Подскажите о РЛС ,,Перископ"

Теги:ПВО
 

kuk

новичок
В 1985 г. служил на Дальнем Востоке между Хабаравском и Владивостоком в пос. Лермонтовка стояла рота РТВ . На сопке (отм.906м) под куполом находилась РЛС. Цифровое название стерлось из памяти , помню только ,,Перископ". РЛС работала специально по низколетящим целям. Использовался ФКМ-сигнал. Все, что двигалось свыше 60км/час гребло напрочь. Были видны машины по трассе Хабаровск-Владивосток. Некоторые вертушки распозновались до 140 км (в зависимости от высоты). Хотелось бы узнать о судьбе станции, ее точное название , фото, если возможно.А то что-то нигде не нашел . Насколько я помню по тем временам из разговора с заводчанами их по бывшему Союзу было 3 или 4. И то более или менее рабочая была у нас.
 

au

   
★★☆
Мдя, не слишком популярное изделие :)
Только тут упоминается: Russian Defense Business Directory - M
И на PVO вскользь, без информационного содержания.
 
RU Скептик-2 #14.02.2005 02:56
+
-
edit
 

Скептик-2

втянувшийся

РЛС дальнего обнаружения и наведения П-20 «Перископ»
(NATO Code : Bar LocK)
Подвижная радиолокационная станция П-20 была первой станцией дальнего обнаружения и наведения в сантиметровом диапазоне волн. Разработка ее велась по заданию ВВС согласно 3-летнему плану развития радиолокации на 1946 – 1948 гг. Станция обеспечивала круговой обзор и обнаружение целей в зоне своего действия, отображала воздушную обстановку на экране станции и на выносном ИКО КП авиационной части.
РЛС определяла три координаты целей: азимут, наклонную дальность и высоту с помощью V-луча, идея которого была высказана проф. М.А. Бронч-Бруевичем еще в 1938 г. Для опознавания своих самолетов к станции придавалось запросное устройство НРЗ-1.
Ширина диаграммы направленности:
вертикального луча :
– в горизонтальной плоскости от 0,5 до 30,
– в вертикальной – 200;
наклонного луча :
– в наклонной плоскости от 1 до 30 и
– в вертикальной плоскости от 2 до 180.

Станция имела пять излучающих и пять приемных каналов, работавших каждый в своем диапазоне сантиметровых волн. Три канала работали на антенное устройство с плоской (веерной) диаграммой направленности для поиска самолетов в горизонтальной плоскости и определения азимута и расстояния до целей (вертикальный луч). Два канала работали на антенну с наклонной диаграммой направленности (плоской, веерной), которая в комбинации с вертикальным лучом определяла высоту полета целей.

Состав станции с аппаратурой и агрегатами электростанции состоял из восьми транспортных единиц.
Во вращающемся приемо-передающем фургоне было смонтировано пять высокочастотных шкафов с магнетронными генераторами, приемниками и аппаратурой, необходимой для излучения и приема. На крыше фургона монтировались антенные устройства.
Станция имела четыре индикатора: кругового обзора, выносной (ВИКО), индикатор дальности и индикатор высоты.
Станция являлась сложнейшим радиолокационным устройством. Ее эксплуатация требовала от обслуживающего персонала инженерных знаний и опыта настойки многочисленных радиоблоков и устройств.
Разработку РЛС проводил коллектив радиопромышленности под руководством Л.В. Леонова при участии А.Р. Вольперта, Ю.К. Аделя, С.П. Заворотищева и многих других инженеров института.
В 1949 г. станция проходила в ВВС государственные испытания (руководитель инженер-испытатель И.И. Васютин) и показала соответствие заданным требованиям ВВС. Будучи принята на вооружение, станция П-20 широко использовалась в Войсках ПВО, ВВС, ВМФ и на больших аэродромах Гражданского воздушного флота (ГВФ) в качестве диспетчерской станции.
Нельзя не отметить большую инженерную и организационную деятельность в разработке этой станциии ряда других РЛС дальнего обнаружения и наведения в послевоенные годы К.Л. Куракина (впоследствии заместителя миностров электронной промышленности), удостоенного в 1950 г. Государственной премии СССР.

“Этот локатор – настоящий долгожитель, среди своих собратьев. Начали его создавать на бывшем вагоноремонтном заводе, который буквально за год с небольшим был переоборудован в электромеханический гигант… В декабре 1952 года появился первый радиолокатор. Спуятя пять лет из цехов Лианозовского электромеханического завода выходило уже до 300 комплектов П-20… Неказистая, размещенная на среднем артиллерийском лафете радиолокационная станция работала очень надежно…
…Надо было размещать радар высоко а горах. Но аппаратура быстро ионизировалась и выходила из строя, сгорали электронно0лучевые трубки, индикаторов кругового обзора. Все это происходило из-за сильной разряженности воздуха. Главный конструктор высокогорного радара Лев Шульман все же смог найти верные решения, и буквально за полгода горный вариант П-20 был создан и прошел испытания в борокамере и в Армении на горе Алагез.
…Были еще более серьезные переделки, в которые попадали лианозовские радары и их создатели. Например, семь станций “Эфир” были размещены в глуши казахстанской степей, начиная от полигона Капускин Яр до озера Балхаш. Они следили за испытательными полетами первых крылатых ракет главного конструктора Лавочкина….
Вскоре на базе П-20 был создан более совершенный радар П-30. По надежности и тактико-техническим данным он превосходил все отечественные локаторы того времени. Его стали закупать зарубежные страны…
…После П-30 появилась на свет П-35, потом П-37, в которых на смену лампам пришли полупроводники, микросхемы. В этих двухкоординатных РЛС в состав комплексов дополнительно включались радиовысотомеры, которые позволяли точно опрелелять претью координату – высоту цели. Последняя станция П-37 впитала в себя все достижения того периода… “



Однако, возможно, что у Вас не "Перископ" стоял, а что-то иное. Маловероятно, что станция П-20 к 1985 г уцелела...



Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 14.02.2005 в 06:00
RU Скептик-2 #14.02.2005 04:36
+
-
edit
 

Скептик-2

втянувшийся

Еще фото :
(может не "Перископ", а "Телескоп" ? )
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 14.02.2005 в 06:00

said

опытный

Подскажите источник текста, пжста.
 
RU Скептик-2 #15.02.2005 02:11
+
-
edit
 

Скептик-2

втянувшийся

Во-первых, это смогу сделать не раньше, чем через сутки...

Во-вторых, я ведь посылал Вам сканограммы этих страниц из книги... и ссылку на нее тоже...
 

kuk

новичок
Внесу небольшую ясность.В 1985 меня, молодого салагу после училища отправили на эту станцию. Она только вступала в строй и была еще гарантийной, поэтому там еще и торчали заводчане. На тот момент на весь Дальний Восток эта РЛС была точно одна. Первые впечатления были-обалдеть. Особенно поразило наличие или само название ЭВМ в одном из прицепов.По тем временам компактность этой штуки произвела самые лучшие впечатления.Естественно первым делом решил посмотреть на чем сделано. Ха-133 серия и иже с ней.Все в золоте и с умапомрочительной плотностью монтажа.Напоследок нарыл


// radar - РЛС ПВО
Пишут, что это ,,Телескоп" , но по поисковику идет сноска ,, Перископ''. Антена была больше , немного другой конфигурации и сплошная.Остальные ТТХ вроде похожи.Послужить на ней нормально не успел. Произошел несчастный случай связанный с ПРВ-17, и на долго попал в госпиталь.Этот случай-загадка на всю жизнь.Об этом постараюсь написать в другой теме.
 
RU Скептик-2 #15.02.2005 05:57
+
-
edit
 

Скептик-2

втянувшийся

Понятно...

Об этом и говорилось - это не могла быть П-20, т.к. к этому времени последняя была седым ветераном и безнадежно устарела...
 
RU Скептик-2 #15.02.2005 08:06
+
-
edit
 

Скептик-2

втянувшийся

Для Said'а : нашел в компьтере - это из письма Вам от 28 февраля 2004 г.


... страницы - из : М.М. Лобанов <Развитие советской радиолокационной
техники>. Москва. Военное издательство. 1982.



Это и были сканы по П-20.... - а страничка об этой РЛС только вчера появилась...
Чтож, не прошел и год, как...


Обязуюсь пересканировать фотографию П-20 из книги - чтоб нормальное было, а второе фото было опубликовано в Военном параде (давно) - тоже поищу...
 

said

опытный

Уважаемый Скептик-2!

Я очень ценю вашу помощь и благодарен за те материалы, которыми вы меня снабжаете. Извините за невнимательность. Просто большой объем основной работы мешает нормальному наполнению сайте :-)
Фотка из ВП - у меня должна быть от другого коллеги в цифре. Там была статья и несколько фотографий этапных РЛС.
Скажу больше - у меня дома лежит книжка "50 лет ВНИИРТ" - немного сумбурный сборник воспоминаний ветеранов института про историю создания РЛТ. У меня сложилось впечатление, что ВНИИРТ постоянно имел проблемы с созданием РЛС, т.к. идеи были хороши или слишком хороши, но реализация опаздывала, а со временем военные передавали заказы на другие предприятия. Например, ими была задумана РЛС СТ-68, но из-за сложности ее реализации в желаемых ТТХ, заказчик решил ввести "упрощенный" вариант СТ-68У, который сделало Запорожское КБ и т.п.
Постараюсь отсканить и выложить эту книжку.
 
RU Скептик-2 #16.02.2005 01:53
+
-
edit
 

Скептик-2

втянувшийся

Тогда для всех... крупным планом ...
(Military Parade, July - August, 1996)

Второе - "Общий вид РЛС П-20" - это уже Лобанов.
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 16.02.2005 в 02:53
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

kuk

новичок

Ходил специально в военкомат. В личном деле написано-инженер РЛК 5У75.

Есть у кого соображения по этому поводу. Информации в НЕТЕ 0
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru