Проблема: подавляющее количество существующих морских вертолетов (то бишь базируемых на надводных кораблях) выполняют, в основном, противолодочные функции. Из-за присущей им узкой специализации, остаются не решенными (в той или иной степени) вопросы ДРЛО и ЦУ, нанесение ударов по надводным и наземным целям, дальний перехват ПКР, наконец, ПЛ вертолеты совершенно беззащитны перед авиацией противника. И если нашими адмиралами взят курс на строительство «многофункциональных кораблей», то нельзя забывать и об их (т.е. НК) авиационной компоненте –> «даешь многофункциональный морской вертолет (МФМВ) !!!».
Предложение: оснастить вертолет типа Ка-32 (Ка-27) современной многофункциональной РЛС с ФАР + соответствующий комплекс БРЭО, например, от Су-32 FN (БРЭО «Морской змей» специально разрабатывался для морского истребителя) + соответствующее авиационное ракетное вооружение.
Грубо говоря, сама излучаящая часть ФАР представляет собой цилиндр около 1-1,5 м в диаметре и высотой 0,2-0,4 м (при площади не более 1 кв.м – сравните с площадью антенны на Ка-31 размером 1 * 5,75 метров!), весит до 200-300 кг. Остальную аппаратуру запихнем в грузовую кабину вертолета. Разместить саму же ФАР лучше всего на месте обзорно-навигационного радара – под носовым обтекателем вертолета.
При выполнении задач ДРЛО при помощи гидравлических подъемников ФАР будет опускаться вниз, под брюхо вертолета (чтоб колеса не мешали) – для осуществления кругового обзора путем механического вращения ФАР по азимуту.
В убранном (прижатом) состоянии ФАР будет направлена вперед-вниз под углом от 20-90 градусов к горизонту (угол можно механически изменять) – что позволяет использовать ФАР для навигации, поиска ПЛ, поисково-спасательных работ, нанесения ударов по воздушным, надводным и морским целям при помощи УР. В этом состоянии аэродинамическое сопротивление ФАР будет не значительным – см. Рисунок.
Что получаем:
1. Увеличение дальности обнаружения как воздушных (до 200-250 км цель типа истребитель), так и надводных целей (не менее 350 км цель типа эсминец –> точных данных по «Морскому змею» не нашел, так же как и канальность по цели –> пришлось предполагать по аналогии со сходными РЛС – например, БРЛС «Сокол» 180/300 км и 30/6 целей). Сравните с Ка-31 – соответственно 100-150 км по истребителю и 250-280 км по кораблю. Количество сопровождаемых целей примерно одинаково – соответственно 30 и 20 штук, но при этом БРЛС от Су-32 FN позволяет одновременно атаковать 4-6 целей.
2. Возможность применения с вертолета ПКР (Х-35, Х-31а), ПРР (Х-31п) и прочего ВТО для ударов по кораблям, сухопутным целям – что расширяет радиус применения этого самого ВТО до 500-600 км (зависит, в основном, от кол-ва топлива на борту).
3. Впервые появляется возможность полноценного оснащения вертолета практически всеми видами УР «воздух-воздух» – на внешнюю подвеску Ка-32 может брать до 5 тонн. Теперь наш вертолет не беззащитен перед атаками вражеских истребителей – он может их сам сбивать теми же Р-77, Р-73, а также перехватывать (в идеале) выпущенные по нему ракеты. Это резко увеличивает шансы нашего вертолета «остаться в живых» при боевом контакте с противником на большом удалении от родных средств ПВО, например, при выполнении задач ДРЛО-ЦУ. Общее количество подвешиваемых на внешнюю подвеску ракет «в-в» – не менее 4-8 шт.
4. Также появляется возможность заблаговременного обнаружения и дальнего (за радиогоризонтом корабля) перехвата своими УР «в-в» летящих на высоте 3-30 м ПКР «Гарпун» и КР «Томагавк». Кроме того, в перспективе возможно (как утверждают на сайте ВКО) использование авиационных (в нашем случае вертолетных) РЛС для наведения дальнобойных ракет «земля-воздух» – как я понимаю, речь идет о дальней ракете (до 400 км) для С-400.
5. Думаю, что противолодочные возможности РЛС (и прочей аппаратуры) на Су-32NF однозначно превосходят возможности радара на Ка-27 – так что возрастут и противолодочные способности нашего МФМВ.
6. Еще один момент – широкая унификация по оборудованию, запчастям и вооружению с сухопутной авиацией – «что есть карашо!» -> нет у нас денег для каждого летательного аппарата свое БРЭО разрабатывать.
7. Наконец, данный комплекс можно применять и на суше, для решения задач ПВО сухопутных сил.
Особых технических препятствий я не вижу. Как всегда, все упирается в деньги – ведь данное решение увеличит стоимость того же Ка-32 на 7-10 млн.$ (в мировых ценах –> для собственного ВМФ данную цифру делим смело на 2 иль 3). Но «на выходе» получим гораздо больше, в том числе и в денежном выражении (прикиньте хотя бы стоимость собственного спасенного корабля-вертолета, а также благополучно уничтоженных вражеских НК-ПКР-истребителей!). B)
И может (щас скажу крамольную вещь!) - нафиг нам не нужны авианосцы с палубной авиацией?!! – мы же не америкосы, все равно в ближайшие 30-40 лет наши национальные интересы не будут выходить за рамки пограничных морей

. Ведь мы и тот, что построили, содержать не могем! => недавно нашел в сети откровения человека, служившего на «Кузе» в конце 90-х:
В адрес редакции поступило письмо военнослужащего, некоторое время проходившего службу на ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Думаем, данный материал будет интересен читателю, так как процесс сокращения нашего флота, как это не печально, идет постоянно. И тем важнее становится грамотная, качественная и полноценная эксплуатация тех немногих современных кораблей, которые остаются в составе нашего флота.
Сначала — небольшая характеристика размеров и общего расположения единственного российского авианосца.
// Дальше — legion.wplus.net
Я, как сугубо сухопутно-гражданский (2 года срочной не в счет) человек, был в шоке – особенно впечатлило воровство друг у друга лампочек (!), приклеенных к цоколю на эпоксидку (!!), обмотанных в дополнение еще и колючей проволокой (!!!). А жить при температуре 5-12 градусов, без нормальных сортиров и душевых? Так стыдно стало за нашего «флагмана»!!! Какая к черту боеготовность, какие суперумные ракеты?! – коль быт наладить не могут!
Согласен, обидно, досадно, но будем в конце-то концов реалистами и наберемся смелости открыто смотреть в глаза суровой реальности – не доросли мы еще до авианосцев ни финансово-материально, ни ментально!
Так что может стоит нам ограничиться корветами да фрегатами – их все-таки проще и строить, и содержать?! А коль запихнем на них наши супер-пупер многофункциональные вертолетики – и нормально, под прикрытием береговой авиации отобьемся от супостата! В конце концов, зачем нам сверхманевренные возможности Су и МиГов – ведь, по сути, требуется поднять на высоту 3-4 км и выдвинуть на 100-400 км от родного корабля современный радар + пустить управляемые ракеты. Тут же главное – кто первый обнаружит и пустит ракетки => так что логичнее наращивать возможности электроники и управляемого ракетного оружия, а не гнаться за сверхманевренностью и крейсерским сверхзвуком (все равно ракета «круче» самолета!), иль строить плавучие аэродромы за 5-10 млрд.тугриков!
По-любому, выходит дешево и сердито – 20-40 наших вертолетов с 8 Р-77 на каждом, поднятых с 15-30 фрегатов-корветов (только на такое кол-во хватит денег и на Севере, и Дальнем Востоке!) => это уже серьезный гемморой для АУГ – пока их не посбивают, руки до кораблей и наземных целей не дойдут. И даже размен 1:1 нам выгоден – наши вертолеты все равно дешевле F-18 и F-14 -> и на авианосце мы сэкономили (вместо 1 авианосца можно построить и нормально содержать те самые 15-30 фрегатов и корветов)! Такой вот «ассиметричный ответ»!

B)