«Оборонпром» создал свою вертикаль

 

said

опытный

Российская газета
08.02.2005

«Оборонпром» создал свою вертикаль
Беседовал Денис Лавров

В конце 2004 г произошла смена руководства ОАО «Оборонительные системы» — центральной компании одноименной межгосударственной финансово-промышленной группы. Новым генеральным директором «Оборонительных систем» был избран Андрей Романов.
- Еще в 2003 году проходили сообщения о продаже структурами холдинговой группы «Интеррос» своего участия в ОАО «Оборонительные системы» корпорации «Оборонпром». Чем завершился этот процесс?
- В течение последних двух лет ОАО «ОПК «Оборонпром» при непосредственной поддержке «Рособоронэкспорта» было приобретено 86 процентов акций «Оборонительных систем». В конце прошлого года я был избран генеральным директором этой компании, а генеральный директор корпорации «Оборонпром» Денис Мантуров — председателем совета директоров. Так что процесс можно считать законченным.
- Зачем «Оборонпром» решил войти в этот бизнес? Ведь известно, что сейчас головным исполнителем экспортных заказов по зенитно-ракетной системе С-300 выступает концерн ПВО «Алмаз-Антей» и объем заказов на «Оборонительных системах» значительно снизился?
Действительно, в 1997-2000 годах ОАО «Оборонительные системы» как головное предприятие выполнило все заключенные в этот период экспортные контракты по ЗРС С-300 ПМУ1. В 2001 году государство приняло решение передать роль головника по контрактам от «Оборонительных систем» к «Алмаз-Антею». Это было совершенно логично, так как в то время «Оборонительные системы» были частной структурой. А у руководства страны уже тогда была четкая позиция о необходимости возврата государственного контроля над предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Частные акционеры «Оборонительных систем» тогда не решили по многим причинам проблему передачи государству достаточного пакета акций, в результате компания уже не могла претендовать на роль головного исполнителя новых контрактов. Тем не менее «Оборонительные системы», и, в частности, Московский радиотехнический завод, который входит в нашу корпорацию, были и остаются изготовителем основных элементов для С-300, в том числе пункта боевого управления системы, стартовой автоматики.
В настоящее время между руководством «Оборонпрома», ОАО «Оборонительные системы» и концерна «Алмаз-Антей» сложились нормальные конструктивные отношения, которые позволяют эффективно решать возникающие проблемы. Я вижу в этом хороший пример сотрудничества на корпоративном уровне крупных интегрированных структур, который доказывает эффективность интеграции в ОПК и с точки зрения исключения внутренней конкуренции, имевшей место на уровне отдельных предприятий.
Сейчас своего рода визитной карточкой «Оборонительных систем» служит модернизация зенитно-ракетного комплекса «Печора» до уровня «Печора-2М». Этот проект мы осуществляем в рамках межгосударственной финансово-промышленной группы с белорусскими предприятиями. В 60-80-е годы около 400 таких комплексов были закуплены армиями 35 стран мира. В стоимостном выражении потенциальная емкость этого рынка оценивается почти в 1,5 миллиарда долларов. Кроме того, у нас есть еще ряд перспективных экспортных проектов: оптико-электронная станция кругового обзора «Феникс», комплексы радиотехнической защиты средств ПВО. Эти и другие наши разработки мы представим на выставке IDEX-2005 в Абу-Даби.
А какова роль государства в процессе «мягкой деприватизации» «Оборонительных систем»?
Начиная с 2000 года, государство выстраивает четкую промышленную политику в «оборонке». В 2001 году была принята федеральная программа «Реформирование и развитие ОПК (2002-2006 годы)». Ее основная идея — создание ограниченного количества вертикально-интегрированных структур с организацией управления, основанной на действии в большей степени рыночных, чем административных механизмов.
Корпорация «Оборонпром» — основной акционер «Оборонительных систем» и создавалась как агент государства в лице ФГУП «Рособоронэкспорт» в оборонно-промышленном комплексе. В уставный капитал «Оборонпрома» были переданы активы, в основном в ОПК, принадлежащие акционерам корпорации. А в конце ноября прошлого года «Оборонпром» согласно президентскому указу стал управляющей компанией «милевской» кооперации. То есть государство не только декларирует свою стратегию в ОПК, но и реально ее осуществляет. Что же касается так называемой «мягкой деприватизации», то в самом процессе нет ничего пугающего и тем более противозаконного. Акции ни у кого не отбираются, они выкупаются по рыночной цене за счет собственных или привлеченных средств. Это нормальная, цивилизованная практика. При этом необходимо в первую очередь учитывать объем контрактных обязательств, принимаемых при приобретении данного актива. В таком специфическом бизнесе, как военно-техническое сотрудничество, очень часто контролируемое государством оборонное предприятие может демонстрировать большую эффективность при выполнении договоров, чем частное. И в случае, когда политика частных акционеров того или иного предприятия может поставить под угрозу выполнение контрактных обязательств, государству приходится действовать энергично.
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru