Надо различать "поворотливость" по углам и траекторную маневренность. УВТ позволяет самолету весело крутиться вокруг своих осей, но это еще не означает хорошей маневренности.
УВТ наиболее ценен для БВБ. А там уметь быстро крутиться вокруг осей - самое то, по-моему. Если, конечно, самолет рассчитывает только на ДВБ, то, вероятно, УВТ ему и не нужен.
Не надо забывать, что главный элемент для маневренности - крыло.
Ага. Вероятно именно по этому у Ф-22 крыло сделано именно таким?! Отличным, надо сказать, от наиболее маневренного американского Ф-16. Вот там, я поверю, крыло вполне добавляет маневренности.
Именно оно создает нужную силу, а задача рулей (и УВТ, в частности) - вовремя поставить его в нужное положение.
Да, согласен. Но с УВТ это получится куда быстрее. Особенно, если тяговооруженность хорошая.
Крыло на порядок (грубо говоря, на величину аэродинамического качества) эффективнее прямого создания тяги двигателем. Кроме, разумеется, сверхнизких скоростей.
Вот-вот. Или при срыве с потока при закритическом угле атаке.
А в крутящий на месте сальто самолет попасть куда проще, чем в интенсивно маневрирующий.
Это еще не факт. Есть РЭБ, есть ЛТЦ, ДО. Не факт...
А с ним "так" и не носятся. Даже суховцы упорно пытаются сделать без него.
Я думаю, у ОКБ им. Сухого проблема лежит в иной плоскости. Самолет с УВТ у них МО не купит! Дорого. Им и обычные-то сейчас не по карману.
Неоднозначно. Перекрутить по углам - это не всегда то, что нужно.
Почему? Речь ведь идет о том, чтобы загнать самолет противника в угол захвата ГСН, а для этого нужно очень хорошее
угловое маневрирование...
А это тут причем? Да и у кого они реально по двум осям отклоняются?
У некоторых марок двигателей. В Питере на ЛенЭКСПО сам такой видел, в выставочном павильоне такой движок был. Соплами крутил во все стороны. Марку, к сожалению не помню.
Вообще-то, крейсерская и боевая скорость (или скорость наилучшей маневренности) слабо связаны. Понятно, что если этими +30-50% мы на сверхзвук (или даже трансзвук) вылезем, показатели ухудшатся. Но на дозвуке такой простой зависимости нет.
Да. Но УВТ все равно добавит маневренности. Понимаете, я может, и не спец, но виденные на МАКСе виражи самолетов с УВТ впечатляют. Я совершенно уверен, именно по маневренности (скажем, в учебном бою) такой самолет "перекрутит" самолет, не имеющий УВТ. Ну вот не верю я, что на самом деле будет иначе. Не верю!
Нет. Вернее, как правило, нет. Уменьшить радиус разворота можно только с помощью крыла. (Ну, плюс общее ограничение на перегрузку).
Дык, опять же! УВТ быстрее поставит самолет на нужный угол.
Рули используются, чтобы поставить крыло на нужный угол атаки. У истребителей руль высоты обычно и рассчитывается на такой маневр.
А если его воздух не очень хорошо оббегает? УВТ срыва потока не боится.
По 1) УВТ не нужен. Во-1, он, как уже говорилось, заметно медленнее аэродинамического руля. Во-2, в отличие от крена, тут нет борьбы за максимальную скорость - из-за переносимости перегрузки человеком.
Возможно. Но есть идея использовать УВТ для беспилотных истребителей. И потом, на малых скоростях перегрузки обычно меньше.
Есть такая особенность, что при слишком быстром создании перегрузки (даже не очень большой по величине) человек внезапно теряет сознание, уже через некоторое время, находясь в установившемся режиме. С F-16 поначалу было несколько инцидентов, с этим связанных.
Это уже другой вопрос. Полагаю, скоро можно ожидать моду на противоперегрузочные жилеты даже для обычных самолетов. Ну, в смысле тех, у которых УВТ будет.
По 2) УВТ помочь может, но лишь как помощник руля высоты.
Я думаю, все же УВТ ценен на малых скоростях, где обычные рули плохо обтекаются потоком. А также на сверхбольших, чтобы уменьшать радиусы.
Т.е. просто позволяет поставить меньший руль, уменьшить потери на сопротивление руля, разгрузив его. Особенно на сверхзвуке, где эффективность аэродинамических рулей заметно падает, а потребные моменты возрастают. Но в целом - это не принципиальный момент, эдакий "гидроусилитель руля" на автомобиле.
И все же это может оказаться нужным. И потом, не зря же в концепцию истребителя 5-го поколения УВТ заложен по определению. Нет УВТ, нет 5-го поколения. Признайтесь, вы, наверное, ретроград; и просто вам нравится консервативная техника!