VooDoo> В Курской битве наша авиагруппировка насчитывала 1060 истребителей, 900 штурмовиков, 500 дневных бомбардировщиков, 400 ночных.VooDoo> 1007/199 истребителей (исправные/неисправные) 1206VooDoo> 756/78 штурмовиков 834VooDoo> 508/34 дневных бомберов 542VooDoo> 168/18 ночных 186VooDoo> 14/10 разведчиков 24
Это по какому источнику? И по каким подразделениям считали? Выделенные специально под Курск части АДД считали?
Я свои данные привел по монгографии
Кожевников Михаил Николаевич
"Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. " Писалась она по штабным документам ВВС РККА. В части оценки своих сил источник надежнейший.
VooDoo> Истребителей в полтора раза больше чем штурмовиков.
Это без учета бомберов. Могу еще посоветовать Кривошеева почитать.
Ошибка 404 тут есть табличка по наличию, поставкам и потерям различных видов боевой техники по годам войны. В том числе есть раскладка и по типам самолетов. Оттуда видно, что даже в 1945м соотношение истребители/ударники было 1.27:1 в пользу истребителей. Учитывая большую стоимость ударников, особенно бомбардировщиков, можно однозначно утверждать, что ударная часть советских ВВС стоила дороже, чем истребительная. Наибольшая доля истребителей как раз была на начало кризисного 1942г:их было почти в 2 раза больше, чем ударников, которых просто повыбивали и их численность сильно просела по сравнению с 1941ым. А дальше снова вернулись к этому соотношению. В 1944м только немного перераспредили соотношение внутри ударников: чуть больше в процентном отношении стало бомбардировщиков по сравнению со штурмовиками. Все-таки бомбежка переправ и железнодорожных узлов что со штурмовиков, что с ИБ - нездоровое занятие. Для этого нормальные бомбардировщики нужны. Однако как видите, никакого отказа от штурмовиков к концу войны и в помине не было. Всю войну шло наращивание их численности.
VooDoo> Если учесть, то разница будет меньше. Но все равно будет.
Як-9 стоил 163000 рублей. Ил-2 227500. Вот и считайте. По Курску даже по Вашим данным получается что штурмовая группировка дороже стоила, чем истребительная. Для справки так же цены на наиболее популярные бомбардировщики: Ил-4 800000р Пе-2 400000р. Посмотрите данные по тому же Кривошееву и оцените, сколько стоила ударная часть ВВС, а сколько истребительная.
VooDoo> Естественно без учета. Они здесь вообще не причем.
Почему ни при чем? По-Вашему получается что наши авиаторы посмотрели на ФВ-190 в качестве ИБ, поняли, что это немерянная круть, и вслед з анемцами бросились штамповать ИБ и основную часть ударов по наземке стали наносить с них. По Кожевникову однако видно, что это мягко говоря не так. Оказавшись в 1942м году в таком же положении, что и немцы к 1943му(т.е. противник повыбивал ударники и сделал условия для их работы невозможными) мы не стали, как немцы, мириться с таким положением вещей и штамповать ИБ, которые вроде как должны нормально летать в условиях господства противника в воздухе. Был выбран совершенно другой путь: нарастили производство двухместных Ил-2, которых проще чем одноместные защищать истребителям, и у которых больше шансов выполнить задачу при противодействии истребителей: им не надо при встрече с истребителями бросать бомбы и становиться в оборонительный круг. Двухместные Ил-2 могут продолжать пилить плотным строем к цели отстреливаясь из оборонительных пулеметов. Таким образом высвободив истребителей от решения штурмовых задач снизили их потери и дали им сконцентрироваться на завоевании господства в воздухе и прикрытия тех же Илов. В итоге если в 1941ом потери штурмовиков составляли 40% к ресурсу, то за 1942 они составили 20% к ресурсу. А ведь 1942 год никак не назовешь спокойным по сравнению с 1941ым.
VooDoo> Ну да. А потом они говорят, что немецкая истребительная авиация куда-то исчезла, но там, где она появлялась, обычно опять получалось все тоже самое, что и раньше.
Осталось только уточнить куда она могла так исчезнуть в 1942, что потери в процентах к ресурсу упали в 2 раза. Исчезли они либо на тот свет, либо на драки с истребительными заслонами, потому как наладили истребительное прикрытие.
VooDoo> Вы не поняли - немецкой ИА там почти не было (она как раз 3-му САК досталась). Там МЗА была основной проблемой.
Это как так, если они действовали по одним и тем же переправам? Или асы люфтваффе боялись связываться с более опытными пилотами 3го САК и на их перехват не летали? Типа "ну их нафиг - лучше счета на новичках набирать, а из 3го САК ведь и сбить могут"?
VooDoo> "Совершившим около 200 самолето-вылетов штурмовикам 17-й воздушной армии тем не менее не удалось сорвать переброску через Северский Донец частей 3-го немецкого танкового корпуса. Встреченные в воздухе "мессершмитами" и сильным огнем с земли Ил-2 понесли очень тяжелые потери. Достаточно отметить, что только одна 290-я шад недосчиталась 16 из 32 "илов", принимавших участие в этих налетах."VooDoo> 3-й САК 17 ВА включал в себя 207-ю иад и 290-ю шад. Как бы все.
202-ю бад и 5-ую гв.ШАД не считаем? И почему тогда немецкие танки вместо того чтобы обойти Прохоровку переправившись через реки попилили в лоб по узкому проходу между реками, просто напрашиваясь на неприятности? Понятно, что сейчас очень модно попинать наших дедов, мол не умели нифига воевать. Но в действительности то сложнее. Немцы все же боялись наводить переправы. Соверши тогда немецкие танки под Прохоровкой обходной маневр через реки - и еще неизвестно, как бы все тогда под Курском повернулось. Так что штурмовики 17ВА оказали прямое влияние на ход Курской битвы и, возможно, на ход мировой истории.
VooDoo> А разрушенные переправы - это "по докладам экипажей".
По фотоконтролю. В каждой группе был самолет фотоконтроля. Без фотоснимков боевая работа штурмовикам не засчитывалась.
VooDoo> А причина проста - полки 3го САК воевали с самого начала войны и уровень пилотов там был гораздо выше.VooDoo> Корпус может воевать и с начала войны, но это не значит, что пилоты там сплошь ветераны 41-го. Впрочем это не суть важно, т.к. 3-й сак был сформирован 10.11.1942 г. 290 шад - в действующей армии с 16.12.42.
Отсталось только посмотреть, что входило в 290-ую шад. Тогда окажется, что ее 299-ый ШАП - это бывший 299 ббап, который воевал с июня 41го. 625-ый ШАП сформирован в июне 41го на базе Энгельского ВВАУЛ, как 625-ый лбап. Только по 775ому у меня нет никаких данных.
То же и по другим дивизиям корпуса 207-ая иад - это бывшее управление ВВС 61-ой армии. Его 263-ий ИАП сформирован в августе 41го. 5ый ГИАП - вообще кадровая часть еще довоенных ВВС. Остальные полки были сформированы весной 42го и тоже имели достаточно богатый боевой опыт.
5-ая ГвШАД - опять же бывшее управление ВВС 58-ой армии. Полки сформированы весной 42го и имели боевой опыт. Опять же звание "гвардейской" было присвоено дивизии еще до Курска.
И наконец 202-ая БАД состояла из 39го БАП (кадрового бомбардировочного полка существовавшего еще до войны), 36 ГвБАП(переименован в гвардейский из 514го БАП в ноябре 42го. Надо полагать на за просто так. В 42-ом звания гвардейцев авансом не раздавали) и 797го БАП(вот по этому данных нет).
В 9ом же САКе все ШАПы были сформированы с нуля. Единственное светлое пятно - 295 иад имела в своем составе кадровые полки. Но при нулевой подготовке штурмовиков толку от истребителей было мало. Да и меньше истребителей в 9-ом САК было, чем в 3-ем. Возможно в этом и секрет того, что в 9-ом САК основной процент потерь пришелся на зенитки: более-менее опытные истребители сопровождения еще берегли новичков от немецких истребителей, но вот от зениток уберечь не могли и новички-штурмовики гибли там пачками. В то же время более опытные штурмовики 3го САК имея примерно те же потери от истребителей гораздо меньше теряли на зенитках за счет лучшей организации удара и лучшего индивидуального мастерства летчиков.
VooDoo> Я вам говорю, что у неприкрытых, одноместных Ил-2 41-го потери ниже, чем у 2-х местных, прикрытых, Ил-2 43-го.
Тогда как Вы объясните процент падения потерь к ресурсу с 40% в 41-ом до 20% в 42-ом? Разница-то только в том, что в 42-ом пошли двухмстные Илы.
VooDoo> На уровне стратегии - доведите уровень потерь до 100 вылетов на потерю.
Да хоть до 1000. Если самолетов 4 раза больше стало - кому на них летать?
VooDoo> У нас как раз активно разбрасывали все и вся. Правда в силу отсутствия выбора нежели по некому злому умыслу.
Можете посмотреть на allaces.ru . Дивизии, корпуса и ВА пертасовывали, а вот полки никогда не разбрасывали. Они обычно просто переходили полным составом из одного соединения в другое. Причем пертасовка закончилась где-то к середине 42го. Дальше даже корпуса особенно не перетряхивали. Либо создавали новый, либо добавляли новые дивизии к корпусам или новые полки к дивизиям.
VooDoo> Поговорим, равно как и о том, чего им удалось добиться.VooDoo> Пожайлуста. Потери Ju.87 в среднем по Курску и по 44-му году составляли порядка 100-120 вылетов на потерю.
По 44му верю, потому как в этом году Ю-87 стали использовать гл.образом как ночные бомбардировщики. У нас По-2 несли похожие потери. А по Курску - это из разряда баек.
VooDoo> Я даже больше скажу. 17 тыс. Як-7 стоят даже дороже 11 тыс. Ил-2.
Цены на самолеты я Вам привел 11 тыс Ил-2 стоят 2502 млн рублей 17 тыс Як-9 2771. Поровну практически. А мы еще не учитываем бомбардировщики, самый дешевый из которых - Пе-2 стоил 400тыс тогдашних рубликов. А Пе-2 ведь тоже по сути своей выполнял ту работу, которую немцам пришлось повесить на ФВ-190. Как то не заметно что-то, что в наших ВВС заразились немецким увлечением ИБ. Более того: как я уже сказал выше, мы оказавшись в таком же положении, что и немцы позже, в 42-ом выбрали совсем другой выход из ситуации: высвободили истребителей от функций штурмовки и дали им сосредоточиться на борьбе с авиацией противника.
VooDoo> Зато потом они меня послушали и стали избавляться от штурмовиков. И знаете что ? Стало значительно лучше . Хотя и по другим причинам...
Это при Хрущеве? Что было в 1945ом, наглядно видно по Кривошееву. Не видно там никак отказа от штурмовиков в пользу истребителей вплоть до конца войны.
VooDoo> Объясняю - "по моему" в тот период ИА должна вырывать из цепких лап агрессора завоеванное им превосходство в воздухе. ИА в принципе эти заниматься пыталась, но крайне неудачно. Бросать же ИА в подобной ситуации на атаку наземных целей - "по моему" бессмылица. И если мы отказываемся от попыток оспорить превосходство противника в воздухе, то отказ от ИА очень логичен. Следующий логичный шаг - камикадзе и одноразовые самолеты.
А не было отказа от ИА в 42-ом. Были просто жесткие меры по наведению порядка в ее действиях. А так же попытались вернутся к имевшемуся на начало войны соотношению ударники/истребители. Вот только основную долю ударников решили сделать штурмовиками: так во первых дешевле, а во вторых достигается наибольший эффект по линии боевого соприкосновения. Имея тяжелую ситуацию в воздухе, мы в первую очередь решили завоевать превосходство в воздухе хотя бы на узкой полосе фронта и поначалу там концентрировать все усилия, не размазывая оскудевшие резервы на всю глубину обороны противника. Это было дешевле и проще всего осуществить. А уже закрепив за собой линию фронта и выйдя из кризиса потерь, стали наращивать свои усилия вглубь обороны противника и соответственно стала расти доля бомбардировочной авиации. Немцы же влетев в кризис ударной авиации так и не смогли предложить ничего более толкового, как партизанские наскоки мелких групп ИБ. Организация же обеспечения действия нормальных ударников, таких как Ю-88, Ю-87 и Hs-129 оказалась для них непосильно задачей.
VooDoo> Нет, выбрали самое простое решение. В условиях кризиса подобные эрзац решения очень популярны. Это интернациональное.
Самое простое решение - это Су-2 с М-82, однако почему-то выбрали чуть более сложный Ил-2 с бронекоробкой и более дорогим мотором. А все просто - Су-2 штурмовать не мог. Низкий уровень потерь они сохраняли только при бомбометании со средних высот "на кого бог пошлет". Вот только эффект по переднему краю от таких действий был никаким: по бомбовой загрузке Су-2 далеко не В-17 и даже не Пе-2. При штурмовке же Су-2 несли потери еще большие, чем Илы, т.к. брони нема.
VooDoo> Какое же это ядро ВВС если оно не способно самостоятельно действовать ?
Такое же, как танки - ядро сухопутных сил. Танки обеспечивают прорыв обороны противника, а пехота их прикрывает от кандидатов в герои Рейха с "фаустами" и "коктейлями Молотова" наперевес.
VooDoo> Почему? Вы тут говорите о катастрофичных потерях и проблеме с подготовкой пилотов. JG54 теряла более 100 пилотов в год, т.е. каждый год по полному личному составу.VooDoo> Попробуйте, ради разнообразия, узнать количества подготовки пилотов в Германии. Удивитесь.
Что значит количества подготовки пилотов? Большие темпы подготовки пилотов при отсутствии заметного роста численности боевых частей - признак больших потерь.
VooDoo> Так то ситуация с нашими штурмовиками - не есть что то необычное: это война и все стороны несут тяжелые потери.VooDoo> Да нет. Катастрофа это когда одна шад теряет 56 машин за три дня, совершая 177 вылета.
Когда только одна шад несет такие потери, то для ВВС в целом это не катастрофа - это катастрофа только для комдива: поснимают нафиг и его и комполками и назначат более толковых. Т.к. при отстутствии и близко такого же уровня потерь в других частях занимающихся тем же самым это означает только одно: низкий уровень постановки боевой работы конкретно в этой части.
VooDoo> Рост - да, имел место быть. Особого снижения потерь не наблюдалось. Годовая статистика улучшалась в основном за счет спокойных участков фронта.
Еще раз см. Кривошеева. За 42-ой год статистика потерь по сравнению с 41-ым улучшилась в 2 раза. А 42-ом спокойных участков фронта не так-то просто еще найти. Лихорадило по всему фронту, а под Сталинградом, так и форменная мясорубка была.
VooDoo> Факт выполнения сухопутными войсками поставленной задачи, не рассматривался советским командованием как основной критерий эффективности действий авиации. Это не противоречит выдвигавшимся требованиям.
Если сухопутчики не выполнят свою задачу и при разборе полетов окажется, что причиной этому сильные бомбежки, то причастных к этому комполков а то и комдивов поснимают нафиг. Прецедентов полно было. У немцев хоть одного командира эскадры или группы сняли за подобное? А долбили их нещадно. Уже в 42-ом Сталинградский котел подвергся жесточайшим бомбежкам и воздушной блокаде. Это даже Бивер очень красочно описал, а его к друзьям СССР сложно отнести. Хоть кто-то из командиров ягд-групп за это наказание понес?
VooDoo> Соответственно по факту мы имеем раздельное рассмотрение действий сухопутных войск и авиации.
По факту, действия авиаторов разбирали сухопутные генералы и маршалы и по своему разумению вешали награды или срывали погоны. Воздушная армия напрямую подчинялась командующему фронта и тот своей властью мог вставить фитиль любому авиатору вплоть до командарма. А разумение у "сапогов" очень простое: бомбили немцев и не бомбили нас - молодец, бомбили нас и не бомбили немцев - к n часов на ковер, форма одежды парадная, штаны переодеть ширинкой назад. Бухгалтерия типа количества сбитых собственно комфронта интересовала мало. Если по балансу сброшенных/полученных на свою голову бомб комфронта был недоволен, то отчеты о сбитых авиаторы могли засунуть себе в одно место: от гнева комфронта их это никак не спасет. Поэтому фраза "погнался за сбитым" у наших авиаторов и считалась уреком.
VooDoo> Немцы же о таком только мечтать моглиVooDoo> О каком ?
О том, чтобы их фронтовая авиация так же тесно и оперативно работала с сухопутчиками и столь же была близка к их нуждам, как и наша со времен от Сталинграда и дальше. О том, чтобы сухопутные генералы ставить задачи авиаторам и координировать усилия авиации и сухопутных войск между собой. Чтобы Люфтваффе была там, где решается исход сражения, а не там, где им удобнее.
VooDoo> Люфтваффе ко второму периоду войны окончательно превратилось в оторванных от суровой земной действительности "космонавтов".VooDoo> Само-собой. Они были брошены на защиту первостепенных стратегических интересов Германии.
То бишь отправившийся в круиз по Европе советский колхозник на Т-34 - это не стратегические интересы Германии? А такой же колхозник в Восточной Пруссии - это тоже не ее стратегические интересы? Восточная Пруссия в итоге вообще исчезла с политической карты мира. Упрись там немцы и удержи они ее до момента капитуляции - исход мог быть иной.
VooDoo> Тем не менее на то, чтобы всей эскадрой сбежать к американцам, у них топливо нашлосьVooDoo> Они должны были совершить последний вылет в Кенигсберг ?
Именно. Это бы спасло жизни многим военным и гражданским, погибшим в Кенигсберге под советскими бомбами. А перелет к американцам на ходе войны не сказался никак. Просто немецкие асы сохранили свои шкуры.
VooDoo> Существующей гл.образом лишь в штабных отчетах немцев.VooDoo> Да нет. Все это очень хорошо отражено в советских отчетах. Причем они удивительно соответствуют немецким штабным отчетам.
В чем? В том, что регулярно количество наличествующей на данном участке фронта техники оказывается меньше, чем количество уничтоженной по рапортам немцев?
VooDoo> Это уже просто фантастика.
Прохоровка - фантастика? Это исторический факт вообще-то. Почему немцы залезли в эту узость? Почему они изменили себе и не стали искать обхода ни до, ни после сражения? Всего-то надо было организовать переправы через плевые, в общем-то, речушки. Кто им помешал? У них несколько дней на это было.
VooDoo> Как им "не дали" уже процитировано выше.
В смысле? Так не дали, что наши танки в Харьков въехали? Почему им Рудель, который бомой в глаз механнику-водителю попадал, не помешал? Тем более если у него потерь было по одной на 100 вылетов?
VooDoo> Можете кинуть что-нибудь на эту тему. [»]
Почитайте на досуге, а то мне лень всю книгу в топик перепечатывать.