива, а сама ракета раза в 3...4 легче описанной выше. В настоящий момент находится в серийном производстве и даже испытывалась в Аргентине. Вероятно будут пробные поставки, но я скептично настроен. Ракета очень простая, недорогая, но ПМСМ слышком мала для Аргентины. Просто нет потенциала модернизации.
Третяя ракета - ни рыба, ни мясо. Она по габаритам как Алазань, но двигатель с одношашечным зарядом и высокого давления. Заряд тоже делал я
Ракета по характеристикам промежуточная. Превосходит все известные противоградовые ракеты по надеждности - и Алазань, и МТТ.
Ее можно увидеть на
Index . Точный линк не могу дать, поскольку не могу загрузить сайт родного Арсенала. Ракета называется Лазурь. Можем производить ее серийно, но не производим, поскольку МТТ дешевле.
> Идея поставок или совместного предприятия/проекта (есть опыт и текущие проекты, н.р. с Россией) может быть обсуждена.
Гхм... давай
Не все боевые делать, надо и что-то мирное для баланса
Если всерьез, надо около Нового года вернуться к этому разговору. У меня до Рождества дикая запарка, а потом будет посвободнее. Во всяком случае, надеюсь