Berg: Эта половина 15 штук. Скажем честно для ведения миномётного огня не много.
Говорят, история развивается по спирали и никогда не повторяет себя во всех деталях.
Конечно же, миномет на Меркаве не может играть ту же роль, что гаубица на Панцер 4. Да он и не предназначался для этого. Он не для ведения артподготовки. Он для отдельных специфических ситуаций, которые, как показал достаточно обширный боевой опыт ЦАХАЛа в конфликтах разной интенсивности, периодически случаются. Этот миномет очень функционален. Он служит сразу для нескольких целей: для целеуказания дымовами и осветительными зарядами, и для навесного огня в соответствующих случаях.
Кстати, число мин в боезапасе можно и увеличить. Чай не на горбу таскать. В военное время танкисты всегда стремились возить больший боезапас, чем по штату положено. А у Меркавы с этим попроще, чем у других танков.
Вот что писали о миномете на Меркаве Никольский и Спасибухов:
«После того как положительно была оценена эффективность применения противопехотных 60-мм минометов, установленных на танках М60, было принято решение оснастить ими и первые Меркавы. Они крепились к правому борту башни у командирского люка. На Меркаве Мк 2 подобные минометы уже входили в штатное вооружение танка. Миномет находится в левой передней части башни перед люком заряжающего, который мог вести стрельбу из него, не высовываясь из танка.» Боекомплект - 30 осколочно-фугасных, дымовых и осветительных мин.»
«The Soltam 60 mm mortar system is capable of firing high explosive rounds and illumination bombs. The crew can load, aim and fire the mortar system from within the turret.» (Миномет может заряжаться, нацеливаться и стрелять, будучи управляемым изнутри башни.)
На Четверке миномет смонтирован внутри и снабжен специальным поворотным устройством для прицеливания. Дальность: 2700 метров.
Бяке: Египетские Абрамсы и иорданские Челленджеры безусловно рассматриваются ЦАХАЛом как вероятные противники. Да и Т-90 у сирийцев могут оказаться скорее, чем Искандеры. Они такого шума в мире не вызовут. Когда создавалась Меркава 4, наличие этих трех моделей у сопредельных арабских стран (в случае Т-90 – возможное) несомненно учитывалось. Однако, к переходу на торсионную подвеску это не привело. Скорее всего, различия в скоростных возможностях на ближневосточном ТВД были недостаточно существенны.
А вот привожу один любопытный отрывочек о состязаниях Меркавы с Абрамсом, коль уж вопрос ребром ставится:
By Emanuel A. Winston,
Middle East Analyst & Commentator
Apart from the engine, all major systems and components in the Mark 3 were developed and produced in Israel. Delivery of the Merkava Mark 3 began March 1990. It was considered one the most advanced of all present generation Main Battle Tanks. The Israeli Merkava Tank has outperformed the American Abrams hands down, a critical fact which has remained unannounced for a long time. For several years there have been field trials where the Merkava units vied with the Abrams units in field competition. This included firing on the move, night operations, survival, accuracy for rounds fired, etc. The results were embarrassingly and consistently unbalanced and thus were never made public. The Merkava outperformed the Abrams in every way that a battle tank can be tested. Electronics, tank hours without repair, survivability under fire,
suspension stability, engine life - but, it all came down to competition in simulated combat field maneuvers. The Merkava Tanks with their Israeli team beat the Abrams' American teams hands down.
(Кроме двигателя, все основные системы и компоненты Меркавы 3 были разработаны и изготовлены в Израиле. Поставки Тройки начались в марте 1990 г. Тройка считалась одним из самых совершенных танков нынешнего поколения в мире. Меркава 3 превзошла американский Абрамс по многим характеристикам – критически важный факт, долгое время остававшийся неизвестным. В течение нескольких лет проводились сравнительные испытания, на которых израильские танкисты соревновались в поле со своими американскими коллегами. Эти соревнования включали в себя стрельбу на ходу, ночные действия, испытания на живучесть, точность стрельбы и т.д. Показанные результаты были устойчиво в пользу Меркавы, с заметным преимуществом последней, но публике об этом не сообщали. Меркава показала себя лучше, во всех отношениях, в каких только танк можно проверять. Электроника, межремонтное время эксплуатации, живучесть под огнем,
стабильность работы подвески, долговечность двигателя – и всё это завершилось симуляцией маневров танкового сражения. Израильские экипажи на Меркавах победили своих американских соперников на Абрамсах с явным преимуществом.)
[Хочу обратить особое внимание на фразу о более высокой "стабильности работы подвески", хотя не знаю, что именно это означает - Долговечность? Плавность хода?]
Вот тебе бабушка и Юрьев день! А вы нам про Абрамсы да Леопарды. Никто Меркаве фору не даст.