"Черный день" ВВС Норвегии

 

west

втянувшийся

В тихое ясное утро, 13 сентября 1987 года,в воскресенье,
Оперативным дежурным Североморского корпуса ПВО
была дана команда на подъем в воздух одного самолета
Су-27, из состава дежурного звена 941 ИАП ПВО (п.Килп-Явр).
Нарушителем "покоя" был базовый патрульный самолет Р-3С
"Орион" из 333 эскадрильи ВВС Норвегии. "Орион" "петлял"
вдоль границы в Баренцевом море, над нейтральными водами,
и по всему вел контроль за нашей подводной лодкой.
Особенностью этого самолета разведчика было то,что в
воздухе он мог находиться до 12-ти часов и долго, долго
заставлять "нервничать" силы ПВО.
Задача дежурного Су-27 состояла в том, чтобы контролировать
действия "Ориона" и не допустить нарушения государственной
границы СССР.Самолет пилотировал ст.лейтенант Василий Цимбал.
После взлета , КП ИАП "навело" истребитель на "Орион" и
Су-27 начал "нарезать петли " возле "Ориона". Все происходило
как обычный "дежурный" вылет, так как "Орионы" караулили
наши ПЛ почти каждый день.
Но ! Кто может быть помнит, в то время в воскресенье,в 11.00
начиналась по телевидению Программа " Утренняя почта".
Все хиты советской эстрады,на то время, показывала в основном
только "она", альтернативы практически не было.
И смотрели эту передачу все и вся и в домике дежурного звена
так же . Накануне был анонс предварительный, что в этой
"Утренней почте" будет выступать то ли Пугачева ,то ли еще кто-то
из "звезд " на то время.
Вообщем ВСЕ посмотрят и послушают, кроме ... Кроме летчика
Василия Цимбала. Так как "Орион" будет "болтаться" у границы
неизвестно сколько времени. Обидно, да !
И Василий начал "гонять" самолет ВВС Норвегии Р-3с"Орион".
В атаку на него несколько раз заходил, струей двигателей с курса
его сбивал, фигуры высшего пилотажа вокруг него крутил.
В итоге задел килем, винт двигателя правого крыла "Ориона".
От чего винт сломался ,обломки его попали по фюзеляжу "Ориона".
Все ! " Орион" сдался и взял курс на базу.
Василий Цимбал докладывает на КП -"Орион" уходит на
базу. КП полка дает добро на возвращение на аэродром.
Василий делает боевой разворот, догоняет " Орион", заходит вперед
и начинает слив топлива прямо на кабину и фюзеляж .

"Обгадил " Василий самолет разведчик страны НАТО как мог.
Затем вернулся на аэродром и успел посмотреть "Утреннюю почту", никому
ничего не докладывая о произошедшем.
Только при осмотре Су-27 техник усмотрел,что сбит обтекатель на киле,
но такое бывало и ранее , ничего особенного, заменили и все.
Более в этот день самолеты разведчики в акватории Баренцева моря
не появлялись... Весь день было тихо и солнечно. Разгром начался
вечером.
"Орион" дополз до своего аэродрома. В этот же день был
оповещен советский посол в Норвегии. Информация идет в Москву,
там Министру обороны,от него к Главкому войск ПВО. Дежурный
генерал ЦКП ПВО запрашивает Архангельскую армию ПВО,армия
корпус, корпус - 941 ИАП. В полку спрашивают у Василия, что было?
Тот как нормальный офицер отвечал, что ничего не было,обычный вылет.
В полк приезжает Командир Корпуса,начинаются разбирательства.
И все бы ничего, Василий может и выкрутился бы , но с борта "Ориона"
вели видеозапись всех маневров Су-27. Копия была передана
послу Норвегии. Отпираться было невозможно...

Полк долго сдавал зачеты по всевозможным Наставлениям и Правилам
имевшимся в авиации на то время.
Васю Цимбала превели в другой ИАП, по замене. Как сложилась его
судьба далее - неизвестно.

Но в полку его помнят , как настоящего АСа - "укротителя "Орионов".






Те кто "ЗА", могут опустить руки и отойти от стенки...
 

TT

паникёр

☠☠☠☠
Наградить мужика надо ;)
 
+
-
edit
 

serbor

опытный

Да, интересно! Я это случай хорошо помню - много о нем писали в AW&ST, в других авиационных изданиях. Кстати, одни из мервых фоток внутренних (между двигателями) подвесок вооружения на Су-27 появились именно после этого и уже после этого стали считать 10 подвесок, а не 8, как до этого. Помнится на том истребителе между гандолами 2 Р-27 были.

А вот про роль Утренней Почты и не знал.
Кстати, про слив топлива тоже что-то не помню.

 

west

втянувшийся

[quote|serbor, 22.03.2004 18:10:43 :]
Кстати, про слив топлива тоже что-то не помню.[/quote]

Слив топлива был нужен , для уменьшения
посадочного веса самолета.
Ну а то , что "слил" на "Орион" - это
чтобы тот быстрее на базу "сваливал",
вот он и заставил его немного по "обтекать"!

Писали же не про все и не всегда. Тем более
в те времена.
(смайлики не работают).



Те кто "ЗА", могут опустить руки и отойти от стенки...
 
+
-
edit
 

someuser

опытный

>заходит вперед
и начинает слив топлива прямо на кабину и фюзеляж
:lol::lol::lol:
Я читал про этот случай, но вот про топливо там ничего не было. :D
По всей видимости, меня скоро окончательно забанят.
Так что использую последнюю возможность...
Прощайте, все участники форума Авиабаза! Было очень интересно общаться с вами без малого год. Ну что же, увы, возникли непреодолимые обстоятельства. Надеюсь, ещё пересечёмся где-нибудь в и-нете, он ведь большой! Не поминайте лихом...
 

Vidi

опытный

Теперь объясните - почему этот Орион не полыхнул как свечка?
Всякая, сколь угодно сложная проблема имеет одно, очевидное всем неправильное решение"
 
+
-
edit
 

someuser

опытный

А с чего бы это?
По всей видимости, меня скоро окончательно забанят.
Так что использую последнюю возможность...
Прощайте, все участники форума Авиабаза! Было очень интересно общаться с вами без малого год. Ну что же, увы, возникли непреодолимые обстоятельства. Надеюсь, ещё пересечёмся где-нибудь в и-нете, он ведь большой! Не поминайте лихом...
 

AK

опытный

>>Помнится на том истребителе между гандолами ...

:D Глаз так и цепляется к конструктивным особенностям данного истребителя.
А в картинках можно? :D
Вы думаете легко быть Главным Злодеем в мире животных?
Всегда одно и то же, одно и то же...
 
+
-
edit
 

serbor

опытный

AK, посмотрите, например, вот сюда:



Или что-то еще не так?
 

AK

опытный

>> гандолами

Мне в таком "экзотическом" написании что-то совсем другое почудилось.
Вот и возжелал картинок :D
Вы думаете легко быть Главным Злодеем в мире животных?
Всегда одно и то же, одно и то же...
 

gals

аксакал

В одном из номеров Флайта тех времен читал заметку об этом инцинденте, там же приводилась фотография Су-27 под крылом Ориона (снято с него). Вернее, передняя часть "сушки". Хорошо виден пилот, глядящий на супостатов.
 

Dutch

опытный

Ну что можно сказать, пилот мужик находчивый :) , чуством юмора и смекалкой не обделен, короче пять баллов пилоту. :lol:
"Время покажет, кто чего стоил в этой пурге" (с)  
AU [Индус] #15.04.2004 15:02
+
-
edit
 
Я это в пво,пло и про входил (БЧ-7) на БПК пр. 1155, правда уволился в запас в 1986г. Есть один вопрос к создателю темы: когда в Норвегии сменили Р3В на Р3С, или Р3С по инерции проскакало?
 

west

втянувшийся

Когда чего сменили - не известно.

С начала 80-х были Р-3С " Орион" ( противолодочный разведывательный самолет ). Базировались на Аннею. 333АЭ.

Где другие были - ХЗ... :)

Р-3В - радиоэлектронная разведка ( вроде как ДРЛО ). (?)
ЕР-3Е - радиотехническая разведка.
WР- 3А - метеоразведка.
RP-3D - картография.

Может еще какие где были. :)

Те кто "ЗА", могут опустить руки и отойти от стенки...
 
AU Индус #16.04.2004 15:48
+
-
edit
 

Индус

новичок
Пояснить хотелось- Р3В "Орион" от Локхид Базовой Патрульной Авиации (БПА) ВМС Норвегии тёмно-зелёной (?) -точно не помню - окраски, летали над нашим корабликом весьма многократно, и часов по 10 приходилось бубнить мне в микрофон "цель№, пелленг-дистанция..." Так что я почти очевидец, правда в запас (ДМБ) ушёл в мае 1986, вот и спрашиваю, когда? (если известно) сменили супостаты Р3В на Р3С. С уважением -любитель авиации, т.е. ПВОшник Индус -:)
 
+
-
edit
 
Каким цветом были "Орионы" я не узнавал, и не видел. На истребителях не летал, только с друзьями-летчиками "шило","массандру", "сутыгу" и т.п. - это пил. :)
Да и в Аннее не был. :)
Но в 82-м и позже , Оперативный отдел давал данные , что базируются Р-3С.
 
?? Филич #27.04.2004 18:08
+
-
edit
 

Филич

втянувшийся

фотографии не к этому ли эпизоду?
Прикреплённые файлы:
 
существуют только два типа кораблей: подводные лодки и их цели
 
?? Филич #27.04.2004 18:09
+
-
edit
 

Филич

втянувшийся

еще
Прикреплённые файлы:
 
существуют только два типа кораблей: подводные лодки и их цели
 
?? Филич #27.04.2004 18:10
+
-
edit
 

Филич

втянувшийся

дальше
Прикреплённые файлы:
 
существуют только два типа кораблей: подводные лодки и их цели
 
?? Филич #27.04.2004 18:10
+
-
edit
 

Филич

втянувшийся

и финальный
Прикреплённые файлы:
 
существуют только два типа кораблей: подводные лодки и их цели
 

west

втянувшийся

К тому наверное.

Летчик - это точно Василий Цимбал. :)
Те кто "ЗА", могут опустить руки и отойти от стенки...
 
+
-
edit
 

Kestrel

опытный

[quote|west, 15.04.2004 16:02:03 :]

Р-3В - радиоэлектронная разведка ( вроде как ДРЛО ). (?)
[/quote]

Нет. Р-3А, P-3B и P-3C это противолодочные патрульные самолёты. Разные модификации просто.

А всё что касается РЭБ и радиотехнической разведки - это ЕР-3Е, ARIES-II
"Only two things are infinite, the universe and human stupidity, and I'm not sure about the former." ©  
+
-
edit
 

anatoliy

новичок
а кто тогда не "писал" на Орионы, на Мариатту и вертушки?
Васе не повезло, а Утренняя почта -фигня, поскольку вылет был днём, наводил -Лёха. Да и анонсов передач тогда не было :rolleyes::rolleyes:
 

west

втянувшийся

"Орион" появился у границы где-то в начале 10 часов утра.
Как раз оперативные дежурные смену передавали.
На КП в ВИКО комплекса К-66 ,оба самолета прерасно было видно.

Момент "зацепа" было видно , как "сливание" отметок . Потом они разошлись и "Орион" круто пошел курсом на север, а потом уж "за угол".
( это со слов ОД ).

Все остальное - это со слов самого...

ЗЫ: Леха может и наводил. :)



Те кто "ЗА", могут опустить руки и отойти от стенки...
 
+
-
edit
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru