Вот кое-что о Лави.
Общая информация.
Многоцелевой истребитель. Экипаж 1 чел. Разработка этого самолета, предназначенного для замены истребителей "Кфир", началась фирмой IAI в 1980 г., а в октябре 1982 г. фирма приступила к техническому проектированию самолета. Предполагалось, что новый истребитель будет решать задачи завоевания господства в воздухе (дополняя истребители Макдоннелл-Дуглас F-15) и использоваться для нанесения ударов по наземным целям как на поле боя, так и в оперативной глубине. В работах по программе значительное участие приняли авиастроительные фирмы США. 31 декабря 1986 г. состоялся первый полет опытного самолета "Лави" (двухместный вариант, самолет пилотировал летчик-испытатель М. Шмуль). В марте 1987 г. поднялся в воздух второй прототип истребителя (также двухместный), но в августе того же года израильское правительство (во многом из-за нажима США, где были обеспокоены появлением нового сильного конкурента собственным истребителям F-16 и F/A-18, а также по финансовым соображениям) приняло решение о прекращении программы. Однако на этом история "Лави" не кончилась: в сентябре 1989 г. все же был достроен третий прототип самолета (и первый одноместный истребитель), использующийся в настоящее время фирмой IAI в качестве летающей лаборатории, а в 1992 г. было заключено секретное израильско-китайское соглашение о сотрудничестве в создании для КНР нового истребителя, известного как J-10, в основу проекта которого был положен самолет "Лави". Сообщалось, что изготовление первого опытного самолета будет производиться в Израиле, но его окончательную сборку планируется осуществить в Китае. Бортовое радиоэлектронное оборудование истребителя J-10 будет близко или аналогично БРЭО самолета "Лави".
Модификации:
Одноместный серийный истребитель;
Двухместный учебно-боевой самолет;
J-10 - китайский вариант истребителя "Лави".
Размеры
Размах крыла 8,78 м; - длина самолета 14,57 м; - высота самолета 4,78 м; - площадь крыла 33,05 м2
Особенности конструкции
Самолет выполнен по схеме "утка" с близкорасположенным к крылу ПГО. Приблизительно 22% массы планера приходится на КМ (композиционные материалы). Крыло стреловидное (угол стреловидности 54 градуса по передней кромке). Однокилевое оперение и два развитых подфюзеляжных киля. Воздухозаборник подфюзеляжный нерегулируемый (подобен воздухозаборнику самолета F-16).
Летные характеристики
Максимальная скорость на высоте: 1910 км/ч;
Максимальная скорость на малой высоте с боевой нагрузкой 1100 км/ч; Боевой радиус действия (с вооружением, состоящим лишь из УР класса воздух- воздух) - 1850 км;
Максимальная эксплуатационная перегрузка - 9g.
Массы и нагрузки, кг:
- пустого 6942,
- максимальная взлетная 19277,
- топлива во внутренних баках 2721,
- топлива в ПТБ 4164,
- нагрузка на внешних узлах подвески 7257.
Оборудование
Самолет оснащен многофункциональной импульсно-доплеровской БРЛС Элта EL/M-2035, широкоугольным ИЛС с голографической оптикой, комплексом РЭП фирмы Элта. В кабине установлены три многофункциональных экранных индикатора (два монохромных и один на цветной ЭЛТ). БЦВМ Элбит АСЕ-4 (128k) сопряжена с остальными системами самолета шиной данных, выполненной в соответствии со стандартом MIL/STD-1553В. Имеется четырехканальная цифровая электродистанционная система управления фирмы Лир Сиглер/ МВТ.
Силовая установка
ТРДДФ Пратт-Уитни PW1120 (1 х 9350 кгс).
Вооружение
Встроенная 30-мм пушка (прицеливание осуществляется посредством нашлемного прицела), четыре подкрыльевых и семь подфюзеляжных узлов внешней подвески.
Зимой 1982 г. был подписан контракт с фирмой Пратт-Уитни о налаживании в Израиле на заводе в г. Бет-Шемеше (пригород г. Тель-Авива) выпуска по американской лицензии ТРДДФ PW1120. В январе 1985 г. был изготовлен натурный макет самолета "Лави", в августе 1985 г. завершилась постройка фюзеляжа истребителя, а в январе 1986 г. была выполнена стыковка фюзеляжа с крылом из КМ, поставленным фирмой Грумман. В конце 1986 г. на летающей лаборатории IAI "Уэстуинд" были начаты летные испытания РЛС EL/M2021B, предназначенной для использования на самолете. К концу марта 1986 г. фирма IAI завершила испытания моделей самолета "Лави" в АДТ (общая продолжительность 3600 ч). На стенде фирмы была проведена отработка топливной системы истребителя. В августе 1986 г. было принято решение об увеличении на первом опытном самолете площади элеронов на 15% по сравнению с первоначальным проектом, что было вызвано сомнениями в управляемости самолета при полетах на больших углах атаки. 31 октября 1986 г. состоялся первый полет первого опытного самолета "Лави" (продолжительность 30 мин, летчик-испытатель М. Шмуль). Двухместный опытный самолет был оборудован подвесным контейнером с измерительными и телеметрическими приборами. В 1987 г. начались летные испытания второго опытного самолета. Предполагалась постройка пяти опытных самолетов и одного планера для статиспытаний, а также 300 серийных истребителей (включая 60 двухместных УБС) для ВВС Израиля с началом поставок в 1990 г. и достижением начальной боеготовности в 1992 г. Объем летных испытаний оценивался в 1800 ч. Из-за чрезмерного увеличения стоимости программы, а также в результате давления с американской стороны в августе 1987 г. было принято решение об отказе от серийного выпуска самолетов "Лави". В качестве частичной компенсации за отказ от разработки нового самолета администрация США дала согласие на продажу Израилем Колумбии 14 истребителей IAI "Кфир" С.7 (ранее США отказывались выдавать экспортные лицензии для установки на самолеты "Кфир" ТРДФ J79). Несмотря на отказ от серийной постройки самолета "Лави", фирма IAI приняла решение достроить третий опытный самолет для использования его в качестве летающей лаборатории для отработки перспективных систем и оборудования. Первый полет новой летающей лаборатории состоялся 25 сентября 1989 г. Двухместный самолет предполагалось оснастить многофункциональными индикаторами и широкоугольным ИЛС с голографической оптикой.
Истребитель-бомбардировщик "Лави" выполнен по схеме "утка", с треугольным крылом и оснащен ТРДДФ Пратт-Уитни PW1120. В конструкции истребителя широко использованы КМ, доля которых составляет 22% по массе планера. Из углепластика выполнена обшивка и несиловые элементы конструкции крыла, киль, цельноповоротное ПГО, поверхности управления, крышки лючков. Стреловидность крыла по передней кромке 54°, на внешней части консолей крыла имеются предкрылки и секционные элероны.
Схема истребителя IAI "Лави"
Самолет имеет девять поверхностей управления: две консоли ПГО, два отклоняемых носка крыла, два внутренних и два внешних элевона, руль направления. Ожидалось, что реакция самолета на отклонение ПГО при управлении по тангажу будет на 0,5 сек меньше, чем у обычного самолета нормальной схемы. Мгновенная угловая скорость разворота у самолета "Лави" должна быть выше, чем у самолетов F-15, F-16, F/A-18 и "Мираж" 2000, скорость крена 300 град/с, максимальные эксплуатационные перегрузки +9 ... -3.
Система управления самолетом-цифровая электродистанционная с четырехкратным резервированием, созданная фирмами Лир Сиглер и МВТ. Для повышения живучести самолета БРЭО должно включать бортовую распределительную систему из 17 процессоров.
ТРДД PW1120 (1Х9350 кгс) разработан фирмой Пратт-Уитни. Его выпуск по американской лицензии в Израиле предполагала осуществлять фирма Бет-Шемеш. Двигатель разработан на основе ТРДДФ F100, устанавливающегося на самолетах F-15 и F- 16 (общность конструкции составляет 60%, в частности, конструкция газогенератора сохранена без изменений, поле скоростей на входе в воздухозаборник и ресурс горячих компонентов двигателя также не изменились). По сравнению с исходным двигателем, характеристики ТРДДФ PW1120 улучшены, в первую очередь, при полетах с малыми скоростями и на больших высотах. Расход топлива при ведении воздушного боя снижен на 12%. Воздухозаборник нерегулируемый односкачковый, по конструкции аналогичен воздухозаборнику самолета F-16.
Фирма Элбит разработала для самолета бортовую ЭВМ АСЕ-4, кабинные индикаторы, контроллер связного оборудования и систему управления сбросом вооружения. Объем, занимаемый ЭВМ АСЕ-4, в два раза меньше объема ЭВМ АСЕ-3, устанавливаемой на самолеты F-16 израильских ВВС; большее быстродействие (до 600000 опер./с) и больший объем памяти (128 Кбайт). Масса ЭВМ АСЕ-4 5 кг, расчетная средняя наработка на отказ 2500 ч. ЭВМ обеспечивает расчет данных, необходимых для выполнения боевой задачи, она связана со сдвоенной цифровой информационной шиной SMS-86, соответствующей стандарту MIL-STD-1553B. На самолете установлено связное радиооборудование Элта ARC-740, имеющее полностью цифровое управление и работающее в диапазоне UHF и ИЛС Тамам TINS 1700.
Кабина самолета оборудована многофункциональным цветным индикатором на ЭЛТ с теневой маской, разработанным фирмой Элбит, и двумя многофункциональными монохромными индикаторами израильской фирмы Астроникс, а также широкоугольным дифракционным ИЛС фирмы Хьюз (США). В состав БРЭО входит видеомагнитофон фирмы Астроникс. Фирмой Элоп разработан нашлемный индикатор с использованием волоконно-оптического кабеля, обеспечивающий монокулярное поле зрения 30°х30°. Использована система отслеживания ориентации головы летчика, обеспечивающая точность 0,2 мрад. Фирма Элисра разработала приемник системы предупреждения о радиолокационном облучении, превосходящий по своим характеристикам систему S-200, применяемую на израильских истребителях предыдущего поколения (система SPS-200, работающая в диапазоне частот 2-18 ГГц, обеспечивает круговой обзор).
Самолет оборудован системой дозаправки топливом в полете при помощи телескопической штанги.
Ручка управления центрального расположения (рассматривалась возможность использования боковой ручки управления).
Спинка катапультного кресла наклонена на 10° (от большего угла наклона было решено отказаться, так как израильские летчики при полетах на истребителях F-16 сталкивались с чрезмерным напряжением мышц плечевого пояса и шеи).
Предполагалось, что израильские фирмы Элта и Таман выполнят 60-70% всех работ по БРЭО самолета "Лави". Фирма Элта разрабатывала РЛС, систему РЭБ и связное радиооборудование. РЛС предполагалось создать на основе разрабатываемой в 1970-е годы фирмой Элта многорежимной импульсно-доплеровской РЛС EL/M-2035, близкой по характеристикам к РЛС AFG-68, установленной на истребителе F-16. РЛС имеет режим сопровождения на проходе и картографирования местности при доплеровском заострении луча. Максимальная дальность обнаружения воздушных целей 56 км.
Вооружение самолета включает пушку калибром 30 мм (прицеливание возможно при помощи нашлемного прицела). На четырех подкрыльевых узлах подвески возможно размещение УР класса воздух-земля, свободнопадающих бомб, НАР и ПТБ (на крайних подкрыльевых узлах). Под фюзеляжем имеется семь узлов подвески (один центральный и два тандемных) для размещения свободнопадающих бомб. На концах крыла установлены ПУ УР класса воздух-воздух ближнего боя.
Это сообщение редактировалось 21.08.2005 в 14:33