Я тут сделал небольшую выборку-компиляцию из двух источников по ходовым качествам Меркавы.
“Merkava main battle tank: 1977 – 1996” UK: Osprey, 1997.
“Modern Israeli Tanks and Infantry Carriers: 1985 – 2004”
UK: Osprey, 2004.
После английского оригинала следует мой перевод.
Кайман, вы задали хороший вопрос об усталости металла, чему особенно подвержены пружины. Я и сам задумывался над этим. Надо будет попытаться выяснить что-нибудь по этому вопросу. В приведенном ниже тексте есть о подвеске кое-что ещё.
The Merkavas Mk 1 served brilliantly in Lebanon and the Mk 2 was a faithful tank serving in the best tank brigades of the IDF. The early Merkavas were slow movers whose top speed was only 46 km/h. But this tank was built specifically for the battlefields of the Golan Heights and southern Lebanon with their treacherous, mountainous terrain. Tanks could not even reach a high speed there without slamming into a boulder or being driven off a twisting road. A significant improvement in terms of the Mk 2’s mobility was the introduction of an improved, locally-produced, fully automatic transmission of the Israeli Ashot firm. This increased the tank’s range from 400 km to 500 km, although it became only heavier due to some extra armor installed. Crews were quite fond of the Mk 2’s performance and their units scored high points on exercises and maneuvers.
However, looking at the changing face of the Middle Eastern military map, General Tal viewed the Arab nations equipping its armed forces with the world’s most powerful and technologically superior tanks on the market. The Syrians, the Iraqis and the Iranians all fielded the T-72; and the Egyptians were about to deploy the Abrams which the U.S. sold to the Mubarak regime. To respond to the increased level of threat, Tal wanted to build a brand new tank on an existing platform with improved technology. Thus, the Mk 3 was born. To improve mobility, especially over the boulder-strewn wasteland, specially modified shock absorbers have been added to the steel suspension system.
Israeli tank officers, who have seen the best American, British and French tanks close up, swear that the Merkava 3 is the finest and most powerful tank available anywhere in the world. In the opinion of many independent military observers, including those from the former Soviet Union and those who have seen the M1 Abrams in the Gulf War, the Merkava Mk 3 was an almighty tank designed with pragmatic vision.
It is often said that the Merkava is underpowered. At first glance, if you compare the Merkava 3 with the M1A2 Abrams, this appears to be the case. The Merkava 3 Baz weighs 65 tonnes. Its diesel engine produces 1,200 hp, giving a power-to-weight ratio of about 18.5 hp/t. The M1A2 weighs 63,000 kg. Its turbine generates 1,500 hp, giving a power-to-weight ratio of 23.77 hp/t. But initial impressions are misleading. There is no doubt that the Abrams will accelerate quicker and be faster on flat, good terrain. Yet, to the surprise of the Americans, comparative trials saw very little difference in capabilities between the two tanks when they moved crosscountry. Nor was there much discernible difference between the tanks as far as actual usable power is concerned. (The letter by Major General Stan R. Sheridan in Armor, Vol.CVIII, No.6, November December 1999, p.3.)
The reasons are twofold.
In the real world, the efficiency of the transmission has a major influence on mobility. The Allison transmission of the M1A1 is able to deliver about 1,000 hp of its 1,500 hp output to the drive sprockets. Despite the notably lower horsepower produced by the Merkava’s engine, its transmission, made by the Israeli company Ashot, delivers only 20 hp less than the figure in the Abrams.
When crossing rough ground, the main limitation to fast maneuver is not horsepower, but the ride tolerance of the crew. Under these conditions, the sophisticated suspension system of the Merkava allows it to more than hold its own. The Merkava’s roadwheels have a greater range of vertical movement at 604 mm, than those of its competitors. In combination with its excellent shock absorbers, this allows the Merkava to move faster over rough terrain than other modern tanks without causing injury or discomfort to its crew.
................................................................................................
Танки Меркава 1 отслужили превосходно в Ливане и Меркава 2 зарекомендовала себя тоже, находясь на вооружении лучших танковых бригад АОИ. Ранние модели Меркавы не были быстроходны и 46 км/час было их предельной скоростью. Но этот танк был создан специально для полей сражений на Голанских высотах и в южном Ливане с их трудной, гористой местностью. Танки всё равно не могли разогнаться там без того, чтобы не наскочить на какой-нибудь крупный валун или соскочить с извивающейся дороги. Существенным улучшением в ходовых качествах Меркавы 2 (по сравнению с Меркавой 1) стала установка на ней более совершенной, полностью автоматической трансмиссии местного производства израильской фирмы Ашот. При этом дальность хода на одной заправке возросла с 400 км до 500 км, хотя машина даже немного потяжелела из-за установки дополнительного бронирования. Экипажи очень ценили Двойку и их подразделения получали высокие оценки по отдельным упражнениям и на маневрах.
Тем не менее, наблюдая за переменами в военном плане на Ближнем Востоке, генерал Таль видел, что арабские страны оснащают свои армии лучшими танками мира, поступающими в продажу. Сирийцы, иракцы и иранцы приобрели Т-72, а египтяне готовились поставить на вооружение Абрамсы, проданные американцами режиму Мубарака. Чтобы адекватно ответить на возросшую угрозу, Таль хотел создать совершенно новый танк, на базе существующей платформы, но с гораздо более совершенными техническими решениями. Так появилась Меркава 3. Чтобы улучшить мобильность танка, особенно на покрытой валунами, пересеченной местности, к стальным элементам системы подвески были добавлены специально для этого модифицированные амортизаторы.
Израильские офицеры-танкисты, которые были хорошо знакомы с лучшими американскими, британскими и французскими танками, были готовы поклясться, что Меркава 3 – это самый лучший и самый мощный танк в мире. По мнению многих независимых военных экспертов, включая некоторых из бывшего СССР и тех, кто видел Абрамсы в деле, во время Войны в Персидском Заливе, Меркава 3 является мощнейшим танком, созданным на основе очень практичного подхода.
Часто говорят, что энерговооруженность Меркавы невысока. На первый взгляд, если вы сравните Меркаву 3 с М1А2 Абрамс, кажется, что так это и есть. Меркава 3Баз весит 65 тонн. Её дизель развивает 1200 л.с., создавая удельную мощность танка около 18,5 л.с./т. М1А2 Абрамс весит 63 тонны. Его турбина развивает 1500 л.с., создавая удельную мощность танка 23,77 л.с./т. Но это первоначальное впечатление обманчиво. Нет сомнений в том, что Абрамс набирает скорость быстрее и что на плоской, хорошей поверхности его скорость будет выше.
Однако, к удивлению американцев, сравнительные испытания показали очень маленькую разницу между этими двумя танками, когда они двигались вне дорог. Не наблюдалось и заметной разницы между танками в мощности, фактически имеющейся в наличии [на ведущих звездочках ходовой танка].
(Письмо генерал –майора Стэна Р. Шеридана в [журнале] Armor (Танки), том CVIII, № 6, Ноябрь-Декабрь 1999 г, стр.3)
Причин для этого имеется две:
В реальном мире, эффективность трансмиссии оказывает очень большое влияние на степень мобильности [любого транспортного средства]. Трансмиссия Аллисон в танке М1А1 доставляет к ведущим звездочкам ходовой около 1000 л.с. из 1500 л.с., развиваемых двигателем. Хотя двигатель Меркавы 3 развивает заметно меньшую мощность, благодаря трансмиссии израильской фирмы Ашот, на ведущие звездочки ходовой у Меркавы поступает лишь на 20 л.с. мощности меньше, чем у Абрамса.
При движении по пересеченной местности, главным ограничителем быстрой езды является не число лошадиных сил, а способность экипажа переносить такую езду. В этих условиях, совершенная система подвески у Меркавы позволяет ей более, чем удерживать свои позиции. Катки Меркавы имеют вертикальный ход 604 мм, что больше, чем у её конкурентов. В сочетании с прекрасными амортизаторами, это дает возможность Меркаве двигаться по сильно пересеченной местности даже быстрее, чем другие современные танки, без причинения вреда здоровью экипажа.
Здесь я ещё хотел бы добавить кое-что ещё. В вышеприведенном тексте есть момент, где говорится о том, что израильские танкисты, близко знакомые с лучшими западными танками (между прочим, с Т-72 тоже), считают Меркаву лучше. Единственно что, так я обратил внимание, что немецкие танки, а это Лео 2, упомянуты не были. Это может быть случайностью, не имеющей никакого значения. А может и нет. Кто его знает?
Но я хотел бы добавить вот ещё что. Есть инфа, из разных источников, что проводились совместные танковые маневры на крупнейшем израильском танковом полигоне в пустыне Негев, между американцами на Абрамсах и израильтянами на Меркавах 3. Израильтяне победили вчистую. Конечно, тут огромную роль играет то, кто действует более грамотно и изобретательно. Но тактика тактикой, а если техника – отстой, то тоже далеко на ней не уедешь. И какого бы мнения об Абрамсе кто-то ни был, нельзя отрицать его высокие скоростные качества. И тем не менее... Меркавы рулят. И не может быть, чтобы это было достигнуто без хороших ходовых качеств.
В противоположность этому, я читал (и у меня есть источник) высказывания американского офицера-танкиста об их совместных учениях с египтянами. Причем египтяне были тоже на Абрамсах. Так вот, американским участникам совместных маневров сообщили, что египетские участники очень обижаются, что американцы слишком быстро всё делают. Американцев попросили не спешить и дать египтянам хоть какой-то шанс, и чтобы у них не развивался комплекс неполноценности. Вот так вот. Амы только плевались в раздражении. Толку для них с таких учений – никакого. А ведь техника была однотипной. Если бы Меркава была намного медленней Абрамса, воевать на равных израильтянам было бы очень сложно. И тем более – победить. Уже исходя из этих косвенных фактов, можно сделать некоторые очень важные выводы. Или, по крайней мере, не делать скоропалительных выводов на основе некоторых чисто формальных моментов.
Это сообщение редактировалось 02.01.2005 в 22:06