Харконнен: Ага, пройдет не так уж много времени и Аналитик будет говорить о супер пупер Меркава МК-5 с АЗ и торсионами… а также о подавляющем большинстве других танков. А пока кое-кто упрется и будет утверждать о супер навороченных пружинах …
Речь идет не об абстрактно-теоретическом преимуществе какой-либо системы, а об её преимуществе в конкретных условиях: с определенным весом танка и на определенной местности. Говорю, главным образом, не я сам, а люди, имевшие практический опыт с этим делом. Целью ставлю – не доказать преимущество одного типа над другим, а понять, почему был сделан именно такой выбор, который был сделан опытными людьми без какого-либо диктата обстоятельств.
А насчет «упираться», так вы ведь упираетесь не меньше. Суть не в том, чтобы упираться, а в том, чтобы разобраться.
Харконнен: Причем здесь англичане?
Как это при чем? При том, что они тоже ставили пружинную подвеску. И если кто-то считает, что в Израиле пружины были выбраны из соображений простоты производства, то англичан довольно сложно упрекнуть в отсутствии технологического опыта.
Харконнен: Да и когда создавали Меркаву, Израиль еще тем опытом не обладал, и все это (экономия, сложность пр-ва) было весьма актуально.
Вы тут явно перебарщиваете. Торсион – это простая механическая деталь и никакой особой сложности с точки зрения технологии производства или конструирования он собой не представляет. Если бы в Израиле не могли изготовить торсион, то что тогда говорить обо всём танке? Они бы просто не брались за производство танков. И броню сложно отлить. И детали из неё изготовить. И пушку. И гусеницы. И гидравлику, между прочим. А как насчет автоматической трансмиссии? Она будет посложней, чем торсион, нет? А её изготовили. Причем очень хорошую, лучше, чем у конкурентов.
Харконнен: Ну и на кой хер приближать работу к АЗ. Если вы утверждаете, что негр Джонни намного быстрее АЗ? От этого заряжающий не пропадет, от этого не пропадет и увеличенный забронированный объем!
Увеличенного забронированного объема и так нет. Гляньте на башню Четверки.
К пропаданию заряжающего они не стремятся. Облегчить его труд – да. Отказаться от него – нет.
Харконнен: Назовите перспективный танк с экипажем 4 человека. От него (4-ки) отказываются все, от корейцев и японцев до американцев.
Пока ещё в немецких, английских и американских танках 4 человека в экипаже. И наверное не из-за их технической отсталости.
Только французы последовали российскому примеру.
Вы допускаете, вообще, возможность разных мнений или вы считаете, что если кто-то думает не так, как у вас, то он непременно ошибается? Подобное отношение к российской технике возмущает вас, но вы сами демонстрируете точно такое же пренебрежение к техническим решениям других.
Вот ещё два высказывания израильтян о подвеске:
"Независимая пружинная подвеска лучше торсионной тем, что устойчивее при подрыве на мине и быстрее заменяется. При создании Меркавы учли наш богатый опыт с пружинно-балансирной подвеской Центуриона и с торсионными Магахами и Тиранами [Т-55 и Т-62], и вывод был сделан в пользу англичан: для нашего театра лучше пружинная."
"Пружинная подвеска более ремонтопригодна, чем торсионная. Кроме того, она позволяет сделать днище танка V-образным ("корытообразным"), а это повышает его устойчивость при подрыве на минах."
А вот такой отзыв мне попался о Т-55 в Израиле:
«Раз уж зашла речь за советские танки... Один офицер-танкист, служивший на Т-55 в Израиле, рассказал примерно следующее. Отмечу, что речь идет о танке с израильской 105-мм пушкой. Главный недостаток - ужасные условия для экипажа. По его словам, после длительного перехода на гусеницах люди были просто мертвыми. Второй момент - это огромные трудности при возвращении танка в строй в полевых условиях по сравнении с другими имевшимися машинами. Ну и двигатель был слабоват. Всё остальное, по его словам - более менее нормально.»
Предлагаю обратить особое внимание вот на эти слова из вышеприведенного высказывания: «...огромные трудности при возвращении танка в строй в полевых условиях по сравнении с другими имевшимися машинами.»
Конкретно о подвеске ничего не говорится, что в принципе, хороший знак. Значит, видимо, особых проблем с ней не было. Как сообщалось также в одном из ранее приведенных мной примеров, с торсионной подвеской у БТР М113 тоже проблем не было. Но здесь надо заметить, что это всё легкая техника. Т-55 мало весит, а М113 – тем более. Но если техника становится намного тяжелее, то может быть происходит качественный скачок. Вот у англичан танки (Центурион и Чифтен) были тяжелыми и они применяли пружинную подвеску, хотя можно не сомневаться, что и торсионы не представляли собой никакой сложности для британской промышленности. А в Челленджере англичане перешли к гидропневматической подвеске, но опять же не к торсионной. Но англичане, конечно, дураки, что с них взять.
Вот помню ещё, когда-то где-то читал, что в Израиле были жалобы на малый клиренс танков Т-62, из-за чего они часто садились на брюхо. Насколько я помню, говорилось, что из-за этого Т-62 не применялись на сирийском фронте, где местность каменистая.
Попытаюсь выяснить что-нибудь насчет именно торсионов на Т-55 и Т-62 в АОИ.