digger> У меня слoжилoсь мнение, чтo глaвнaя причинa - плoxaя живучесть , a кoнкретнo пoжaрooпaснoсть , япoнскиx aвиaнoсцев.
Главная причина поражения Кидо Бутай - отвратительная организация дальней оперативной связи и техническое состояние антенно-фидерных устройств СВ-КВ диапазонов на флагмана Нагумо, "Акаги". Ужасно работающая техника связи флагмана - это нечто. Вторая по значению причина - организация ангарно-палубного обслуживания самолетов на японских авианосцах - неплохой анализ этой причины делает Айзом: для того, чтобы "снять бомбу и повесить торпеду", на B5N надо было демонтировать, кроме самого оружия, бомбовый пилон, и установить на это место торпедный - по память, что-то около 40 минут на один самолет, от готовности до готовности. Третья причина - отвратительная вентиляция ангаров японских АВ, не позволявшая производить разогрев моторов в ангарах - только на полетных палубах. Ну и четвертая причина, которую можно отнести к разряду основных - слишком малый боезапас крыльевых пушек А6М2, всего по 60 снарядов на ствол, и при скорострельности пушки тип 99 мод.1 (вариант короткоствольной Oerlikon FF) 520 в/м, истребители боевого воздушного патруля, отражающие постоянные налеты авиации с Мидуэя, а потом и атаки VT-эскадрилий TF-16 и -17, приходилось постоянно сажать за новым 20-мм боезапасом, что заставляло держать пустыми полетные палубы всех АВ, не давая разместить на них снаряженные в ангарах ударные самолеты для прогрева движков и последующего вылета по разведанным силам Спрюэнса.
А то, что произошло с "Акаги", "Кага" и "Сорю" в 10.22-10.24 4 июня 1942 года, неудивительно - пойманные позже в таком же состоянии (заправленные и снаряженные самолеты в ангарах) американские "Принстон" и "Франклин", оказались ничуть не в лучшем положении.
А вот с "Хирю" ясно далеко не все - главным образом, что послужило причиной гибельного взрыва под ангарной палубой уже под вечер? Ясно ведь, что американские фугаски эту палубу не пробили, а пожаров и взрывов собственных самолетов/боезапаса в ангаре "Хирю", по крайней мере похожих по интенсивности на катастрофы первых трех кораблей, не было.
Контрастом анекдот - гибель "Йорктауна". В сущности, его оставили потому, что не смогли ввести в действие магистраль резервного электропитания корабля - она вместе с основной магистралью, в параллели, была закорочена через разрушенный попаданием второй торпеды носовой ГРЩ, и для того, чтобы отключить резервную линию и подать по ней питание с запущенного и давшего ток аварийного ДГРа на кормовую часть корабля, две трети КО, осушить затопленные КО и цистерны левого борта и попытаться дать пар из трех неповрежденных КО правого борта на совершенно не пострадавшие турбины, нужно было всего лишь поменять схемы включения предохранителей. Смешно, но этого не сделали и после возвращения на корабль, пытаясь вместо этого запитать водоотливные системы с эсминцев охранения. Хочется верить, что "Йорктаун" никогда не носил на ограждении дымоходов КО большую букву "Е", потому как если носил, то это было явным результатом взятки техническому управлению флота