DPD> Да есть им с чем сравнивать - оба не начинали сразу с МИГ-29 и СУ-27, а прошли многие типы самолетов.
Так я и сказал: по сравнению с прежними поколениями, конечно, эти самолеты - просто сказка. Я имел в виду сравнение именно с F'ами соответствующего поколения.
>Симулятор, кстати, не сильно поможет для сравнения - я летал на тренажере F-16 - чисто компьютерная штучка, ничего интересного.
Все очень сильно зависит от задачи. Надо правильные задачи ставить, а не просто "полетать". (Я не упоминаю, что тренажер должен быть "настоящим", а не игрушкой. Что, кстати, не означает, что он должен быть дорогим и красочным. Можно вообще сымитировать только короткопериодическое движение, нарисовать крестик с ноликом и сравнить - на тех задачах, где этого достаточно, разумеется. Ручку только надо более-менее адекватную).
DPD> <Динамика управления МиГ и особенно Су действительно заметно сложнее, особенно в некоторых задачах (точное слежение, например, и вообще точный пилотаж). Все это достаточно известные факты.>DPD> Очень сильное заявление. Было бы интересно почитать что-нибудь об этих фактах.
Я это рассказывал более-менее подробно здесь на форуме с год назад. "Почитать" можно, пожалуй, рассказы летчиков, которым доводилось пробовать и то, и другое; да и хотя бы просто рассказы, только поподробнее и побольше. Тех же "Витязей" хотя бы. Практически все, что я слышал, именно подтверждает то, что я сказал.
Слышал я, кстати, больше, чем читал (как и вы, очевидно
), потому с сылками не помогу. А что касается непосредственных измерений - это делали в лаборатории пилотажных систем в МАИ, в которой я полтора года проработал.
DPD> Да не больше привыкания, а просто нужно было ему чуть ПОБОЛЬШЕ полетать на нашем типе.
Это практически одно и то же. Но это мелочи; я говорю о более принципиальных вещах. Даже после привыкания на управление динамически более сложной системой будет уходить больше внимания, чем более простой, при прочих равных.
>У нас расположение многих приборов отличается, даже индикация другая, естественно, есть разница в пилотировании, но это обычные особенности самолета, к любому самолету нужно привыкать.
Об эргономике я вообще не говорю, здесь даже не все очевидно: мне встречались, и не раз, заявления летчиков, что в чем-то наши кабины удобнее (приборы крупнее, хотя бы
). Или хотя бы то, что индикация АГД (с подвижным самолетом) эффективнее индикации с подвижным горизонтом, особенно на маневренной машине.
>Есть даже такое явление, что сами машины ведут себя по разному, некоторые вообще летать не хотят, так и остаются на земле, заводчики только руками разводят.
Тоже наша особенность, между прочим. Найти два одинаковых самолета - это еще постараться надо
И это тоже не плюс...
>Главное, что нет никаких «растянутость реакций на действия пилота», нормальные машины в смысле пилотирования.
Смотря относительно чего. Во многих аспектах они более чем "нормальные". ЭДСУ все же не зря стоит. Но есть у нее серьезная проблема. Если на пальцах, то чем сложнее электронная система управления, тем большее запаздывание она вносит. Там куча фильтров стоит. Десятые (и даже сотые) доли секунды, но тем не менее фазовая характеристика портится и вся динамика усложняется. От летчика требуются опережающие воздействия, что сильно повышает загрузку внимания.
К этому еще добавляется запаздывание в более медленных приводах...
DPD>Но само пилотирование есть процесс, основанный на инстинктах, к этому «подгоняют» все СДУ, поэтому время «привыкания» к особенностям пилотирования любого типа, западного или восточного, примерно одинаково.
Даже если так, то загрузка внимания все равно будет неодинаковой.
Один из самых известных и описанных в рассказах примеров: если F-16 (не помню насчет модификации) останавливает движение по крену, когда ставишь ручку в нейтраль (элероны сами совершают обратное движение для остановки), то на МиГ-29 (как и на Су-27 - у них обоих нет ЭДСУ по крену) нужно самому компенсировать. Компенсация, понятное дело, зависит от разных параметров, и даже научившись ей инстинктивно, свою долю мозгов она забирает. А так же снижает точность.
DPD> Совсем непонятно из съемок только Су-27, сложнее ли. А с ручкой - совершенно понятно, при «плотном строе», т.е. показухе, дистанции измеряются в сантиметрах, поэтому каждое движение должно сопровождаться контр-движением, чтобы парировать инерцию.
Проблема еще с этими самыми опережающими воздействиями. Надо еще "тормознутость" системы управления компенсировать, и очень четко при плотном строе.