Крепки швартовы у безденежья
Пять лет на единственном морском тральщике Беломорской ВМБ длится капитальный ремонт
Морской минный тральщик МТ-434 в своем роде корабль уникальный. Построенный в свое время на Клайпедском заводе по проекту 1332, он должен был промышлять в море. Так и было поначалу.
ПО «МОБИЛИЗАЦИОННОМУ предписанию» траулер однажды призвали на учения военных моряков да с той поры так и оставили в составе Северного флота как один из крупных кораблей минно-тральных сил. В 1984-1985 годах его соответствующим образом перевооружили и направили в дивизион охраны водного района Беломорской ВМБ. Трижды затем МТ-434 проходил ремонт, в том числе на северодвинской «Звездочке» и в Лайском доке, но затем настал момент, когда кораблю потребовалось основательно «подлечиться».
К этому времени тральщик практически остался единственным крупным минным кораблем на всем Белом море: все остальные пошли на списание и под газовые резаки. Понятно, что командование базы было особенно заинтересовано в обновлении такого корабля. Первым забил тревогу тогдашний командир базы адмирал Н.П. Пахомов, который еще в 1998 году обратился с письмом к руководству ГРЦАС с просьбой изыскать средства и возможности для ремонта МТ-434. Была даже идея «пойти с шапкой по кругу», чтобы найти деньги. С этой идеей, впрочем, так ничего и не вышло: в нищей России деньги оказались лишь у тех, кому судьба флота совершено безразлична. Тогда и попытались решить проблему на доброй воле и взаимозачетах. Пять лет назад корабль стал на слипе цеха 42 Севмаша.
Сначала планировали провести средний ремонт, но вскоре в ходе дефектации выяснилось: тральщик настолько изношен, что ему требуется ремонт капитальный. Корпусные работы сделали, МТ-434 вывели на воду, и тут выяснилось, что в ГРЦАС нет специалистов, способных перебрать главный дизель. Корабль отбуксировали в Архангельск, где на предприятиях часто имели дело с энергетическими установками подобных траулеров.
Но видно, невезучая планида у минного тральщика: начались проблемы с финансированием. Всякий раз, бывая на СРЗ «Красная кузница», корреспонденты нашей газеты имели возможность следить за явно затянувшейся ремонт-ной эпопеей. Корабль таскали от одной стенки судоремонтного завода к другой. Работы на нем то прекращались, то возобновлялись - в прямой зависимости от поступления финансовых средств на счета судоремонтников.
Но по большей части тральщик простаивал. Даже специальный визит на корабль прежнего ком-флота адмирала Геннадия Сучкова сдвинуть дело с мертвой точки не помог. Последние полгода МТ-434, образно говоря, вообще не подавал никаких признаков жизни.
И вот закономерный результат: перед самым ледоставом тральщик отбуксировали обратно в Северодвинск, где он стал на отстой у причала дивизиона ОВРа. Вероятно, потому, что его содержание на акватории СРЗ уже стало убыточным. Деньги наши военные, похоже, считать научились. Осталось только привыкнуть к правилу: в стране, избравшей капиталистический вариант, работать задаром никто не будет. Как, впрочем, и защищать Отечество.
Олег АНДРЕЕВ
Пять лет на единственном морском тральщике Беломорской ВМБ длится капитальный ремонт
//
www.vdvsn.ru
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность.
Роберт Шекли, "Обмен разумов"